Праздник русского языка сценки

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
классный час по русскому языку на тему

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»

(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 4

2013-2014 уч.год

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_prazdnika_russkogo_yazyka_2013-14.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»

(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках

Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 4

Учитель. Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Слово о словах: Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

Итак, поговорим о словах, сделаем их своими верными друзьями.

(11 класс исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Вед.1 Вот так говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»:«Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как — то называть, именовать». Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас. У каждого из нас есть имя . Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.

Вед.2 читает стихотворение М. Пляцковоского

Есть сладкое слово-конфета,

Есть быстрое слово-ракета.

Есть кислое слово-лимон,

Есть слово с окошком-вагон

Есть слово колючее-ёжик,

Есть слово промокшее-дождик.

Есть слово упрямое-цель,

Есть книжное слово-страница,

Есть слово лесное-синица.

Ест слово пушистое-снег.

Есть слово веселое смех.

Вед.3. Очень много пословиц о словах. Вспомним эти пословицы.

  1. Сердечное слово до сердца доходит.
  2. Приветливое слово и железную дверь отопрёт.
  3. Ласковое слово гнев побеждает.
  4. Малое слово большую обиду творит.
  5. Слово не воробей, вылетит -не поймаешь.
  6. Слово-серебро, молчание-золото.

Есть ещё одна мудрая пословица:«Хромое слово-кривая речь». Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

Вед.4 читает стихотворение В. Солоухина

Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком въётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Вед.5 Какими словами вы дарите радость родителям, друзьям, а какие слова ранят и огорчают их? «Радостные» слова: люблю тебя, моё солнышко, ты-настоящий друг, умница, молодец, горжусь тобой и т.д. «Огорчающие» слова: отстань, ты мне надоел, балбес, бестолковый и т.д.

Вед.6 Давайте пригласим на наш праздник этикетные слова, пусть они нас порадуют. Выходят ученики 5 класса и обращаются к детям, используя в речи этикетные слова: добрый день, привет, здравствуй; всего доброго, желаю удачи, до свидания; будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас; извините, не сердитесь и т.д.

Чем чаще, к месту, искренне будете употреблять этикетные слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться

Вед.7 читает стихотворение С. Острового

К словам привыкаешь день ото дня

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть

Вед.8 . А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте это стихотворение и найдите эти слова.

Повстречались в разговоре слово друг и слово враг .

Слово друг -любитель игр, а слово враг -любитель драк.

Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,

Потому что слово враг сразу драться предлагал,

Ну, а слово друг -играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссорится слова.

День и ночь , война и мир будут спорить что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей .

Ссориться не надо нам, не придется и словам.

Почему же некоторые слова «ссорятся» между собой? Они антонимы.

Вед.9 . Давайте отгадаем загадки. Отвечайте хором.

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)

Я антоним к слову смех, не от радости, утех,

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)

Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)

Вед.10 . А теперь вспомним синонимы

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)

На время что — то прекратив, мы называем … (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком — дают уставшим …(передышку)

Бывает, мы неправильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалоги:

«В кабинете врача» и «Телефонный разговор»

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Докто: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

Вед.11 Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.

Слово-это не пустяк.

В каждом слове свой костяк

Говорите и любите это чудо

В школе учат понимать,

Что словом нужно выражать

Доброту, тепло, любовь, заботу к людям

Не стесняйтесь говорить

И «спасибо», и «прости»,

И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».

Постарайтесь не грубить,

В своём сердце сохранить

Слово. Это то, что сердцем выражаешь.

(11 класс дарят гостям праздника и друг другу открытки-сердечки, подписанные словами: Люблю Вас; Уважаю; Признателен Вам; Спасибо за знания; Благодарю; Горжусь тобой; Вы — мудрая; Справедливая; Чуткая; Прости меня; Желаю здоровья; Будьте счастливы и т.д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст.

Отчет о мероприятиях, о количестве участников, призерах и победителях по русскому языку и литературе.

Данный сценарий урока для учащихся 3 класса составлен согласно требованиям ФГОС.

ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико — тематическая групп.

Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив.

Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Чер.

Материал для внеклассной работы.. Может быть использован для общешкольного мероприятия или в классе ко дню русского языка или во время проведения предметной Недели, а также для рабоы кружка или внеуро.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/17/stsenariy-prazdnika-russkogo-yazyka-slovo-o-slovakh

Сценарий праздника русского языка.

Праздник русского языка.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

— углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

— способствовать развитию интереса к родному языку;

— воспитывать бережное отношение к слову.

Ведущий 1. Добрый день! Мы рады видеть вас на празднике, посвящённом родному языку – главному достоинству нашего народа.

Ведущий 2. А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Ведущий 1. Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 2. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

Ведущий 1. Сколько замечательных слов сказано о русском языке!

Проведём конкурс на лучшего знатока высказываний о русском языке.Назовите авторов высказываний.

Русский язык богат и выразителен. (В.Г.Белинский).

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов).

С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский).

Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого (Ф.И.Буслаев).

Без всякой другой науки человеку ещё можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности. (И.И.Срезневский).

…человек чрез слово всемогущ;

Язык всем знаниям и всей природе ключ;

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слово всех и действиев пружина. (Г.Р.Державин).

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л.Успенский).

Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).

Ведущий 2 О языке народ сложил много пословиц и поговорок.

Чтец 1 «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки». «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Чтец 2 «Язык до Киева доведёт». «Язык без костей, что хочет, то и лопочет».

Чтец 1 «Язык говорит, а голова не ведает». «Язык голову кормит, он же и спину портит».

Чтец 2 «Язык мал: великим человеком шатает». «Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет».

Чтец 1 «Языком болтай, а рукам воли не давай». «Языком не спеши, делом не ленись». . Чтец 2 «Каков разум, таковы и речи». «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»

Ведущий 1. Сейчас прозвучат стихи о русском языке.

Чтец 3Александр Яшин «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Для больших и для малых стран

На братство дан.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чтец 4 Леонид Андреев «Русское слово».

Прежде, чем пушкинской стало строкою,

Было землёй оно, хлебом и потом.

С пахарем вместе шло за сохою

К новым свершеньям, трудам и заботам.

Разве когда-нибудь было забавой

Слово Некрасова, слово Толстого?

Русское слово и русская слава –

Это рабочая слава и слово.

Чтец 5 Николай Рыленков.

Горят, как жар, слов а

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

И сколько отдал им

Ведущий 2. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Ведущий 1.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Ведущий 2. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятниками культуры, в том числе по рукописям. Родной язык – это живая связь времён. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идёт –

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Ведущий 1 Если вы будете в своей речи употреблять меткие, краткие и образные выражения, то вас будут слушать с интересом.

Ведущий 2 Проведём конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например. «Провалиться на экзамене». «Плакать в жилетку». «Сесть в калошу». «Принять за чистую монету».)

Ведущий 1 У каждого фразеологизма свой смысл и история возникновения.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда и выражение засучив рукава — значит, усердно принявшись за дело. После работы, особенно зимой, рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и выражение спустя рукава — значит, небрежно, кое-как. Время истекло.

Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло.

Отсюда и выражение: сколько воды утекло с тех пор (как это было давно).

Ведущий 2 Задание залу. Назовите фразеологизмы со словами ноги, глаза, руки, язык, т.е. от головы до ног.

(Глаза боятся, а руки делают; язык до Киева доведет; держать язык за зубами; встать не с той ноги; куда глаза глядят; пустить пыль в глаза; хлопать глазами; глаза на лоб лезут; рукой подать; взять ноги в руки; язык проглотил; язык отнялся; на широкую ногу; под горячую руку; не оторвать глаз; лицо вытянулось).

Ведущий 1. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, язык невыразителен.

Разыгрывается сценка (два ученика).

Встретились в парке два приятеля.

— Как прошла экскурсия в музей?

— Ты, говорят, болел? Как сейчас себя чувствуешь?

Вот так поговорили!

Ведущий 2. Мы ходим в школу, чтобы учиться, стать грамотными, компетентными, эрудированными. Писатель Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» (18 век) в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Некоторые сцены пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).

Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.

Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Ведущий 1. А много ли Митрофанушек у нас среди знакомых, друзей?

Ведущий 2. Послушайте анекдотическую историю о мнимом грамотее.

(Три действующих лица: рассказчик, неграмотный и грамотей).

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:

— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

— Нет, не могу, нога болит, ему ответил тот. – Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

— Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня моё письмо никто не разберёт.

Ведущий 1. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных слов хлынуло в него. Много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде.

Ведущий 2. Ошибки в речи не только смешны, но и страшны. Ведь именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый из нас в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Ведущий 1. Вспомним стихотворение И.Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный речь.

Ведущий 2. В заключение прочитаем стихотворение поэтессы А.А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в суровые годы Великой Отечественной войны.

Источник статьи: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/154504-scenarij-prazdnika-russkogo-jazyka

Читайте также:  Этот праздник чудес детям очень нравится
Оцените статью
Adblock
detector