Праздник святой пасхи по годам

Список дат на Пасху — List of dates for Easter

Даты Пасхи на 20 лет в прошлом и будущем
(по григорианскому календарю, с 2001 по 2041 год)
Год Западный Восточная
2001 г. 15 апреля
2002 г. 31 марта 5 мая
2003 г. 20 апреля 27 апреля
2004 г. 11 апреля
2005 г. 27 марта 1 мая
2006 г. 16 апреля 23 апреля
2007 г. 8 апреля
2008 г. 23 марта 27 апреля
2009 г. 12 апреля 19 апреля
2010 г. 4 апреля
2011 г. 24 апреля
2012 г. 8 апреля 15 апреля
2013 31 марта 5 мая
2014 г. 20 апреля
2015 г. 5 апреля 12 апреля
2016 г. 27 марта 1 мая
2017 г. 16 апреля
2018 г. 1 апреля 8 апреля
2019 г. 21 апреля 28 апреля
2020 г. 12 апреля 19 апреля
2021 г. 4 апреля 2 мая
2022 год 17 апреля 24 апреля
2023 г. 9 апреля 16 апреля
2024 г. 31 марта 5 мая
2025 г. 20 апреля
2026 г. 5 апреля 12 апреля
2027 г. 28 марта 2 мая
2028 г. 16 апреля
2029 г. 1 апреля 8 апреля
2030 г. 21 апреля 28 апреля
2031 г. 13 апреля
2032 г. 28 марта 2 мая
2033 г. 17 апреля 24 апреля
2034 г. 9 апреля
2035 г. 25 марта 29 апреля
2036 г. 13 апреля 20 апреля
2037 г. 5 апреля
2038 25 апреля
2039 г. 10 апреля 17 апреля
2040 г. 1 апреля 6 мая
2041 г. 21 апреля

Это список дат на Пасху . Даты Пасхи также влияет , когда Ash среду , Maundy четверг , Страстная пятница , Святая суббота , праздник Вознесения и Пятидесятницы происходят, следовательно , определение литургического года , за исключением святцы, праздники Благовещения и nativities от Иоанна, то Креститель и Иисус . Пасха может приходиться на разные даты по григорианскому и юлианскому календарям . В сопроводительной таблице представлены оба набора дат для последних десятилетий и предстоящих лет — см. Статью Computus для получения более подробной информации о расчетах.

СОДЕРЖАНИЕ

Самая ранняя Пасха

Западный (григорианский)

В 1818 году пасхальное полнолуние приходилось на субботу, 21 марта ( равноденствие ). Следовательно, следующий день, 22 марта, была Пасха. Он не упадет так рано до 2285 года, то есть через 467 лет. Следующая самая ранняя Пасха между 1818 и 2285 годами (23 марта) произошла в 1845, 1856, 1913 и 2008 годах и снова произойдет в 2160 году — 11, 57, 95 и 152 года соответственно. Последний раз Пасха происходила 24 марта 1940 года и не произойдет до 2391 года, то есть перерыва в 451 год.

Православный (юлианский)

Самые ранние даты Пасхи в Восточной православной церкви между 1875 и 2099 годами — 4 апреля 1915 года и 4 апреля 2010 года (по григорианскому календарю). Обе даты эквивалентны 22 марта по юлианскому календарю .

Последняя Пасха

Западный (григорианский)

В 1943 году Пасха приходится на воскресенье, 25 апреля Последнего церковного полнолуния предшествующего пасхальному не происходили до субботы, 20 марта; до 21 марта — фиксированная дата, к которой приписывается весеннее равноденствие для целей вычисления , то есть пасхальное полнолуние не наступало до воскресенья 18 апреля. Следовательно, Пасха была в следующее воскресенье (25 апреля). Пасха не наступит так поздно до 2038 года — промежутка в 95 лет. Вторая самая поздняя дата Пасхи, 24 апреля, произошла в 2011 году. Последний раз это произошло в 1859 году и не повторится до 2095 года — промежутки в 152 и 84 года.

Православный (юлианский)

Самые поздние даты православной Пасхи между 1875 и 2099 годами — 8 мая 1983 года и 8 мая 2078 года (по григорианскому календарю). Обе даты эквивалентны 25 апреля по юлианскому календарю. Православная Пасха еще никогда не приходилась на 7 мая по григорианскому календарю; это произойдет в 2051 году, если эти церкви не перейдут на другой календарь.

Западная и православная Пасха в один день

Несмотря на использование календарей с разницей в 13 дней, Пасха 2014 года пришлась на ту же дату. Согласно западному (григорианскому) календарю, первое пасхальное полнолуние после весеннего равноденствия (20 марта) выпало на понедельник, 14 апреля 2014 года. Следовательно, следующее воскресенье, 20 апреля, было днем ​​Пасхи.

Согласно православному (юлианскому) календарю (который на 13 дней отстает от григорианского), весеннее равноденствие также приходится на 21 марта. Однако по григорианскому календарю это 3 апреля. Первое православное полнолуние после равноденствия приходится на (По юлианскому календарю) Вторник, 2 апреля 2014 г. (15 апреля по н.с.). Следующее воскресенье, (по юлианскому календарю) 7 апреля, следовательно, является днем ​​Пасхи (20 апреля по григорианскому календарю).

Диапазон дат для Западной и Православной Пасхи

Оба календаря (григорианский и юлианский) рассчитывают, что Пасха приходится на даты с 22 марта по 25 апреля. Однако из-за разницы в 13 дней любой член православной церкви заметит, что западная Пасха приходится на период с 10 марта по 12 апреля по юлианскому календарю. И наоборот, любой член западной церкви заметил бы, что православная Пасха приходится на период с 4 апреля по 8 мая по григорианскому календарю.

Читайте также:  Праздник день отдыха семьи

Начиная с 14 марта 2100 года (29 февраля 2100 года по юлианскому календарю) разница между юлианским и григорианским календарями увеличится до 14 дней.

Праздничные дни

В Венгрии , Кении , США , Великобритании (кроме Шотландии ), Австралии , Южной Африке , Словакии , Германии , Сербии , Швеции , Швейцарии и Новой Зеландии у Пасхи два государственных праздника, Страстная пятница и Пасхальный понедельник , что составляет четырехдневный период. выходные дни. Переносимая дата Пасхи иногда вступает в противоречие с другими, установленными государственными праздниками.

  • В Соединенном Королевстве в 2000 и 2011 годах банковский выходной день Первомай был на одну неделю после пасхального понедельника, в результате чего были три недели подряд с выходным днем. (В Шотландии этого не произошло, поскольку Пасхальный понедельник не является выходным днем.) В 2011 году в пятницу, 29 апреля, был объявлен выходной день свадьбы принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон ; следовательно, было четыре государственных праздника в течение трех последовательных календарных недель (включая два в одну неделю), создавая два последовательных четырехдневных выходных (пятница 22 — понедельник 25 апреля и пятница 29 апреля — понедельник 2 мая) с трехдневной рабочей неделей. между ними (вторник 26 — четверг 28 апреля).
  • В Северной Ирландии и Республике Ирландия в 2008 году День Святого Патрика (понедельник, 17 марта) выпал за шесть дней до Пасхи (воскресенье, 23 марта), создав трехдневную неделю (вторник 18 — четверг 20 марта). В следующий раз это произойдет в 2035 году, когда День Святого Патрика выпадает на субботу, поэтому государственный праздник переносится на следующий понедельник, 19 марта, снова за шесть дней до Пасхи.
    • В католическомлитургическом календаре праздники святых не соблюдаются, если они выпадают на Страстную неделю ; это привело к тому, что Святой Патрик не появился в литургическом календаре на 2008 год; 17 марта просто праздновали как Великий понедельник. В Ирландии вместо этого Церковь решила праздновать Святого Патрика в субботу, 15 марта.
  • В Австралии и Новой Зеландии День АНЗАК — государственный праздник 25 апреля. В 2000 и 2011 годах это привело к пятидневным выходным на Пасху: в 2000 году пасхальный понедельник выпал на 24 апреля, а следующий вторник, 25 апреля, был днем ​​АНЗАК; в 2011 году День АНЗАК и Пасхальный понедельник совпадали с понедельником 25 апреля, в результате чего вторник, 26 апреля, был объявлен другим государственным праздником. В 2003 и 2014 годах День АНЗАК приходился на пятницу после Пасхи, в 2019 году — на четверг после Пасхи, а в 2038 году — на пасхальное воскресенье; следствием этого является трехдневная рабочая неделя сразу после пасхальных выходных.
  • Пасха не является федеральным праздником в Соединенных Штатах . Однако в Северной Каролине с 1935 по 1987 год это был государственный праздник.
  • В Норвегии Пасха отмечается с государственными праздниками в четверг и перед Страстной пятницей , а также в пасхальный понедельник , но школы и предприятия традиционно также имеют полдня в среду. То же самое и с Данией.

Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/List_of_dates_for_Easter

Пасхалия

Пасха́лия система рас­чета, поз­во­ля­ю­щая по спе­ци­аль­ным таб­ли­цам, опре­де­ля­ю­щим вза­и­мо­связь боль­шого коли­че­ства кален­дарно-аст­ро­но­ми­че­ских вели­чин, опре­де­лить даты празд­но­ва­ния Пасхи и пере­хо­дя­щих цер­ков­ных празд­ни­ков для любого задан­ного года (отсюда и назва­ние – пас­ха­лия). На осно­ва­нии особых вычис­ле­ний состав­ля­ется кален­дарь празд­ни­ков. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь для вычис­ле­ния даты празд­но­ва­ния Пасхи и пере­хо­дя­щих празд­ни­ков поль­зу­ется тра­ди­ци­он­ным юли­ан­ским кален­да­рем, создан­ным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот кален­дарь назы­вают «старым стилем». Запад­ные хри­сти­ане поль­зу­ются гри­го­ри­ан­ским кален­да­рем, вве­ден­ным в 1582 г. рим­ским папой Гри­го­рием XIII . Он обычно име­ну­ется «новым стилем».

О дате Пасхи Матфей Вла­старь в своей Алфа­вит­ной Син­тагме пишет: «Отно­си­тельно нашей Пасхи необ­хо­димо обра­щать вни­ма­ние на четыре поста­нов­ле­ния, из кото­рых два содер­жатся в Апо­столь­ском пра­виле, а два ведут начало из непи­сан­ного пре­да­ния. Первое – мы должны празд­но­вать Пасху после весен­него рав­но­ден­ствия ( μετά ισημερίαν έαρινήν ), второе – не празд­но­вать ее вместе с иуде­ями в один день; третье – не просто после рав­но­ден­ствия, но после пер­вого пол­но­лу­ния, име­ю­щего быть после рав­но­ден­ствия ( μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον ), и чет­вер­тое – после пол­но­лу­ния не иначе, как в первый день сед­мицы».

Таким обра­зом, день празд­но­ва­ния Пасхи ока­зы­ва­ется в пре­де­лах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Кален­дарь празд­но­ва­ния Пасхи и неко­то­рых пере­хо­дя­щих празд­ни­ков на 2018–2030 годы (по новому стилю)

Год Пасха Воз­не­се­ние Гос­подне День Святой Троицы
2018 8 апреля 17 мая 27 мая
2019 28 апреля 6 июня 16 июня
2020 19 апреля 28 мая 7 июня
2021 2 мая 10 июня 20 июня
2022 24 апреля 2 июня 12 июня
2023 16 апреля 25 мая 4 июня
2024 5 мая 13 июня 23 июня
2025 20 апреля 29 мая 8 июня
2026 12 апреля 21 мая 31 мая
2027 2 мая 10 июня 20 июня
2028 16 апреля 25 мая 4 июня
2029 8 апреля 17 мая 27 мая
2030 28 апреля 6 июня 16 июня

Кано­ни­че­ские норма пра­во­слав­ной Пас­ха­лии и про­блема дати­ровки Пасхи в усло­виях нашего вре­мени

Д.П. Огиц­кий, про­фес­сор Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии

Статья пуб­ли­ку­ется в сокра­ще­нии.

Еще до Никей­ского Собора при­об­рело обще­цер­ков­ный харак­тер пра­вило о празд­но­ва­нии Пасхи в вос­кре­се­нье после 14 нисана (чаще это было первое вос­кре­се­нье, в неко­то­рых слу­чаях — второе).

Читайте также:  Евгения ведущая детских праздников

Новый вопрос, кото­рый пред­сто­яло решить Никей­скому Собору, состоял в сле­ду­ю­щем: всегда ли сле­дует счи­тать 14 нисана то пол­но­лу­ние, кото­рое счи­та­ется 14 нисана у евреев, или же хри­сти­а­нам сле­дует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весен­нем лунном месяце и его 14 дне само­сто­я­тельно, с учетом более точных аст­ро­но­ми­че­ских данных?

Вопрос был вызван рас­хож­де­нием в прак­тике раз­лич­ных церк­вей. Хри­сти­ане «Востока», — точнее, Сирии, Месо­по­та­мии и отча­сти Кили­кии, — при­дер­жи­ва­лись пер­вого реше­ния, т. е. всегда без­ого­во­рочно сле­до­вали за еврей­ским кален­да­рем, празд­нуя свою Пасху, хотя и в вос­кре­се­нье, но непо­сред­ственно после Пасхи еврей­ской. Хри­сти­ане Европы, Африки, Малой Азии, пред­став­ляв­шие боль­шин­ство хри­сти­ан­ского мира, к тому вре­мени уже осво­бо­ди­лись от такой зави­си­мо­сти от евреев и не сле­до­вали без­ого­во­рочно еврей­скому кален­дарю, ссы­ла­ясь на несо­вер­шен­ство послед­него. В тех слу­чаях, когда еврей­ская пасха при­хо­ди­лась ранее весен­него рав­но­ден­ствия, т. е. до момента, счи­та­ю­ще­гося нача­лом весны и есте­ствен­ным тро­пи­че­ским рубе­жом года, хри­сти­ане назван­ных стран счи­тали 14 нисана сле­ду­ю­щее пол­но­лу­ние. В таких слу­чаях разрыв между Пасхой у хри­стиан «Востока» и у прочих хри­стиан состав­лял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы поло­жить конец таким рас­хож­де­ниям, Никей­ский Собор после того как уда­лось уго­во­рить восточ­ных отка­заться от их прак­тики 1 опре­де­лял всем сле­до­вать второй прак­тике, осно­ван­ной на само­сто­я­тель­ном, неза­ви­ся­щем от еврей­ского кален­даря, реше­нии. Таков смысл никей­ского опре­де­ле­ния и запрета празд­но­вать Пасху «с иуде­ями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весен­него рав­но­ден­ствия.

Надо думать, что деталь­ной регла­мен­та­цией пас­ха­лии Никей­ский Собор не зани­мался, во-первых, потому, что все вни­ма­ние его, как видно из посла­ний св. Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского, было направ­лено на пре­одо­ле­ние глав­ной труд­но­сти на пути к уста­нов­ле­нию единой пас­ха­лии — при­вя­зан­но­сти «восточ­ных» к еврей­скому кален­дарю, во-вторых, потому, что те пас­ха­ли­че­ские вопросы, кото­рые вол­но­вали Цер­ковь ранее (напри­мер, о дне сед­мицы, в кото­рый должна празд­но­ваться Пасха и об отно­ше­нии этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызы­вали преж­них пре­ре­ка­ний, в‑третьих, потому, что деталь­ная и исчер­пы­ва­ю­щая регла­мен­та­ция тех­ники пас­ха­ли­че­ских вычис­ле­ний (вплоть до реше­ния про­блем, вызы­ва­ю­щихся неточ­но­стью юли­ан­ского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необ­хо­димо было все тех­ни­че­ские детали реше­ния вопроса о пас­ха­лии скреп­лять авто­ри­те­том все­лен­ского собора. Собор про­воз­гла­сил (едва ли, впро­чем, вызы­вав­ший у кого-либо сомне­ния) прин­цип одно­вре­мен­ного празд­но­ва­ния Пасхи всей Цер­ко­вью. Реаль­ный же вклад собора в реа­ли­за­цию этого прин­ципа состоял в том, что он устра­нил выше­ука­зан­ное глав­ное пре­пят­ствие, сто­яв­шее в то время на пути к осу­ществ­ле­нию этого прин­ципа.

Много сто­ле­тий спустя, когда глав­ный пред­мет пас­ха­ли­че­ских рас­хож­де­ний начала IV в. и сопут­ство­вав­шие обсуж­де­нию этого вопроса на все­лен­ском соборе обсто­я­тель­ства дела были осно­ва­тельно забыты, Никей­скому Собору стали при­пи­сы­вать кое-что такое, чего собор прямо не пред­пи­сы­вал, и даже нечто такое, что совер­шенно не соот­вет­ство­вало его линии.

Непра­виль­ные суж­де­ния о смысле кано­ни­че­ских пред­пи­са­ний о вре­мени празд­но­ва­ния Пасхи и, в част­но­сти, о смысле запрета празд­но­вать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы нахо­дим, прежде всего, у таких круп­ных кано­ни­стов пра­во­слав­ного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Валь­са­мон, Матфей Вла­старь. Они-то и содей­ство­вали, больше, чем кто-либо другой, попу­ля­ри­за­ции этих суж­де­ний у нас, в пра­во­слав­ной среде.

В тол­ко­ва­нии на 7‑е Апо­столь­ское пра­вило Зонара пишет: «Вся запо­ведь сего пра­вила заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем: хри­сти­а­нам празд­но­вать Пасху не с иуде­ями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непразд­нич­ный празд­ник должен пред­ше­ство­вать, а потом должна совер­шаться наша Пасха. Не испол­ня­ю­щий сего свя­щен­но­слу­жи­тель должен быть извер­жен. То же опре­де­лил и Антио­хий­ский Собор в первом пра­виле».

Зонара, а вслед за ним и другие кано­ни­сты, своим тол­ко­ва­нием кано­нов ставят сроки хри­сти­ан­ской Пасхи в прямую, посто­ян­ную зави­си­мость от сроков пасхи еврей­ской. Такое тол­ко­ва­ние кано­ни­че­ских правил стало у нас чем-то непре­ре­ка­е­мым, почти акси­о­мой. Дер­жатся его и такие видные пра­во­слав­ные кано­ни­сты позд­ней­шего вре­мени, как епи­скоп Нико­дим Милаш (Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями). Опе­ри­руют им многие и по сей день, когда затра­ги­ва­ются вопросы исправ­ле­ния кален­даря и пас­ха­лии.

Между тем, всё, что мы знаем об отно­ше­нии Никей­ского Собора к вопросу о вре­мени празд­но­ва­ния Пасхи, нахо­дится в резком про­ти­во­ре­чии с такой интер­пре­та­цией кано­ни­че­ских правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти пра­вила, запре­щая хри­сти­а­нам празд­но­вать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Слу­чай­ное сов­па­де­ние в один день празд­ни­ков хри­сти­ан­ского и иудей­ского? Если да, то, спра­ши­ва­ется, почему такое сов­па­де­ние недо­пу­стимо? Потому ли, что хри­сти­ан­ская Пасха «осквер­ни­лась бы» через сопри­кос­но­ве­ние с еврей­ской? Или, быть может, потому, что празд­но­ва­нием в один день нару­ша­лась бы после­до­ва­тель­ность вос­по­ми­на­ний — сперва пасха закон­ная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, при­няв­шие никей­ское опре­де­ле­ние в руко­вод­ство, нисколько не сму­ща­лись слу­ча­ями таких сов­па­де­ний и празд­но­вали Пасху в один день с иуде­ями (с 14 на 15 нисана) и после Никей­ского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позд­нее время 3 . Если тре­бо­ва­лось вос­про­из­ве­де­ние после­до­ва­тель­но­сти собы­тий и хри­сти­ане обя­заны были сле­дить за тем, чтобы их Пасха была после еврей­ской,— не совсем понятно, почему в кано­нах нигде нет запрета празд­но­вать хри­сти­ан­скую Пасху раньше еврей­ской. Воз­ни­кает еще и такой вопрос: в каком поло­же­нии, с точки зрения Зонары и его еди­но­мыш­лен­ни­ков, ока­за­лись бы хри­сти­ане, если бы, скажем, сейчас иудеи изме­нили бы свою пас­ха­лию и при­бли­зили бы свою дати­ровку Пасхи к нашей — при­шлось ли бы нам тогда «убе­гать» от них со своими датами и соот­вет­ственно пере­стра­и­вать свою пас­ха­лию?

Читайте также:  Праздник красного цвета сценарий

В свете фактов, отно­ся­щихся к исто­рии пас­халь­ных споров в никей­ское время, ответ на все это может быть только один: никей­ские отцы отвергли всякую обя­за­тель­ную зави­си­мость сроков хри­сти­ан­ской Пасхи от сроков пасхи еврей­ской. С настой­чи­во­стью под­чер­ки­ва­ется это в посла­нии импе­ра­тора Кон­стан­тина: «Прежде всего они при­знали недо­стой­ным в совер­ше­нии свя­тей­шего оного празд­ника сле­до­вать обычаю иудеев… Ибо есть воз­мож­ность, отверг­нув их обычай, сле­до­вать более пра­виль­ному порядку» 4 . Ста­ра­ясь рас­по­ло­жить всех хри­стиан к при­ня­тию этого порядка, автор посла­ния настой­чиво при­зы­вает хри­стиан не иметь ничего общего с евре­ями в опре­де­ле­нии вре­мени Пасхи. «Ибо поис­тине, — гово­рит он, — совер­шенно неуместна их похвальба, будто без их науче­ния мы не в состо­я­нии соблю­дать это» 1 . Вместе с тем он стре­мится дис­кре­ди­ти­ро­вать еврей­ский кален­дарь, по кото­рому Пасха бывала в те вре­мена и до наступ­ле­ния весен­него рав­но­ден­ствия. Такие случаи в посла­нии импе­ра­тора рас­це­ни­ва­ются как дву­крат­ное совер­ше­ние Пасхи в одном и том же году.

Ни в кано­нах, ни в других совре­мен­ных и близ­ких Никей­скому Собору доку­мен­тах, интер­пре­ти­ру­ю­щих никей­ское опре­де­ле­ние, нет речи о том, что должна быть исклю­чена воз­мож­ность слу­чай­ных сов­па­де­ний хри­сти­ан­ской Пасхи с еврей­ской, т. е. воз­мож­ность празд­но­ва­ния ее в неко­то­рых слу­чаях в один день с евре­ями. Нигде нет также запрета празд­но­ва­ния хри­сти­а­нами Пасхи раньше евреев. Такой запрет озна­чал бы зави­си­мость сроков хри­сти­ан­ской пасхи от сроков пасхи еврей­ской. А всё, что мы знаем о никей­ском опре­де­ле­нии, гово­рит о том, что никей­ские отцы были против какой бы то ни было зави­си­мо­сти хри­стиан от евреев в этом вопросе.

Никей­ский Собор запре­тил, таким обра­зом, не слу­чай­ные сов­па­де­ния, а прин­ци­пи­аль­ную зави­си­мость сроков хри­сти­ан­ской Пасхи от сроков пасхи еврей­ской. На языке кано­нов празд­но­вать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допус­кать слу­чай­ные сов­па­де­ния Пасхи хри­сти­ан­ской и еврей­ской, а значит при опре­де­ле­нии дня Пасхи хри­сти­ан­ской неуклонно дер­жаться еврей­ской пас­ха­лии, не допус­кая иных пас­ха­ли­че­ских рас­че­тов, и при­зна­вать для хри­стиан обя­за­тель­ным празд­но­вать Пасху в вос­кре­се­нье, непо­сред­ственно сле­ду­ю­щее за пасхой еврей­ской. Упо­треб­ляя выра­же­ние μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду прин­ци­пи­аль­ное согла­сие хри­стиан «Востока» с иуде­ями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные слу­чай­ные сов­па­де­ния в рас­че­тах и датах.

Ошибка Зонары и других тол­ко­ва­те­лей кано­нов яви­лась след­ствием, во-первых, непра­виль­ного, поверх­ност­ного и слиш­ком дослов­ного пони­ма­ния ими выра­же­ния μετὰ τῶν Ἰουδαίων без вся­кого учета кон­крет­ных исто­ри­че­ских усло­вий, в кото­рых роди­лась эта фор­му­ли­ровка, во-вторых, — след­ствием того, что они делали непра­во­мер­ные выводы из совре­мен­ных им фак­ти­че­ских данных пас­ха­лии. Дело в том, что в их время наши пас­ха­ли­че­ские таб­лицы, при­но­ров­лен­ные к юли­ан­скому кален­дарю, настолько уже отста­вали и от аст­ро­но­ми­че­ских данных и от еврей­ских рас­че­тов (став­ших, кстати ска­зать, к тому вре­мени чрез­вы­чайно точ­ными), что уве­ли­чив­ша­яся дистан­ция между Пасхой хри­сти­ан­ской и еврей­ской совер­шенно исклю­чала воз­мож­ность сов­па­де­ния их дат. Фак­ти­че­ски Пасха хри­сти­ан­ская во вре­мена Зонары была всегда только после пасхи еврей­ской. В этом фак­ти­че­ском поло­же­нии дела кано­ни­сты видели под­твер­жде­ние своих тол­ко­ва­ний об обя­за­тель­но­сти для хри­стиан соблю­де­ния такой после­до­ва­тель­но­сти и дистан­ции между празд­ни­ками еврей­ским и хри­сти­ан­ским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пере­смотре пас­ха­лии, нам необ­хо­димо реши­тельно отме­же­ваться от этих непра­виль­ных тол­ко­ва­ний кано­ни­че­ских правил и исхо­дить из того, что пра­вила эти не преду­смат­ри­вают ника­кой прин­ци­пи­аль­ной зави­си­мо­сти сроков нашей Пасхи от вре­мени празд­но­ва­ния пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский. О собо­рах, V ) .
2 Доклад проф. В. В. Боло­това на засе­да­нии Комис­сии по вопросу о реформе кален­даря при Рус­ском Аст­ро­но­ми­че­ском Обще­стве 31 мая 1899 г. При­ло­же­ние 5‑е к жур­на­лам засе­да­ния Комис­сии, с. 37–38.
3 Послед­ний раз такое сов­па­де­ние имело место в 783 г.
4 Migne , Р. G ., 1. 20, со l . 1073.

Источ­ник: Бого­слов­ские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211 . Вос­про­из­во­дится в сокра­ще­нии.

Для точ­ного опре­де­ле­ния дня Пасхи на каждый год раз­ра­бо­таны особые пра­вила, име­ну­е­мые “пас­ха­лией”. Согласно прин­ци­пам Алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии, при­ня­той на Востоке, день Пасхи при­уро­чен к пер­вому воскре­сенью после той 14‑й луны, кото­рая при­хо­дится не ранее дня Весен­него рав­но­ден­ствия, 21 марта. В насто­я­щее время эти аст­ро­но­ми­че­ские прин­ципы на Право­сла­вном Востоке не соблю­да­ются из-за сохра­не­ния рас­че­тов пас­ха­лии по юли­ан­скому кален­дарю, отста­ю­щего от аст­ро­но­ми­че­ского на 13 дней (в XX – XXI вв.), а также из-за навя­зан­ной визан­тий­скими кано­ни­стами посто­ян­ной зависи­мо­сти сроков хри­сти­ан­ской Пасхи от Пасхи иудей­ской.
Так, в 2002 году первое воскресе­нье после аст­ро­но­ми­че­ского рав­но­ден­ствия (21 марта) и пол­но­лу­ния (это еврей­ская Пасха, 15 нисана = 28 марта, чет­верг) при­шлось на 31 марта. Это и был закон­ный день Пасхи у запад­ных хри­стиан, и он соот­вет­ство­вал всем нормам пас­ха­лии, при­ня­тым I Все­лен­ским Собо­ром 325 года. Но по юлиан­скому кален­дарю это вос­кре­се­нье дати­ро­ва­лось 18‑м марта и не могло быть пас­халь­ным, т. к. услов­ное юли­ан­ское «рав­но­ден­ствие», отста­ю­щее от истин­ного на 13 суток, еще «не насту­пило»! Поэтому право­славные празд­но­вали Пасху уже после вто­рого весен­него пол­но­лу­ния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так про­ис­хо­дит в каждом 5‑м, 8‑м, 11‑м, 16‑м и 19‑м годах 19-лет­него цикла. Тем самым Пра­во­слав­ная Цер­ковь «явно нару­шает те же поста­нов­ле­ния, за выпол­не­ние кото­рых всё ещё про­дол­жает бороться».
Ю. Рубан

Источник статьи: http://azbyka.ru/pasxaliya

Оцените статью
Adblock
detector