Праздник праздников торжество торжеств 4 класс

Технологическая карта 4 класс Праздник праздников, торжество торжеств
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Знакомство с примерами духовной музыки, традициями празднования Пасхи

Скачать:

Вложение Размер
tehn._karta_muzyka_4.docx 24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету Музыка

4 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)

Тема: Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник.

познакомить учащихся с примерами духовной музыки, связанной с празднованием Пасхи.

  • накопление первоначальных знаний о музыке;
  • формирование уважительного отношения к истории Отечества, к вере, традициям русского народа;
  • развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.

Тип урока: изучение нового материала.

  • различать духовную и светскую музыку, посвященную празднику Пасхи.
  • формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования;
  • выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.
  • самостоятельно эмоционально воспринимать духовное и светское композиторское творчество;
  • выявлять связь между жизненными событиями и музыкальной темой;
  • высказывать свое мнение о содержании произведения.

Форма организации работы

коллективная форма: хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность;

фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение.

  • Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2011 г.
  • CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 4 класс»
  • Фонохрестоматия. 4 класс;
  • Фортепиано.

1.Организационный момент (1-2 мин)

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку
  • приветствует учащихся
  • проверяет готовность к уроку
  • приветствуют учителя
  • организуют свое рабочее место

2.Постановка учебной задачи

  • создать мотивацию к работе на уроке;
  • определить тему урока
  • Показ пасхальных символов
  • С чем связаны эти предметы, с каким праздником или обычаем?
  • Чему посвящен наш урок?
  • учащиеся рассматривают предметы – символы Пасхи,
  • отвечают на вопросы учителя,
  • формулируют тему урока

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
  • Почему этот праздник так важен для людей?
  • Рассказ о праздновании Пасхи
  • Учащиеся слушают, дополняют рассказ учителя своими высказываниями,
  • определяют суть праздника

4. Усвоение знаний и способов действий.

  • Существуют ли музыкальные произведения, исполняемые в день Пасхи?
  • учитель знакомит учащихся с жанром церковных песнопений – тропарем.
  • учащиеся слушают объяснение учителя,
  • записывают в тетрадь название произведения,
  • читают текст тропаря в учебнике
  • слушают музыкальное произведение
  • анализируют средства музыкальной выразительности

5.Закрепление знаний и способов действий

  • Знакомство с жанром духовной музыки: молитва
  • «Ангел вопияше» Чеснокова В.
  • А в концертном зале может исполняться церковная музыка?
  • Некоторые композиторы сочиняли концертные произведения в церковном стиле, они называются духовная музыка, напоминают молитву.
  • слушают объяснение учителя
  • читают текст молитвы
  • анализируют состав исполнителей
  • прослушивают музыкальное произведение
  • анализируют средства музыкальной выразительности
  • высказывают свое эмоциональное отношение

6. Вокально-хоровая работа

развитие вокальных и музыкальных способностей и навыков учащихся

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2019/01/20/tehnologicheskaya-karta-4-klass-prazdnik-prazdnikov-torzhestvo

«Праздников праздник, торжество из торжеств»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Открытый урок по музыке в 4 классе. К учебнику Е.Д. Критской , Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_v_4_klasse.docx 715.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ с. Малая Боевка

Конспект урока по музыке

по теме: «Праздников праздник, торжество из торжеств»

Подготовил: учитель музыки И.А. Валуева

Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»

Цель урока: познакомить детей с пасхальными песнями, традициями; пробудить интерес к старинным русским традициям. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие.

Задачи : учить знать и понимать народные музыкальные традиции, религиозные традиции; развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению; воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа.

Материал к занятию: у каждого ученика по одному яйцу для раскрашивания, образцы узоров-символов, простые карандаши, фломастеры.

оборудование : проектор, синтезатор, компьютер.

— Сегодня у нас урок необычный, так как присутствуют гости.

Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

«Добрый день, добрый день,

Нам здороваться не лень.

Здороваемся с вами».

2. Вступительная беседа.

-Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, и вы скажете, о каком празднике мы сегодня будем говорить на уроке.

— Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?» (ответы детей)

— Верно – это Пасха.

— Сегодня наш урок посвящен самому главному празднику Русской православной церкви – Пасхе Христовой.

3. Постановка цели урока.

— Ребята, а что вы знаете о празднике Пасха? (возможные ответы детей)

-Я вижу, что вы многое уже знаете.

— А как вы думаете, что нового мы можем узнать об этом празднике на уроке музыки?

4.Изучение новой темы.

— А как по-другому мы называем этот праздник? (ответы детей)

— Верно – Светлое Христово Воскресение.

Церковь именует его «праздников праздник», «торжество из торжеств». (слайд 2)

В христианском календаре Пасха — самый главный праздник. Вообще Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес!

— Ребята, а как вы думаете, на Пасху в церкви звучит музыка?

— А вы можете назвать, как она называется? (возможные ответы ребят)

— Эта музыка называется песнопением.

— ПЕСНОПЕНИЕ – песня религиозного содержания.

Самым главным песнопением любого праздника является тропарь . (слайд 3)

Тропа́рь — это краткое песнопение, посвященное празднику .

Он исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами.

У праздника Пасхи есть свой тропарь. В нем всего три звука и исполнить его может каждый. Давайте послушаем.

5. Слушание: тропарь. (слова на слайде 4)

Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

-Ребята, а кто исполняет тропарь? (мужской хор)

— Было ли музыкальное сопровождение у тропаря? (нет)

-Как называется такое пение? (А капелла).

— Православная церковь использует только хоровое пение — а капелла.

— Выберите слова, которые наиболее точно передают характер тропаря. (торжественно, величаво, празднично, религиозно)

— О чем этот тропарь? В чем его смысл?

— Христос воскрес из мертвых и тем самым показал нам, что умирает только тело человека, а душа его — бессмертна. И от того как жил человек на земле, душа его попадет либо в рай либо в ад.

-В пасхальном Богослужении кроме тропаря звучит красивая молитва «Ангел вопияше» (слайд 5). Она исполняется в храмах лишь 40 дней – в период от Пасхи до праздника Вознесения. По церковному уставу в другие дни ее исполнять нельзя. Эта молитва исполняется как бы от лица ангела, который, обращается к Богородице, восклицает: «Радуйся!». Давайте ее послушаем.

Слушание музыки: «Ангел вопияше». (слова на слайде 6)

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку (повторяет): радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Ангел восклицал Благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! И опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых; люди, веселитесь!
Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня; торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного

-Ребята, а кто исполняет эту молитву? (мужской хор)

— А какие слова, вы подберете, чтобы более точно передать характер молитвы? (спокойно, религиозно, таинственно).

— Давайте сравним эти песнопения. В чем их сходство и различие? ( сходство: исполняет мужской хор, одна и та же тема;

различия: у тропаря более торжественный, величавый, праздничный характер, у молитвы — спокойный, таинственный, нежный; тропарь исполняют только на праздник, а молитву — 40 дней после Пасхи).

6. Физкультминутка. (слайд 7)

Ангелы трубят о чуде (ладони раскрыты, большой палец одной руки соединен с указательным другой- имитация игры на трубе)

От земли и до небес. (наклоны головы вниз-вверх)

Радуйтесь, ликуйте, люди, (руки на пояс, повороты туловища вправо-влево)

Знайте же: (руки опущены вдоль туловища)

Христос воскрес! ( руки поднять вверх)

7. Вокально-хоровая работа (слова на слайде 8)

Разучивание песни «Пасху радостно встречаем».

а) исполнение учителем,

б) разучивание 1 куплета и припева,

в) исполнение детьми.

Пасху радостно встречаем

Слова В. Кузьменкова

1.Пасху радостно встречаем
И поем: «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»

«Он воскрес! Он воскрес!» —
Он воистину воскрес!

2.Чередой проходят годы

И под куполом небес
Воспевают все народы:
«Он воистину воскрес!»

3.Всюду радость и объятья
Брат, сестра — Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья —
Он воистину воскрес!

-Ребята, вы говорили о традиции красить яйца на Пасху, а вы знаете, откуда пошла такая традиция красить яйца? (слайд 9)

А традиция пошла вот откуда: на Пасху к римскому императору пришла Мария Магдалина с благой вестью: «Христос воскрес!»- сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо. Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда император это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!».

С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга особыми словами «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!»

8. Творческая работа учащихся.

— И на сегодняшнем уроке я хочу предложить вам собрать корзину с крашенными пасхальными яйцами. У каждого из вас есть раскраска пасхального яйца, вы её раскрасите, и мы сложим эти яйца в одну корзину.

(во время раскрашивания учитель сообщает о технологии раскрашивания яиц)

Наш урок подходит к концу.

— Что было для вас новым на уроке?

-Как называется музыка, которая звучит в церкви?

-С какими песнопениями мы познакомились?

-Что такое тропарь?

-Какими словами мы приветствуем друг друга в этот праздник?

Весна дарует Пасху,
Надежду и тепло,
Чтоб стала жизнь прекрасной
И чтоб во всём везло!

Пускай чудесный праздник
Удачу принесёт,
А горе и напасти
Навеки отведёт!

( раздаточный материал для самостоятельной работы)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2016/09/14/plan-konspekt-uroka-po-muzyke-klass-na-temu

«Праздников праздник, торжество из торжеств», «Ангел вопияше», конспект открытого урока по предмету «Музыка» 4 класс

Конспект открытого урока по предмету «Музыка»

«Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияше»

Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.

Научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;

Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Пасхи;

Развитие творческих способностей;

Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребёнка;

Выявить уровень знаний, умений, навыков по пройденному материалу.

Развитие общих способностей на уроке музыки ( память, внимание, воображение, воля, мышление ( репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции;

Музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память, виды музыкального слуха ( тембровый, динамический, ладовое чувство), музыкальное мышление;

Воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки;

Побудить к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.

Детские музыкальные инструменты.

П.Чесноков Молитва «Ангел вопияше» ;

Сергей и Людмила Ершовы « Звонят, звонят колокола»;

Русские народные плясовые.

Видеоролик «История возникновения праздника Пасхи»

Иллюстрация древней фрески «Ангел»

Иллюстрация «Церковные колокола»

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.

За окном весна, а это время года связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именуется « Праздников праздник, торжество из торжеств»! Может кто-нибудь из вас знает, о каком дне идет речь?

Дети: Это — Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Учитель: (доска открывается- на ней тема урока)

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Празднование Пасхи- многовековая традиция. И сегодня мы узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресенье.

Пасха — радостный и светлый день. Все события, связанные с ним- огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?

Просмотр видеоролика «История возникновения праздника Пасхи»

Учитель: С древних времен человека интересовала волшебная жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижней -замыкала подземный мир. Пасхальное яйцо называют КРАШЕНКОЙ (Показ пасхального яйца). Считалось, что при помощи пасхального яйца получают облегчение от всех болезней и напастей. А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!»- ответным «Воистину воскресе!». В домах зажигали все свечи, лампы; ходили обязательно в гости- «христосоваться». ХРИСТОСОВАНИЕ- это обычай всеобщего троекратного целования

На Пасху принято играть в игры ,петь песни, развлекаться. Чисто пасхальными были игры с крашенками. В эти игры можно поиграть и сегодня. Давайте и мы поиграем.

( Приглашаются 2 желающих. Соревнуются между собой, крутят крашенки на счёт 3, у кого яйца крутятся дольше, тот и выиграл)

Игра «Бой крашенками»

(2 играющих выкрикивают:«Раз,два,три! Моя Крашенка крепись!. Игроки бьются крашенками любой стороной, обычно острой. Чье яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл)

Учитель: Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Все верующие собирались в эту ночь на молитву в храм.

Давайте и мы не будем отступать от этой традиции и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении стоит очень красивая молитва «Ангел вопияше»

(иллюстрации фресок «Ангел») .

«Вопияше»- старославянское слово, оно означает –«восклицает». Молитва исполняется как бы от лица ангела, который обращается к Богородице, восклицая «Радуйся! И повторяет вновь (« и паку реку») «Радуйся!»

Прослушивание П.Чесноков «Ангел вопияше»

Учитель: Какие голоса исполняли эту молитву?

Дети: Церковный смешанный хор и солист

Учитель: Попробуйте подобрать слова, характеризующие эту музыку. В этом вам помогут «Словарики эмоций» (словарь Ражникова)

Дети предлагают варианты ответов.

Учитель: На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в КОЛОКОЛА. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон поучается особенным, его называют ПЕРЕЗВОНОМ. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно ученые установили, что музыка колоколов убивает микробы.

Просмотр-слушание «Пасхальный перезвон»

Какие колокольные звоны вы уже знаете?

Дети: Набат, Благовест, Трезвон

Учитель: Какие из них могут звучать на Пасху?

Дети: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать только, когда случается беда-пожар, наступление врага и т.д.

Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли ВОЛОЧЕБНИКАМИ. Слово это означает «поющие под окном», а обряд носит название « хождение волочебников».

Давайте и мы с вами поздравим всех присутствующих здесь со Светлым праздником Пасхи красивой пасхальной песней.

Исполнение «Звонят,звонят колокола» с использованием детских музыкальных инструментов. (вокально-хоровая работа)

Учитель: У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?

В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

А у нас на пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы них было столько внуков, сколько волос на голове.

А у нас девушки на Пасху желают: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

Ежели на Пасху девица локоть ушибет, значит ее вспомнил милый.

А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной!

А у нас на пасху весёлые хороводы водят!

Учитель: В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры- пляски, веселые и задорные. Давайте и мы поиграем- попляшем. Игра-пляска «Передай платочек». Будем передавать с поклоном платочек. У кого платочек останется, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать «Барыню»! А мы похлопаем!

Игра-пляска «Передай платочек»

Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

(ответы: Как издревле праздновали Пасху на Руси, её традиции и обряды, песни и пляски)

Какие пасхальные символы вы знает? (ответы: Куличи, крашеные яйца, люди восклицают «Христос воскресе!» и ответное «Воистину воскресе!»)

С какой красивой и светлой молитвой пасхального богослужения вы познакомились? О чём она? (ответы: «Ангел вопияше». Молитва исполняется, как бы от лица Ангела, который обращается к Богородице с радостной вестью о Воскрешении Христа и восклицает «Радуйся!»)

Мы познакомились с колокольным пасхальным звоном. Каким? Как он исполняется? (ответы: Пасхальный перезвон. Исполняется радостно, празднично. Звонят во все колокола.)

Кто такие волочебники? (ответы: У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает «поющие под окном»)

Учитель: Наш урок подошёл к концу, и я хочу всех вас поздравить с уже наступившим Светлым праздником Пасхи, и сказать: «Прислушайтесь к своим сердцам, сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям! До новых встреч!»

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/%C2%ABprazdnikov_prazdnik_torzhestvo_iz_torzhestv%C2%BB_%C2%ABangel_214619.html

Читайте также:  Тема школьный праздник который вам запомнился
Оцените статью
Adblock
detector