- Технологическая карта 4 класс Праздник праздников, торжество торжеств план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Праздников праздник, торжество из торжеств» план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Праздников праздник, торжество из торжеств», «Ангел вопияше», конспект открытого урока по предмету «Музыка» 4 класс
Технологическая карта 4 класс Праздник праздников, торжество торжеств
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Знакомство с примерами духовной музыки, традициями празднования Пасхи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn._karta_muzyka_4.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету Музыка
4 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)
Тема: Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник.
познакомить учащихся с примерами духовной музыки, связанной с празднованием Пасхи.
- накопление первоначальных знаний о музыке;
- формирование уважительного отношения к истории Отечества, к вере, традициям русского народа;
- развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.
Тип урока: изучение нового материала.
- различать духовную и светскую музыку, посвященную празднику Пасхи.
- формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;
- формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
- развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования;
- выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.
- самостоятельно эмоционально воспринимать духовное и светское композиторское творчество;
- выявлять связь между жизненными событиями и музыкальной темой;
- высказывать свое мнение о содержании произведения.
Форма организации работы
коллективная форма: хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность;
фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение.
- Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2011 г.
- CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 4 класс»
- Фонохрестоматия. 4 класс;
- Фортепиано.
1.Организационный момент (1-2 мин)
- приветствие;
- проверка готовности к уроку
- приветствует учащихся
- проверяет готовность к уроку
- приветствуют учителя
- организуют свое рабочее место
2.Постановка учебной задачи
- создать мотивацию к работе на уроке;
- определить тему урока
- Показ пасхальных символов
- С чем связаны эти предметы, с каким праздником или обычаем?
- Чему посвящен наш урок?
- учащиеся рассматривают предметы – символы Пасхи,
- отвечают на вопросы учителя,
- формулируют тему урока
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
- Почему этот праздник так важен для людей?
- Рассказ о праздновании Пасхи
- Учащиеся слушают, дополняют рассказ учителя своими высказываниями,
- определяют суть праздника
4. Усвоение знаний и способов действий.
- Существуют ли музыкальные произведения, исполняемые в день Пасхи?
- учитель знакомит учащихся с жанром церковных песнопений – тропарем.
- учащиеся слушают объяснение учителя,
- записывают в тетрадь название произведения,
- читают текст тропаря в учебнике
- слушают музыкальное произведение
- анализируют средства музыкальной выразительности
5.Закрепление знаний и способов действий
- Знакомство с жанром духовной музыки: молитва
- «Ангел вопияше» Чеснокова В.
- А в концертном зале может исполняться церковная музыка?
- Некоторые композиторы сочиняли концертные произведения в церковном стиле, они называются духовная музыка, напоминают молитву.
- слушают объяснение учителя
- читают текст молитвы
- анализируют состав исполнителей
- прослушивают музыкальное произведение
- анализируют средства музыкальной выразительности
- высказывают свое эмоциональное отношение
6. Вокально-хоровая работа
развитие вокальных и музыкальных способностей и навыков учащихся
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2019/01/20/tehnologicheskaya-karta-4-klass-prazdnik-prazdnikov-torzhestvo
«Праздников праздник, торжество из торжеств»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Открытый урок по музыке в 4 классе. К учебнику Е.Д. Критской , Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_4_klasse.docx | 715.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ООШ с. Малая Боевка
Конспект урока по музыке
по теме: «Праздников праздник, торжество из торжеств»
Подготовил: учитель музыки И.А. Валуева
Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»
Цель урока: познакомить детей с пасхальными песнями, традициями; пробудить интерес к старинным русским традициям. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие.
Задачи : учить знать и понимать народные музыкальные традиции, религиозные традиции; развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению; воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа.
Материал к занятию: у каждого ученика по одному яйцу для раскрашивания, образцы узоров-символов, простые карандаши, фломастеры.
оборудование : проектор, синтезатор, компьютер.
— Сегодня у нас урок необычный, так как присутствуют гости.
Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
«Добрый день, добрый день,
Нам здороваться не лень.
Здороваемся с вами».
2. Вступительная беседа.
-Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, и вы скажете, о каком празднике мы сегодня будем говорить на уроке.
— Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?» (ответы детей)
— Верно – это Пасха.
— Сегодня наш урок посвящен самому главному празднику Русской православной церкви – Пасхе Христовой.
3. Постановка цели урока.
— Ребята, а что вы знаете о празднике Пасха? (возможные ответы детей)
-Я вижу, что вы многое уже знаете.
— А как вы думаете, что нового мы можем узнать об этом празднике на уроке музыки?
4.Изучение новой темы.
— А как по-другому мы называем этот праздник? (ответы детей)
— Верно – Светлое Христово Воскресение.
Церковь именует его «праздников праздник», «торжество из торжеств». (слайд 2)
В христианском календаре Пасха — самый главный праздник. Вообще Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес!
— Ребята, а как вы думаете, на Пасху в церкви звучит музыка?
— А вы можете назвать, как она называется? (возможные ответы ребят)
— Эта музыка называется песнопением.
— ПЕСНОПЕНИЕ – песня религиозного содержания.
Самым главным песнопением любого праздника является тропарь . (слайд 3)
Тропа́рь — это краткое песнопение, посвященное празднику .
Он исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами.
У праздника Пасхи есть свой тропарь. В нем всего три звука и исполнить его может каждый. Давайте послушаем.
5. Слушание: тропарь. (слова на слайде 4)
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
-Ребята, а кто исполняет тропарь? (мужской хор)
— Было ли музыкальное сопровождение у тропаря? (нет)
-Как называется такое пение? (А капелла).
— Православная церковь использует только хоровое пение — а капелла.
— Выберите слова, которые наиболее точно передают характер тропаря. (торжественно, величаво, празднично, религиозно)
— О чем этот тропарь? В чем его смысл?
— Христос воскрес из мертвых и тем самым показал нам, что умирает только тело человека, а душа его — бессмертна. И от того как жил человек на земле, душа его попадет либо в рай либо в ад.
-В пасхальном Богослужении кроме тропаря звучит красивая молитва «Ангел вопияше» (слайд 5). Она исполняется в храмах лишь 40 дней – в период от Пасхи до праздника Вознесения. По церковному уставу в другие дни ее исполнять нельзя. Эта молитва исполняется как бы от лица ангела, который, обращается к Богородице, восклицает: «Радуйся!». Давайте ее послушаем.
Слушание музыки: «Ангел вопияше». (слова на слайде 6)
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку (повторяет): радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Ангел восклицал Благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! И опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых; люди, веселитесь!
Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня; торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного
-Ребята, а кто исполняет эту молитву? (мужской хор)
— А какие слова, вы подберете, чтобы более точно передать характер молитвы? (спокойно, религиозно, таинственно).
— Давайте сравним эти песнопения. В чем их сходство и различие? ( сходство: исполняет мужской хор, одна и та же тема;
различия: у тропаря более торжественный, величавый, праздничный характер, у молитвы — спокойный, таинственный, нежный; тропарь исполняют только на праздник, а молитву — 40 дней после Пасхи).
6. Физкультминутка. (слайд 7)
Ангелы трубят о чуде (ладони раскрыты, большой палец одной руки соединен с указательным другой- имитация игры на трубе)
От земли и до небес. (наклоны головы вниз-вверх)
Радуйтесь, ликуйте, люди, (руки на пояс, повороты туловища вправо-влево)
Знайте же: (руки опущены вдоль туловища)
Христос воскрес! ( руки поднять вверх)
7. Вокально-хоровая работа (слова на слайде 8)
Разучивание песни «Пасху радостно встречаем».
а) исполнение учителем,
б) разучивание 1 куплета и припева,
в) исполнение детьми.
Пасху радостно встречаем
Слова В. Кузьменкова
1.Пасху радостно встречаем
И поем: «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»
«Он воскрес! Он воскрес!» —
Он воистину воскрес!
2.Чередой проходят годы
И под куполом небес
Воспевают все народы:
«Он воистину воскрес!»
3.Всюду радость и объятья
Брат, сестра — Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья —
Он воистину воскрес!
-Ребята, вы говорили о традиции красить яйца на Пасху, а вы знаете, откуда пошла такая традиция красить яйца? (слайд 9)
А традиция пошла вот откуда: на Пасху к римскому императору пришла Мария Магдалина с благой вестью: «Христос воскрес!»- сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо. Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда император это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!».
С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга особыми словами «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!»
8. Творческая работа учащихся.
— И на сегодняшнем уроке я хочу предложить вам собрать корзину с крашенными пасхальными яйцами. У каждого из вас есть раскраска пасхального яйца, вы её раскрасите, и мы сложим эти яйца в одну корзину.
(во время раскрашивания учитель сообщает о технологии раскрашивания яиц)
Наш урок подходит к концу.
— Что было для вас новым на уроке?
-Как называется музыка, которая звучит в церкви?
-С какими песнопениями мы познакомились?
-Что такое тропарь?
-Какими словами мы приветствуем друг друга в этот праздник?
Весна дарует Пасху,
Надежду и тепло,
Чтоб стала жизнь прекрасной
И чтоб во всём везло!
Пускай чудесный праздник
Удачу принесёт,
А горе и напасти
Навеки отведёт!
( раздаточный материал для самостоятельной работы)
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2016/09/14/plan-konspekt-uroka-po-muzyke-klass-na-temu
«Праздников праздник, торжество из торжеств», «Ангел вопияше», конспект открытого урока по предмету «Музыка» 4 класс
Конспект открытого урока по предмету «Музыка» «Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияше» Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи. Научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях; Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Пасхи; Развитие творческих способностей; Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребёнка; Выявить уровень знаний, умений, навыков по пройденному материалу. Развитие общих способностей на уроке музыки ( память, внимание, воображение, воля, мышление ( репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции; Музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память, виды музыкального слуха ( тембровый, динамический, ладовое чувство), музыкальное мышление; Воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки; Побудить к трудовой, исследовательской, творческой деятельности. Детские музыкальные инструменты. П.Чесноков Молитва «Ангел вопияше» ; Сергей и Людмила Ершовы « Звонят, звонят колокола»; Русские народные плясовые. Видеоролик «История возникновения праздника Пасхи» Иллюстрация древней фрески «Ангел» Иллюстрация «Церковные колокола» Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции. За окном весна, а это время года связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именуется « Праздников праздник, торжество из торжеств»! Может кто-нибудь из вас знает, о каком дне идет речь? Дети: Это — Пасха. Светлое Христово Воскресение. Учитель: (доска открывается- на ней тема урока) Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Празднование Пасхи- многовековая традиция. И сегодня мы узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресенье. Пасха — радостный и светлый день. Все события, связанные с ним- огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом? Просмотр видеоролика «История возникновения праздника Пасхи» Учитель: С древних времен человека интересовала волшебная жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижней -замыкала подземный мир. Пасхальное яйцо называют КРАШЕНКОЙ (Показ пасхального яйца). Считалось, что при помощи пасхального яйца получают облегчение от всех болезней и напастей. А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!»- ответным «Воистину воскресе!». В домах зажигали все свечи, лампы; ходили обязательно в гости- «христосоваться». ХРИСТОСОВАНИЕ- это обычай всеобщего троекратного целования На Пасху принято играть в игры ,петь песни, развлекаться. Чисто пасхальными были игры с крашенками. В эти игры можно поиграть и сегодня. Давайте и мы поиграем. ( Приглашаются 2 желающих. Соревнуются между собой, крутят крашенки на счёт 3, у кого яйца крутятся дольше, тот и выиграл) Игра «Бой крашенками» (2 играющих выкрикивают:«Раз,два,три! Моя Крашенка крепись!. Игроки бьются крашенками любой стороной, обычно острой. Чье яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл) Учитель: Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Все верующие собирались в эту ночь на молитву в храм. Давайте и мы не будем отступать от этой традиции и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении стоит очень красивая молитва «Ангел вопияше» (иллюстрации фресок «Ангел») . «Вопияше»- старославянское слово, оно означает –«восклицает». Молитва исполняется как бы от лица ангела, который обращается к Богородице, восклицая «Радуйся! И повторяет вновь (« и паку реку») «Радуйся!» Прослушивание П.Чесноков «Ангел вопияше» Учитель: Какие голоса исполняли эту молитву? Дети: Церковный смешанный хор и солист Учитель: Попробуйте подобрать слова, характеризующие эту музыку. В этом вам помогут «Словарики эмоций» (словарь Ражникова) Дети предлагают варианты ответов. Учитель: На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в КОЛОКОЛА. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон поучается особенным, его называют ПЕРЕЗВОНОМ. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно ученые установили, что музыка колоколов убивает микробы. Просмотр-слушание «Пасхальный перезвон» Какие колокольные звоны вы уже знаете? Дети: Набат, Благовест, Трезвон Учитель: Какие из них могут звучать на Пасху? Дети: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать только, когда случается беда-пожар, наступление врага и т.д. Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли ВОЛОЧЕБНИКАМИ. Слово это означает «поющие под окном», а обряд носит название « хождение волочебников». Давайте и мы с вами поздравим всех присутствующих здесь со Светлым праздником Пасхи красивой пасхальной песней. Исполнение «Звонят,звонят колокола» с использованием детских музыкальных инструментов. (вокально-хоровая работа) Учитель: У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы? В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину. А у нас на пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы них было столько внуков, сколько волос на голове. А у нас девушки на Пасху желают: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Ежели на Пасху девица локоть ушибет, значит ее вспомнил милый. А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной! А у нас на пасху весёлые хороводы водят! Учитель: В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры- пляски, веселые и задорные. Давайте и мы поиграем- попляшем. Игра-пляска «Передай платочек». Будем передавать с поклоном платочек. У кого платочек останется, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать «Барыню»! А мы похлопаем! Игра-пляска «Передай платочек» Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы: Как издревле праздновали Пасху на Руси, её традиции и обряды, песни и пляски) Какие пасхальные символы вы знает? (ответы: Куличи, крашеные яйца, люди восклицают «Христос воскресе!» и ответное «Воистину воскресе!») С какой красивой и светлой молитвой пасхального богослужения вы познакомились? О чём она? (ответы: «Ангел вопияше». Молитва исполняется, как бы от лица Ангела, который обращается к Богородице с радостной вестью о Воскрешении Христа и восклицает «Радуйся!») Мы познакомились с колокольным пасхальным звоном. Каким? Как он исполняется? (ответы: Пасхальный перезвон. Исполняется радостно, празднично. Звонят во все колокола.) Кто такие волочебники? (ответы: У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает «поющие под окном») Учитель: Наш урок подошёл к концу, и я хочу всех вас поздравить с уже наступившим Светлым праздником Пасхи, и сказать: «Прислушайтесь к своим сердцам, сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям! До новых встреч!» Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/%C2%ABprazdnikov_prazdnik_torzhestvo_iz_torzhestv%C2%BB_%C2%ABangel_214619.html Adblockdetector |