Троица у терских казаков
«Одним из самых ярких праздников на Тереке была Троица. Она приходилась на период полного расцвета природы, перехода весны в лето. В гребенских станицах этот праздник широко отмечался старообрядцами, а православные, кроме посещения церкви, почти ничем его не отмечали.
Троицу праздновали три дня. Молодые — в домах, старые на площади или улице стелили «парус» и пировали в складчину. Каждый приносил закуски, вино, яйца, из которых тут же готовили яичницу. Веселье, песни, пляски, стрельба продолжались до утра.
На Тереке бытовал обычай вить («завивать») венки на Троицу. Девушки с песнями бросали их в воду и гадали: потонет или нет.
Самый большой и красивый венок помещали на «корабль» и пускали по воде. Обряд пускания «кораблей» по Тереку заслуживает особого внимания.
Троицкий «корабль» строили специально. В станице Курдюковской он представлял собой трехметровую лодку, окрашенную в красный цвет (каюк), в Червленой — маленькую модель корабля с мачтами и снастями.
В Гребенской это было четырехугольное сооружение, «как стол», или просто доска. По углам сбивались четыре «стрелки», пятая — самая высокая — посередине, на нее надевали венок. На корабль помещали кукол в казачьих костюмах (казачка и казачку, иногда только казака); для них накрывали на корабле стол с питьем и едой — жареным воробьем (или куском курицы), яичницей; иногда ставили и вино в маленькой бутылочке.
Корабль украшали лентами, лоскутами и с песнями несли по станице к воде — к озерам, но чаще к Тереку. Шествие сопровождалось песней «Как по морю было, по морюшку» о червон-корабличке, который непогода заносила во иную землю, где царит-королюет девушка Маринушка.
После того как «корабль» спускали на воду, в него начинали стрелять, стараясь попасть в кукол, в стрелку или венок, чтобы потопить его. Дети выхватывали из воды остатки «корабля», ленты, лоскуты и делили между собой. В таком виде обряд сохранился только на Тереке, в общерусской Троице ничего подобного нет, хотя отдельные элементы имеют параллели в других обрядах (культ воробья характерен для Поволжья; жертвы морю, темы сватовства близки новгородским; «корабль» на Масленицу строили в Сибири и др.).
Песни, сопровождавшие обряд пускания «кораблей», исполняли и на свадьбах. Например, в ст-це Старогладковской пели «Селезень, мой селезень» (селезень невеселый: утица подстрелена; молодец невеселый: девица просватана за другого)».
Источник статьи: http://proza.ru/2019/06/16/1098
Праздник троица у казаков
Праздник Троицы – один из красивейших праздников в православии. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи.
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога.
Ученики получили способности проповедовать слово Христово.
Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаи и традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.
Широко отмечалась у донских казаков Троица (пятидесятница). Одновременно — это праздник распустившейся растительности, которую, образно говоря, чествовали, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Обычай этот является общим для всех славян.
В субботу перед Троицей поминали умерших: было принято ходить на кладбище, куда носили яйца, окрашенные в желтый или зеленый цвет (листьями крапивы или травой «гусиные лапки»); на могильные кресты привязывали ветки карагача (вяза).
Повсеместно ветками вяза украшали заборы, ворота и хозяйственные постройки, а полы жилища и церкви посыпали чабрецом. Для этого обязательно в троицкую субботу косили траву, в основном, чабрец, и расстилали ее в курене. На троицу девушки традиционно надевали венки, сплетенные из трав и цветов, гуляли в них, а потом бросали в реку и смотрели, в какую сторону венок поплывет (в ту сторону девушка выйдет замуж), потонет он или нет.
Самое важное дерево на Троицу — береза. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы.
С березой связан обычай завивания венков. Ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно — на другого. На троицу смотрели, что стало с венком.
Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.
Популярным был обряд «кумления». Компания девочек собиралась на Троицу, они жарили и ели яичницу. Раньше это называлось «играть».
У богатых за речкой были специальные сады – левады, в этих садах и играли. Через березовый венок девушки и женщины «кумились» — целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами.
Иногда эта дружба сохранялась на долгие годы.
Во время «кумления» звучали различные пожелания. Например, девочке желали подрасти да расцвести, девушке на выданье желали скорейшего замужества, молодым женщинам — здоровых деток. На Троицу молодые девушки устраивали гадания о суженом, сопровождаемые песнями с брачными молитвами. В день праздника в некоторых донских станицах «водили чернеца» — хоровод с песней «как ишол чернец (чернец – монах под над Доном, по над Тихим Доном». В верховых станицах «плели плетень» — шли по кругу, взявшись за руки с песней «Селезень, мой, селезень». В день праздника в каждой станице водились хороводы. На верхнем Дону — «улицы», на нижнем и среднем Дону предпочитали хороводные танцы под песню «Белорыбица». Донские общественные гулянья на Троицу называли «ссыпками».
Ссыпки-складчины были составной частью многих календарных праздников на Дону, в том числе таких больших и значительных, как Масленица и Троица.
Ссыпки еще устраивали при встрече и проводах казаков на военную службу, в период храмовых (престольных) праздников.
На Троицын день в станицах заплетают венки, водят хороводы, кумятся, а на другой день бывает «ссыпка». Молодые казаки, девушки,а также и молодушки собираются в одну хату и приносят с собою яйца, хлеб и деньги: «приготовять яичницу, водочки купят — выпьют, закусят, а потом начинают петь песни, играть игры и плясать». Каждый участвующий в ссыпке приносит неравную долю, а «кто, сколько может»: иной бедный, да веселый, так его и без вклада приглашают, «поди, моль, к нам: за твои песни мы тебя и так уважаем» Здесь разбивались «на три круга» — малолетних, взрослых и стариков.
После начинался пир, в котором «все участвовали припасами или деньгами». Малолетних угощали обедом и сладким вином, заставляя их плясать «для потехи». Взрослые «пили, ели и плясали». Старики «пили, ели и вели беседу». Во всех этих кругах женщины принимали равное участие, но с наступлением вечера, забрав детей, они покидали место празднества, оставляя его мужчинам. Мужчины проводили на лугу всю ночь, предаваясь веселью.
Наутро следующего дня женщины возвращались с различными кушаньями, разыскивали своих мужей, будили их, приводили «в круг». Снова начинался пир. При этом устраивались всевозможные военизированные игры и военные упражнения, которыми вообще у казаков сопровождался каждый крупный праздник весенне летнего цикла.
Впоследствии «ссыпки» стали проводить уже в черте станицы. Участники ссыпки «складывались по несколько копеек», покупали водку и с песнями и пляской ходили по улицам, заходя в дома зажиточных казаков и станичной верхушки. Хозяева одаривали обходчиков, а те, в ответ, качали хозяев. В этих ссыпках участие женщин было ограниченным в еще большей степени, чаще всего они выступали в качестве зрителей.
В Троицкой ссыпке, так же как и в масленичных гуляньях: избирался атаман, два его помощника-есаула, судья, писарь, казначей и другие «должностные лица». Ссыпочный атаман, по словам, казаков, обличался такой же властью, как и настоящий. «Он – глава ссыпки, следит за порядком, командует ссыпкой, направляя ее то в ту, то в другую сторону, посылает гонцов, по его приказанию начинают подносить угощения, он открывает и прекращает ссыпку, наконец, он в случае отсутствия судей, творит суд и расправу. Как судья он пользуется обширными правами: может исключить виновного из ссыпки, наложить на него штраф и даже посадить под арест. Атаману должны подчиняться все беспрекословно, хотя бы в ссыпке был его отец и даже настоящий атаман. Власть его ограничивается только общим собранием. О всяком важном вопросе, прежде чем решить его, атаман должен посоветоваться с собранием, преимущественно со стариками» (А. Казмин).
В настоящее время обычаи празднования Троицы возвращаются. Хочется верить, что они полюбятся молодому поколению и приживутся навсегда.
Источник статьи: http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/traditsii-chaepitiya-na-donu/troitskie-kazachi-ssypki
Новости
Праздник Троицы – один из красивейших праздников в православии. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. В день Святой Троицы во всех православных храмах совершается торжественная служба, на которой прославляется сошествие Святого Духа, коленопреклоненно читаются молитвы о спасении всех православных христиан и об упокоении душ усопших. На Дону в XIX – начале XX вв. праздник Святой Троицы праздновался широко, красочно, пышно. Казаки очень любили Троицу. К этому дню обычно весенние полевые работы заканчивались, а начинались они после пасхальной недели, когда казаки на быках и лошадях, с плугами, боронами, сеялками, посевным зерном отправлялись на летние полевые станы своих паевых земель, где пахали, боронили, сеяли. Троицу встречали семьи в полном сборе уже дома. Накануне праздника каждая хозяйка убирала свой курень. Деревянные некрашеные полы в комнатах выскребали с усердием и вымывали до блеска, а земляные полы мазали глиной с коровяком и посыпали белым песком. Подметали во дворе, убирали всё лишнее, от крыльца до калитки посыпали белым песком, за плетневым или каменным забором тоже посыпали белым песком. Ворота, крыльцо куреня и балясы украшали свежесрубленными ветками берёзы, вербы, вяза, липы, – кто чем захочет. Когда курень был убран, члены семьи отправлялись за хутор, по возвышенностям собирали чабрец. Приносили эту душистую траву домой, устилали ею полы. Весь дом наполнялся приятным запахом чабреца. По рассказу моей бабушки Колычевой О. И. в это же время молодёжь и дети выходили за хутор в поисках корня солодки. Из этого корня варили «солодик» – сладкий напиток, который пили и взрослые, и дети. Еще она вспоминала о том, что дети лазали на большие деревья, снимали из гнёзд сорочиные и грачиные яйца. Из этих яиц потом в день Троицы жарили яичницу. В субботу перед Троицой поминали умерших: было принято ходить на кладбище. На могильные кресты привязывали ветки карагача (вяза).
Наступал великий день Святой Троицы. Станичники и хуторяне шли к большой службе в церковь. После праздничной службы, вернувшись домой, каждая казачья семья усаживалась за праздничный стол. Жили небогато, но каждая семья, экономя, заготавливала лучшие продукты, чтобы из них приготовить праздничный обед. Хозяйки варили мясные, наваристые щи, варили или жарили мясо, готовили мясную лапшу, пекли блинцы кислые на хмелинах, пироги с начинкой из сухофруктов и др., варили взвар. За праздничным обедом, предваряя сытную закуску, взрослые члены семьи для аппетита пили водочку, а дети – «солодик», имитируя гуляние. Ну и, конечно же, какой стол в Троицын день без традиционной яичницы. Яичницу жарили на сале, на большой сковороде, и ставили в центр стола. Вся семья ела из одной сковороды. В больших семьях жарили яичницу сразу в двух больших сковородах. После праздничного обеда до конца дня доедали его остатки. Дети после обеда убегали играть, а разнаряженная молодёжь шла водить хороводы и играть в игры. Вечером того же дня женатые люди парами брали бутылку самогоночки и без приглашения шли к той семье, у которой была большая горница. В старину люди в хуторах жили как бы одной семьёй, поэтому могли прийти в любое время без приглашения. В большой горнице, в углу находился угольный столик, на котором лежал поднос с рюмками. Из гостей выбирался «тамада», он разливал водку по рюмкам и разносил всем присутствующим. После горячительного напитка все закусывали кислой капустой или кислыми огурчиками. Закуской обеспечивали гостей хозяева куреня. Не дай Бог, если тамада кого-нибудь обнесёт рюмкой, скандал был обеспечен. Обиженные, то есть те, которым не поднесли рюмку, уходили с гулянья. Это считалось за бесчестие.
После выпитых рюмок и съеденной закуски начинали играть казачьи песни и плясать вкруговую (без инструментального сопровождения, под пение), когда казак с казачкой выплясывали друг перед другом, затем к ним присоединялись другие пары. В конце XIX – начале XX вв. иногородние привезли на Дон гармошку, скрипку, балалайку. Кстати, в хуторе Солонцовском был свой оркестр, который задавал настроение вечеринкам. Танцы «краковяк», «полечка с каблучком», «карапет» постоянно использовались на вечеринках. Старики собирались отдельно от молодёжи, в более спокойной обстановке, тоже у кого-нибудь в курене. Выпивали по рюмочке, играли казачьи песни, вспоминали былые времена. Троицу праздновали три дня. Самыми весёлыми и насыщенными были первые два дня, а на третий день отдыхали после шумного празднования днём, вечером молодёжь и дети уходили на игрища. После праздничных дней снова наступали рабочие будни, жизнь хуторян возвращалась в свою обычную колею. В настоящее время обычаи празднования Троицы возвращаются. Хочется верить, что они полюбятся молодому поколению и приживутся навсегда.
Источник статьи: http://kazankamuzey.rnd.muzkult.ru/news/56250364
Как казаки Троицу встречали? Особенности празднования Троицы у казаков
Екатерина Гобозова | 26 мая , 2018
В весенне-летний период праздники троичного цикла были одними из любимых и почитаемых в народе наряду с Пасхой, Красной Горкой (вторым воскресением после Пасхи), Иваном-Купалой и т.д. К праздникам троичного цикла относятся: Семик (четверг перед Троицей), Троицкая родительская суббота, Троица и Духов День. (нажмите на интересный вам праздник, чтобы перейти к его описанию) Как и повсеместно в восточнославянской традиции, празднование этих дат у казаков было связано с многочисленными обрядами.
Казачки ст. Зеленчукской
Семик
В станицах сибирских казаков в этот день украшали ворота и наличники домов зелеными ветками, устилали полы в избах травой. «Березовыми ветками, кукушкиными слезками украшали в избе, затыкали их за иконы, наличники. Березы ставили под окна, украшали ими в церкви» [1].
Троицкая родительская суббота
День поминовения усопших был связан с походами на кладбища и в храмы на поминальные богослужения. На кладбищах поминали специально приготовленными для этого случая блюдами: яичницей, крашенными яйцами, блинами, кутьей. На Дону в этот день украшали жилища травой.
«…было принято ходить на кладбище, куда носили яйца, окрашенные в желтый или зеленый цвет (листьями крапивы или травой «гусиные лапки»); на могильные кресты привязывали ветки карагача (вяза). Повсеместно ветками вяза украшали заборы, ворота и хозяйственные постройки, а полы жилищ и церкви посыпали чабрецом» [2]. «…поминали умерших родственников блинами, яйцами, крашенными богородской травой и березовым листом, «панахидой» (кутьей). Служили в церкви заупокойную панихиду. Девушки вешали на могильные кресты, сплетенные из цветов и березовых веток венки» [3].
Помимо Троицкой родительской субботы, которая предшествовала самому празднику Троицы, усопших поминали и в субботу Троицкой недели.
Троица
В казачьих станицах празднование длилось в течение всей Троицкой седмицы и сопровождалось вождением хороводов, танцами, играми, застольями. Девушки «завивали» венки, пускали их на воду, устраивали посиделки в складчину, гадали и «кумились»; молодые казаки устраивали скачки и соревновались в стрельбе. Излюбленными блюдами на столах в этот день были: блины, вареные яйца, вино, яичница, пироги.
Семья терских казаков сунженско-владикавказского полка, нач. XX в.
«На Троицу завивают венки, ходят с песнями пускать их на реку. Танцуют казачка, метелицу, лезгинку. Играют на гармонике, бьют в бубен» [4]. «На Масленицу и Троицу, кроме скачек, устраивается еще своеобразный вид развлечений — стрельба. Парни и девушки на Троицу завивают венки и пекут блины» [5]. «На Троицын день в ст. Малодельской заплетают венки, водят хороводы, кумятся, а на другой день бывает «ссыпка». Молодые казаки, девушки, а также и молодушки собираются в одну хату и приносят с собою яйца, хлеб и деньги: «приготовят яичницу, водочки купят — выпьют, закусят, а потом начинают петь песни, играть игры и плясать». Каждый участвующей в ссыпке приносит неравную долю, а кто сколько может» [6].
Неотъемлемой частью троичных молодежных гуляний был обряд девичьего кумления, который соответствовал «братанью мужчин» [7]. Обряд сопровождался вождением хороводов вокруг «троицкого деревца» (заранее выбранное в лесу деревце, украшенное или наряженное в девичье платьице), пением специальных «троичных» песен, завиванием венков, пусканием их на воду и гаданием по ним.
«На Троицын день, когда справляют зеленые святки, казачки отправляются в лес, сплетают там венки и украшают ими головы. Потом выходят на поляну к речке, бросают в нее венки, и гадают по ним. После этого водят хороводы (в коих, сколько мне известно, мужчины участия не принимают), поют «веснянки», целуются сквозь венки. Поцеловавшиеся называют друг друга кумушками» [8]. «…существовал обряд кумовства: девушки целовались через венок и назывались «кумами на всю жизнь». Здесь же устраивали общую трапезу, когда ели яичницу и целовались с парнями» [9]. «…меняются бусами и крестиками, целуются до трех раз и после этого называются «кумушками» до следующего года» [10].
«Покумившись», девушки продолжали гуляние общим застольем, играми, танцами. Зачастую к ним присоединялись парни. Такого рода молодежные сборища способствовали сближению неженатых парней и девушек на выданье, завязыванию знакомств, ухаживаний и т.д.
Обычай «кумиться» был распространен так же в губерниях центральной и южной России, а также частично на Украине и в Белоруссии. В разных местностях он мог проводиться как на Троицу, так и на семик, Духов День, Вознесение, Петров день (окончание Петрова поста).
Духов День
Особый интерес представляет празднование Духова Дня в гребенских станицах. С этим днем связан уникальный обряд — пускание «троицкого» корабля. Данное действо описано только в источниках, посвященных гребенским казакам. Этот факт дает повод говорить о пускании корабля на Духов День, как об уникальном явлении, имевшим место быть только в традиции гребенцов.
Автор иллюстрации: Светлана Наймушина
Корабль строился специально. Конструкции кораблей в разных станицах были различными. «В станице Курдюковской он представлял собой трехметровую лодку, окрашенную в красный цвет (каюк), в Червленой — маленькую модель корабля с мачтами и снастями. В Гребенской это было четырехугольное сооружение, «как стол», или просто доска. По углам сбивались четыре «стрелки», пятая — самая высокая — посередине, на нее надевали венок. На корабль помещали кукол в казачьих костюмах (казачка и казачку, иногда только казака); для них накрывали на корабле стол с питьем и едой — жареным воробьем (или куском курицы), яичницей; иногда ставили и вино в маленькой бутылочке» [11]. Конструкция корабля обильно украшалась лентами, лоскутами материи, флагами и парусами. С песней «Как по морю было, по морюшку» корабль пускали на воду, после чего парни начинали палить в него из ружей. «Дети выхватывали из воды остатки «корабля», ленты, лоскуты и делили между собой» [11]. Кораблей в каждой станице делалось несколько — «каждый хоровод отдельно» [12] готовил свой корабль.
Что означало это самобытное и весьма замысловатое действо, сказать сложно. Не давали ему объяснения и сами гребенцы, по свидетельству П.Г.Малявкина, записавшего обряд пускания корабля в станице Червленой: «Казаки не дают себе отчета, что означает это празднество. Но говорят, что это ведется еще иcстари» [12].
- Т.Н. Золотова. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
- М.А.Рыблова. Весенне-летняя обрядность донских казаков: половозрастной аспект (XIX-XX в);
- Т.Н. Золотова. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
- СМОПМК: станица Ищерская Терской области, составлено на основании данных, представленных учительницами Бутовой и Лысенко. 1893 год;
- СМОПМК: станица Наурская Терской области, П.Востриков. 1904 год;
- М.Харузин, Сведения о казацких общинах на Дону. 1885 год;
- А.В.Миртов. Донской словарь Материалы к изучению лексики донских казаков Ростов-на Дону, 1929 год;
- М.Харузин, Сведения о казацких общинах на Дону. 1885 год;
- Т.Н. Золотова. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
- СМОМПК: вып.6. Станица Бесленеевская Кубанской области Майкопского уезда. П. Близнюков, 1888 год;
- Е. М. Белецкая, Н. Н. Великая, В. Б. Виноградов. Календарная обрядность терских казаков // Этнографическое обозрение №2-1996 год;
- П.Г.Малявкин, Станица Червленая. Этнографическое обозрение, № 50. 1891 год.
Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:
Источник статьи: http://xn--80adjnyuchb7b.xn--p1ai/kt6/