Сабантуй — что это такое? Определение, значение, перевод
Сабантуй это национальный праздник у тюркоязычных народов Поволжья, знаменующий окончание весенних полевых работ.
В переводе с татарского «сабантуй» означает «праздник плуга». У чувашей он называется «акатуй», а у башкир — «хабантуй». Этот праздник отмечался татарами и башкирами ещё до принятия ислама, поэтому его можно считать аналогом русской масленицы. Основными элементами сабантуя являются соревнования по борьбе, бегу в мешках, бегу с ложкой и яйцом в зубах и прочие экзотические спортивные мероприятия. Сегодня сабантуй празднуется в середине июня, сопровождается концертами и имеет статус национального праздника в Татарстане, Башкирии и Чувашии.
Сабантуй находится в списке: Культура
Вы узнали, откуда произошло слово Сабантуй, его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Сабантуй?» с друзьями:
И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте!
Что такое Скетч?
Английское слово sketch переводится как «эскиз» или «набросок». В русском языке оно означает как минимум.
Что такое Биониклы?
Биониклы это фигурки, которые выпустила компания Lego в далеком 2001 году. Само слово «bionicle» происходит.
Что такое Дрэг?
Английское слово «Дрэг» (Drag) в русском языке обычно служит для обозначения мужчины, переодетого в яркий.
Источник статьи: http://chto-eto-takoe.ru/sabantui
сабантуй бәйрәме
1 сабантуй
2 сабантуй
3 sabantuy
См. также в других словарях:
сабантуй — веселье, праздник, застолье Словарь русских синонимов. сабантуй см. праздник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
САБАНТУЙ — (от тюрк. сабан плуг и туй праздник) праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир … Большой Энциклопедический словарь
САБАНТУЙ — САБАНТУЙ, я, муж. 1. Традиционный татарский и башкирский весенний праздник. 2. перен. Шумное веселье (разг. шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
САБАНТУЙ — (тюрк. праздник плуга), праздник окончания сева у народов Поволжья … Этнографический словарь
сабантуй — (тюрк. праздник плуга), праздник окончания сева у народов Поволжья … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Сабантуй — ( башк. hабан туй, тат. Сабан туй, чуваш. Сапан туйĕ, Акатуй[1] «Праздник плуга») народный башкирский, татарский и чувашский праздник [2]. Похожие праздники существуют как у других народов Поволжья (марийцев, мордвы, удмуртов), так и у… … Википедия
сабантуй — (тюрк, сабан плуг + туй праздник) народный праздник у татар и башкир в честь окончания весенних полевых работ; перен. шумное веселье, застолье. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. сабантуй [тюрк. плуг + праздник] – национальный… … Словарь иностранных слов русского языка
сабантуй — я; м. [от тат. сабан плуг и туй праздник] 1. Народный весенний праздник у татар и башкир, посвящённый окончанию весенних полевых работ. 2. Шутл. Шумное веселье; пирушка, вечеринка. Устроить с. по случаю получения премии. В честь дня рождения… … Энциклопедический словарь
сабантуй — Заимств. в XIX в. из татарск. яз., где сабантуй «праздник весенней пахоты» сращение сабан «плуг» и туй «праздник» … Этимологический словарь русского языка
сабантуй — Так мы называем веселое застолье, пирушку, а в татарском языке, откуда позаимствовано это слово, сабантуй означает празник после окончания пахоты … Этимологический словарь русского языка Крылова
Сабантуй — ежегодный праздник тюркоязычных народов, посвященный нач. земледельческих работ, в XIX в. он устраивался до посевных работ. По сведениям С.И.Руденко, его справляли непосредственно после весеннего обряда каргатуй или в период между пашней и… … Уральская историческая энциклопедия
Источник статьи: http://translate.academic.ru/%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9%20%D0%B1%D3%99%D0%B9%D1%80%D3%99%D0%BC%D0%B5/tt/ru/
Значение слова сабантуй
Этнографический Словарь
(тюрк.— праздник плуга), праздник окончания сева у народов Поволжья
Тюркизмы в русском языке
м народный праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Сл. ин. слов, 1949 сабантуй; от тюрк. saban плуг и tuj праздник (Сл. Акад., 1962, 13, 26, 27); Фасмер, 3, 541. Тат. сабан туе сабантуй (татарский народный праздник) (Тат.-рус. сл., 1950, 206). Первая часть сабантуй означает плуг, вторая (туй) пир, пиршество, праздник. Каз., жирг. той (Юдахин, 1965, 742). Радлов сабан ту]ы праздник жатвы (4, 415, на сл. сабан в знач. III).
Уральская Историческая Энциклопедия
ежегодный праздник тюркоязычных народов, посвященный нач. земледельческих работ, в XIX в. он устраивался до посевных работ. По сведениям С.И.Руденко, его справляли непосредственно после весеннего обряда «каргатуй» или в период между пашней и покосами. В день праздника с восходом солнца дети, вооружившись длинным шестом, предназначенным для навешивания подарков, следуя от одного дома к др., часто непременно бегом, собирали хебэ — полотенца, платки, куски ткани и др. Значительное место на празднике занимали конные скачки (бэйге), обычно вокруг небольшого холма. Езда на конях, имитирующая ход солнца по небу, должна была способствовать быстрейшему росту и созреванию хлебов. Определенная роль отводилась самой молодой замужней женщине (она вручала подарки победителям и т.д.), в осн. этой традиции лежит вера в магическую взаимосвязь женской природы и плодородия земли. Чем веселее пройдут торжества, тем счастливее будет весь предстоящий г. Весь цикл празднеств насыщен действиями сакрального характера, направленными на обеспечение обильного урожая. С той же целью совершаются обществ. моления в день праздника. Аналогичные празднества приравнивались к брачным торжествам: проведение первой борозды являлось актом оплодотворения земли семенами, где плугу отводилась роль фаллоса. В этом отношении любопытно название сабантуй, переводимое не только как «праздник плуга», но и как «свадьба». Истинное значение обрядовых действий утрачено, и С. превратился в популярный праздник.
Лит.: Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. Ч. 2; Лепехин И.И. Записки путешествия академика Лепехина. СПб., 1822. Т.4; Худяков М.Г. Культ коня в Прикамье // Известия ГАИМК. М., 1933. Вып. 100; Янгузин Р.З. Дореволюционные земледельческие обряды башкир // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1980.
Источник статьи: http://znachenie-slova.ru/%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9
Сабантуй
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан — плуг и туй — праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.
Источник статьи: http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm
Вот он какой — Сабантуй!
Поговорим сегодня о таком празднике как Сабантуй. Откуда берет он свои истоки.
Сабантуй – это национальное народное гуляние в честь окончания весенне-полевых работ. Особенно ярко отмечают этот праздник народы Башкирии и Татарстана.
История появления обряда
Слово «сабантуй» переводится с тюркского языка как «Праздник плуга», когда все радуются окончанию весеннего посева, и можно немного расслабиться и отдохнуть.
Он имеет свои исторические обычаи, обряды. Он является любимым праздником и взрослых, и детей.
Изначально это мероприятие проводилось в виде определенного обряда с целью ниспослания хорошего урожая.
Первые упоминания об этом обряде указываются в 921 г. до нашей эры арабским послом, который бывал в то время на башкирских землях.
Народный праздник Сабантуй готовился заранее. Перед праздником по улицам ходили молодые парни с большой палкой и девушки с корзинками и собирали все, что нужно для устройства праздника, украшения для Сабантуя, а также призы. Они ходили с гармошками, распевали песни и плясали, а жители в это время выходили из домов, присоединялись к пляскам и выносили яйца, конфеты, платки, полотенца. Платки и полотенца привязывались на ту самую большую палку.
Состязания и народные игры
В этом празднике устраивались игры, состязания. Такие, например, как ходьба по неустойчивому бревну, борьба на бревне мешками, поднимание гири или тяжелого камня, подтягивание, ношение яйца в ложке, разбивание глиняного горшка с закрытыми глазами, найти монету в миске с катыком, причем окунув лицо в этот самый катык, бег с полными ведрами воды на коромысле; прыжки в мешках; парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.
Лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м было одно из экстремальных видов состязаний. Парни готовились задолго до праздника к нему, здесь нужна большая сила и выносливость. Да еще много разных веселых игр и шуточных состязаний. Участвовали все от мала до велика.
Основным состязанием были конные скачки, на которых участвовали не только юноши, но и совсем юные джигиты (были даже 6-7летние мальчишки). Они умело управляли своими скакунами и выигрывали скачки. За победу ребят награждали вышитыми полотенцами, а коней – яркими платками. Интересно, но и проигравших лошадей тоже не обижали, их тоже обвешивали разноцветными платками, т.к. говорят, что лошади понимают, что проиграли скачку, и даже плачут.
Еще одно большое состязание — куреш (борьба на поясах), которая проводилась между мужчинами разных возрастов. Цель соревнования — захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары — мужчины средних лет. Кульминация состязания — борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша – батыр – получает главный приз – живого барана.
Современный статус праздника
Это народное гуляние имеет свои неугасаемые обряды и традиции, но с современными тенденциями в его проявлении. Сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах по всей России. Он широко проводится в Москве и в Санкт-Петербурге.
Сабантуй официально имеет статус государственного праздника, он проводится в выходные дни. По нему издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица, продумывается сценарий, оформление праздника, приглашаются мастера искусств и культуры, а также официальные гости.
Проводится награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий. Введены новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие.
Угощения на празднике
Веселый народный праздник Сабантуй также полон традиционных яств. На Сабантуе обычно угощают татарским пловом на баранине, перемечами — нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки; бэлишем, а также чак-чак — традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.
А у вас проводят этот праздник и принимаете ли вы участие в нем?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ede8efef7ccae3c3f4ae2ef/vot-on-kakoi-sabantui-5f70aa7efde6297ce3558211