Празднование в честь перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского 2021
Празднование в честь перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского в 2021 году:
В церковной традиции издревле принято посвящать религиозные праздники жизни и поступкам конкретных святых, обретению церковью целебных мощей известных чудотворцев. Это несёт в себе глубокий воспитательный и пропагандистский смыслы: с одной стороны празднования призваны наглядным примером сформировать у пасты естественные христианские добродетели; с другой — они укрепляют авторитет и веру в «богоизбранность» церкви.
Одним из ярких примеров здесь является празднование в честь перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского, которое отмечается РПЦ ежегодно 25 сентября (старостил. 11).
Историческая справка.
Преподобный Симеон родился в Российской империи в начале 17-го века в роду зажиточных дворян, сколотивших состояние на разработке сибирских рудников.
Несмотря на высокое происхождение, с юных лет Симеон стремился вести аскетический образ жизни. В тайне от отца он подрабатывал на его шахтах в качестве рядового добытчика и был вынужден скрывать от коллег по забою свое происхождение.
Когда в результате случая он был узнан, Симеон после долгого разговора с отцом, отправился в паломничество на Святую Землю.
По дороге он безвозмездно работал в крестьянских домах и делал пожертвования семьям, оставшимся без кормильца.
Со временем Симеон стал отличным мастеровым: он прекрасно ткал, шил шубы, освоил кузнечное и столярское дело.
Но для того, чтобы не тешить свою гордыню похвалами от благодарных хозяев, зачастую он оставлял свою работу немного не законченной, а пожертвования для страждущих отдавал не лично в руки, а через местную церковь.
Не знавшие об истинных мотивах святого люди, часто оскорбляли и даже били Симеона. Но он стойко и смиренно сносил все невзгоды и продолжал свой путь.
По возвращению из Афона и Иерусалима, святой поселился в хижине возле погоста села Меркушинское (совр. Пермский край), где и прожил остаток своих дней.
Святой активно проповедовал местным жителям, врачевал застарелые болезни молитвой и наложением рук, а также активно помогал по хозяйству любому попросившему.
Преподобный всю свою жизнь прожил в строгой аскезе: он потреблял лишь самый минимум продуктов необходимых для поддержания сил.
Вероятно, по этой причине он скончался весьма рано: 25 сентября 1704 года, прожив только 35 полных лет.
Жители деревни похоронили его на местном кладбище. Спустя год, они же чудесным образом обрели нетленные мощи Симоена, которые прославились множественными исцелениями.
Спустя 10 лет после смерти, преподобный Симеон был канонизирован и его останки перенесли из сельского храма в Верхотурский монастырь, где он иногда в молитве проводил по нескольку недель.
Описываемый праздник установлен именно в честь этого события.
Занимательные факты:
Почитание Святого Симеона помимо даты обретения мощей, празднуются Русской Православной церковью 31 декабря в «День Прославления» (канонизации);
Преподобный Симеон является «местническим» (признаваемым только одной церковью — в данном случае РПЦ) святым. Для паствы остальных христианских течений он является просто праведником;
На месте хижины святого в родном селе возведена деревянная памятная часовня.
Источник статьи: http://calend.online/holiday/prazdnovanie-v-cest-perenesenia-mosej-pravednogo-simeona-verhoturskogo/
Икона Симеона Верхотурского, о чем просят святого чудотворца и молитвы
К лику святых праведников относят тех, кто строго следовал законам праведной жизни, а после успокоения заслужил почитание и доверие верующих людей. Симеон Верхотурский – это святой праведник, которого Русская Православная церковь причислила к лику святых в начале XVIII века. С обретением мощей святого связано множество историй чудесного исцеления.
Биография святого
О жизни Симеона известно немного. Факты биографии перечислены в его житии, которое написано теми, кто знал о чудесах, происшедших с мощами после смерти.
Происхождение и детство
По повести, составленной современниками, можно судить о происхождении Симеона. Свидетельства, которые косвенно описывают жизнь праведника, утверждают, что мальчик родился в боярской семье. Он с детства не знал лишений, жил в достатке. Уникальность истории жизни Симеона состоит в том, что после смерти богатых родителей он покинул родовое имение и ушел на Урал.
Глухое место, которое находилось на границе между Сибирью и Уралом, под названием Верхотурье, встретило молодого человека настороженно. Местные жители не могли не заметить, что он отличается от простых крестьян своими повадками. Одновременно с этим Симеон не просил особого отношения, он жил в простой избе, подрабатывал портняжной работой, не гнушался делать тяжелую физическую работу на конюшнях и подворьях. В будущем Симеона часто называли Верхотурским – по названию местности, где он жил и был похоронен.
Житие и служение Богу
Молодой человек, который приехал на Урал издалека, не отличался ничем примечательным. Он ровно разговаривал со всеми местными жителями, он не заводил семью, не ухаживал за девушками на выданье. Единственное, о чем помнили его современники, это постоянное общение с ребятней. Симеон рассказывал им об Иисусе Христе, убеждал соблюдать праведные законы и не совершать греха. После того, как на селе была выстроена небольшая церковь, молодой человек стал много времени проводить там.
Кончина
Его кончина не была запоминающейся, как и жизнь. Пишут, что он умер на берегу реки. Его смерть была легкой и быстрой. Ко времени кончины молодому человеку не исполнилось даже 30 лет. Соседи похоронили его на кладбище Верхотурья так же, как хоронили всех верующих людей в то время.
Явление мощей
Прошло 50 лет с момента кончины прежде, чем стало ясно, что на земле Верхотурья жил настоящий праведник. Однажды гроб Симеона поднялся над могилой. Сквозь щели гроба местные жители увидели мощи, которые не были тронуты тленом. Это стало сигналом о том, что здесь похоронен святой человек.
Весть о появлении мощей разнеслась по всему Верхотурью. Никто не мог вспомнить, как звали похороненного. Однажды во сне митрополиту Игнатию, который служил недалеко от села Митрошино, явился ангел и поведал имя. С тех пор Симеона стали почитать как местного святого.
Мощи стали источником чудесных исцелений, Симеон Верхотурский стал почитаться как чудотворец. Сюда съезжались паломники со всех концов страны.
Где можно найти мощи
Мощи Симеона находились на территории Уральского храма, где произошло их освещение, вплоть до начала революции. После прихода к власти большевиков рака с мощами была безжалостно вскрыта. Останки передали в музей для создания антирелигиозной экспозиции. На территории краеведческого музея мощи находились до 1989 года. После постановления правительства СССР, по очередному обращению служителей церкви, мощи вернулись на малую родину.
Сейчас они находятся на Урале. Часть мощей покоится в храме Спаса Всемилостивого. Часть перенесена в Верхотурский монастырь, малые останки переданы Крестовоздвиженскому собору.
Иконография
Существует 3 типа изображений Симеона на иконах:
Изображение во весь рост. Значение при написании полотна имеют детали. Праведника изображают простым русским крестьянином. Его чистые одежды и лапти на ногах свидетельствуют о простоте жизни. На некоторых иконах дополнительно изображают небольшую фигуру Симеона, когда он сидит на берегу реки и ловит рыбу.
Изображение по пояс. Это один из вариантов иконографии, когда святой облачен в золотые одежды. Он предстает на иконе со свитком. Это свидетельство проповедования православия, призыв к обретению веры.
Изображение во весь рост. Праведника пишут как человека, повидавшего жизнь. Он стоит на берегу реки Урала, смотрит вдаль. Руки его заняты свитками. Вдали виднеются стены Верхотурского монастыря, который будет выстроен после его смерти. Это своеобразная связь времен, которая напоминает о том, что святой стал почитаться после кончины.
Особым уважением пользуются иконы первого типа. На них можно полностью «прочитать» житие Семена, там много мелких деталей. Некоторые полотна с элементами жития изображают момент обращения Бога к молодому человеку. Художественные источники объясняют этим явлением силу веры молодого человека.
Почитание и значение святого в православии
Наплыв верующих и паломников, которые услышали о чуде исцеления, свидетельствовал о народном уважении к праведнику. С годами слава и почитание его имени не померкли. Прославление отмечают 18 мая, обретение мощей – 12 мая и 12 сентября.
О чем просят у праведного Семена
Праведнику обращают молитвы дома или на территории храмов во время специальных молебнов. Виды просьб:
об избавлении от болезней;
от мужского бесплодия;
об избавлении от эпилепсии.
Молитвы к Семену святому помогают защищать дом от сглаза и злых помыслов. Ежедневное обращение помогает восстановить спокойствие в доме. Традиционно праведника просят об укреплении веры, даровании благословения.
Православные тексты
Для обращения к праведнику выбирают специальные тексты. Дома самостоятельно читают молитвы, тропарь и акафист заказывают в храмах.
Тропарь
Мирска́го мяте́жа бе́гая,/ все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не. Те́мже по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам,/ боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак
Ми́ра суе́тнаго отве́рглся еси́,/ да бла́га ве́чныя жи́зни насле́диши,/ возлюби́в незло́бие и чистоту́ души́ и те́ла./ Сниска́л еси́, е́же возлюби́л,/ свиде́тельствует бо о сем гроб и нетле́ние моще́й твои́х/ и благода́ть чудотворе́ния наипа́че./ То́чиши бо цельбы́ всем притека́ющим к тебе́ и непросвеще́нным,// Симео́не блаже́нне, чудотво́рче преди́вный.
Величание
Наста́ днесь всечестна́я па́мять но́ваго целе́бника / пра́веднаго Симео́на,/ созыва́ет же лю́ди в пречестны́й храм свята́го Бо́жия архиере́я Никола́я,/ иде́же ра́достно соше́дшеся благочести́вых мно́жества,/ ве́село пра́зднуют пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х пра́здник./ Ты бо яви́лся еси́ гра́ду на́шему, и всей Сиби́ри врачевство́ безме́здное,/ подава́я исцеле́ние с ве́рою приходя́щим к тебе́, Симео́не всеблаже́нне./ Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Влады́це Христу́,/ Того́ моли́ спасти́ град и лю́ди, моля́щияся тебе́,/ па́че же хода́тай бу́ди ко Го́споду/ во дни наше́ствия печа́ли рабо́м твои́м, да зове́м ти: // ра́дуйся, Сиби́рстей стране́ похвало́ и утвержде́ние гра́ду на́шему.
Молитва
О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий Богоприи́мче Симео́не! Предстоя́ Престо́лу Вели́каго Царя́ и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, ве́лие дерзнове́ние и́маши к Нему́, во объя́тиих твои́х на́шего ра́ди спасе́ния носи́тися изво́лившему. К тебе́ у́бо, я́ко многомо́щному предста́телю и кре́пкому о нас моли́твеннику, прибега́ем мы, гре́шнии и недосто́йнии. Моли́ Бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, пра́ведно по дело́м на́шим на ны дви́жимый, и, презре́в безчи́сленная прегреше́ния на́ша, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х утверди́т нас. Огради́ моли́твами твои́ми в ми́ре живо́т наш, и во всем благо́м благо́е поспеше́ние испроси́, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам да́руя. Я́коже дре́вле Вели́кий Но́воград явле́нием чудотво́рныя ико́ны твоея́ от губи́тельства сме́ртнаго изба́вил еси́, та́ко и ны́не нас и вся гра́ды и ве́си страны́ на́шея от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти предста́тельством твои́м изба́ви, и от всех враг ви́димых и неви́димых покро́вом твои́м защити́. Я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́ и, та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего. Ему́же вся́кая сла́ва подоба́ет со Отце́м и Пресвяты́м Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник статьи: http://pravoslavy.ru/ikony/simeon-svyatoj
Празднование в честь перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского
Верхотурский Николаевский монастырь (Фото: Mikhail Markovskiy, Shutterstock)
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале 17 века в европейской части России, в семье благочестивых дворян, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.
Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (сегодня — город в Свердловской области). Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается. Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.
В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.
25 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В честь этого события и установлен сегодняшний праздник.
Память праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 31 декабря, в день прославления (1694).
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1473/