Игрушкины потешки.
Мы живем в России – стране, где веками создавались замечательные народные традиции, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Народная кукла – это часть русской культуры. Из поколения в поколение создатели традиционной игрушки передавали свое мастерство и смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой народов нашей страны. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. 17 июля в детском саду «Теремок» работниками Валуевского сельского дома культуры было проведено необычное мероприятие под названием «Игрушкины потешки». Для детей была проведена познавательная беседа о кукольной истории, о том, что такое кукла, для чего она нужна. Ребята узнали, в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и из чего они были сделаны, и что каждая кукла имела свое предназначение. Самым интересны для малышей было изготовление куклы-оберега, где ребята приняли активное участие. А также научились одевать и пеленать кукол, в этом приняли участие не только девочки, но и мальчики. Дети не только играли в куклы, но и стремились повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало их к труду, творчеству к одному из главных достоинств самодельной игрушки
Источник статьи: http://spvaluevka.ru/page/igrushkiny-poteshki
Сценарий праздника «Русские игрушки»
Цели и задачи:
- привить детям любовь и бережное отношение к игрушке;
- познакомить с историей игрушки;
- вспомнить об очень старых игрушках и рассказать о них детям;
- вовлечь в творческую работу по изготовлению игрушек детей.
Оборудование:
- куклы русские народные,
- филимоновские,
- дымковские и другие,
- картинки,
- книги из серии “Природа славян”.
Ход праздника
Ученик. Как красиво и весело сегодня в зале! Как будто я попал в игрушечный магазин!
Ученица. И мне тут тоже нравится! Как-то на душе радостно! Такими игрушками торгуют на рынках, на ярмарках, я видела.
Ученик. Разве на рынках игрушками торгуют? Я думал, что там только картошку, морковку продают.
Ведущий. Конечно, овощи и фрукты продают на рынке. Но бывают такие рынки, где можно увидеть много интересных и необычных игрушек. Сегодня я вам о них расскажу: откуда они появились, кто создаёт такие игрушки и кто играет с ними.
Солнце яркое встаёт!
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются аилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки,
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша:
До чего же хороша!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки.
Покупайте их в подарки!
Дети. Ой, сколько здесь всего! Глаза разбегаются! Смотри- ка, Матрёшка!
— А здесь деревянные игрушки! А вот глиняные! Это же свистульки!
Ой, а вот игрушки из бересты! А это что? Юла!
Ведущий. Стойте-ка, ребята. Что, у вас глаза разбегаются от такого количества игрушек? Вы теперь поняли значение выражения “глаза разбегаются”? Это когда один глаз смотрит, например, на зайца, а второй косится на коня-качалку? Нравятся ли вам игрушки? Тебе, Саша, что больше всего понравилось? А тебе, Вика? Хотите узнать про эти игрушки интересное? Откуда они появились и как их делают?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянились немножко
Это русские …(матрёшки)
Девочки исполняют песню “Матрёшки” (слова И. Шигаева, музыка В. Гурьева). Танцуют.
Мы, матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём
Вшестером поём частушки,
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем:
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая,
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы все одна в другой.
Ведущий. Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии пустотелую куклу из дерева, в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. А.С.Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя.
Игра. Назовите старинные женские имена, которыми можно назвать куколок-сестёр. (Дуняша, Матрена, Маняша, Фёкла…) Сейчас Матрёшка символ России. Её очень любят разные народы, покупают и дарят знакомым и друзьям.
Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший,
И внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.
Ведущий: Сейчас речь пойдёт об этих чудесных игрушках. Это – дымковская игрушка. Послушайте сказку.
Жили-были сестрица Марьюшка и братик Ванечка. Как-то сидели они в лодке на берегу реки. Налетел ветер, подхватил лодку и пустил её по реке в неизвестное путешествие. Страшно Марьюшке и Ванечка, прижались они друг к другу. Марьюшка братика успокаивает: “Не бойся, Ванечка, ветра. Мы не сделали ему ничего плохого, он нас не погубит”. Ветру стало стыдно, он подогнал лодку к берегу и скрылся. А на берегу травы и деревья большие, и только далеко слышен стук топора. Пошли дети на стук топора и вышли к дровосеку. Рассказали ему про свою беду. Дровосек пожалел ребят, повёл их к себе в дом. Когда дети вошли в комнату, ахнули. Отовсюду на детей смотрели забавные зверушки. Все чистенькие, блестящие, разноцветные. Ванечка хотел взять одну из них, да не удержал. Упала игрушка и разбилась. Ванечка заплакал. Но в комнату вошла женщина с добрыми глазами. Успокоила она мальчика: “Не плачь. Меня зовут – Мастерица. Живу я в деревне Дымково. Я научу вас делать такие игрушки. Показала мастерица как из глины делать весёлых зверей, как раскрашивать их и как свистеть в свистульку – игрушку. “Чтобы оказаться дома, нужно свистнуть и злые чары сразу растают”! Марьюшка спасибо сказала, а Ванечка дунул в игрушку. Оглянуться не успели дети, как оказались дома. С тех пор в домах у русских людей всегда были свистульки-игрушки.
О филимоновской игрушке.
Ведущий. А вот здесь стоят игрушки тоже сделанные из глины. Но, посмотрите, какие это необычные животные: шеи вытянуты, раскрашены разноцветными полосками. А почему так? Раскрашивали в селе Филимонове Тульской области так игрушки неспроста. Опоясав игрушку кольцами, кружками, наши предки верили, что она становилась не только игрушкой, а — оберегом. В минуту опасности люди считали, что нужно быстро очертить вокруг себя круг, прочитать молитву и злые духи не смогут переступить черту и не смогут ничего плохого сделать человеку. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя нечисть. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым.
Игра. Кто свистеть умеет? Но не просто, а мелодию песни (любой) просвистеть надо в свистульку.
Ведущий. Молодцы! Много есть игрушек на нашем празднике. Отгадайте загадки:
Вот игра теперь для вас —
Стихи-загадки прочту сейчас.
Я начну, а вы кончайте —
Хором дружно отвечайте.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
А зовут его…(Петрушка)
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили…Глянь-ка!
Встал уж.. (Ванька-встанька)
Серый байковый зверушка,
Косоглазый, длиноушка.
Ты морковку ему дай-ка!
Вот обрадуется…(зайка)
Он и стройный, и красивый,
У него есть хвост, и грива.
Но скакать не может…Жалко!
Лишь качает …(конь-качалка).
Бочку за бочкой
Тянут из мешочка
Интересно всё же, кто
Победит сейчас в …(лото).
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые …(матрёшки)
Стреляет, как пушка,
Игрушка…(хлопушка)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная …(юла)
Ведущий. А сейчас я расскажу вам еще одну историю.
Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева “Ауку” – спеленатого младенца. Ребятишки поиграли с “Аукой” и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он “Ауку” и думает: покажу купцам, которые торгуют фигурками. Повез её. Купцу понравилось. Он купил куклу и заказал ещё несколько штук. Так появились в крестьянском быту деревянные игрушки: кони, зайцы, медведи, птицы. Иногда, игрушки делали “с движением”: плясуны, пильщики, кузнецы и др.
У славян игрушки всегда имели глубокий смысл. Особенно – разного рода куклы. Кукла оберегала, “хранила” ребенка, дом, род. Это куклы “берегини”, “пеленашки”, “лихоманки”, “обереги” (показать куклы). Считалось, когда дети много и усердно играли в куклы, в семье были прибыль и достаток, если же небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушка охраняет сон детей (до сих пор дети укладываются спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода.
А мальчики любят играть с мячом. Знаете ли вы, из чего делались мячи в давние времена?
Мячи делались из овечьей и коровьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок хорошо укатается, его бросали в кипяток и оставляли на полчаса. Потом вынимали, вновь катали и только тогда просушивали. Мяч получался легким, мягким, а прыгал, как резиновый!
Делали для ребятишек мячи из лыка. Резали ремешки из коры липы и плели.
Внутри их делали пустыми или набивали песком. Эти мячи были тяжелыми и не могли отскакивать от земли. Были мячи из кожи. Набивали их шерстью или конским волосом.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, игрушки, о которых мы сейчас говорили, для ребят какого возраста предназначались? А совсем маленьким детям игрушки нужны? Конечно, и малышам нужно играть. Делались игрушки – погремушки так:
Дедушка из бересты плел кубик, клал в него сухой горох или камушки. Иногда такую погремушку закрепляли на палочку. В ручку ребенку вложат, он и гремит, побрякивает, радуется.
Кур режут, горлышко (зоб) оставляют. Сушат, трут в золе. Оно делается тоненьким, очищается. Потом его надувают, бросают внутрь горох, завязывают. Погремушка готова! Горлышко у кур маленькое, погремушка получается как раз по кулачку ребенка.
Когда резали поросенка, то оставляли мочевой пузырь. Из него не только погремушку можно было сделать, а даже воздушный шарик! Сначала пузырь чистили, потом в золе раскатывали. Он становился большой, плотный. Чтобы запаха не было, его присаливали. Только потом высушивали. После просушки пузырь мяли, и он становился мягким и светился. Можно было бросать в середину камушки, пуговицы, горошины. Получалась большая погремушка. А можно было надуть пузырь, вот и шарик воздушный! Эти шарики раскрашивали красками, что одежду красят. Вот малым детям утеха была!
Ребята, подошла к концу наша прогулка по ярмарке. Много мы сегодня узнали об игрушках, в которые играли наши предки, когда были маленькими. Некоторые игрушки мы попробуем изготовить сами на уроках труда. А если вам стало интересно узнать еще об игрушках, я предлагаю вам посмотреть, почитать книги из серии “Природа славян”. Они на нашей выставке.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/517182
Урок изобразительного искусства в 1-м классе «Игрушкины потешки»
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- Познакомить детей с историей игрушки в России, с дымковской игрушкой.
- Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу
РАЗВИВАЮЩИЕ
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета
- творческие способности. Углублять эстетические познания о народном
- декоративно-прикладном искусстве.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- Воспитывать в детях чувство прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Для учащихся: игрушки из глины, которые изготовили на уроках технологии, гуашь, кисть
- Для учителя: игрушки (кукла-“полено”, кукла-“стригушка”, тряпичная кукла, матрешка, глиняная игрушка)
Ход урока
— Сегодня мы с вами окунемся в удивительный мир русской культуры. Познакомимся с русской народной игрушкой, с ее прошлым и настоящим.
КОРОБЕЙНИКИ: (задорно)
1. Здравствуйте, мальчишки-шалунишки!
2. Здравствуйте, девчушки-хохотушки!
1. Поудобнее садитесь. Веселиться не ленитесь!
2. Ждут вас шутки, озорство и улыбок штук по сто!
1. Ждут свистульки, погремушки
И начальник их – Петрушка.
2. Потанцуем мы немножко вместе с тетушкой Матрешкой.
1,2 Пожалеете едва ли, что на ярмарку попали! (задорно)
2. Поведем на этот раз об игрушках наш рассказ.
– Да и вы, ребята, сами не с пустыми же руками!
— Тот, чьи ушки на макушке, покажи свои игрушки!
(ребята показывают игрушки, которые принесли из дома).
2. Ну и ну! (хватается руками за голову)
Вот это да! ( удивляется)
Сколько ж вас пришло сюда?
И какие экземпляры: куклы Маши, куклы Лары, кукол Барби и не счесть. И матрешки – тоже есть!
Посчитать нельзя и за ночь…
1. Как живешь, Михал Иваныч? (к медведю)
Как успехи, Буратино? Что за чудная картина!
2. Ну, ребята! Ну, мальцы! Одно слово: “ Молодцы!”
К празднику, скажу вам лично, вы готовы на “отлично!”
1,2 Ну и мы не подкачаем. Так что смело начинаем.
Танец матрешек. (исполняют 4 девочки).
К концу танца появляется тетушка Матрешка.
Тетушка Матрешка:
— Я тетушка Матрешка.
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они – матрешеньки, и все они – милешеньки,
Все с аленькими щечками, под пестрыми платочками
Нарядные, пригожие. И каждая в корзинку
Набрала мне малинку.
Девица-Мастерица:
— Здравствуйте, дорогие! Здравствуйте, красавицы!
Какой же праздник без русской матрешки?
Проходите, устраивайтесь поудобнее.
— А кто это к нам спешит?
А, это наш весельчак и задира — Петрушка!
Ой, да он не один. Гостья не наша – заморская.
( Появляется Петрушка на скейтборде с Барби)
Сценка Петрушки и Барби
Петрушка:
(обращаясь к девице-мастерице)
Дай-ка гостьюшке водицы или чаю поднеси.
Барби:
Йес, гер Питр, гран мерси.
Девица-мастерица: (к Барби)
— Какое красивое на вас платье,
Совсем не похоже на наши сарафаны.
Петрушка:
Хоть она и “их” кровей, девка верная –ей -ей.
Чай, плохих не приведу.
Петрушка: Барби (представляется всем ребятам)
Барби: Хау ду ю ду.
Девица-мастерица.
— А имя-то у вас какое красивое!
Петрушка:
Вот уж бог не приведи, На матрешку погляди:
Расфуфырилась, как груша.
Матрешка:
Ну за что вы так, Петруша?
Петрушка:
Ладно! Чай, и я не лорд.
Матрешка: (показывая на скейтборд)
Петрушка:
Матрешка:
А на что сия потеха?
Барби:
Чтобы очень быстро ехать!
(обращаясь к Петрушке)
Прокатитесь-ка, сэр Пит?
Петрушка: (пробует, но падает)
— Не хочу, живот болит.
Девица-мастерица:
Дорогие гости! Пойдемте! Я вас устрою, с дороги умою.
А там честным пирком
Да за праздничек. (усаживаются)
(обращаясь к Петрушке)
— Петрушка, а это что у тебя такое, красивое, расписное? (указывая на большой ларец)
Петрушка:
— А это мой волшебный ларчик.
— Кто смел? Открывай скорей.
Ларчик открывается, звучит песня.
Девица-мастерица:
Давайте послушаем одну старую песню
(исполняется русская народная песня)
Девица-мастерица:
В те далекие времена света не было, люди жили бедно. Игрушечных фабрик не было. Ваши дедушки и бабушки были детьми. Вот тогда-то и родилась игрушка.
Девица-мастерица (обращаясь к Петрушке)
Итак, Петрушка, давай посмотрим, что лежит в твоем волшебном ларчике.
Петрушка: (достает табличку)
Для справки: “панка”, “пан”, “панья” — кукла, изображающая женскую фигурку, вырезанную из цельного куска дерева. Название происходит от ненецкого слова “панг”, что означает корень, ствол, стебель.
Девица-мастерица:
Петрушка, а что еще в ларчике?
Петрушка (достает табличку)
Для справки: “стригушка”, “стригунок” от слов “стричь”, “стригать” — кукла, связанная из пучка соломы и затем подстриженная понизу ножницами.
Девица-мастерица:
— А что еще в ларчике?
Петрушка: (достает табличку)
Девица-мастерица:
— Петрушка, а есть у тебя еще что-то в ларчике?
Петрушка (достает табличку)
Девица-мастерица:
— Ребята, отгадайте загадку:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Для справки: матрешка – разъемная, многоместная кукла, выточенная из дерева, изображает женскую фигуру в традиционном народном костюме.
Дуйте в дудки, Бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли Матрешки.
Трое водят хоровод,
А четвертая поет.
Шли Матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Три Матрешки, две Матрешки
И одна Матрешечка.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки Матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках. (авт. В.Берестов.)
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (авт. Петр Синявский)
Девица-мастерица:
Петрушка, а в ларчике у тебя еще что-то есть?
Петрушка:
(Звучит музыка. Появляются коробейники с латками,
на которых глиняные игрушки)
Коробейники: (звонко)
1. Наша хата утехами богата.
2. Расчески — гребешки, свистульки – петушки.
1. Покупай, мамаша, деточка-то ваша.
2. Пусть повеселится, потешится и порезвится.
1. Тушки – татушки – ребятам игрушки.
2. Глиняные зайчики — девочкам и мальчикам.
1. Кони вороные, гривы расписные.
2. Вот для Вас сердит и строг
Страшный зверь — единорог.
1. Всем по нраву глиняные забавы.
Вместе: Навались, покупай, на ворон не зевай!
Девица-мастерица: Ай да, молодцы! Сколько всего принесли. Прямо как на настоящей ярмарке.
Петрушка: (вдохновенно)
Глины я размял кусочек, получился голубочек.
Матрешка:
Петр Иваныч, не похоже.
Это ж слон с свиною рожей.
Петрушка: (обиделся)
— Кто бы это говорил? Это я с тебя лепил.
Девица-мастерица:
Не ссорьтесь, друзья! Помиритесь!
— А теперь посмотрите на доску.
Она наши игрушки увеличит, и вы увидите, какие они красивые. (На доске иллюстрации, рисунки дымковской игрушки)
— А какие цвета преобладают в этих игрушках?
— А для чего нужны яркие цвета?
Самостоятельная работа.
(звучат русские народные песни)
Итог урока.
Девица-мастерица:
Давайте рассмотрим ваши игрушки.
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Литература
Г.Л.Дайн. Русская игрушка. Альбом. – М.: Советская Россия, 1987.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/416514