Праздник сабантуй у татар для детей
Сабантуй – является самым ожидаемым и любимым праздником татар. Его отмечают, когда заканчиваются весенние посевные работы. Из-за этого замечательный праздник каждый год выпадает на разные даты, чаще всего его отмечают в промежутке между концом мая и концом июня.
Когда наступает Сабантуй, начинаются народные гуляния и спортивные состязания. Самые сильные и ловкие принимают участие в борьбе за многочисленные призы. Например, в национальной борьбе под названием куреш, в которой надо повалить противника на спину с помощью широкого пояса или полотенца. Еще популярна борьба на руках, похожая нна современный армреслинг, распил бревна на скорость, перетягивание каната и даже ловля рыбы руками. Каждый может показать свои умения в той или иной дисциплине. Зрелищным и опасным соревнованием является залезание на верхушку столба.
Во время праздника всегда проводятся ярмарки, танцы, конкурсы талантов. Гостей Сабантуя угощают национальными праздничными блюдами.
Сабантуй — это праздник всего народа. Событие это всегда веселое и незабываемое. Участвовать могут все желающие, начиная от профессиональных спортсменов и заканчивая зрителями. Главное то, что принимают участие все желающие, и это делает праздник сабантуй по-настоящему веселым и непредсказуемым. Татары обожают Сабантуй, впрочем, как и люди других национальностей, которые всегда присутствуют на мероприятии.
Сабантуй является государственным праздником не только в Татарстане, но и в Башкортостане. Празднования начинаются вначале в малых городах и деревнях, а затем проходят в столицах республик, в Казани и Уфе. Но, праздник не имеет границ, мероприятие проводится даже в других странах, особенно там, где живет много татар. Поэтому Сабантуй можно назвать не только праздником веселья, но и праздником дружбы народов.
Источник статьи: http://2klass.ru/doklad/tradicii-narodov-rossii-dlya-detey-okruzhayushchiy-mir-2-klass-kak-tatary-prazdnuyut-sabantuy
Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
материал на тему
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskiy_natsionalnyy_prazdnik_sabantuy.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй» Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.
История происхождения праздника
В глубокой древности, когда еще не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак өсте», “печән өсте” (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая «сабан өсте» — весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев, эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй – один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжеской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.
Главное состязание Сабантуя – куреш – также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.
Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное – подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник – Джиен.
Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.
Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом – состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень – аксакалы, — договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «сөрән салу» или “сөрән” занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «сөлге җыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши, разъезжая по деревни на украшенных конях, выкрикивали : «Арапә! Арапә! Арапә!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материал и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся. Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культурного кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные , как яйца. Именно это часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.
Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба – куреш – и скачки.
До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.
Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет лбдей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.
Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для Всадников.
Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.
Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.
Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.
Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/11/22/tatarskiy-natsionalnyy-prazdnik-sabantuy
Сценарий татарского народного праздника «Сабантуй (Праздник плуга)» для детей старшей группы
Лилия Салтыкова
Сценарий татарского народного праздника «Сабантуй (Праздник плуга)» для детей старшей группы
Действующие лица: Ведущая- взрослый,Незнайка-ребёнок,дети, 4 девочки в татарских национальных костюмах.
Атрибуты: картинки, лошадки на палках, мешки, пластмассовые ведёрки, деревянные ложки, шарики для пинг-понга, канат, полотенце.
Продолжать знакомить детей с традициями, культурой и обычаями татарского народа, дать представления о празднике «Сабантуй»,
вызвать интерес к татарской культуре, татарской национальной борьбе и желание участвовать в состязаниях;
Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота и др., удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
Формировать умения изменять характер движений в зависимости от содержания музыкального произведения, добиваясь выразительности двигательных действий.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий.
Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Предварительная работа: детям даются сведения о том, что Сабантуй – самый яркий, самый весёлый и самый любимый праздник татарского народа.
С татарского языка переводится как праздник «плуга».
У слова «сабан» есть два значения – это плуг и весенний сев; «туй» — это праздник земледелия, почитания матушки Земли, день поклонения ей.
В этот день всё дышит красотой: и весенняя природа, и народ, словом, всё пронизывается духом праздника.
Прихорашиваются и деревни,и леса, и поля, и города.
Сияют они чисто вымытыми окнами домов, румянятся только что испечёнными пирогами. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.
Сабантуй начинается после символического ритуала: в деревянный плуг впрягают лошадь, и прокладывается первая борозда.
Праздник вступает в свои права.
Далее идет чествование отличившихся в труде. После этого организуются праздничные игры с состязаниями, песнями и плясками!
На этом празднике уж каждый сможет себя показать (рассматривание иллюстраций, чтение книг).
Дети старшей группы собираются на большом зелёном лугу. Перед началом ведущий напоминает об этом празднике.
Ведущий:
На веселый Сабантуй
Мы позвали всех друзей.
Будем петь и танцевать,
Дружно, весело играть.
(Выходят 5 детей)
1 ребенок:
Праздник, праздник к нам пришел.
Все об этом знают.
Всюду музыка слышна,
2 ребенок:
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым!
Пригодиться здесь сноровка
И отвага молодым.
3 ребенок:
Будем мы соревноваться,
Будем с вами мы играть,
Кто сильнее, кто быстрее,
Сможем мы сейчас узнать.
4 ребенок:
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй – ка в мешке
Пробежаться по траве!
5 ребенок:
Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбки, шутки пляс –
Всё здесь это есть сейчас
Все:
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
1. Звучит » Сабантуй» (Татарская народная плясовая)
Ведущая: Мы с вами собрались на зелёном лугу, на нашем детском майдане, чтобы поприветствовать летнюю природу, посоревноваться, повеселиться,
испытать свою смелость, ловкость и смекалку!
Ребёнок:
Наш Айрат наездник смелый,
На коне он скачет белом
Вьётся пыль из под копыт,
Грива у коня блестит.
1. Ведущая рассказвает что на празднике Сабантуй принято устраивать лошадиные скачки.
Игра»Наездники». Мальчикам дают лошадок на палке, по команде два соперника оббегают определённую дистанцию.
2. Ребенок:
Эй, джигиты, что сидите?
В поле все скорей бегите
Мы посмотрим кто быстрее,
Кто шустрее и смелее.
Игра-аттракцион «Кто быстрей донесёт воду в детских ведёрках», где посоревнуются девочки. Две девочки по команде оббегают определённую дистанцию с ведёрками, наполненными водой.
Звучит музыка и выходит Незнайка. Звучит песня из к/ф «Незнайка с нашего двора» слова Ю. Энтина, муз. М. Минков.
Незнайка: Здравствуйте ребята! А что вы сегодня празднуете? Что за праздник у вас?
Дети: Сабантуй.
Незнайка: А что это за праздник? Я о таком ещё не слышал, расскажите мне о нём.
Дети: Сабантуй – это татарский народный праздник- «праздник плуга». Его отмечают, когда заканчиваются весенние полевые работы.
Вот и мы хорошо потрудились на огороде и теперь веселимся.
Незнайка: А как вы тут веселитесь? Танцуете наверное?
Дети: Нет. В этот день принято устраивать различные состязания.
Ведущая: Вот и ты Незнайка присоединяйся к нам, прими участие в следующем соревновании.
Вот мешки я вам даю
Вы бегите по краю
Кто быстрее оббежит
Настоящий тот Джигит
3. Игра » Бег с мешками». Два соперника по команде залезают в мешки и бегут в них определённое расстояние.
Ведущая:
Мальчиков, парней, ребят
Вызываем на канат
Семь тут слева, семь тут справа,
Только мускулы трещат.
4. Игра » Перетяни канат». Две команды по равному количеству участников по команде тянут канат.
Ведущая: А сейчас ребята и Незнайка мы покажем главное соревнование Сабантуя-«Корэш» Борьба. Это борьба, где соперники обхватывают друг друга полотенцами, и победитель тот, кто поборит другого. А победителю достаёьтся главный приз- БАРАН.
2 мальчика имитируют борьбу для ознакомления остальным.
» Татарский народный танец» танцуют 4 девочки. Звечит тат. нар. песня » АПИПА»
5. Ведущая:
Вот по ложке вам ребята
Вы зубами их зажмите
Оббегите без оглядки
Шарики не пророните.
Игра » Бег с ложками». Два соперника по команде оббегают дистанцию с ложками во рту (на ложке мячик от пинг-понга, нельзя приедерживать руками.
6. Ведущая: А теперь я хочу проверить кто тут самый умный. Я загадаю загадки, а вы отгадайте.
Загадки:
1. Зеленеют луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться.
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
4. То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.
5. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Незнайка: Да ребята вы такие умные, смелые и ловкие. И с таким интересным праздником вы меня познакомили.
Ведущая: Да, наши ребята молодцы и ты Незнайка тоже, теперь ты знаешь про наш праздник » Сабантуй». Вы познакомились с Татарской культурой,
традициями и татарской национальной борьбой «КОРЭШ». Кто-то может пойдет на спортивную секцию по борьбе.
Мини-букетики из цветной бумаги Материал: полоски цветной бумаги длинной 25см, шириной 2см, Клей ПВА, клей-пистолет, шарики для пинг-понга, бисер, проволока, горшочки,.
Новая выставка в нашем саду. Фотоотчет. А у нас в садике новая выставка-музей. Это музей куколок в национальных костюмах. Открывая эту выставку мы знакомим детей с.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-tatarskogo-narodnogo-prazdnika-sabantui-prazdnik-pluga-dlja-detei-starshei-grupy.html