- Почему пасхальный кролик является символом пасхи?
- Пасхальный кролик — кто это и как появился
- Почему символом Пасхи является кролик
- История происхождения и возникновения пасхального кролика
- Почему в Европе пасхальные яйца приносит заяц
- Традиции связанные с пасхальным зайцем в разных странах
- Кролик — символ католической Пасхи
Почему пасхальный кролик является символом пасхи?
Пасха — это самый долгожданный и светлый весенний праздник у христиан всего мира. Это событие не имеет точной даты и ежегодно отмечается в разные дни.
Традиционно празднуют Великую Пасху в воскресенье, она олицетворяет главное явление библейской истории — возрождение Сына Божьего Иисуса Христа.
Пасха символизируется с куличом, яйцами, а у католиков главным атрибутом этого дня считается кролик, появление которого связано со многими интересными легендами, которые интересны детям и взрослым.
В день торжества завершается самый продолжительный строгий христианский пост. Все верующие посещают службу и дарят друг другу подарки. Этот праздник в зависимости от народа имеет свои собственные традиции и историю. У православных христиан.
Пасхальный кролик — кто это и как появился
Главным символом Христова Воскресенья в европейских странах является пасхальный кролик. Он имеет исконно языческие корни и олицетворяет продолжение жизни на земле, высокую рождаемость. А яйцо представляет собой саму жизнь.
В давние времена люди поклонялись Великой богине Остаре, в честь которой каждый год праздновали день солнцестояния. Известно, что она символизировала приход теплого времени и плодородие.
Появление кролика объясняют древние придания:
- Много веков назад, в период Наводнения, когда по воде плыл воин, он наткнулся на острую гору. Из-за этого на дне корабля образовалась щель. Он погиб бы, если не храбрый заяц, который заткнул хвостом прореху. Поэтому в память об отважном зверьке стали придумывать интересные истории.
- Другая древняя легенда говорит о том, что принося людям разукрашенные яйца, кролики таким образом просят прощения за убытки, принесенные им в весеннее время после набегов на участки.
- Больше всего укоренилась история о богине плодородия, которая пожалела бедную умирающую после зимы, птицу. Чтобы возродить ее к жизни Остара превратила ее в зайца, который продолжил нести яйца. И в знак своего спасения и почтения богини, он каждый год преподносил в дар нарядные и расписные яйца.
В древности интересно трактовали яйцо как модель Вселенной с четырьмя элементами: скорлупа — земля; белок — вода; желток — огонь; воздушный пузырь — воздух.
Основная информация о пасхальном кролике заключена в германской летописи. Именно там впервые начали соблюдать такую традицию праздника. Считалось, что зверек приносит яйца и сладости только послушным и добрым детям, которые в течение года вели себя образцово.
В последующем история о зайце стала распространяться дальше. Сейчас он является главным атрибутом Светлого Христова Воскресенья во всех частях Америки, Норвегии и некоторых странах Западной Европы.
Почему символом Пасхи является кролик
У католических христиан празднование Пасхи отводится в воскресный день, который следует сразу же за весенним равноденствием. Как правило, это время полной луны. А заяц, как известно, считается лунным зверьком.
Существует древнее придание о пасхальном кролике, которое впервые было упомянуто в начале 16 века. Согласно этой истории, отважный заяц спас жизнь Архангелу Гавриилу, который спустился на землю, от злых разбойников.
Последние польстились на богатое и святое его одеяние. И тогда кролик пообещал, что ежегодно в день начала весны, в Великую Пасху будет приносить истинным труженикам и добрым людям в сады и огороды красивые, украшенные яйца.
Поэтому все люди, в частности дети, верили, что пасхальные нарядные яйца непременно приносит им заяц. Поэтому в этот праздник сохранилась традиция выпекать различные печенья и сдобные пироги, булочки в форме кролика, помещая внутрь цельное яйцо.
Эту еду обязательно брали с собой путешественники в длительную дорогу и поломники. Кроме того, жители истинно верили, что зайцы не приносят яйца в открытом виде, а обязательно прячут их в траве или под кустами в саду.
Такое древнее поверье в настоящее время переросло в интересную игру, которая одинаково полюбилась как взрослым, так и детям. В день Великой Пасхи родители прячут красиво разукрашенные и шоколадные яйца по всему периметру участка, а дети стараются их отыскать.
История происхождения и возникновения пасхального кролика
История происхождения пасхального зайца имеет древние корни и начинается в германской стране в дохристианский период, когда жители верили только в языческое божество.
В то время очень чтили Остару — богиню плодородия и весны. В день солнцестояния отмечали ее праздник. А символом его стал кролик, потому что это самое плодовитое животное из всех. Зайца было принято олицетворять с продолжением и обновлением жизни.
У жителей древней Германии имелась особая история, которая объясняла происхождение пасхального кролика. Согласно ей, великая богиня Остара однажды нашла на снегу раненую птицу и, чтобы возродить ее к жизни, превратила в милого зайца.
Несмотря на то, что птица стала зайчиком, она не утратила возможность нести яйца. Именно с того далекого времени кролик откладывает и украшает яйца, преподнося их Остаре в знак спасения и начала весны.
Зайцев олицетворяют с приходом тепла, пробуждением от зимней спячки всего живого. Именно они начинают заглядывать в частные угодья в поисках пропитания, когда тяжело найти еду весной. Поэтому жители, увидев зайцев в своих садах и огородах, знали, скоро наступит Великая Пасха.
Почему в Европе пасхальные яйца приносит заяц
Далекие корни европейской традиции связаны с языческими обрядами. В те времена кролики ассоциировались с весенней богиней плодородия Остарой. В древности яйцо было символом самой жизни, а зайцы — продолжением жизни и ее обновлением.
В разных историях народов Европы также встречались и другие животные, это лисы, петухи, курицы и олени, но зайцы вытеснили всех и заняли главную позицию.
По мере распространения христианской веры, многие языческие праздники стали подстраивать под христианский лад. Изменения также коснулись Пасхи.
День чествования богини плодородия соединили с воскрешением Иисуса Христа, так и появился новый формат празднования Светлого Христова Воскресенья. Зайцев сменили на кроликов, однако они продолжили нести яйца.
Опираясь на историю, первые сведения о пасхальных яйцах и традициях такого праздника появились в 16-17 веках. Особенности празднования Христова Воскресенья были задокументированы в 1698 году немецким профессором.
В своих работах он писал, что во многих ближайших странах и соседних областях пасхальные яйца называют заячьими. Детям рассказывают интересные легенды, что разукрашенные яйца несет заяц и прячет их в траву или кусты.
После чего детвора выбегает на улицу и ищет их. Подобная традиция празднования Пасхи сохранилась до наших дней в Германии, Америке, Канаде и странах Западной Европы.
Там до сих пор основным атрибутом торжества является пасхальный кролик, несущий нарядные и красивые яйца. Со временем зверек помимо обычных яиц, стал приносить шоколадные, также конфеты и различные сладости.
Традиции связанные с пасхальным зайцем в разных странах
У различных христианских стран празднование Великой Пасхи связано с собственными традициями и обычаями.
Католическими верующими считаются Америка, Канада и западные страны Европы. Именно там Светлое Христово Воскресенье отмечают, согласно определенным традициям:
- В Германии Светлая Пасха особенно почитается. Благодаря такому событию, все школьники уходят на каникулы, которые длятся 1-2 недели. Дети очень ждут этого дня, поскольку к ним приходит пасхальный кролик и приносит разукрашенные яйца. Обычно в наряд животного переодеваются родители, и раскладывают красивые куриные и шоколадные яйца по разным участкам в саду.
- Во всех странах Европы, где существует католическое христианство, во всех магазинах за 2-3 дня появляются различные праздничные атрибуты и сувениры. Это открытки, шоколадные пасхальные зайцы и яйца.
- С давних времен сохраняется традиция раскладывать украшенные яйца в птичьи гнезда. Каждый родитель делился с детьми легендой, что именно кролики приносят яйца и разукрашивают их. Ребята должны были найти такие подарки, это превращалось в интересную и забавную игру.
- В любой части Америки Христово Воскресенье всегда ассоциируется с приходом весны и веселым настроением. Детям дарят подарки и позитивные эмоции. Главный символ праздника — пасхальный кролик, пришел в страну из соседних государств, а именно с Западной Европы и быстро разошелся по всей территории, став неотъемлемой частью торжества.
- Подарки для детей и взрослых готовят в пасхальную ночь. Конфеты и другие сладости, а также шоколадные и простые разукрашенные яйца раскладывают в корзину и подкладывают в любые места в саду или просто в траву. После их отыскивают всей семьей, часто устраивая игривый соревнования, кто быстрее это сделает.
В канун торжества на Западе принято красиво и ярко украшать дома различными фигурками зайцев. Это могут быть мягкие игрушки, открытки из картона или бумаги, фетра.
За 2-3 дня до Великой Пасхи каждый человек может сделать фотографию с праздничным кроликом, которого можно увидеть повсюду: на улице, в магазине, парке и в учебных заведениях.
Источник статьи: http://silaznaniya8.ru/pochemu-pasxalnyj-krolik-yavlyaetsya-simvolom-pasxi/
Кролик — символ католической Пасхи
В православной традиции главными символами Пасхи считаются куличи и крашеные яйца. У католиков этот праздник ассоциируется с пасхальным кроликом, несущим яйца. Почему кролик (заяц) стал у католиков символом Воскресения Христова?
В языческих культах древнегерманских племён зайцы ассоциировались с богиней утренней зари и плодородия Eastre (по-немецки Пасха — Ostern). Зайцы и кролики заслуженно символизировали природную плодовитость.
Апрель — англо-саксон. Eastermonað — назван в честь богини плодородия Eastre — Истар (Иштар, Астарта) Eastre (Eostre), от Proto-Germanic *austron- «рассвет», также имя богини плодородия и весны, восхода солнца, праздник отмечался в весеннее равноденствие, от * aust — «восток, на восходе солнца» (сравните east — восток), от корня PIE * aus- «сиять, рассвет». Латин.: Aprilis, от этрус. бога Apru (Aplu — Аполлон); Proto-Italic *ap(e)ro-, от санскрита: apo- «высший»; скифская богиня АПИ.
В других языческих культурах символом плодовитости природы были и другие животные, к примеру, олень и олениха, петух и курица.
По мере распространения христианства по Европе христианские миссионеры приспосабливали уже существующие в народе языческие ритуалы и обычаи празднования пробуждения природы в день весеннего равноденствия, приближая их к христианским традициям и праздникам. Так произошло и с Пасхой.
Языческий праздник весеннего равноденствия и чествование богини Eastre преобразился в воскресение Иисуса Христа.
Перенесли в символику Пасхи и зайцев, кроликов, символизирующих плодовитость и рождение новой жизни. Яйцо, как известно, в древних языческих культурах обозначало рождение новой жизни.
В Англии слово Easter — Пасха впервые записано в 1610 г. Впервые рассказ «О пасхальных яйцах», описывающий пасхальные традиции был записан в 1682 году немецким профессором медицины Георгом Франком фон Франкенау.
Франкенау писал: «В Южной Германии, в Эльзасе, в Пфальце, а также в некоторых соседних с ними областях и в Вестфалии эти яйца называются заячьими. Детям рассказывают, что пасхальный заяц их сносит, а затем прячет в траве и кустах. Это заставляет малышей искать их с большим рвением на потеху взрослым». Эта традиция соблюдается в Германии по сей день.
С 1888 г. в традиции празднования католической Пасхи появился Пасхальный кролик, приносящий пасхальные яйца, и ставший символом Пасхи.
В Новом Свете о пасхальных кроликах узнали в конце XVIII века с прибытием переселенцев из Германии. В США с годами немецкий обычай трансформировался. Кролики стали приносить американским детям в качестве пасхальных даров не яйца, а шоколад и игрушки.
Не доверяйте кролику, он может заманить вас в свою нору, и вы попадёте в тайный мир Зазеркалья, как Алиса, погнавшись за Белым Кроликом, попала в «Страну чудес» Льюиса Керролла ( Чарльза Лютвиджа Доджсона ) — одного из самых известных и в то же время загадочных английски х писателей Викторианской Англии.
В р омане «Алиса в Стране чудес», написанном 1865 году, рассказывается о молодой девушке по имени Алиса, которая падает через кроличью нору в подземный мир фантазий, населенный необычными, антропоморфными существами. Сказка считается одним из лучших примеров литературного бессмысленного жанра, где автор играет с логикой, словами, смыслами и понятиями, открывая парадоксы жизненных ситуаций.
Во всем царстве природы угрожает ли нам какое-либо существо меньше, чем нежный кролик?
Хотя сегодня этот вопрос может показаться совершенно риторическим, ответ на него мы находим в средневековых иллюстрированных рукописях, где можно увидеть довольно странную и удивительную роль зайца (кролика), выступающего в роли жестокого убийцы.
На страницах средневековых рукописей Зайцы протыкают человека насквозь, расчленяют и рубят рыцарей пополам так, будто занимались этим с сотворения мира. Так в чём же дело?
Дело в том, что Заяц в католическом христианстве средневековой Европы символизировал не только природную плодовитость, но и греховное сладострастие. Иными словами, по средневековым канонам заяц — это воплощение греха сладострастия, который губит души молодых людей, храбрых рыцарей, павших жертвами этого порока.
В средневековых рукописях иллюминатов есть множество средневековых изображений этих, казалось бы, невинных существ в нехарактерном для них образе — жестоких убийц.
Общество баварских иллюминатов (нем. der Illuminatenorden) — немецкое тайное общество, основанное 1 мая 1776 года в Ингольштадте философом и теологом Адамом Вейсгауптом — орден совершенствующихся (Perfektibilisten). Этот союз должен был бороться с суеверием и невежеством, распространяя просвещение и нравственность, а также либеральных идей эпохи европейского Просвещения.
Официально целью иллюминатов было объявлено совершенствование и облагораживание человечества путём «строительства нового Иерусалима»
Вейсгаупт утверждал, что обычный человек по природе своей не является плохим и порочным — дурными греховным его делает окружение — внешнее влияние социальных институтов, религии, государства. Если человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой. В период расцвета «Общества баварских иллюминатов» в нём состояли примерно 2 тыс. человек.
Среди иллюстраций есть рисунки, где кролики атакуют, сидя на улитках, и даже где группы крестьян сражающихся с улитками на палках или где они оседлав улиток, пытались ездить на них.
Мы, жители 21 века, испытываем трудности в понимании средневекового юмора не меньше, чем столетие назад. И всё же мы действительно сможем понять иносказательный смысл средневекового юмора и можем также посмеяться над этими шалостями на картинках, как это должны были делать наши средневековые предки. Юмор сцены происходит от этой внезапного превращения совершенно безобидного существа в опасного монстра, наделённого невиданной силой.
Картинка из средневековой рукописи — заяц, убивающий отважного рыцаря — это символическое изображение пагубности греха сладострастия, убивающего сильных и храбрых рыцарей, и даже королей.
Так что, возможно, сцена драки рыцарей и кролика из «Монти Пайтона и Священного Грааля» не является такой уж комедийной, а наполнена глубоким историческим символизмом.
На фасаде собора Нотр-Дам, праведник, бросив меч, бежит от греха сладострастия (от кролика)
В средневековой традиции Деву Марию было принято изображать с сидящим у её ног белым зайцем, указывающим на чистоту и непорочность матери Иисуса Христа, попирающей ногами грех сладострастия.
Изображения маленьких белых и коричневых зайцев (кроликов), которые занимаются своими делами в поле, в средневековом искусстве представляют собой символы Христа, и означают чистоту, невинность, беззащитность, беспомощность, покорности судьбе.
Сцены охоты кроликов на души людей появляются на краях средневековых рукописей, породило изящный жанр «мести кролика», который часто использовался, чтобы наказать за грехи такие, как глупость и трусость. В среднеанглийском языке прозвище Stickhare («заяц с палкой») означает «трус», на средневековых иллюстрациях кролик — «храбрый трус».
Заяц в древнерусских манускриптах
Откуда на пасхальных открытках и конфетных обёрток взялся мотив с зайцем? Конечно, мотив пасхального зайца пришёл к нам из западной, немецкой, традиции. Однако мотив зайца оказался очень близок русскому православному мировоззрению. И вот почему.
Изображение зайца часто находим в древнерусских летописях, на печных изразцах. Наши предки на Руси воспринимали окружающую природу через призму Божественного творения, поэтому каждое живое существо — человек, птица, зверь или природное явление считалось Божьи творением, и ему придавался особый смысл.
Заяц на миниатюре «Слова о рассечении человеческого естества», XVIII в.
На миниатюре изображён убегающий от охотника заяц, его часто уподобляли человеку, который спасается бегством от нападок дьявола. Эту метафору мы встречаем в «Физиологе» — старинном русском бестиарии, где заяц представлен как символ «совершенного мужа», который бежит от «ловящих сетей диаволских»:
«Внегда ловимь бываеть заець, бегает в камение… и тако съхраняет себе… Поищи и ты, человече, камень, гоним от пса, сиречь от беса, гонящаго день дне и емлющаго человеческого живота».
Бегущий заяц — это древнерусский символ праведника.
В иллюстрациях древнерусских манускриптов часто изображали зайца убегающего в камни. Этот мотив появился как иллюстрация к словам Псалтири, 103 псалма, описывающего сотворение мира и то, что высокие горы предназначены оленям, а камни созданы, чтобы служить «прибежищем заяцем». Эти слова нашли у наших предков и духовное толкование:
«Человеком, ихже житие легко, яко стень, сим прибежище спасению камень бысть, на немъже распятся Христос».
Надпись: «И возлагает смирение своё от суетных мирских, и упаде, яко заяц от ловящих сетей дияволских». Миниатюра XVIII века.
Это древнерусская миниатюра из старопечатной Псалтири 1660 года, которая называется «Камень — прибежище зайцем».
Святой Пётр был, как и его брат Андрей Первозванный, рыбаком. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень; на арам. כאפא — кифа — камень), которое ему дал Иисус.
Став учеником Иисуса Христа, Пётр сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:
Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
— Мф. 16:18-19
Вот почему человек, как заяц бежит от дьявола и прячется в камнях, то есть он прибегает в лоно Церкви Христовой, находя там истинное спасение Души.
Источник статьи: http://ru-sled.ru/krolik-simvol-katolicheskoj-pasxi/