«За талою водой»
Конспект-сценарий природно-обрядового праздника Башкирского народа.
Автор: Кушалиева Лилия Маратовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 267, Башкортостан , город Уфа.
Цель: формирование духовной культуры, нравственно-этических качеств личности. Задачи: приобщение к природным обрядовым праздникам башкирского народа. Знакомство с народными играми, традициями и обычаями своего народа. Верованиями и обрядами, национальной культуры, народными промыслами и ремёслами, искусству и истории. Расширять общий кругозор. Развивать познавательно-речевые, художественно — эстетические способности; формировать позитивное отношение.
Оформление зала соответствует теме ранней весны. Звучит музыка с весенней тематикой.
Воспитанники входят в зал, садятся.
Зима (Взрослый в костюме Зимы):
Встрече с вами , ребята рада!
Меня, конечно вы узнали.
Чудо зимнего наряда,
Ёлку, горки не забыли?
Как же с вами мне расстаться?
Я хочу совсем остаться!
Снег , мороз-вы веселитесь,
Я прошу вас, согласитесь!
Ребёнок: Зиму – зимушку мы любим, но теперь черёд весны.
Лыжи, санки мы оставим, подождут другой зимы.
Зима: Ах, зачем же вам весна-
Грязь кругом, вода, ручьи,
А зима так белоснежна…
А праздники лучше чьи?
Ведущая: Чудо-праздник Новый год,
Но сейчас весны пора,
Спешит на праздник детвора,
На праздник талых вод.
Мы за талою водой
Ребёнок: Солнышко с небес сияет,
А сосулька всё растёт,
Кап-кап-кап-поёт капель
В нашей песенке теперь.
Песня «Капель», музыка Ш. Кульбарисова, слова Г. Юнусовой (сборник «музыка в детском саду», А. Кубагушев)
Ведущая: Наших мальчиков-батыров
Не страшит стена сугробов,
Ручейкам откроют путь,
Воды дружно побегут.
«Танец батыров» («Салават батыр», диск «Сулпан»)
Девочка: Мы талой воды наберём,
Прозрачной водой угостим,
Исчезнут болезни и грусть,
Ручейки их унесут.
«Танец девочек с ведёрками». Девочки с ведёрками приближаются к Ручейку (взрослый в одежде ручейка), который замёрз.
Девочка: Ой, подружки, вот беда,
Исчезла талая вода!
Появляется Зима: Зря спешили вы сюда!
К чему вам талая вода?
Чем же снег мой не хорош?
Ребёнок: Мы любим снега белизну,
Лесов заснувших тишину,
Шаги скрипучие мороза,
На окнах чудеса узора.
Ребёнок: Твой чудесный Новый год
Мы, конечно будем ждать,
Но слышишь, шумят, журчат,
Весны гонцы уже стоя
Мы за талою водой
Отправимся сегодня в путь.
В снега за дальнею горой
Ручейки журчат, нас ждут.
Зима ( в сторону): Ручейки, талая вода…
Поспешу –ка я туда.
Обращается к воспитанникам: Ой , меня вы убедили,
Знать, пришла моя пора,
Я прощаюсь, детвора! (Уходит)
Ведущая: Хотя зима и злится,
Предлагаю веселиться,
Не страшны зимы угрозы,
Попрощаемся с морозом.
Песня «Весна пришла» , музыка З. Исмагилова, слова А. Ихсана (сборник «Музыка в детском саду», А. Кубагушев).
Входит Капель (взрослый в одежде Весны):
Я – первая вестница
Прихода ранней весны,
Моя песенка слышится
Под солнцем в ясные дни.
Люди издавна следили,
За капелью наблюдали.
Назовите мне приметы,
А за верные ответы
Вы получите призы.
Приметы:
1. Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки- к продолжительной весне.
2. Тёплый мартовский ветер-к тёплому дождливому лету.
3. Если грачи прямо на гнёзда летят-дружная весна.
4. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
5. Если апрель слишком тёплый, то май прохладный, с дождём и ветром бывает.
6. Если в начале марта найдётся вода воробью напиться, год будет хорошим.
7. Если в мае будет много дождя, рожь уродиться.
Ворон прилетит-снег сойдёт.
(Ответы воспитанников. Приз оформлен в форме сосульки).
Зима: Грустно с вами расставаться,
На меня – не обижаться!
Весне – сестрице уступлю,
Я на север улечу! (Уходит)
Капель: От весёлой громкой песни
Даже ручеёк проснётся.
Хоровод «Капель», музыка и слова Ф. Гершовой (сборник «Музыка в детском саду», А. Кубагушев).
Ручеёк: Как хорошо проснуться,
Солнышку улыбнуться,
Послушать звонкую капель,
В высоком небе птичью трель!
Игра – эстафета «Кто быстрее наполнит сосуд водой». В соревновании участвуют две команды. Каждая из сторон берёт по одной кружке. На расстоянии ставятся два пустых сосуда. У черты, где выстраиваются команды, ставятся сосуды с водой. Участники наполняют кружки и бегут к пустым сосудам. Вылив воду, бегут обратно, передают кружку следующему игроку. Команда, наполнившая сосуд первой, считается победителем.
Игра « Перетягивание каната». Для игры надо разложить на полу толстую верёвку или канат, середину её обозначить яркой ленточкой. Линиями отмечают условные границы для перетягивания. И грающие делятся на две команды, берутся за разные концы верёвки. По сигналу они начинают тянуть верёвку в противоположные стороны. Выигрывает та команда, которая сумеет перетянуть ленточку, обозначающую середину верёвки, через условную границу.
Ребёнок: Ждёт талой воды воробей,
Чтоб песню начать поскорей.
Ребёнок: Ждёт талой воды берёза,
Мамы любимая роза.
Ребёнок: Ждёт талой воды зайчишка,
Вырасти хочет, как мишка.
Ребёнок: Ждёт талой воды бабушка,
Чтоб угостить всех чаем.
Повтор некоторых элементов танца с ведёрками.
Бабушка: Праздник талых вод
Сохраните в памяти!
Не бегите от забот,
О природе думайте!
Чтоб чистым был родник,
И цвела сирень.
Чтоб ясным был твой день,
Не забывай о них !
Угощение воспитанников сладостями, чаепитие.
Источник статьи: http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4366.html
Исследовательская работа » Башкирские обычаи, традиции и праздники»
1.Что такое обычай. 5
2. Пробуждение природы в обрядах башкир………… …………………………….6
3.Башкирские праздники, связанные с природой…. ……………………………..7
В мире, наверное, нет народов, у которых не было бы праздников. Не являлись исключением и башкиры. Важное место в жизни башкир, наряду с семейными обычаями и обрядами, играли народные праздники (байрам), которые сопровождались массовыми гуляньями и развлечениями. Мы, учащиеся ООШ с. Бекетово , нам очень интересно было узнать о башкирских праздниках и их месте в календаре.
Актуальность данной темы очевидна, так как народные праздники — неотъемлемая часть культуры любого этноса. В них отражается образ жизни, история культуры, традиционное мировоззрение.
Перед своей работой мы поставили цель : составление календаря башкирских праздников.
Для решения поставленной цели мы сформулировали задачи исследования :
подобрать и проанализировать литературу по теме исследования; подробнее познакомиться с традициями башкирского народа; узнать, какие башкирские праздники существуют; провести анкетирование учащихся и родителей о башкирских праздниках;
составить календарь башкирских праздников.
Объект исследования : башкирские праздники.
Предмет исследования : башкирские праздники.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературы по исследуемой теме; прослушивание аудиозаписей музыки, просмотр видеоматериалов;
анкетирование учащихся и родителей о башкирских праздниках; составление календаря башкирских праздников; ознакомление учащихся школы с башкирскими праздниками;
Базу исследования составили обучающиеся 5-9-х классов и родители ООШ с. Бекетово.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в систематизации знаний по исследуемой проблеме, ознакомлении учащихся и родителей с башкирскими праздниками.
Что такое обычай?
ОБЫЧАЙ (йола, гэрэф-гэзэт), прочно установившиеся в определенной общественной среде, правила поведения людей, соблюдаемые в силу привычки и общественного мнения. Возникнув в глубокой древности, обычай играет в родовом и раннеклассовых обществах роль основного регулятора отношений между людьми, служит средством приобщения людей к социально-бытовому, производственному опыту, культурным и моральным, и морально-этическим ценностям, способствует сплоченности этнического (народ, племя) и социальных (класс, проф. гр.) общностей. В период формирования государства многие обычаи входят в систему правовых норм, поэтому роль и значение обычая ослабевают. Часто обычаи отождествляют с обрядом, однако обряд является его ритуально-эстетическим оформлением. Обычаи различаются по степени обязательности: во многих обычаях участие отдельных людей было необязательным или варьировалось в зависимости от конкретных обстоятельств, в то время как другие обычаи были обязательны для всех членов общины. Эти обычаи, с выраженной нормативной определенностью и известные в литературе под названием юридические, входят в систему обычного права. У башкир содержание обычай, игравших большую роль в общественной жизни на протяжении всей истории народа, обусловлено особенностями кочевническо-скотоводческого, а затем и земледельческого хозяйственно-бытового уклада и культурно-этническим наследием. Обычаи охватывали различные стороны жизни: производственную деятельность, общественный и семейный быт, религию. Значит, место в системе обычаев занимали праздники календарные ( каргатуй , сабантуй , йыйын ) и обряды (вызывание дождя или ясной погоды). Рядом обрядов сопровождался выезд на летовку, начало и завершение весенней пахоты и сева, существовали обряды, связанные с получением приплода, сбором урожая, с пчеловодством и охотой . Большим комплексом обрядов сопровождались заключение брака (брачный сговор, никах , свадьба , передача калыма и приданого, проводы невесты и встреча молодой жены, шествие к водному источнику и др.), рождение ребенка, похороны и поминки. Обычаи регулировали взаимоотношения в семье (половозрастное разделение труда, отношения между взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами), соседями (курше хаkы — «право соседа») и др. Ныне по-прежнему живут видоизменяясь традиционные, культурно-бытовые и семейные обычаи, например, помочь, гостеприимство и др., оживают религиозные обряды. Появились и развиваются новые семейные, профессиональные обряды, стало традиционным проведение общегосударственных праздников.
2.Пробуждение природы в обрядах башкир
Крупные сезонные празднества «Каргатуй», «Нардуган», «Навруз», «Сумбуля» являют собой духовную и материальную основу масштабной единицы летоисчисления Года — Йыл. Выстроенные в четкой хронологиии естественной структуре, эти праздничные обряды являют собой своеобразное древо периодизации и материализации Времени, паспортизации обитаемого пространства и места. Между тем, если бы не было органичных связующих звеньев — малых форм обрядов — праздничная циклизация Года как таковая не сохранялась бы столь много веков как организующая быт и досуг модель жизни башкира. В этой связи особый интерес представляют проводимые внутри крупных сезонных праздников обряды, по своему замыслу проводящие идеи, функции созидания и укрепления макрокосмоса, приветствия новых циклов.
Эти обряды не имеют знакового сезонного значения, не связаны с солнцестояниями или равноденствиями, по масштабности организации и структуре уступают большим празднествам. Однако именно в этих малых праздниках заложена идея санкционирования значительных, видимых движений жизни живой Природы-матери, обозначены многовековые жизнесмысловые ценности зависимости жизни человеческой от жизни внешней среды. Особенно насыщен в этом плане весенний период — время, в котором происходит большинство событий, визуально демонстрирующих оживление Природы после зимней временной смерти. Это обряды «хождения за талой водой», «проводы ледохода», «наступание на черную землю», «выход на первую зелень», «приход неба», «первый гром» и т.д.
Основной ритуалообразующей идеей во всех этих обрядах являются события из жизни живой Природы, переживающей весной видимые человеческому глазу перемены. Потому появление талой воды, ледоход, появление черной земли из-под снега, первая зелень, первый гром, первый зов птиц (ворон, грачей, кукушек, скворцов) воспринимались как сакральные знаки оживления Природы-матери. Они праздновались как способы социализации нового молодого Года (как рожденного дитя) и получения прав человеком войти в очередной виток новой прекрасной Жизни.
Будем внимательны и искренни по отношению к дыханию, становлению и каждому новому движению Природы-матери: появлению первой зелени, черной земли, прилету птиц. Проводим вместе лед и с ним печали, обновим эмоции и возрадуемся раскатам первого грома, произнося благопожелания.
3.Башкирские народные праздники, связанные с природой
НАУРУЗ (наурыз) , праздник Нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных племен которые обитали в долине рек Яик (Урал), Сакмара примерно в 7 в. до н.э. В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощали гостей и всех желающих. Во время Науруза взрослый предводитель, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе (курэш), скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения (узляу). В Науруз обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения (фатиха). Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия.
КАРГАТУЙ , башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно праздник устраивали с наступлением весны. В Западном и Югo-Западном Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями. В ходе праздника молодые женщины, девушки устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми. Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы. После общей трапезы участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо пожеланиями к птицам. У юго-восточных и горных башкир каргатуй почти всегда устраивали на ближайшей горной вершине. Во время празднества деревья наряжались цветными шалями, бусами и другими украшениями, выставлялись молочные продукты; мальчики имитировали карканье птиц. У западных башкир обряд был исключительно подростковым. Истоки праздника лежат в архаичных пластах верований: культе птиц, ранней форме культа тотемич. предков. Возможна двойная интерпретация праздника: «воронья свадьба», «воронья каша», т.к. возникновение связано с культом вороны, и «грачиная свадьба», «грачиная каша», что обусловлено изменением характера обряда, ставшего своеобразной встречей весны.
ЗА ТАЛОЙ ВОДОЙ. Хождение за талой водой устраивалось обычно 19—20 марта, перед весенним равноденствием. Считалось, что вода в этот момент особо целебная. Взяв с собой еду, белые напитки, ведра на коромыслах, женщины шли за талой водой. Обычно это было место, где быстро открывалась земля от снега, а в снежной яме собиралась чистая талая вода. Первой воду брала самая старшая или многодетная женщина. Вначале приветствовала воду: За талой водой пришли,
За долей пришли!
Зачерпнув воду в ведро, начинала мыть лицо, руки, затем произносила благопожелания. Все повторяли за ней эти действа. Закончив омовение, начинали мыть ведра, коромысла, принесенную с собой стирку. После устраивали увеселения, игры. Уходя, под деревья и в лунку, откуда брали воду, сливали белый напиток (айран, катык) или кусочки хлеба: так благодарили духа, хозяина места. С укреплением ислама закрепляется обряд молитвословия, который до и после омовения этой водой совершали абыстаи или женщины, читающие намаз.
Принесенной с поля талой водой мыли, чистили все: дом, посуду, выстирывали паласы, одежду; обрызгивали этой водой скотный двор, хлев, примечая к плодородию, достатку, белили стены, печку, баню. Соблюдалось правило: на каждый случай приговаривали: Из талой воды чай! Из талой воды баня! Топили баню: все должны были помыться этой водой, чтобы «быть здоровыми, сильными».
Целители произносили заговоры воде и лечили детей, больных лихорадкой, кожными заболеваниями. Из этой воды кипятили чай, ее использовали, когда пекли блины, варили кашу и созывали друг друга в гости, пели песни, произносили благопожелания, поздравляли друг друга с наступлением весны.
Сакрализация талой воды имела широкие ареалы, праздник отмечали почти все этнические группы.
Таким образом, вода, связывающая смерть (таяние снега) и жизнь (новые лучи солнца) приобретала ценностные магические свойства. Потому она функционально использовалась в бытии башкира.
КУКУШКИН ЧАЙ , башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием «йома сэйе» («чай, в пятницу»), в северных районах РБ и в Пермской области — «сэйесмэ» («чаепитие»). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай — это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и каргатуй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием
Праздники Нардуган . Самый длинный и самый короткий день в году отмечали праздниками как летний Нардуган так и зимний Нардуган .
Летний нардуган . В эти дни (25 июня-5 июля) особенно бережно относились к природе. Нельзя было охотиться, ловить рыбу, резать скотину, пилить деревья. Но почему-то именно в эти дни заготавливали лекарственные травы. В водоемы бросали цветы 77 видов в надежде на теплое хорошее лето. С тех пор как появился этот обряд, начали проводить и праздновать дни цветов.
Нар – солнце, дуган – день рождение солнца. Запрещено: ловить, резать скот, пилить деревья, разорять муравейники.Во время праздника бабушки учили собирать лекарственные травы. Главное блюдо праздника овощные супы.
Зимний нардуган (начинался 25 декабря и продолжался неделю). В преддверье Нового года, 12 девушек напоминающих 12 месяцев года организовывали игры. Народ собирался смотреть представление. На вечере каждый мог показать свой талант, играли в разные игры. Самой интересной считалась игра «Колечко». С началом этой игры парни и девушки гадали, что будет в будущем году. Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля. Главный герой был Селле бабай – теперь Дед Мороз. Праздник Нардуган проводился в конце года, когда световой день начинает увеличиваться. Несмотря на зимний день, в каком либо доме все собираются. Каждый приносил угощенья – мясо, крупы и т.д. Главное блюдо – мясо. Избирался юлбарсы – путеводитель. Дети ходят из дома в дом приглашают всех, желают пожелания, специально придуманные заклички. Хозяева угощают их. Когда в доме кончалось все угощения, устраивали на улице игры. Девушки гадали за кого замуж пойдут. На следующий день начинаются хождения по гостям из дома в дом.
Праздник щавеля . Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы – щавеля.
У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. – все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. – которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Когда первый раз ходили за щавелем, нас угощали бабушки. В суп из щавеля клали еще и яйца, чтобы было вкуснее. И мы, дети, с удовольствием ели, такой суп. После этого бабушки с нами организовывали игры, — говорит Ханнан Байбулдин из деревни Саитбаба Гафурийского района.
— Доставляя удовольствие детям – получаю благодарность от них,- говорила бабушка из Баймакского района. Взрослые так благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же «суп из дикого лука» и «дикой редьки» посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; — говорили предки.
Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы –от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны — дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах.
Природа и нас охраняет, защищает, открывает свои секреты, рассказывает про Шульган, Аркаин Таналык. Природа до сих пор тебя не продала, и ты ее не продавай, дитя, тогда тебе повезет. Изучай ее язык, пой и говори ее словами. Когда празднуешь на природе Матушки-земли не оставляй за собой мусор, не обижай Матушку-землю, небо, воду, природу – сколько бедствий видят люди Земли. Мать природа – Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.
Источник статьи: http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-bashkirskie-obichai-tradicii-i-prazdniki-3527029.html