Праздники буддизма список самых важных

Буддизм

Праздники

  • Весак, день Будды
  • Асалха, день Дхармы
  • Катхина, день Сангхи
  • Дугжууба (ритуал очищения)
  • Буддийский Новый год (Лосар)
  • 15 чудес Будды (Монлам Чхенмо)
  • Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал)
  • День рождения Далай-ламы
  • Круговращение Майтреи (Майдари-хурал)
  • Праздник огней
  • День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал)
  • Мистерия Цам
  • Ежемесячные праздники

Монастырь и контакт с Сангхой играют важную роль в жизни буддиста. Поэтому наиболее важные буддийские праздники также проводятся в монастыре. Преподносится дана (пища и другие подношения) Сангхе, слушается Учения Дхармы, декламируются высказывания Будды, и практикуются индивидуальная медитация и созерцание. Эти праздники — единение в спокойной радости.

Праздники в буддийской традиции делятся на ежемесячные и календарные.

Календарные праздники

Существует три главных праздника, важных для любого Буддиста:

  • Весак, день Будды
  • Асалха, день Дхармы
  • Катхина, день Сангхи

наверх

Весак, день Будды

День Весака, совпадающий с полнолунием в лунном месяце Висакха (май), является самым священным днём для всех Буддистов, т. к. это трижды благословенный день, отмеченный рождением, Просветлением и уходом Будды. Будда был обыкновенным человеком, он не был богом, или сыном сверхъестественного существа. Что же делает эту дату столь значимой? До его рождения никто не мог достичь Просветления. С его рождением возникла возможность появления Будды в мире, это и делает данный факт выдающимся.

С достижением Просветления путь для нас был подготовлен, путь, по которому может следовать каждый с той же освобождающей целью. Уход Будды доказывает очевидность непостоянства, и это есть истинная природа существования, которая, как говорил Будда, должна быть постигнута. В день Весака буддисты осознают эти аспекты и выражают свою приверженность принятием Тройного Прибежища (Будда, Дхарма, Сангха).

Асалха, день Дхармы

После достижения Просветления Будда направился в Бенарес к пяти аскетам, с которыми он ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме, чтобы они также смогли достичь Просветления. Это было в лунный месяц Асалха (июль), в день полнолуния. Празднуя Асалху, мы осознаём факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведении в Движение Колеса Истины».

Также празднование Асалхи указывает на основание Сангхи. В тот день первые пять последователей стали членами Сообщества простым фактом того, что следовали указаниям Будды.

Основание Сангхи означало основание Трёх Драгоценностей, Трёх Великих Прибежищ: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрёл его плоды. Члены Сангхи являются носителями учения Будды. Также в день Асалхи начинается затворнический период, васо. Васо совпадает с началом сезона дождей в Азии, и является периодом, в течение которого члены Сангхи не странствуют, но остаются на одном месте, и это более приемлемо для мирян. Целью этого периода является продвижение в индивидуальной практике и развитие внутри Сангхи.

Миряне также пользуются преимуществами этого периода. При посещении монастырей они могут практиковать три наиболее важных качества: даяние, нравственность и развитие ума. Иногда этот период неверно интерпретируется как период воздержания от пищи. Это не свойственно Сангхе. Воздержание от пищи не является чем-то выполняемым время от времени, но оно является неотъемлемой частью практики. Вот почему устав Сангхи включает ежедневное воздержание от пищи, начиная с полудня и до восхода солнца (около шести часов утра).

Также васо является периодом отдыха, потому что, в отличие от других месяцев года, в этот период не странствуют. Не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в лесу), то для интенсивной медитации. По прошествии столетий, чем более Сангха оседала в стране, тем чаще бхикху оставалось в монастыре на целый год или даже на всю свою жизнь.

Катхина, день Сангхи

Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь) и завершает период васо. По этому случаю миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина-чивара). Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь. Эта дана известна и по сей день как катхина-дана.

Читайте также:  Проведем праздник с бабой ягой

Дугжууба

Дугжууба (ритуал очищения) — Проводится за день до наступления Нового года

Буддийский Новый год

Буддийский Новый год — Праздник Белого Месяца (монг. Сагаалган, тиб Лосар) — Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен древней магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом году.

15 чудес Будды

15 чудес Будды (Монлам Чхенмо) — Сразу после Нового года 15 дней читаются молебны, посвященные 15 чудесам, которые совершил Будда.

Праздник Калачакры

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал) — Праздник, посвященный божеству Калачакре — Кругу Времени.

День рождения Далай-ламы

День рождения Далай-ламы (6 июля) — Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю.

Круговращение Майтреи

Круговращение Майтреи (Майдари-хурал) — Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода.

Праздник огней

Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю / Праздник огней — День паринирваны Будды Шакьямуни. Согласно преданию, до того как совершить последнее земное воплощение, Будда Шакьямуни находился на небе Тушита.

День ухода в Нирвану Чже Цонкапы

День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал) — Отмечается последователями школы Гелугпа. Праздник светильников, день памяти Будды Цонкапы (Чже Ринпоче). В этот день принято подносить нашему Учителю достопочтенному Цонкапе и Трем Драгоценностям зажженные светильники, как символ устранения тьмы неведения. При этом происходит накопление хорошей кармы, а следующей жизни человек обретает красивое тело.

Мистерия Цам

Мистерия Цам ежегодно совершается в монастырях буддистов-ламаистов Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы и длится несколько дней. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим учителем Падмасамбхавой (VIII век), который принес буддизм в Тибет и явился основателем школы нигма тибетского буддизма (хотя эта школаи сейчас распространена в Тибете, все далай-ламы, как все российские буддисты-«ламаисты», принадлежат к школе гелуг). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разное время — зимой, летом — и быть разной по жанру.

В одних случаях это был ритуальный танец, в других — пьеса с диалогами, предусматривавшая четыре-пять действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (ритуальное число — буддийские четки также насчитывают 108 колец), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 килограммов), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона ламаистского буддизма и персонажи народной мифологии.

Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Сейчас Цам возрождается и в России.

Ежемесячные праздники

Ежемесячные праздники (по лунному календарю) — дни Упосатхи

Источник статьи: http://www.openreality.ru/school/religion/buddhism/holidays/

Буддийские праздники

1. Ежемесячные праздники (по лунному календарю) — дни Упосатхи

В эти дни в дацане проводятся специальные молбены. Смотрите расписание молбенов.

2. Праздники в течение года

Дугжууба (ритуал очищения)

Проводится за день до наступления Нового года

Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен древней магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом году.

Сразу после Нового года 15 дней читаются молебны, посвященные 15 чудесам, которые совершил Будда.

Праздник, посвященный божеству Калачакре — Кругу Времени.

Самый главный праздник для буддиста.

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю. )

Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода.

День паринирваны Будды Шакьямуни. Согласно преданию, до того как совершить последнее земное воплощение, Будда Шакьямуни находился на небе Тушита (тиб.

Читайте также:  Как появилась первые праздники

Отмечается последователями школы Гелугпа. Праздник светильников, день памяти Будды Цонкапы (Чже Ринпоче). В этот день принято подносить нашему Учителю дост. Цонкапе и Трем Драгоценностям зажженные светильники, как символ устранения тьмы неведения. При этом происходит накопление хорошей кармы, а следующей жизни человек обретает красивое тело.

Спасибо за помощь в составлении материалов Илоне Грошевой

Источник статьи: http://dharmasite.ru/buddhism/holidays/

Буддийские праздники

Буддизм исторически первая мировая религия и одна из трех основных религий наряду с христианством и исламом. Впрочем, определение «религия» применительно к буддизму скорее номинативно. Буддизм – это религия без Бога, философская система, чрезвычайно разноликая, но абсолютно единая внутри себя. Интересен тот факт, что буддизм наиболее близок к миру науки – как своей тягой к познанию законов природы и жизнедеятельности, так и основным принципом перемещения жизни в новую ипостась, чем часто напоминает ученым закон о сохранении вещества или изменении его агрегатного состояния. Можно также вспомнить А.Эйнштейна, назвавшего буддизм «самой наукообразной религией». Буддийские ученые постоянно занимались и занимаются медициной, биологией, физикой и астрономией. Трактаты и комментарии сугубо научного толка можно увидеть в многотомном собрании Данжура – комментариях к книгам Ганжура – 108-ми томам священных текстов.

Учение Будды возникло в середине I тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого, такие как стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) совершенно не мешали, и, даже более, раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В XIX — начале XX вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения буддизма. В ту пору издавались источники и велись археологические раскопки памятников буддизма в Средней и Центральной Азии. На территории Российской Федерации буддизм распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии (в последней — государственная религия). Наиболее обширно представлена одна из классических школ буддизма – тибетская «школа добродетели» (гелуг, желтошапочники).

Основоположник буддизма – реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама родился и жил в Северной Индии. Исследователи полагают, что годы его жизни – 566-473 гг. до н.э. Другое имя – Шакьямуни – напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды. Он родился в стране Шакьев – маленьком провинциальном государстве, где господствовал клан Шакьев. Отец Сиддхартхи был раджаном – членом правящего собрания, состоявшего из представителей воинской аристократии. Стоит отметить, что более поздняя буддийская традиция считает его раджой (царем), а Сиддхартху – принцем, но в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу.

Жизненный путь благополучного Сиддхартхи Гаутамы, выросшего в неге, изменился после того, как он, тайно покинув дворец, где его опекали и ограждали от «лишней информации», узрел мучения больных, безобразие старости и облик бездвижного трупа. Он осознал, что не существует ничего неизменного, а счастье не сможет быть вечным. Сиддхартха решил искать путь избавления от страданий. После различных опытов и поисков истины, не принесших желаемого результата, он погрузился в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние будды. Он осознал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности – вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного, а вера в реальность «Я» – вечной души, обретающей с течением времени новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Также ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания, и эту истину Будда Шакьямуни решил передать живым существам.

Стоит отметить, что само понятие «будда» означает «просветленный» и, соответственно, не является именем конкретного божества. Само слово «будда» может использоваться во множественном числе и также может быть написано с маленькой буквы. Также существует понятие «сиддхи» — экстраординарные способности буддийских монахов и лам. Это понятие – память о первом будде – Сиддхартхе.

В центре буддизма как философской системы находится учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисаттв («просветленных», наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины). Одна из важнейших молитв – благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания «принять Прибежище», звучит так:

Читайте также:  Особенности праздника день труда

«Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха» — «Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине».

На сегодняшний день в России, в соответствии с законом о свободе совести и вероисповедания, существует так называемая Традиционная Сангха России. Главой этой организации является Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшев – он входит в конфессиональный религиозный совет при Президенте РФ. Но, с учетом сумятицы, внесенной эпохой атеизма в административную схему буддийских монастырей и сообществ, многие буддисты не признают существующую Сангху действительно традиционной. Законы РФ позволяют официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых действительно верны историческим традициям и культуре буддизма.

Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом. За каждое совершенное дело – как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем. Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом – будущее за учеными и их свершениями. Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром – безвредное существование – это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

Человеку с «западным» складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике, чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить зло или грех. Что же касается танок, на которых изображены будды и бодхисаттвы, то здесь крайне редко печальное выражение лица – чаще всего лики улыбчивы и спокойны. Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки – «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту. Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине. Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии.

В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Источник статьи: http://www.vprazdnik.ru/prazdniki/buddhism/

Оцените статью
Adblock
detector