Праздники для дошкольников по нравственному воспитанию

Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Ольга Талужина
Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина.

В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных нравственных ориентиров не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы, нравственности. Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала подрастающего поколения современного общества.

Поэтому сегодня очень остро стоит проблема нравственного воспитаниядошкольников. Ребенок дошкольного возраста входит в сложный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. Нравственное воспитание ребёнка является важным фактором, обеспечивающим духовные и моральные ценности. Нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова, Л. Р. Болотина, И. А. Каирова.

Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (А. С. Макаренко). Но дошкольный период остается наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.

Русский народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития.

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Формирование личности дошкольника народный праздникимеет значение в нескольких аспектах:

народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;

— методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

В дошкольном образовательном учреждении имеется система по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа. Весной проводится народный праздник «Масленица». Встреча этого праздника сопровождается песнями, плясками, шумной и весёлой ярмаркой, а главным символом является — большая соломенная кукла. Готовятся все возможные угощения, особое место на праздничном столе занимают блины, как символ солнца и тепла. Каждый день масленицы носит своё название. Этот праздник воспитывает у детей любовь к родному краю, дети узнают о культуре русского народа, об обрядах и обычаях. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопомощь, дружелюбие.

Весною проводится праздник «Встреча жаворонков», на котором дети заучивают заклички о встрече весны, птиц, пословицы, народные игры: «Ручеек», «Гори, гори, ясно». «Скакалки», «Заря-зарница», «Перетягивание каната».

Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки символ – весны. Жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.

Читайте также:  Распорядитель праздников кто это

Летом проводится праздник «Троица». Троица — это праздник берёзки — символа чистоты, света. Воспитанникизнакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния у реки, в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы («Во поле берёза стояла»). Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, вежливость, трудолюбие.

Осенью отмечают праздник «Осенины». Осенины — это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Празднуют Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осеннинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.

В зимнее время проводится праздник «Рождество». Рождество и Святки продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм.Особой популярностью пользуется колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье, которое называлось «козюльками». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, калядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.

Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями — формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт народа.

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М. : Издательство «Просвещение», 2009. — С. 5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 4-е изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — С. 103.

2. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. -М. :

Издательство «Просвещение», 1998. — С. 18.

3. Болотина Р. Л., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. — М. : Академический Проект, Культура, 2005.

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Народные праздники и обряды как фактор этнокультурного воспитания детей На современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного воспитания становится как никогда актуальной и насущно необходимой.

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

Проект «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радуга» города Цывильска Чувашской республики Проект на тему: «Чувашские.

Читайте также:  Праздники у буддистов 2021

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-prazdniki-kak-sredstvo-nravstvenogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники

Зуйкова Наталья
Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим — задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники.

«Обряд» — слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник.

С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.

Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.

Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на всех детей, они стали своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь в ДОУ.

Основные приметы праздника: идея, привлекшая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое, игровое действие, неожиданность и сюрпризность. На праздники дети наряжаются в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, а костюм создают особое праздничное настроение. На праздник девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, а мальчишки – косоворотки.

И ещё одна важная сторона русских народных праздников для ребенка — это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью.

Через обрядовые праздники происходит знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны).Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.

А затем начинается святочное веселье,один из самых любимых на Руси праздников Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника. Подготовка к Рождеству у нас в группе начинается заранее — еще в декабре. Мыразучиваем рождественские колядки, изготавливаем рождественские звезды, рисуем, готовим рождественские подарки. Рассказываем детям, что святки — это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

На святочной неделе (9 января) – в продолжение сложившейся традиции – в нашем детском саду прошли Рождественские колядки. Организовали и провели это зрелищное и посему незабываемое театрализованное представление,участниками которого стали дети всех возрастных групп: одни в качестве зрителей, другие — в роли исполнителей. Во время представления познакомились со святочным обрядом — пение рождественских колядок, ряжение, гадание и посевание.

Читайте также:  Праздник день биолога когда

Атмосфера русской избы, феерия народного танца и музыки, рождественских песен, традиционные игры со зрителями,подбор музыкального сопровождения, запись колокольного звона, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты, а также выразительные, яркие образы Хозяина, тётушки Агафьи, Деда Николая,Ряженых: Козы, Бабы Яги– все это сделалопраздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятнымдетям инавсегда оставят след в памяти каждого ребёнка.

Наши ребята получили не только незабываемые эмоции, но и смогли прикоснуться к истокам культуры своего народа, его традициям.

На нашем празднике, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, задорная пляска, широкая амплитуда в настроении песен внесли радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизнь наших детей, что является ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству, любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, в целом.

Впереди нас ждёт Масленица — проводы зимы. И, наконец, — придёт время закликания весны, зазывания птиц, постовых и пасхальных песен. Летние месяцы посвящаются общению с природой, закликанию дождя, песням о солнышке.

Знакомство дошкольников с традициями русского народа через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера, порядочности, трудолюбия, толерантности.

Духовно-нравственное воспитание через обрядовые праздники имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин.

Безусловно, такая работа расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, народных преданий, традиций.

Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения

христианских праздников: Пасха, Рождество Христово, Благовещение,

Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше

создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в

мыслях и поступках — это и является основой духовно-нравственного

Обратиться к истокам жизни, быта, духовного мира русского человека,

его мыслям, чувствам, переживаниям – это задача на многие года.

Досуг «Обрядовые праздники. Масленица» Досуг «Обрядовые праздники. Масленица» Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г. Ф. Духовно.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта «Русская изба» Добрый день!Меня зовут Тюкаева Ю. Ю. Я воспитатель группы общеразвивающей направленности детского сада № 452 «Родничок». Очень часто за.

Открытая НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание через искусство» Программное содержание Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям народной культуры.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети — наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Планирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Нравственное воспитание детей через сказку Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Цели: воспитывать уважение к нравственным и духовным.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность» (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Сказка» ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание.

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми и праздниками» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ.

Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники» ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ Тип проекта: познавательно — творческий По характеру контактов.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-duhovno-nravstvenoe-razvitie-doshkolnikov-cherez-obrjadovye-prazdniki.html

Оцените статью
Adblock
detector