Праздники буддизма кратко 5 класс

«Праздники в буддийской культуре»
методическая разработка (5 класс) на тему

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Скачать:

Вложение Размер
prazdniki_buddiyskoy_kultury.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Праздники в буддийской культуре»

(учебный модуль «Основы буддийской культуры»)

Андриянова Е.Б., учитель русского языка и литературы МКОУ Демидовская СОШ

Модуль: «Основы буддийской культуры»

Тема: «Праздники в буддийской культуре»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: с формировать у учащихся представление о значении праздников в буддийской культуре.

  1. формирование у учащихся первоначальных представлений об основных праздниках буддийской религии;
  2. выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни.
  1. обогащение словарного запаса детей новыми словами историко-культурологического значения (сагаалган, хуралы, дончод-хурал, майдари-хурал, лхабаб дуйсэн, зула-хурал, круговращение Майтреи, майдари-хурал);
  2. развитие духовно-нравственной культуры, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
  1. воспитание взаимоуважения и бережного отношения к буддийским традициям народов, устойчивого интереса к буддийской культуре;
  2. воспитание толерантности и доброжелательного отношения к одноклассникам.
  1. коммуникативная
  2. творческая
  3. информационная
  4. личностно-смысловая
  1. подбор музыки
  2. подбор иллюстративного материала
  3. поиск информации о праздниках
  1. мультимедийная презентация
  2. аудиоаппаратура
  3. иллюстративный материал
  1. умение выбирать и систематизировать нужную информацию
  2. умение применить полученные знания
  3. умение составлять связный текст
  1. Организация учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

(звучит буддийская мелодия) (слайд№1)

Лучше будет, если взамен тысячи слов
Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.
Лучше будет, если взамен тысячи стихов
Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.
Лучше будет, если взамен тысячи песен
Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.
(Дхаммапада)

— Какие чувства вы испытываете, слушая эту мелодию?

— А какие ассоциации возникают у вас при слове праздник?

(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых) (слайд№2)

— Что такое праздник?

— ПРАЗДНИК — нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо

— Наверное, вы уже догадываетесь о чём на этом уроке пойдёт речь?

— Вы совершенно правы.

— Сегодня вы познакомитесь с праздниками в буддийской культуре.

Тема урока: «Праздники в буддийской культуре»

— Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного «сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать».

Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов.

В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги при совершении добрых, благих деяний.

Основными праздниками буддийской культуры являются : (слайд№3) сагаалган, дончод-хурал,майдари-хурал, лхабаб дуйсэн, зула-хурал, круговращение Майтреи (майдари-хурал). Давайте подробней остановимся на каждом из них. (слайд№4)

Буддийский Новый год – Сагаалган.

Праздник Белого месяца,

праздник вечного месяца.

Только доброе ценится,

только в светлое верится.

Праздник Нового года празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым.

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор , во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет.
Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

(слайд№5) Майдари-Хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей. В этот день после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.
Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.
В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.

(слайд№6) Лхабаб дуйсэн (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю)

Согласно преданию, до того как обрести последнее земное воплощение, Будда находился на небе Тушита. Для того чтобы перевоплотиться на этом небе, необходимо развить в себе Четыре Безмерных Состояния Пробужденного Ума – Святую Любовь, Сострадание, Сорадование и Беспристрастность. Это Небеса неравнодушных существ, пусть у них еще и остаются чувственные желания.
Проживая в царстве счастливых небожителей, Будда понял, что ему нужно совершить последнее перерождение среди людей на земле в хорошо известном образе принца Сиддхартхи Гаутамы. Спускаясь с небес Тушиты в мир людей, Будда возложил свою корону на голову Будды Грядущего Майтреи, который в настоящее время проповедует там Учение богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю.
Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» — это и есть главная идея данного праздника.
В некоторых странах торжества Лхабаб Дуйсэн длятся почти целый месяц. Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия.
В ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях под звуки духовых инструментов снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим действием сошествие Будды на Землю.
Характерным элементом этого праздника является подношение духам рек (Хозяину воды): на особых подносах устанавливают зажженные свечи, кладут монетки и еду, а затем пускают эти подносы по реке. Это подношение сопровождается праздничной процессией с фейерверками, боем барабанов и ударами гонга.

(слайд№7) Зула Хурал — «Праздник тысячи лампад»

Важнейший памятный день для последователей буддизма. Зула-хурал проходит в течение трёх дней.
Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости, рассеивающий тьму неведения у живых существ.
В этот день принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.
В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям

(слайд№8) Дончод-хурал — праздник посвящен 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.

В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов принято расставлять масляные лампы. Люди посылают открытки своим друзьям; на них, как правило, изображаются памятные события из жизни Гаутамы Будды.

Миряне также посещают местные храмы и монастыри, медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды , Дхармы и Сангхи (трёх драгоценностей), являющимися для буддистов исключительно важными. Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам.

— В заключении хочу сказать вам, что Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме.

В чем состоит смысл буддийских праздников? ( чистота в храмах, в домах, в душах и телах)

Я называю праздник, а вы очень кратко объясняете его суть.

  1. Дончод-хурал (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)
  2. Зула-хурал («праздник тысячи лампад»)
  3. Майдари-хурал (Круговращение Матрейи)
  4. Лхабаб дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита)
  5. Сагаалган (Новый год в буддизме.)

3.Назовите праздник по словосочетаниям. (слайд№10)

  1. Бессонная ночь, обряд очищения-Гутар, белые продукты (сагаалган)
  2. Золотистый цвет кожи, ваза с напитком бессмертия и колесо Дхармы (Майдари-хурал)
  3. Зажженные свечи, монетки, подношение духам рек, удары гонга (лхабаб-дуйсэн)
  4. Тысячи лампад, обет молчания, каша из кусочков теста (зула-хурал)
  5. Рождение, Просветление, Уход в нирвану Будды (дончод-хурал)

4.Соотнеси праздник по картинке.

( мультимедийная проекция) (слайд№11)

5.В какой праздник на праздничном столе вы увидите и угоститесь?

  1. кашей из кусочков теста (Зула-хурал)
  2. козинаки (Дончод-хурал)
  3. чаем со сладостями (Майдари-хурал)
  4. белыми продуктами (Сагаалган)

Мысль в подарок . (слайд№13)

  1. Рукам работа, душе праздник.
  2. Ленивому всегда праздник.

— Ребята, как вы понимаете это? (ответы детей)

7. Рефлексия. (слайд№14)

Синквейн (пятистрочный стих, созданный в США В ХХв .) (сочиним вместе)

(- Дайте определение слову праздник. Какой он?)

(- Какую пользу праздник приносит людям?)

Радует, кормит, смешит.

Всякая душа празднику рада!

8. Домашнее задание.

Расскажите членам семьи и друзьям о понравившемся религиозном празднике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока МХК для старших классов. Проводился в рамках конкурса «Учитель года».

Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам — чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог.

Игры, конкурсы, комплекс упражнений.

Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш сов.

Спортивный праздник по физической культуре «Навстречу Олимпийскому огню» проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где обучающиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыж.

В данной презентации рассматривается урок о празднике весны в культуре калмыков, русских и татар.Целями урока являются: воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные .

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/01/18/prazdniki-v-buddiyskoy-kulture

Традиции буддизма

Буддизм — одна из крупнейших религий в мире, имеющая немалое количество различных направлений. Тем не менее, основные культурные и религиозные традиции буддизма имеют единую основу, поскольку неразрывно связаны с вехами жизни основателя течения — Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Эти традиции и ритуалы существенно отличаются от других крупных мировых религиозных течений и исполняются в строгой атмосфере аскезы — неукоснительного соблюдения предписаний, обычаев, обрядов и обетов.

Монашеский образ жизни

Понятие монаха в буддизме не совсем соответствует обычному представлению. Это не священнослужители и не принявшие определенный постриг послушники, а рядовые ученики, проходящие общее обучение, изучающие священные писания, тексты, мантры и основы медитации. Живут они в общинах, которые называются сангха и располагаются на территории определенного храма Будды. Ограничений на вступление в общину практически нет, это может быть как мужчина, так и женщина.

У каждого направления буддизма имеется определенный свод правил, эти предписания должны соблюдаться монахами из числа последователей данного учения неукоснительно. К примеру, одни из них накладывают запрет на употребление мясной пищи, другие обязывают заниматься исключительно сельскохозяйственными работами, третьи сугубо запрещают участие в социальной и, тем более, политической жизни общества. Все, что нужно для жизни, последователи данного религиозного учения получают от подаяний.

Традиционные праздники в буддизме

Само понятие праздника в данном случае отличается от общепринятого. Если у нас само слово «праздник» означает «быть праздным, ничего не делать», то у последователей Будды это особые дни, в которые на монахов накладывается больше обязанностей и ограничений, нежели позволений. Согласно данному учению, в такие дни у человека в тысячу раз возрастает значение мыслей и совершенных действий, а также, соответственно, и их положительных или негативных последствий, влияния на жизнь и состояние кармы. Считается, что именно в эти моменты соблюдение чистоты ума и правильные деяния позволяют максимально дальше продвинуться на пути к Абсолюту. Соблюдение чистоты необходимо блюсти в себе и вокруг себя. Чтобы достичь этого, в помощь предлагаются особые обряды, в частности, чтение и многократное повторение мантр, определенные звуки и мелодии при игре на музыкальных инструментах, применение особых предметов культового назначения и прочее.

На основании всего этого постепенно очищается сознание, уходит все наносное, восстанавливается особая тонкая структура человеческой души. В дни буддийских праздников считается необходимым посещение храма, кроме того, делаются подношения членам своей общины, храму, Учителю, Будде. Тем не менее, нет ничего страшного, если монах остается в праздник дома, если сочтет нужным и решит, что это поможет лучшему настрою его души. Считается, что, если он правильно ее настроит, то, независимо от местонахождения тела, сможет присоединиться к общему энергетическому полю торжества.

Список особых дней в буддизме достаточно широк, остановимся на основных и самых важных и знаковых из них.

Вишакха Пуджа

Данный праздник являет собой символ трех главных событий из земной жизни Будды. Это его рождение, последующее просветление или пробуждение и уход от земной жизни в нирвану. Во многих направлениях религии существует мнение, что даты этих событий совпадают. Празднование длится неделю. К этому времени на всех храмах развешивают украшения из бумажных фонариков и ярких цветочных гирлянд, а по их территории расставляют множество горящих лампадок. Приходящим мирянам рассказывают истории из жизни Великого Учителя и философские назидания, читают молитвы.

Асалха

Торжество приходится на июль и устанавливается в день полнолуния. Асалх посвящен Дхарме — учению о просветлении, а также указывает на основание общин. Самые первые и них были созданы из учеников Будды, которые шли за ним следом и исполняли то, что он говорил. Таким образом, праздник олицетворяет три эти понятия (Будда, Дхарма и Сангха) и их единство. С этого дня начинается обязательный период затворничества, в который принимать пищу позволительно только в первой половине дня — от восхода солнца и до полуденного часа. Начало периода затворничества совпадает с началом сезона дождей. В это время Будда запрещал монахам передвигаться, чтобы случайно не раздавить насекомое

Катхина

Ознаменовывает конец периода затворничества и приходится на октябрьское полнолуние. Отмечается в течение месяца до полной луны в ноябре, к этому времени как раз заканчивается сезон дождей. Само слово «катхина» обозначает специальную деревянную раму, с помощью которой определяется длина и ширина куска ткани для монашеского одеяния.

По устоявшейся традиции, миряне приносят для монахов новые одеяния, а также другие подношения, поскольку после окончания поста они снова выходят из стен монастыря и многие из них отправляются странствовать. В настоящее время многие буддийские храмы на территории Таиланда имеют в качестве земных покровителей влиятельных лиц страны, и те инициируют данную ежегодную церемонию. Сам Король или другое уполномоченное лицо Его Величества лично преподносит ткани настоятелям важнейших монастырей страны. Помимо Таиланда, Катхина также отмечается подобным образом в Бирме и Лаосе.

Принесенные в общину одеяния, ткани и другие подарки распределяются между ее членами. В число подношений по традиции входят восемь предметов — это готовая одежда, ткани для нее, чаши для подаяний, бритвенные принадлежности, зонты для защиты от солнца и некоторая бытовая утварь. Богатые прихожане приносят полный набор, остальные — кто что может.

Семейные традиции в буддизме

Отношение к семье и браку у последователей буддизма особое. Прежде всего, оно основано на внутреннем осознании значимости и ответственности. С одной стороны, никто никого не осуждает, не принуждает к чему-либо и не ограничивает. С другой стороны, это крепкие браки, в которых практически не бывает измен и прочего разгула страстей. Традиции семейной культуры буддизма основываются не на запретах и предписаниях, а на рекомендациях основателя течения. Эти рекомендации описывают, что и как нужно делать мужу и жене отношении друг друга и детей, чтобы созданная семья стала счастливой и достойной. В рекомендациях сказано, что не стоит не только изменять супругу или супруге, но и флиртовать с другими мужчинами и женщинами во избежание разжигания своих собственных чувств и нарушения душевного покоя супруги (супруга) и заинтересованных особ.

Даная религия ничего не имеет против брака как такового, считая это личным делом и решением каждого. Точно также нет принуждения к сохранению созданного союза до конца жизни, если супругам по какой-то причине семейные узы становятся в тягость. Но расторжение брака должно также происходить по взаимному согласию. Кроме того, считается, что при строгом соблюдении предписанных правил и заповедей Учителя такой необходимости возникнуть просто не может, за исключением редких индивидуальных случаев. Разводы в буддизме, несмотря на разрешение, очень редки. Также принимается во внимание совет Буды не вступать в брак при значительной разнице в возрасте по вполне понятным причинам. Считается, что семья все же создается не для сексуального удовлетворения, а для совместного духовного роста, развития и взаимной поддержки. Это помогает избежать одиночества для тех, кому оно в тягость, и прочих жизненных трудностей и лишений.

Ритуалы в буддизме

Посвящая свою жизнь данной религии, человек принимает ее правила и ритуалы, многие из которых могут показаться европейскому человеку довольно странными. Тем не менее, все они имеют строгое обоснование и основаны на мистической подоплеке и понимании всего происходящего на планете и во Вселенной. Считается, что исполнение данных ритуалов помогает человеку повлиять на собственную карму и на судьбы всего человечества.

Мэнгын Засал

Проводится единожды в девять лет и предназначается для избавления от негативных последствий каждого девятого года жизни человека. Таким образом, они приходятся на 18 (9-летний возраст в расчет не берется), 27, 36 и каждый 9-й последующий год жизни. Считается, что в этом возрасте человек становится наиболее уязвимым, и ему нужна божественная помощь.

Ритуал заключается в том, чтобы собрать девять штук «особенных» камней и передать их ламе. Тот прочитывает над камешками специальные молитвы, дует на них, освящая своим дыханием, и возвращает владельцу, чтобы тот раскидал их в разные стороны особым способом.

Тчаптуй

Представляет собой ритуальное омовение и проводится для тех, кого одолевают болезни или неудачи. Причина этого усматривается в загрязнении жизненной энергии, на устранение этой энергетической грязи и направлено омовение. Ритуал проводится в закрытой комнате, где помещается специальный сосуд. Над ним в течение длительного времени читается мантра, число ее повторов огромно, от 100 тысяч до миллиона раз. По вере монахов это приводит к схождению божества на воду и приданию ей целебной силы, способной устранить негатив.

Мандал Шива

Поводом для проведения ритуала может послужить рождение ребенка, заключение брака или начало какого-то значимого дела, например, закладки фундамента нового дома. Представляет собой подношение Таре — богине, которой приписывается способность устранять какие угодно препятствия. Ей подносят ароматизированную воду, благоухающие цветы, благословенную пищу, источники света и различные благовония. Все это сопровождается пением специальных мантр и преподнесением особой мандалы, состоящей из 37 элементов.

Новый год — традиции праздника

Буддистский Новый год носит называние Салаалган и является одним из немногих торжественных событий, отмечаемых в различное время в зависимости от конкретного религиозного направления. Этот день также традиционно посвящен Будде, однако при встрече Нового года особо вспоминается Шридеви — так в буддизме называют повелительницу времени и высочайшую хранительницу великих тайн жизни и смерти. В эту ночь принято не спать, а возносить молитвы, чтобы привлечь как можно больше успеха и удач в наступающем году. На стол принято ставить молочные продукты.

Существует интересная традиция — мастерить и запускать «коня ветра и удачи». «Конь» представляет собой кусок ткани с изображенными на нем символами благосостояния отдельного человека, общины или семьи. Для начала его приносят в храм для освящения, а потом привязывают на веревках к дому или стоящим поблизости постройкам или деревьям таким образом, чтобы полотно, словно парус, развевалось на ветру. Такой символ считается мощным оберегом от всех неудач, бедствий и болезней.

В некоторых регионах существует новогодняя традиция надевать на статуи, изображающие Будд, новые монашеские одежды. На другой день их снимают и отдают кому-то из монахов для ношения. Это считается великой честью и подразумевает повышение уровня кармы этого человека.

Особая интересная традиция существует в Лаосе. Здесь под Новый год буддисты стараются купить на рынках или у рыбаков живую рыбу с тем, чтобы выпустить ее в море. Это также дает возможность надеяться на улучшение кармы за проявленное сострадание к обреченному живому существу.

За свою длинную историю буддизм успел претерпеть множество изменений и трансформаций, однако, суть его самого и его традиций осталась прежней — сделать все для будущего счастья человечества и успеть самому за свою жизнь хотя бы на одну ступеньку приблизиться к тому просветлению и пробуждению, которого достиг основатель.

Источник статьи: http://qwizz.ru/tradicii-buddizma/

Читайте также:  Как отмечают праздник нептуна
Оцените статью
Adblock
detector