- Список дат на Пасху — List of dates for Easter
- СОДЕРЖАНИЕ
- Самая ранняя Пасха
- Западный (григорианский)
- Православный (юлианский)
- Последняя Пасха
- Западный (григорианский)
- Православный (юлианский)
- Западная и православная Пасха в один день
- Диапазон дат для Западной и Православной Пасхи
- Праздничные дни
- Пасхалия
- Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени
Список дат на Пасху — List of dates for Easter
Год | Западный | Восточная |
---|---|---|
2001 г. | 15 апреля | |
2002 г. | 31 марта | 5 мая |
2003 г. | 20 апреля | 27 апреля |
2004 г. | 11 апреля | |
2005 г. | 27 марта | 1 мая |
2006 г. | 16 апреля | 23 апреля |
2007 г. | 8 апреля | |
2008 г. | 23 марта | 27 апреля |
2009 г. | 12 апреля | 19 апреля |
2010 г. | 4 апреля | |
2011 г. | 24 апреля | |
2012 г. | 8 апреля | 15 апреля |
2013 | 31 марта | 5 мая |
2014 г. | 20 апреля | |
2015 г. | 5 апреля | 12 апреля |
2016 г. | 27 марта | 1 мая |
2017 г. | 16 апреля | |
2018 г. | 1 апреля | 8 апреля |
2019 г. | 21 апреля | 28 апреля |
2020 г. | 12 апреля | 19 апреля |
2021 г. | 4 апреля | 2 мая |
2022 год | 17 апреля | 24 апреля |
2023 г. | 9 апреля | 16 апреля |
2024 г. | 31 марта | 5 мая |
2025 г. | 20 апреля | |
2026 г. | 5 апреля | 12 апреля |
2027 г. | 28 марта | 2 мая |
2028 г. | 16 апреля | |
2029 г. | 1 апреля | 8 апреля |
2030 г. | 21 апреля | 28 апреля |
2031 г. | 13 апреля | |
2032 г. | 28 марта | 2 мая |
2033 г. | 17 апреля | 24 апреля |
2034 г. | 9 апреля | |
2035 г. | 25 марта | 29 апреля |
2036 г. | 13 апреля | 20 апреля |
2037 г. | 5 апреля | |
2038 | 25 апреля | |
2039 г. | 10 апреля | 17 апреля |
2040 г. | 1 апреля | 6 мая |
2041 г. | 21 апреля |
Это список дат на Пасху . Даты Пасхи также влияет , когда Ash среду , Maundy четверг , Страстная пятница , Святая суббота , праздник Вознесения и Пятидесятницы происходят, следовательно , определение литургического года , за исключением святцы, праздники Благовещения и nativities от Иоанна, то Креститель и Иисус . Пасха может приходиться на разные даты по григорианскому и юлианскому календарям . В сопроводительной таблице представлены оба набора дат для последних десятилетий и предстоящих лет — см. Статью Computus для получения более подробной информации о расчетах.
СОДЕРЖАНИЕ
Самая ранняя Пасха
Западный (григорианский)
В 1818 году пасхальное полнолуние приходилось на субботу, 21 марта ( равноденствие ). Следовательно, следующий день, 22 марта, была Пасха. Он не упадет так рано до 2285 года, то есть через 467 лет. Следующая самая ранняя Пасха между 1818 и 2285 годами (23 марта) произошла в 1845, 1856, 1913 и 2008 годах и снова произойдет в 2160 году — 11, 57, 95 и 152 года соответственно. Последний раз Пасха происходила 24 марта 1940 года и не произойдет до 2391 года, то есть перерыва в 451 год.
Православный (юлианский)
Самые ранние даты Пасхи в Восточной православной церкви между 1875 и 2099 годами — 4 апреля 1915 года и 4 апреля 2010 года (по григорианскому календарю). Обе даты эквивалентны 22 марта по юлианскому календарю .
Последняя Пасха
Западный (григорианский)
В 1943 году Пасха приходится на воскресенье, 25 апреля Последнего церковного полнолуния предшествующего пасхальному не происходили до субботы, 20 марта; до 21 марта — фиксированная дата, к которой приписывается весеннее равноденствие для целей вычисления , то есть пасхальное полнолуние не наступало до воскресенья 18 апреля. Следовательно, Пасха была в следующее воскресенье (25 апреля). Пасха не наступит так поздно до 2038 года — промежутка в 95 лет. Вторая самая поздняя дата Пасхи, 24 апреля, произошла в 2011 году. Последний раз это произошло в 1859 году и не повторится до 2095 года — промежутки в 152 и 84 года.
Православный (юлианский)
Самые поздние даты православной Пасхи между 1875 и 2099 годами — 8 мая 1983 года и 8 мая 2078 года (по григорианскому календарю). Обе даты эквивалентны 25 апреля по юлианскому календарю. Православная Пасха еще никогда не приходилась на 7 мая по григорианскому календарю; это произойдет в 2051 году, если эти церкви не перейдут на другой календарь.
Западная и православная Пасха в один день
Несмотря на использование календарей с разницей в 13 дней, Пасха 2014 года пришлась на ту же дату. Согласно западному (григорианскому) календарю, первое пасхальное полнолуние после весеннего равноденствия (20 марта) выпало на понедельник, 14 апреля 2014 года. Следовательно, следующее воскресенье, 20 апреля, было днем Пасхи.
Согласно православному (юлианскому) календарю (который на 13 дней отстает от григорианского), весеннее равноденствие также приходится на 21 марта. Однако по григорианскому календарю это 3 апреля. Первое православное полнолуние после равноденствия приходится на (По юлианскому календарю) Вторник, 2 апреля 2014 г. (15 апреля по н.с.). Следующее воскресенье, (по юлианскому календарю) 7 апреля, следовательно, является днем Пасхи (20 апреля по григорианскому календарю).
Диапазон дат для Западной и Православной Пасхи
Оба календаря (григорианский и юлианский) рассчитывают, что Пасха приходится на даты с 22 марта по 25 апреля. Однако из-за разницы в 13 дней любой член православной церкви заметит, что западная Пасха приходится на период с 10 марта по 12 апреля по юлианскому календарю. И наоборот, любой член западной церкви заметил бы, что православная Пасха приходится на период с 4 апреля по 8 мая по григорианскому календарю.
Начиная с 14 марта 2100 года (29 февраля 2100 года по юлианскому календарю) разница между юлианским и григорианским календарями увеличится до 14 дней.
Праздничные дни
В Венгрии , Кении , США , Великобритании (кроме Шотландии ), Австралии , Южной Африке , Словакии , Германии , Сербии , Швеции , Швейцарии и Новой Зеландии у Пасхи два государственных праздника, Страстная пятница и Пасхальный понедельник , что составляет четырехдневный период. выходные дни. Переносимая дата Пасхи иногда вступает в противоречие с другими, установленными государственными праздниками.
- В Соединенном Королевстве в 2000 и 2011 годах банковский выходной день Первомай был на одну неделю после пасхального понедельника, в результате чего были три недели подряд с выходным днем. (В Шотландии этого не произошло, поскольку Пасхальный понедельник не является выходным днем.) В 2011 году в пятницу, 29 апреля, был объявлен выходной день свадьбы принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон ; следовательно, было четыре государственных праздника в течение трех последовательных календарных недель (включая два в одну неделю), создавая два последовательных четырехдневных выходных (пятница 22 — понедельник 25 апреля и пятница 29 апреля — понедельник 2 мая) с трехдневной рабочей неделей. между ними (вторник 26 — четверг 28 апреля).
- В Северной Ирландии и Республике Ирландия в 2008 году День Святого Патрика (понедельник, 17 марта) выпал за шесть дней до Пасхи (воскресенье, 23 марта), создав трехдневную неделю (вторник 18 — четверг 20 марта). В следующий раз это произойдет в 2035 году, когда День Святого Патрика выпадает на субботу, поэтому государственный праздник переносится на следующий понедельник, 19 марта, снова за шесть дней до Пасхи.
- В католическомлитургическом календаре праздники святых не соблюдаются, если они выпадают на Страстную неделю ; это привело к тому, что Святой Патрик не появился в литургическом календаре на 2008 год; 17 марта просто праздновали как Великий понедельник. В Ирландии вместо этого Церковь решила праздновать Святого Патрика в субботу, 15 марта.
- В Австралии и Новой Зеландии День АНЗАК — государственный праздник 25 апреля. В 2000 и 2011 годах это привело к пятидневным выходным на Пасху: в 2000 году пасхальный понедельник выпал на 24 апреля, а следующий вторник, 25 апреля, был днем АНЗАК; в 2011 году День АНЗАК и Пасхальный понедельник совпадали с понедельником 25 апреля, в результате чего вторник, 26 апреля, был объявлен другим государственным праздником. В 2003 и 2014 годах День АНЗАК приходился на пятницу после Пасхи, в 2019 году — на четверг после Пасхи, а в 2038 году — на пасхальное воскресенье; следствием этого является трехдневная рабочая неделя сразу после пасхальных выходных.
- Пасха не является федеральным праздником в Соединенных Штатах . Однако в Северной Каролине с 1935 по 1987 год это был государственный праздник.
- В Норвегии Пасха отмечается с государственными праздниками в четверг и перед Страстной пятницей , а также в пасхальный понедельник , но школы и предприятия традиционно также имеют полдня в среду. То же самое и с Данией.
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/List_of_dates_for_Easter
Пасхалия
Пасха́лия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».
О дате Пасхи Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия ( μετά ισημερίαν έαρινήν ), второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия ( μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον ), и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018–2030 годы (по новому стилю)
Год | Пасха | Вознесение Господне | День Святой Троицы |
2018 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2019 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
2020 | 19 апреля | 28 мая | 7 июня |
2021 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2022 | 24 апреля | 2 июня | 12 июня |
2023 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2024 | 5 мая | 13 июня | 23 июня |
2025 | 20 апреля | 29 мая | 8 июня |
2026 | 12 апреля | 21 мая | 31 мая |
2027 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2028 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2029 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2030 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени
Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.
Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).
Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?
Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.
Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в‑третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.
Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.
Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.
В толковании на 7‑е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».
Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.
Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.
Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?
В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.
Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.
Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.
Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.
Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.
1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .
2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5‑е к журналам заседания Комиссии, с. 37–38.
3 Последний раз такое совпадение имело место в 783 г.
4 Migne , Р. G ., 1. 20, со l . 1073.
Источник: Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211 . Воспроизводится в сокращении.
Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые “пасхалией”. Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14‑й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта. В настоящее время эти астрономические принципы на Православном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX – XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависимости сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресенье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлианскому календарю это воскресенье датировалось 18‑м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому православные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5‑м, 8‑м, 11‑м, 16‑м и 19‑м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан
Источник статьи: http://azbyka.ru/pasxaliya