Праздник семик у славян

Семик

Дата в 2021 году: 17 июня , четверг (четверг перед Троицей)
Другие названия: Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг
Традиции: Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2021 году он выпадает на 17 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/semik

Семик

Праздник Семик после сева, когда солнце ставало на зной, и природа вступала в пору бурления, был у славян торжеством в честь солнечных богов. Семик – потому, что летописцы свидетельствуют о семи тысячах дней царствования Даждьбога. У солнечного Руевита (бог летнего разрушительного солнца у балтийских и полабских славян) было семь мечей.

Семик на Руси почти до ХІХ в. известен как языческий праздник Ярилы. Отмечали его в начале июня. Культ Ярилы – очень древний – идет от культа Рода и Рожениц. Семик выпадает на период

Зеленых святок. Ритуалами были песенные хороводы, во время которых целовались через венок, имитировали соединение солнца и земли, непристойно шутили, придавались любовным утехам.

Церковь подменила языческий постоянный календарь на сменный пасхальный, и праздник назвали в народе Семик, ибо празднуют его в седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. Семик открывает троицко-семицкий празднично-обрядовый цикл. В народном сознании он знаменовал собой переходный период от весны к лету, характеризовавшийся в природе пышным расцветом зелени. На Семик сеяли ячмень. Семицкие аграрные обряды и ритуальные действия – обход царины, гуляния и трапезы девушек и молодиц, чествование жита (ржи) как символа жизни, «вождение колоска», молодежные качели, хороводы с мотивами сева льна, проса, мака – должны были стимулировать посевы, способствовать будущему урожаю. Обряд «кумления» придавал девочкам-подросткам статус девушек на выданье, которые уже готовы продолжать род. Семик – единственный день поминания заложных мертвецов в семьях и на кладбищах с вселенской панихидой и ритуальной трапезой.

Читайте также:  Праздник день солнечного зайчика

После принятия христианства функции Семика с его ритуалами и обрядами в значительной степени переняла Троица.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Зеленые святки. Семик, Духов день. Русалии

Зеленые святки. Семик, Духов день. Русалии Праздник во имя Троицы введен в церковный обиход в начале XV в. преподобным Сергием Радонежским. Исследователи единодушны в своем мнении о дохристианском характере праздника. Проходит он на протяжении недели и включает в себя

XXVI. СЕМИК И РУСАЛЬНАЯ

XXVI. СЕМИК И РУСАЛЬНАЯ В память старой веры и дедовских обычаев за «неделею всех святых» сохранилось название «русальной», а последнее весеннее воскресение, на том же основании, именуется «проводами весны и встречей русалок». Весну, впрочем, провожают накануне начала

Семик

Семик Праздник Семик после сева, когда солнце ставало на зной, и природа вступала в пору бурления, был у славян торжеством в честь солнечных богов. Семик – потому, что летописцы свидетельствуют о семи тысячах дней царствования Даждьбога. У солнечного Руевита (бог летнего

Источник статьи: http://history.wikireading.ru/406987

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • история славян (1503)
  • в мире интересного (1036)
  • славянские традиции (974)
  • Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе (26)
  • славянский след в истории (597)
  • помоги себе сам (580)
  • родноверие (555)
  • мир природы (554)
  • актуальные темы (496)
  • мифы, легенды, сказки (481)
  • Северные сказки (68)
  • славянские сказы (9)
  • в мире прекрасного (467)
  • видео (462)
  • Родные Боги (452)
  • Боги-покровители славян (17)
  • здоровый образ жизни (429)
  • древняя история (360)
  • мир растений (356)
  • народная медицина (334)
  • славянская мифология (326)
  • музыка (307)
  • славянская музыка (73)
  • «Мельница», Хелависа (32)
  • Песни Николая Емелина (15)
  • Игорь Тальков (10)
  • бардовская песня (8)
  • Елена Камбурова (6)
  • песни для детей (5)
  • загадки истории (305)
  • лекарственные растения (295)
  • археология (272)
  • славянские праздники (271)
  • детям (249)
  • древние цивилизации (247)
  • в мире животных (204)
  • русский язык (192)
  • белая раса (184)
  • славянские символы, руны (170)
  • славянские художники (168)
  • Валентин Барсков. Чудесная вера славян. (7)
  • рукоделие, мастер-классы (151)
  • вязание (9)
  • рецепты (136)
  • наука выживания (126)
  • язычество (117)
  • славянские корни праздников (112)
  • книги (110)
  • фальсификация истории (109)
  • сад и огород (104)
  • геноцид русского народа (99)
  • славянская одежда (87)
  • художники-иллюстраторы сказок (74)
  • родовые поселения, экопоселения (72)
  • стихи (69)
  • Наши русские мультфильмы (65)
  • народные промыслы, ремёсла (57)
  • Азбука русского языка, буквари (53)
  • Волки (53)
  • загадки космоса (53)
  • легенды и мифы о цветах (52)
  • Ирландия, кельты (52)
  • Животные в славянской мифологии (51)
  • Михаил Задорнов (46)
  • космоэнергетика, эзотерика (43)
  • Сергей Алексеев (42)
  • С. Алексеев. Сорок уроков русского (13)
  • Сергей Алексеев. Изгой Великий (4)
  • Всё о Новом Годе (39)
  • история славян в кино (36)
  • деревянное зодчество Руси (34)
  • исторический ликбез (32)
  • Всё о воде (30)
  • русские сказки (к/ф) (25)
  • О вреде алкоголя и курения (24)
  • Мой родной край: Кубань, Темрюк, Тамань (22)
  • гимнастика для красоты и здоровья (21)
  • Князь Светослав (20)
  • психология, практики, техники (20)
  • юмор (17)
  • Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный букварь (16)
  • Учимся рисовать! (15)
  • А.И.Асов. Свято-Русские Веды. Книга Велеса (15)
  • Оформление, фоны (15)
  • Ведруссы (от Лады_Лялиной) (10)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

История праздника. Троица и Семик

Воскресенье, 03 Июня 2012 г. 00:42 + в цитатник


История праздника

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.

Читайте также:  Интервью с ведущими праздников


Острицкий А.Г.

Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.


А.Клименко. Венок на камень

Семик — седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.


Семик в Епифановском уезде Тульской губернии. Гравюра. Середина XIX в.

Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие — ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню.

Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! —

идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.


Анна Виноградова

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».


Семик в новой деревне. Лубочная картинка.

В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.

Читайте также:  Егор летов без праздника

Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Завивание берёзки — один из главных обрядов Семика—Троицы, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.
В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание — на Троицу. Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному нолю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут.


Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович.Венки васильков. Этюд

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.
На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.


А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Действия с березкой не всегда ограничивались ее завиванием и развиванием. В некоторых губерниях России березку срубали, украшали лентами, платками, цветами, носили по деревне под пение песен, устанавливали ее в центре деревни, а затем в день Троицы под пение песен снимали с березы все украшения и спускали ее вниз по реке
Кумление — один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста.


Д.О. Осипов. Две девушки в день Семика.1860-1870-е Масло.

Он проводился, как правило, в день завивания берёзки. Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги — подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» — косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления.


William Bouguereau (1825-1905)
Parure des Champs [The Jewel of the Fields]
Oil on canvas, 1884
64 1/8 x 35 3/8 inches (163 x 90 cm)
Museum Beaux-Arts, Montreal

Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались. Принято считать, что обряд кумовства скреплял половозрастной союз девушек, совершивших переход в брачный возраст.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post222605372

Оцените статью
Adblock
detector