Сценарий праздника «Посиделки в русской избе»
методическая разработка (2 класс) на тему
С песнями, играми, прибаутками и просто общением проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_f.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Посиделки в русской избе»
Перед входом в музей дети играют в русскую игру «Дядюшка Трифон». (Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.)
Звучит веселая мелодия, дети исполняют танец «Кадриль».
Выходит хозяйка и приглашает всех в избу на посиделки.
Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Домом жить – не лукошко шить!
2) Домом жить – не развеся уши ходить!
3) Домом жить – обо всём не тужить!
4) Дом вести – не лапти плести.
5) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
/ Исполняется песня «Русская изба», Музыка Евгения Птичкина
Слова Михаила Пляцковского/
Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Пора посиделок приходилась на самое вольное и сытное время года. Начинается оно сразу после летопровода 1 сентября и заканчивается, когда люди приступают к важным сезонным работам. Посиделки называют и иначе, кому как нравится: вечёрками, вечерницами, беседками и т.д. Итак, посиделки — это сборище молодёжи по осенним, зимним вечерам. Под видом рукоделья, пряжи, а более для забав, россказней и песен.
1-й чтец. На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Пожилых и молодых.
2-й чтец. При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались –
Без общенья жизни нет.
3-й чтец. А играли как? В горелки!
Их горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
4-й чтец. Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Для друзей и для гостей!
Песня “У нас нонче субботея”(русская народная песня)
Хозяйка: Посмотрите как много предметов в избе, необходимых для хозяйства. Ожидая вас, я в горшочке приготовила загадки, связанные с бытом русской старины. Только, куда он подевался? Сейчас поищу.
/Ходит по музею и ищет./
Ой! Горшочек кто-то держит.
Кузя (сидит в уголочке, накрыт платком — спрятан): Не отдам!
Хозяйка: Ой! Кто это? Выходи сюда! Чего прячешься?
Кузя: Кузьма — из домовых мы. Что ж ты, хозяюшка, меня не признала?
Хозяйка: Кузенька, прости меня, замешкалась я. Ребята! Это наш домовой.
Кузя: Да. Мы домовые, служим хозяевам. Дом охраняем и хозяйство сберегаем. Не даем его разбазаривать.
Хозяйка: Ну что ты, Кузенька, я не разбазариваю. Это ребята к нам в гости пришли и хотят узнать побольше о нашем быте. Отдай горшочек!
Кузя: Не отдам. А вдруг ребята его затеряют, тогда ищи – свищи!
Хозяйка: Кузенька, отдай горшочек! Ребята ничего не возьмут. Правда?
Кузя: А какую выгоду я в хозяйстве получу?
Хозяйка: А мы за каждую загадку тебе из горшочка будем копеечку давать.
Кузя: Вот это совсем другое дело! Прибыль будет.
Хозяйка: Кузенька, садись вместе с нами. Будешь мне помогать.
Кузя: Это мы с радостью!
– Мы будем с Кузенькой загадывать загадки, а вы отгадывайте и ищите этот предмет в нашей избе?
1. Стоит толстячок,
Всем чай пить велит. (Самовар)
2. Посуда не старая,
а вся в дырках… .(Сито, решето)
3. Черноват, худоват,
Без копыт, а рогат? (Ухват)
4. Черныш – загорыш!
В печь на ухвате, кашу варить. (Чугунок)
5. Стоит у печки нога,
А зовётся (Кочерга)
6. Не ботинки и не тапки,
А из лыка плетёные… .(Лапти)
7.На ней сидят, когда едят, А ночью на ней спят (Лавка)
8.Три братца пошли купаться
Два купаются, 3-й на берегу валяется.
Искупались, вышли, на 3-ем повисли. (Коромысло)
9.Там сохраняют квас, и молоко, и сливки
И долго там не портятся напитки. (Глиняный кувшин)
10.Он служит для сбора ягод
И хранения круп. (Туесок)
Хозяйка: Вот сколько нужных вещей в моей избе. Спасибо тебе, Кузенька, за то что все это бережешь и охраняешь.
Кузя: Работа у меня такая. / трясет горшком/ Вот и прибыль в дом!
Хозяйка: На посиделках женщины пряли, ткали, вышивали. Вот такое красивое полотенце соткали в старину из льняных нитей и вышили. А мужчины били баклуши, т.е. вырезали заготовки для деревянных ложек, делали глиняные свистульки, вырезали из дерева игрушки, расписывали доски, да прялки. И все это называется народные ремесла и промыслы
Девочка: Велика РОССИЯ наша
И талантлив наш народ,
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
/ Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню/
Хозяйка: Дальше бой скороговорок,
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать
(Раздаем написанный текст скороговорок, дети читают).
1. Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
2. Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
3.От топота копыт
Пыль по полю летит.
Дала сыворотку из под простокваши.
5. Коси коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
6. Вкусная халва — мастеру хвала.
7. У четырех черепашек четыре черепашонка.
Хозяйка: А какие же посиделки без частушек? В нашей Тверской области частушка славилась своей остротой, смелостью и особой любовью народа.
1. Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте – ка частушки.
Чтоб порадовать гостей!
2. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать-
Нас идёт четыре!
3. Мой милёночек не плох-
Посадил он мне горох.
Ну, а я для Сенечки.
Сею в поле семечки!
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили
5. Не хотелось выходить,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла-
Я не удержалася!
6. Если б не было воды-
Не было бы кружки.
Если б не было девчат-
Кто бы пел частушки!
7.По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал,
8.Расцвели девчонки наши,
Как ромашки на лугу.
А частушки распевают,
Словно пташечки в саду.
9.Слышал я от пацанов
Про какую-то любовь.
На девчонок я гляжу,
Ничего не нахожу.
10. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Позабавилась душа,
Эх, частушка хороша!
В избе молодёжь не ограничивалась песнями и плясками. Непременно играли в игры.
Игра «Золотые ворота» (Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».)
Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край весёлый наш чудесный,
Как и вся Россия-мать.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
Говорим мы: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
Хозяйка: Спасибо, ребята и гости дороги, что выслушали нас. Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа.
Приглашаем всех к нашему самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!
Приходите к нам в гости на посиделки в русскую избу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника проводов русской зимы — «Золовкины посиделки».
классный час по изучению народного фольклора.
Праздник является продуктом проектной деятельности учащихся в рамках изучения темы «Устное народное творчество». Подготовка к празднику проходит как на уроках литературного чтения, русского языка, окр.
«Семейные посиделки» праздник для детей и родителей. Как сохраняются семейные традиции. Вспомнить семейные песни, блюда кухни семьи. Познавательный интерес детей, узнать степень родства среди ро.
Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик.
Сценарий праздника по мотивам русского фольклора «Проводы Зимы. Встреча Весны».
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2017/10/18/stsenariy-prazdnika-posidelki-v-russkoy-izbe
Сценарий мероприятия «Русская изба»
Вероника Пестова
Сценарий мероприятия «Русская изба»
Цель: Формирование знаний о быте русского человека.
1. Познакомить детей с горницей, с предметами старинного русского быта (печь, половики, посуда, рушники, и т. д., рассказать о ее устройстве;
2. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Приоритетная область – социализация, формирование патриотических чувств.
Интегративные области: коммуникация; познание, формирование целостной картины мира; здоровье; музыка.
Предварительная работа: заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.
Оборудование: домовенок Кузя-кукла,иллюстрации с изображением быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар.
Словарь: горница, люлька, доброжелательный, почитание (родителей, сундук, полати, чугун, деревянные ложки.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Ход мероприятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатель (в русском костюме)начинает словами: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли».
Кузя: Здравствуйте, люди добрые! Честной народ заходи в мою горницу
Воспитатель: Подожди, подожди ты, что-то путаешь. В комнату. А что такое горница мы не знаем.
Кузя: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо — печкой. (Приложение № 1). (Все перечисленное сопровождается медленным показом). Заходите, люди добрые, ведь вы ко мне с добром! (дети садятся за столы).
Воспитатель: «Русские — народ доброжелательный». Как вы это понимаете?
Воспитатель: Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. (Приложение № 2). Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу. А знаете, помогали друг другу не только при постройке избы, но и в других больших делах.Например: сено косить или урожай собирать. (Приложение № 3). И никто, никогда в помощи соседу не отказывал.Потому что знали: сегодня я помогу, а надо будет — соседи мне в помощи не откажут.
Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. (Приложение № 4). В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи Дуняша сладко.
Воспитатель: Кузя, ты где? Надо же, пригласил нас к себе в гости, а сам исчез. Кузя домовой, а домовые любят пошутить. Ребята, а вам нравится в горнице у Кузи. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем?
Дети: Кузина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.
Воспитатель: Посмотрите, здесь много необычного, незнакомого нам. Я загадаю вам загадки, а вы найдите ответ в горнице. (Приложение № 5).
Воспитатель: Для чего нужно сито.
Ребенок: Моя мама муку сеет.
Воспитатель: Великан в углу.
Воспитатель:О ней говорили: «Печь — всему голова». Голова — значит, самая главная.Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А в старину батарей не было. Что тогда грело?
Воспитатель: Что нужно, чтобы печь грела?
Воспитатель: Да, печь и накормит, и обогреет.
А случалось,и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что еще можно сушить на печи?
Дети: Грибы, ягоды, травы.
Воспитатель: А еще, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться?
Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников — простуда пройдет.Вот почему говорят: «Печь — всему голова». А теперь поиграем в игру, которую играли в старину дети.
Дети стоят в кругу.
Правила игры: К верёвке привязывается мешочек с песком, дети стоят в кругу. По мере вращения мешочка, подпрыгивают, стараясь не задеть мешочек.
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается.
Воспитатель: Есть ли таков, как Иван Рудаков,
Сел на конь, да и поехал в огонь.
Воспитатель: На стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам — уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным останется.Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по раз-решению.
Самые старшие в семье — дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое, удобное место за столом, самое теплое место для сна. Где оно?
Воспитатель: Их даже папа с мамой во всем слушались, потому что любили, уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей.
А теперь поиграем.
Дети стоят в кругу.
По свеженькой росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Кто рассмеялся или заговорил, выходит в круг и танцует под музыку.
Воспитатель: Еще загадка
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине – огонь да вода.
Воспитатель: Ребята, а для чего самовар нужен
Дети: Из самовара чай пьют.
Кузя. А что-то песен у вас не слышно?
Воспитатель. Знаем мы, домовой шуточную песню.
Дети под музыкальное сопровождение исполняют песню «Валенки»
Слова и музыка неизв. автора
Русская народная песня
Валенки да валенки,
Ой, да не подшиты, стареньки.
Нельзя валенки носить,
Не в чем к миленькой ходить.
Эх, не подшиты, стареньки.
Ой ты, Коля — Коля-Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Не ходи на тот конец,
Ох, не носи девкам колец.
Чем подарочки носить,
Лучше валенки подшить.
Суди люди, суди Бог,
Как же я любила:
По морозу босиком
К милому ходила.
Эх, не подшиты, стареньки
Воспитатель: Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. Давайте мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давайте по-старинному русскому обычаю сделаем.
В старину, прежде чем сесть за стол, руки обязательно мыли, рушником вытирали,при этом приговаривали: (воспитатель моет руки)
Я вымою рученьки, нежные и белые,
Чтобы личико белело,
Чтобы солнышко хотело:
Меня чаем угостить
И за стол посадить.
Воспитатель: Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа. А сейчас Кузя приглашай наших гостей к самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!
— Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников (средняя группа). – М. : Вако, 2005. – 160с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.)
— Мое отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. И др. – М. : Издательство ГНОМиД, 2005. – 232с.
— Данилина Г. Н. Дошкольнику –об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» — 3-е изд., испр. и док. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
— Использование ресурса интернета.
Фотоотчет «Русский быт. Русская изба» Первый день проекта «Страна мастеров» был посвящен русскому быту, мы с ребятами отправились в путешествие в далекое прошлое. Мы познакомились.
Конкурс «Русская изба» (фотоотчёт) В ноябре 2015 года в нашем детском саду проходил конкурс «Русская изба», на конкурс были представлены избы изготовленые из различных материалов.
Конспект «Русская изба» Конспект НОД во второй младшей группе «Русская изба» Программное содержание: Дать представление о русской избе. Обогатить словарь детей.
Макет «Русская изба» Макет «Русская изба» Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию.
Мастер-класс «Русская изба» Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета «Русская изба», которую мы изготовили в рамках проекта.
Мини-музей «Русская изба» Мини-музей сделала на основе магнитной доски в виде домика. На картон наклеила магнитную доску,приклеила окна, крышу, трубу. Все детали.
Мини-музей «Русская изба» В моем детском саду есть мини — музей «Русская изба». Здесь собраны предметы старины (ухват, прялка, чугунок, печь, предметы искусства.
Наш мини-музей «Русская изба» оздавая мини музей на базе нашего ДОУ, мы предположили что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей.
Проект мини-музея «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Название проекта: Мини — музей «Русская изба» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность.
Уголок группы «Русская изба» Цель выставки: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/ruskaja-izba-436644.html