Праздник середины зимы древних германских народов
Йоль | |
Йоль | |
Тип | праздник древних германских народов, неоязыческий |
---|---|
Дата | зимнее солнцестояние |
Связан с | Самайн — Йоль — Имболк — Остара — Белтайн — Лита — Лугнассад — Мабон • Мидсаммер, солнцестояние |
Йоль на Викискладе |
Йоль (др.-сканд. jól , др.-англ. ġéol ) — языческий праздник середины зимы у исторических германских народов и неоязычников. Исследователи связывают его с Дикой охотой, богом Одином и древнеанглийским праздником Модранит. С христианизацией терминология праздника была перенесена на Рождество.
Содержание
Традиции
Йоль — праздник Середины зимы [1] . В честь самой длинной ночи в году проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю и пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.
Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики и яблок, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.
По традиции, проводились пение языческого гимна, благословение деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.
Символика
Символика Йоля — йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечами, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.
Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочка дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.
Йольский светильник, является древним символом Йоля. Он был повторно введен в обиход неоязычниками в начале XX века, после того как была опубликована фотография обнаруженного в XVI веке образца. Самый старый из найденных башенных светильников из обожженной глины датируется эпохой Великого переселения народов.
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%99%D0%BE%D0%BB%D1%8C
Праздник середины зимы древних германских народов
Йоль | |
Йоль | |
Тип | праздник древних германских народов, неоязыческий |
---|---|
Дата | зимнее солнцестояние |
Связан с | Самайн — Йоль — Имболк — Остара — Белтайн — Лита — Лугнассад — Мабон • Мидсаммер, солнцестояние |
Йоль на Викискладе |
Йоль (др.-сканд. jól , др.-англ. ġéol ) — языческий праздник середины зимы у исторических германских народов и неоязычников. Исследователи связывают его с Дикой охотой, богом Одином и древнеанглийским праздником Модранит. С христианизацией терминология праздника была перенесена на Рождество.
Содержание
Традиции
Йоль — праздник Середины зимы [1] . В честь самой длинной ночи в году проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю и пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.
Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики и яблок, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.
По традиции, проводились пение языческого гимна, благословение деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.
Символика
Символика Йоля — йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечами, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.
Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочка дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.
Йольский светильник, является древним символом Йоля. Он был повторно введен в обиход неоязычниками в начале XX века, после того как была опубликована фотография обнаруженного в XVI веке образца. Самый старый из найденных башенных светильников из обожженной глины датируется эпохой Великого переселения народов.
Источник статьи: http://wiki2.net/%D0%99%D0%BE%D0%BB%D1%8C
Праздничный календарь германцев
Тацит утверждает (Germania 26), что у германцев было только три времени года: весна, лето и зима. В Книге Законов Исландии, появившейся через тысячу лет, сказано только о двух — зиме и лете. На самом же деле древние германцы скорее всего делили год на шесть частей, по шестьдесят дней в каждом, или, если угодно, на шесть сдвоенных месяцев. В эпоху викингов (после VIII в.) лето состояло из двух месяцев (в римском стиле), называвшихся Litha, а календарь Готской церкви VI в. называет римский месяц ноябрь первыми святками , из чего можно заключить, что были и вторые святки — декабрь. Англосаксонский монах Беда Достопочтенный в 730 г. также отмечал, что Litha — это июнь и июль, а Giuli — декабрь и январь. Таким образом, нам известны названия только двух из шести частей германского календаря. Шестеричный год германцев, с тремя главными праздниками, лежит в основе как юридического, так и учебного университетского года.
Год у германцев, как и у кельтов, начинался с наступлением зимы, с праздника, эквивалентного Самайну. В Германии и Франции этот праздник в конце концов слился с христианским Мартыновым днем (11 ноября), а в Англии — с Днем всех святых (1 ноября). Он знаменовал собой и начало финансового года: именно в этот день следовало платить церковные подати, равно как и выплачивать первую треть заработка служанкам и вносить первый взнос за аренду. В период от одного Мартынова дня до следующего происходили все назначения и подводились счета. В Скандинавии, куда зима приходит раньше, праздник назывался Зимние ночи ; его справляли в четверг между 9 и 15 октября.
Вторая часть года начиналась в середине марта (позднее ее стали приравнивать к Пасхе, середине Великого Поста или дню Св. Гертруды, 17 марта). Традиционные языческие элементы вошли и в христианские празднования Пасхи, например обычай красить яйца (заимствованный у язычников балтийского побережья) и готовить пасхального кролика или зайца (напоминающий о священных зайцах британских племен). В марте, или в Пасху, надлежало выплачивать вторую часть податей, осматривать и отбирать домашний скот. Март месяц знаменовал также начало второго этапа сельскохозяйственного года. В Голландии маем называли целых четыре месяца, от 15 марта до 15 июля (332; 45). В Скандинавии, где римско-христианское влияние начало проявляться только к 1000 г., год начинался в октябре, а второй праздник, проходивший через четыре месяца, назван в Саге о Св. Олафе днем главных жертвоприношений в Упсале в месяце Гой (февраль) . В течение недели были открыты ярмарки и базары, однако с приходом христианства ярмарочная торговля была перенесена на 2 февраля (День свечей) и продолжалась всего три дня.
Последний отрезок года начинался в середине июля (впоследствии он совпал с праздником урожая 1 августа). В Германии, Франции и Англии он по-прежнему остается важной юридической и сельскохозяйственной датой. До 1 августа не стригли овец, а в предшествовавшие ему недели отбирали слабых животных и откармливали их для продажи. В праздник урожая обычно заканчивался и летний выпас овец: словосочетанием земля дня урожая называли пастбище, взятое в аренду именно до 1 августа. В Скандинавии третья часть года начиналась на месяц раньше. Летом совершали жертвоприношения, дабы год подарил мир и изобилие ( Сага об Олафе Триггвасоне , гл. 74). Это происходило также в четверг, между 9 и 15 июня. В Исландии праздник стал днем ежегодной Генеральной Ассамблеи — Алтинга.
О германском делении года на две половины известно гораздо больше, поскольку скандинавский вариант сохранился вплоть до XII в. и нашел отражение в исландской Книге Законов. День лета, знаменовавший начало летней половины года, праздновали в четверг между 9 и 15 апреля, а наступление зимней половины года — между 9 и 15 октября. Позднее этот праздник ассимилировался с христианским Днем Троицы или Днями молебствий, а во Франции и Англии сохранил некоторые характерные черты кельтского Белтана. В средневековой Европе все городские счета велись от Мартынова дня (ноябрь) до Троицы (май), а затем от Троицы до Мартынова дня. Это продолжалось вплоть до XVI в., когда им на смену пришли Пасха и Михайлов день. Троицын день праздновали по классическим языческим традициям — с играми, процессиями, скачками на лошадях и пиршествами. Игрища Троицына дня сохранялись вплоть до Развитого Средневековья в качестве рыцарских турниров, столь хорошо знакомых всем читателям легенд о короле Артуре. На севере Англии и сегодня устраивают карнавалы с оркестрами, праздничными повозками и танцами девушек-цветочниц.
В эпоху викингов год делился уже на четыре части, но свидетельства о времени проведения трех или четырех праздников крайне скудны и неопределенны. Согласно скандинавским источникам, зимний праздник проходил между 9 и 15 января, в середине зимней половины года. В Норвегии христианский король Хакон Добрый (940-963) издал указ, по которому святки надлежало отмечать в тот же день, в который отмечают его прочие христиане; до этого же праздник устраивали в ночь hoku, в середине зимы, и он длился три дня . В традиционном календаре германцев святками назывался не праздник, а часть года в два месяца. Согласно Тилле (332; 194), Ynglingasaga не упоминает о святках ранее 840 г. — главными торжествами считались Зимние ночи середины октября. В период с 840 по 1000 г. Зимние ночи и святки упоминаются примерно с одинаковой частотой, а после 1000 г. святки становится уже главным праздником, что неудивительно, поскольку примерно в это время Скандинавия официально приняла христианство. Неизвестно, имел ли место языческий праздник в день зимнего солнцестояния.
Английский монах Беда Достопочтенный утверждает (730 г.), что у древних англов год начинался 24-25 декабря. Однако, он называет этот праздник не святками (поскольку святки для него — это два месяца: декабрь и январь), а Днем матерей . В VIII в. церковный год начинался с Рождества, но по римскому календарю, от которого произошел и церковный, год отсчитывался с январских календ. Все прочие источники свидетельствуют о том, что год в Северной Европе начинался с Зимних ночей или Самайна. Говорит ли Беда о неизвестном нам английском обряде, посвященном трем матерям-богиням? Возможно. Но, как полагает Тилле, он в равной степени мог говорить и о языческой адаптации христианского Рождества. В VIII в. был издан по крайней мере один церковный указ (Труллским собором в 706 г.), запрещавший некоторые особо грубые церемонии, устраивавшиеся верующими фанатиками в честь счастливого разрешения Богоматери от бремени. В честь последа Божьей Матери пекли круглые плоские лепешки, placentae, известные еще со времен римских семейных праздников. Ее днем был Сочельник. Еще в XIX в. в сельских районах Шотландии жители устраивали символическое представление, изображавшее рождение Христа. Кто-то из членов семьи вставал ранним рождественским утром и пек пироги, которые остальные члены семьи съедали лежа в постели. Таким образом, свидетельство Беды Достопочтенного о том, что год у германцев начинался в день зимнего солнцестояния, остается единственным и противоречит всем остальным источникам.
Обряды, совершавшиеся в середине зимы и соединившиеся с христианским Рождеством, были, как мы видели, северной адаптацией римских Сатурналий. Но день летнего солнцестояния, отмечавшийся в установленное время — 25 июня, уже на раннем этапе истории германцев стал популярным народным праздником. В средневековых текстах немецкое слово Sonnenwende всегда указывает на летнее, а не на зимнее, солнцестояние. В конце I в. н.э. германские части римской армии, стоявшей в Честерхольме, составили перечень припасов, приготовленных для праздника, который дошел до нас. В начале VII в. епископ Нойонский Элигий (Фландрия) осудил устраивавшиеся его паствой в день 24 июня песнопения и состязания по прыжкам (118; 7). В средневековой Германии в этот же день, получивший в христианской традиции название Дня Иоанна Предтечи, происходили веселья и пиршества. Особенно радовались ему мальчишки-подмастерья. В некоторых скандинавских поселениях традиционные подношения совершались не 9-15 июня, а в день летнего солнцестояния. На острове Мэн сохранился установленный еще викингами обычай каждый год 25 июня проводить заседания парламента на искусственном холме Тинвальд (равнина собраний). Влияние же христианства проявилось в том, что теперь каждый делегат носит в этот день веточку Св. Иоанна. В Скандинавии в честь середины лета и сегодня разжигают костры. Кроме того, в Северной Европе сохранился обычай спускать в этот день с холмов объятые пламенем колеса.
Источник статьи: http://pagandom.ru/religii-mira/verovaniya-germanskih-plemen/prazdnichnyi-kalendar-germantscev.html