- Русская береза. Дерево вдохновения и поклонения
- ПРОЕКТ на тему: «Праздник русской березки» в номинации «Обряды, костюмы и традиции моего народа»
- Скачать:
- Подписи к слайдам:
- Подписи к слайдам:
- Праздник русской березки методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская береза. Дерево вдохновения и поклонения
С амое светлое дерево русского леса. У славян береза, если она росла рядом с домом, непременно считалась семейной берегиней. Да и сама языческая богиня Берегиня, по преданиям, принимала облик белоствольного дерева. Символ весны, чистоты и света из века в век почитали в обрядах. Берестяные грамоты стали бесценными историческими документами. О березе писали стихи и слагали песни.
Обряды. Береза — священное дерево языческой Руси. На рубеже весны и лета — на Русалочьей неделе, — по поверьям, в ветвях плакучих берез прятались русалки. В брянских селах до сих пор бытует обряд проводов русалки на Троицу. Русалку в образе соломенного чучела в женском платье с пением несут по селу, оставляют под березой, а на следующий день возвращаются с фигуркой в деревню. Судьба обережной куколки незавидная. После общего обеда чучело сжигают.
Берестяные грамоты. Уникальные исторические документы. Первая берестяная грамота была обнаружена в Великом Новгороде в 1951 году. В шестидесятых Новгородскую археологическую экспедицию возглавил известный историк и археолог Валентин Янин. На сегодняшний день расшифровано более 900 этих древнерусских документов. А сам бесценный материал для исследований стал музейным достоянием. Коллекция берестяных грамот хранится в Новгородском музее.
Высокий стиль. Береза может стать материалом для ювелира — если на дворе революционный 1917 год, а ювелира зовут Карл Фаберже. Одно из драгоценных пасхальных яиц знаменитого мастера было изготовлено из карельской березы. Оно так и называется — «Березовое». Березовые домики украшали и самые изысканные парки — в Гатчине, Кузьминках, Петергофе. Мода на парковые павильоны-сюрпризы была в России второй половины XVIII века. Скромные фасады скрывали роскошный интерьер.
Хоровод «Березка». В Русалочий день, или Семик, девушки шли в лес — завивать березку и плести венки, украшать деревце лентами и заводить хоровод с песнями. Славянские обряды сохраняются в наши дни в народных праздниках и на сцене. Самый знаменитый хоровод завела «Березка» в 1948 году. Под мотив русской народной песни «Во поле березонька стояла…» поплыли по сцене статные девушки. Хоровод исполняется по сей день, а сам ансамбль стал одним из символов России.
Песенное дерево. Тополь, рябина, клен. Песен на Руси про любое дерево хватит, но с березой может посоперничать, наверное, лишь елка. Стихи о белоствольном дереве выходят столь поэтичные, что композиторы не могут удержаться от соблазна положить их на музыку. И уж конечно, зелень лугов и белизна заснеженных полей, соединившиеся в одном дереве, вдохновляют на творчество — народ поет. К слову, и аккомпанемент без березы не обходится — у гармоники гриф для клавиш часто делают из березы: материал крепкий.
Береста — любимица резчиков. Мастера вырезают из разных пород дерева, но предпочитают мягкие, податливые. В том числе и березу. Древнее название «бересто» известно с ХV–XVI веков. Туеса из бересты брали в поле, и вода в таких сосудах держала холод. Тобольск, Томск, Прикамье, Вологда, Вятка. В каждой губернии были свои берестяных дел мастера. В калужском Доме мастеров и по сей день учат делать картины на бересте, а в мурманском Доме ремесел — плести из бересты.
Белый ствол и шапка зелени. Художественный взгляд на березу — в творчестве Шишкина, Поленова, Боголюбова, Куинджи. Саврасов в одной из своих самых известных картин «Грачи прилетели» показал березу по весне неказистую и даже мрачную. А вот «Февральская лазурь» Игоря Грабаря — с настоящим ощущением праздника. «Праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Грабарь говорил, что из всех деревьев средней полосы любит именно березы.
Береста музейная. «Сибирская береста» — первый в мире музей с коллекцией произведений современных народных мастеров и художников по бересте. В экспозиции собраны сотни экспонатов 35 народных мастеров России. Картины и иконы, сувениры, игрушки, посуда и украшения. В основе музейного собрания — личная коллекция Идеи Тимофеевны Ложкиной, чье увлечение берестяными работами выросло до масштабов музея.
Береза на экране. Превратить обычную березовую рощу в сказочный лес под силу лишь настоящему сказочнику. Александр Роу нежно любил трогательные белые деревца. В прихожей дома у режиссера была нарисована береза во всю стену. Рощи для своих сказок Александр Артурович снимал под Звенигородом. Деревню Гигирево даже прозвали Гигироу. Рассказчик для взрослых Василий Шукшин и его герой Егор Прокудин в «Калине красной» разговаривает с молодыми березками — символом чистоты и нежности.
Береза — поэтическая муза. Поэты «Страны березового ситца» восхищаются березой из века в век. «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось», — писал Пушкин о путешествии на юг в ХIX веке. «Принакрылась снегом, словно серебром», — восклицал Сергей Есенин — уроженец поэтичного села Константиново в ХХ столетии. И наши современники, в числе которых Андрей Дементьев, в долгу не остались: «Березы в ночи — как улыбки… Вот так улыбается Русь».
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/123749/russkaya-bereza-derevo-vdokhnoveniya-i-pokloneniya
ПРОЕКТ на тему: «Праздник русской березки» в номинации «Обряды, костюмы и традиции моего народа»
Проект о православном празднике Святой Троице и его символе — русской березке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_prazdnik_russkoy_berezki_chast_1.pptx | 2.65 МБ |
proekt_prazdnik_russkoy_berezki_chast_2.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ученицы 3 «В» класса Голышевой Полины Васильевны Руководитель : Бродулева Нина Валерьевна ПРОЕКТ на тему: «Праздник русской березки» в номинации «Обряды, костюмы и традиции моего народа»
Я очень люблю русскую берёзу. Именно она является олицетворением России, её поэтическим символом. Все мы знаем и слышали знаменитую песенку про берёзку, которая во поле стояла. А знаем ли мы, как она связана с великим праздником Святой Троицы?
Цель моей работы – приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков. Я считаю важным изучение этой темы, так как она дает возможность правильно понять и осмыслить традиции и обычаи своего народа. Не хочется быть «Иванами, не помнящими родства ».
Задачи проекта узнать об истории возникновения праздника Троица , выяснить какие традиции и обычаи сохранились в праздновании Троицы с древних времен, научиться работать с разными источниками информации.
Гипотеза В православных праздниках можно обнаружить отголоски древних верований славян (язычество).
История праздника Троица Праздник Троица берёт своё начало от Ветхозаветного праздника Пятидесятницы. В христианстве Троица является одним из двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Праздник Троицы установлен Церковью во имя единого бога в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа.
Сошествие Святого Духа считается началом христианской церкви.
Праздник Святой Троицы был введён в обрядовую практику Православной церкви не во времена Крещения Руси, а спустя 3 века, в самый расцвет русского Православия в начале XV века святым Сергием Радонежским и вскоре стал одним из главных и любимых на Руси.
Роль березки на празднике Святой Троицы В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. Ее символом стала молодая березка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В поверьях русского народа берёза выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Берёза на Троицу играла ритуальную роль — это как на новый год ёлка.
Берёза была символом стройности длинных девичьих кос, олицетворением красной девицы, а Троица на Руси издревле считалась ещё и девичьим праздником языческой златокудрой Лады — богини весны. Девушки в этот праздник готовились к выданью: надевали самые красивые наряды, заплетали ленты в косы и шли на гулянье.
В постную среду на Троицкой неделе деревенские девчонки семи – двенадцати лет собирались вместе и ходили заламывать березку. Березовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники. И начинали готовиться к четвергу-Семику: на длинные льняные нити нанизывали соломинки, фантики, лоскутки, запасали новый наряд.
В четверг с утра детям жарили яичницу давали с собой крашеные желтые яйца, и ребятня отправлялась в лес или на ополицу “ завивать” березку. Выбиралось красивое деревце, и его ветви завивались гнездышком, связывались попарно, заплетались косичкой, скручивались венком. На березку вешали приготовленные бусы, ленты, платки, украшали полевыми цветами.
В берёзовой роще устраивалась праздничная трапеза, где обязательно были блюда из яиц — яичница — глазунья или варёные яйца, как символ прихода лета, ясного солнышка, сначала угощали берёзку. После трапезы вокруг украшенной берёзки водили хороводы и пели песни, воспевающие берёзы.
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев.
После торжественной службы молодежь отправлялась развивать березку. Это нужно было сделать непременно, иначе, как считалось, березка может обидеться.
Обряд повторялся, с хороводом, песнями, трапезой. Потом березу рубили и с песнями носили по деревне украшенное деревце.
Наконец , березку развивали (“раздевали”) и топили в пруду или в реке. Считалось, что в этом случае березка отдает всю свою силу первым всходам на полях, способствует урожаю, а также благополучию людей.
Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом. На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца — сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. Главной приметой считалось, что до Троицы все должны были отсеяться и прекратить посадку в огородах. На Троицу дождь — много грибов. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот день освящают колодцы. От Троицы до Успения хороводов не водят. На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: «С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет». На Троицу совершали ритуальные обряды, привлекающие дожди. На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей. Приметы и обычаи праздника
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: больным на здоровье от тьмы свет (лучина, дрова ) дряхлых пеленание (берестой связывали битые горшки) людям колодец (березовый сок)».
Выводы Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и в то же время самым загадочным праздником на Руси. Удивительным образом языческие традиции переплелись в нем с христианскими идеями.
Работая над этим проектом, я прикоснулась к истокам русской культуры и традициям народного православного праздника Троица. Моя гипотеза полностью подтвердилась. Меня удивило, что сначала березку завивали, водили хороводы, устраивали около неё трапезу, а потом развивали березку и даже топили. Также я открыла для себя Интернет с другой стороны.
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/08/19/proekt-na-temu-prazdnik-russkoy-berezki-v-nominatsii-obryady-kostyumy-i
Праздник русской березки
методическая разработка на тему
Разработка развлечения для детей дошкольного возраста «Праздник русской березки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkoy_berezki.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник русской березки. ( Троица )
Цели и задачи: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.
Действующие лица: Рассказчица в русском сарафане, Берёзка, Леший, Заря – Заряница, сказочные герои: мышка, кошки, медведь, заяц. Площадка празднично оформлена.
Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёза стояла». Дети и взрослые собираются на площадке детского сада.
Как будто в свадебном наряде
Берёзка русская стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит,
Серёжки солнце золотит.
Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Её красавицей лесною
Зовёт недаром наш народ.
В ней столько нежности и света
И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Рассказчица: Сегодня мы собрались чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, а называется этот праздник – Троица или праздник русской березки, праздник, завершающий весенний период и знаменующий наступление лета, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной, зеленокудрой берёзке. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого и красивого древнего, русского праздника — Зелёных святок. Праздник Троица любимый праздник, он посвящён Богине Весны, победившей зиму.
Рассказчица. Заведём хоровод, чтоб радостным и весёлым был весь год.
Дети водят хоровод « Ой, вставала я ранешенько» (старшие, подготовительные группы)
. В старину много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.
1-й реб. Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
2-й реб. С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Рассказчица: отгадайте мою загадку.
— В белом сарафане
Встала на поляне.
Сели на косицы. (береза)
Рассказчица: встречаем нашу красавицу березку!
Березка: Это я, Березка в новом сарафане!
Хочется мне дети, веселиться с вами
С праздником вас дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
— Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Очень я к вам спешила, ведь сегодня такой замечательный праздник — Троица.
Рассказчица: Милости просим к нам. Березонька белая, березка кудрявая, а наши ребята ждали тебя и хотят своим хороводом порадовать.
Рассказчица. Заведём хоровод, чтоб радостным и весёлым был весь год.
Дети водят хоровод вокруг берёзки «Во поле береза стояла» (старшие, подготовительные группы).
1 Хоровод « Во поле береза стояла»
Березка: Берёзонька скрипела, добрых гостей созывала: «Приходите детишки ко мне гулять! Меня белую берёзу украшать», обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться.
Дети встают вокруг березки и поют: вот березонька стоит и на нас она глядит, косы в ленты заплела, сок березовый дала. 1,2,3 – ты к березоньке беги. Дети подбегают к березке и берутся за ленты, кому ленты не хватило выбывают из игры.
( из домика раздается храп).
Ведущая. Ой, что это? Кто здесь так храпит?
Леший. Это я старичок — Леший! Задремал в своем домике лесном (идёт к берёзе, любуется)
Ай да, берёзка, ай, да красавица! Молодцы ребята! Давно я не видел хороводов на поляне. У вас так весело, что и мне захотелось с вами поиграть. А вы ребята, уважите меня старого, поиграете со мной?
3 Игра «Гори – гори ясно»
Леший стоит в центре круга, дети взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором:
Чтобы не погасло.
(Леший со словами: «Раз. Два, три — беги! » догоняет детей, а они убегают от него, кого поймает Леший тот становится в центр круга, и будет догонять. Игра повторяется несколько раз)
Леший. Ну, вот я с вами наигрался. А за то, что вы со мной играли покажу вам лесную сказку.
4 Инсценировка «Лесные музыканты».
Леший: Собрались музыканты на зелёный лужок,
Принесли музыканты кто гармошку, кто рожок!
Под русскую народную мелодию выходят Мышка, Кошки (1-2), Медведь, Заяц ( дети в масках)
Леший: Сколько музыкантов – да каких талантов!
Мышка на пригорке
Пляшет возле норки,
Всех в округе веселит!
(Мышка играет на колокольчике и приплясывает.)
Две весёлых кошки
Взяли в лапы ложки.
Звонкие да расписные! (Кошки играют на ложках.)
Если в бубен бьёт медведь,
Бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него –
Не услышишь ничего!
(Медведь играет на бубне, приплясывает.)
Зайчик взял барабан!
Заиграл — и в тот же час
Все вокруг пустились в пляс!
(Заяц играет на барабане.)
Леший: понравилась вам моя сказка? Ох! Устал я! А позову- ка я сюда свою внучку, пусть тоже на берёзку полюбуется, да с ребятами позабавится.
(Леший играет на металлофоне. Появляется девица в красном сарафане)
— Я Заря — заряница,
Леший. Это внучка моя Зоренька! (Заря вокруг берёзки обходит, любуется)
— А какая она у меня затейница! Сколько она игр знает да потех!
Заря. Вы ребята умеете танцевать? Сейчас я посмотрю!
5Танец «По малину в сад пойдем». (дети импровизируют).
Заря. Молодцы ребята! А сейчас поиграем с моими цветочками!
6 Игра «Собери цветок» (дети собирают разбросанные лепестки в единый цветок) (младшие группы)
Заря: А у меня есть для вас еще игра. Хотите поиграть?
7 Игра «Заря – заряница» (старшие группы)
Дети стоят по кругу. Леший держа за ручку Зарю, ходит по кругу и говорит:
За водой ходила…
(С последними словами, Заря осторожно кладёт ленточку на плечо одному из игроков. После этого игрок берет ленточку и догоняет зарю. Заря занимает место игрока. Игра повторяется несколько раз)
Заря. Вижу, играть вы умеете. А не заскучала ли наша березка? Пора нам вокруг нее хоровод завести.
8 Хоровод «Ай, да береза».
Читает ребенок — Одарю берёзку алой ленточкой,
А ещё шёлковым платком,
Да лазоревым венком.
Березка: Девочки, подружки мои милые, становитесь в круг скорей, будем березу украшать, лентами атласными повязывать.
(Березка, Заря и девочки украшают берёзку ленточками)
Березка: А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…
Праздник весёлый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!
Леший. Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!
Здоровы, послушны и нас не забудьте!
Рассказчица: Сегодня у березки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам пришла пора прощаться. Украсьте своими ленточками березку на своем участке. ( дети расходятся по участкам и украшают березки ленточками.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника Троица. «Праздник русской березки». из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М.
Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки — Троица» Автор — составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие .
В последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русс.
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям православной культуры и народным традициям, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, играх).Участни.
Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа (знакомство с народными традициями).
Знакомство детей с христианскими праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Цель праздника: познакомить детей праздником «Троица», символом этого праздника берёзой; дать представление об обычаях, обрядах и народных наблюдениях, связанных с этим праздником.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/10/05/prazdnik-russkoy-berezki