- Собор всех святых в земле Российской просиявших — праздник Святой Руси
- История праздника
- Молитва всем Святым, в земле Российской просиявшим
- Праздник всех святых, в земле Российской просиявших, отмечают 21 июня
- Праздник всех святых, в земле Российской просиявших — история
- Молитвы на праздник всех святых
- Список святых
Собор всех святых в земле Российской просиявших — праздник Святой Руси
Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших» — Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.
Столько святых, сколько дал народ, живший на нашей земле, не было больше нигде. В Евангелии говорится: «Вышел Сеятель сеять». Господь посеял слово Божие во всех народах, и каждый из них по-своему на это отреагировал. Святость — есть ответ человека на зов Божий.
Бог пришел на землю, чтобы позвать всех. Он так сказал: «Много званых». Мы живем в век, когда на земле уже не осталось ни одного человека, за исключением маленьких детей, которые не слышали ещё бы об Иисусе Христе. Сам звук Его имени уже рождает некие ассоциации. Во всяком случае, все знают, что Этот Человек говорил про Себя, что Он Сын Божий, сшедый с Небес. И все знают, что Он родился от Девы Марии, что был распят на Кресте…
Но реакция сердца человека на это событие бывает совершенно разная. К сожалению, большинство людей эта тема практически не интересует. Они не дают себе даже труда узнать, а что же Христос говорил, живя на земле; что Он делал, когда ходил две тысячи лет назад по Палестине; как случилось, что, хотя по всему видно, что это был Человек хороший, Его распяли. Жизнь Иисуса Христа неинтересна большинству живущих на земле, – то есть хотя до их слуха доносится призыв, ответа на него люди не дают. Господь пришел ко всем.
Конечно, Он начал со Своего народа избранного, который уже тогда познал Единого Бога. Но этот народ в массе своей отверг Его, так же как теперь и наш народ в массе своей совершенно отверг Христа – и, кстати, по той же самой причине. Это, видимо, вообще удел человечества – отвергнуть Бога. Но были люди, которые откликнулись на этот призыв. Каким же образом совершился их ответ Богу? На примере апостолов, этих первых святых Нового Завета, мы видим, как это случается.
В Евангелии от Матфея, рассказывается, как Господь призвал апостолов Андрея, Петра, Иакова и Иоанна. Подошёл Он к Галилейскому морю, увидел двух братьев, закидывающих сети в море, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и пошли за Ним. Так же и сыновья Зеведеевы.
Представьте себе картину – рыбаки ловят рыбу. Это источник их существования: от этой рыбы они и питаются, от этой рыбы они и одеваются, и содержат свои дома. И вот Он их зовёт – они это всё бросают, т.е. совсем и навсегда оставляют и идут за Ним. А Иаков с Иоанном оставили даже и отца, а Петр оставил дома жену и стал ходить за Христом. Такое мало кто может совершить – вот так ради Христа отказаться от всего. Поэтому мало кто может быть апостолом…
История праздника
Назидательна сама история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля (по ст. ст.), т.е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых.
Традиционным автором службы сего праздника считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.).
Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьёз обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.
В своём докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства.
В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:
«1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.»
Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю.
Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.
Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иером. Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября).
Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.
Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Её настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский).
Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой «Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим». Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди («Всех Святых»), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).
Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом. Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.
Гораздо больше на Руси вобще незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить. И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, которую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные! Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста. Аминь
Молитва всем Святым, в земле Российской просиявшим
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими Землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися!
Се, ныне в день общего вашего торжества мы, грешнии меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воины Христовы, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козни его избавляющии.
Ублажаем ваше святое житие, светальницы божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наши умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваши великие чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасно процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии.
Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопиим: равноапостольнии просветителие наши! Споспешествуйте людем Русския Земли преданную вами веру Православную твердо содержати, да спасительное семя, вами всеянное, не иссушено будет зноем неверия, но дождем Божия поспешения напоенное, плод изобильный да принесет.
Святителие Христовы! Молитвами вашими утвердите Церковь Русскую, ереси, расколы и нестроения в ней потребите, расточенныя овцы воедино соберите и от всяких волков, во одежде овчей в стадо Христово входящих, оградите.
Преподобнии отцы! Сохраните нас от прелестей мира сего лукаваго, да отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми, носяще тяготы друг друга.
Благовернии князие! Воззрите милостивно на земное отечество ваше и вся нечестия и соблазны, в нем ныне сущия, оружием молитв ваших потребите, да, якоже древле, тако и ныне, и в грядущее время прославляется на Святей Руси имя Господне.
Страстотерпцы Российстии преславнии! Укрепите нас в молитвенном стоянии даже до крове за веру Православную и обычаи отечества, да ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч не возмогут нас разлучить от любве Божия, яже о Христе Иисусе.
Блаженнии, Христа ради юродивии и праведнии! Посрамите мудрость века сего, возносящуюся на Разум Божий. Нам же помозите, спасительным буйством Креста Христова утвердившиеся, соблазны мудрости мирския незыблемым быти, горнее присно, а не земное помышляти.
Богомудрые жены, в немощнем естестве подвиги велия явившия! Молитеся, да дух вашея любви ко Господу и ревность о угождении и о своем и ближняго спасении не оскудевают в нас.
Все святии сродницы наши, от лет древних просиявшие и в последния дни подвизавшиеся, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижения и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывшия житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителях горнего Отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся, благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
Величание святым
Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии, /
землю Русскую добродетельми вашими озарившии /
и образ спасения нам / светоявленно показавшии.
Иное величание святым
Величаем вас, / святии вси, в земли Российстей просиявшии, /
и чтем святую память вашу, / вы бо молите за нас / Христа, Бога нашего.
Тропарь, глас 8
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Кондак, глас 3
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечного Бога.
Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней прославльшаго!
Источник статьи: http://kizil-monastyr.prihod.ru/2020/06/20/sobor-vsex-svyatyx-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshix-prazdnik-svyatoj-rusi/
Праздник всех святых, в земле Российской просиявших, отмечают 21 июня
Москва, 08.03.2021, 23:40:06, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
Верующие в России отмечают один из самых удивительных праздников под названием — Неделя всех святых. Это праздничное событие появилось еще во времена Древней Руси, торжество сохранилось и до наших времен. В этом материале вы также можете отыскать молитву в честь этого праздничного события.
Праздник всех святых, в земле Российской просиявших — история
Представители духовенства с XVI века утвердили празднование памяти Всех святых новых Чудотворцев Российских. Праздничное событие отмечали семнадцатого июня по старому календарю, на третий день памяти Крестителя Руси святого князя Владимира. Интересно, что автором службы считают инока Григория, который был одним из священнослужителей Спасо-Евфимиевского храма.
В центральной России это торжество не стало таким популярным, до сих пор неизвестно, по какой причине. Это праздничное событие в центральной России было забыто и не вошло в печатные Месяцесловы. Очевидно, что испытания, которые посылал Господь могущественной стране и государственному храму, многим показались преодолимыми при помощи своих сил. Только катастрофа 1917 года заставила людей всерьез задуматься о том, что нужно иногда обращаться к Господу за помощью.
Отметим, что инициатором восстановления этого праздничного события стал историк Петроградского университета Борис Тураев, который задумался об этом 1918 году. В своем докладе священнослужитель и историк отметил то обстоятельство, что составленная в Великороссии служба отыскала себе особенное распространение на периферии Русской церкви. К сожалению, в современном мире это праздничное событие отмечают не так пышно, и многие про него вовсе забывают. Священный Собор в заседании двадцать шестого августа 1918 года в день именин преподобного Тихона заслушал доклад господина Тураева и обсудил его, в итоге было принято постановление о восстановлении существовавшего на Руси празднования дня памяти всех святых русских. Торжество утвердили отмечать в первое воскресенье Петровского поста. Представители духовенства говорили, что это праздничное событие, которое имеет для них особое значение, должно стать храмовым для всех православных церквей на Руси.
Это праздничное событие было восстановлено в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю историю. Отметим, что и содержание праздника, как предлагал господин Тураев, стало более универсальным. В это время не просто чтут память русских святых, а отмечают праздник всей Святой Руси. Представители духовенства устраивают настоящие мероприятия, цель которых — повысить интерес публики к Святым на Руси и рассказать о том, как они жили, чтобы память о них жила вечно.
Тексты для службы были созданы самим господином Тураевым, ему в этом нелегком деле помогал представитель Богослужебной комиссии Афанасий. Примечательно, что Афанасия причислили к лику святых в 1962 году. Изначально вариант службы издали отдельной брошюрой в 1918 году. Позже текст начали дополнять, над ним трудились многие преподобные, включая Сергия Дурылина. Первой церковью в честь Всех российских святых стал домовой храм Петроградского университета. Игуменом этого храма с 1920 года был преподобный Владимир Лозина-Лозинский, отметим, что игуменом он пробыл всего четыре года, ведь церковь закрыли в 1924 году. Самого Владимира расстреляли в 1937 году.
В 1940-е годы прекратились прямые гонения на Церковь, в то время текст службы решили напечатать с цензурными искажениями. Данные изменения внес инспектор Парийский по указанию правительства Советского Союза. В 1995 году появилась отдельная книга под названием Служба Всем Святым. Это праздничное событие продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди, однако дополнять данную греческую в своей основе книгу не решились. Церковь приняла решение включить текст службы в Майскую Минею, это произошло в 2002 году.
Стоит отметить, что во время этого священного праздничного события запрещается нецензурно выражаться, употреблять спиртные напитки и увлекаться табачными изделиями. В идеале верующие должны провести этот день в молитвах в память о Святых на Руси. Представители духовенства с огромным удовольствием принимают в этот летний день всех желающих в церквях и устраивают вместе с прихожанами сеанс молитвы. Любой желающий может присоединиться к празднику, достаточно просто молиться, и Господь услышит вас.
Раньше на Руси такие праздники не были так популярны, дело в том, что христиан жестоко преследовали и пытали за веру в Господа Бога. Сейчас времена изменились, веровать во Христа — не стыдно, теперь это совершенно нормальная практика. Гонения на христиан канули в лету, тем не менее, некоторые верующие все еще молятся скрытно, не подавая виду.
В этот замечательный день вы можете не только молиться вместе со священнослужителями в церкви, но и сделать это в одиночку, достаточно просто подойти к иконе святых и дать им понять, что вы помните о них. Молитву на этот день вы можете найти ниже.
Молитвы на праздник всех святых
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Список святых
Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные. В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий». Но также и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.
Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например, таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.
Источник статьи: http://pronedra.ru/prazdnik-vsex-svyatyx-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshix-otmechayut-21-iyunya-486998.html