Праздники для недели русского языка

Неделя русского языка в начальной школе

В течение недели учащиеся 1-4-х классов принимают активное участие в конкурсах и викторинах, проходивших в рамках Недели Русского Языка в начальной школе: викторина «Занимательный русский язык», блиц-опрос «Говори по-русски», конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке», конкурс ученических тетрадей «Лучший каллиграф».

В нашей школе викторина «Занимательный русский язык» проводилась среди команд учащихся 2-4-х классов. Конкурсанты продемонстрировали свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.

Изготавливая коллажи, учащиеся проявили свои творческие способности, умение работать со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, а также навыки работы с электронными ресурсами. Конкурсанты представили большое количество ярких, оригинальных, интересных по содержанию коллажей. По итогам конкурса были определены не только победители и призеры, но и победители в отдельных номинациях: «Творческий подход к работе», «Грамматическое и стилистическое единство», «Стремление к новым открытиям», «Профессиональный подход» и др.

Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка

Задачи:

  • повысить образовательный уровень учащихся;
  • развить самостоятельность учащихся;
  • развить творческие способности учащихся;
  • повысить уровень профессиональной компетентости учителей.

План проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка в начальной школе

№ п/п

Дата проведения

Время проведения

Форма проведения

Ответственные 1 Торжественная линейка, посвященная открытию Недели Русского Языка в начальной школе 2 Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 4-х классов 3 Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 3-х классов 4 . Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-х классов 5 Блиц-опрос для учащихся 2-4-х классов 6 Конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке» 7 Конкурс тетрадей по русскому языку «Лучший каллиграф» 8 Торжественная линейка, посвященная закрытию Недели Русского Языка в начальной школе.

Сценарий проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка

Открытие Недели. Знакомство с программой проведения мероприятий.

Ведущий: Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем Вас на Неделю Русского Языка. Встечайте нашу гостью – Королеву Грамматику!

Ученик 1:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

Ученик 2:

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

Ученик 3:

Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя руского языка поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словосочетанием «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

Ведущий: Как будет проходить наша неделя?

Ученик 4:

И пусть сильнее кипит борьба,
Острее соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Ученик 5:

И соревнуясь вместе с Вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острее,
Наша дружба крепнет с ней!

Ведущий: Молодцы! Итак, открываем Неделю Русского языка! На этой неделе Вы должны продемонстрировать и доказать все свои знания и умения в области русского языка!

Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4-х классов.

Участие принимают по 2-3 команды от 2-4-х классов. Участие принимают команды от каждого класса параллели (10 человек). Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.

Ход работы:

Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.
Команды готовы?

Задание 1 «Скороговорки»

Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.

Скороговорки для команд:

  • Жук жужжит над абажуром.
  • Уже и ужи в луже.
  • Не доела Нина дыню.

Задание 2 «Загадки»

Ведущий: Уважаемые знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

Загадки для команд:
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется… (арбуз).

Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется… (крапива)

Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
– Вставать пора! (Будильник)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки)

Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышат там. (Телефон)

Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Задание 3 «Искусство общения»

Ведущий: Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

Читайте также:  Поделки для праздника ко дню семьи

(Двое учащихся 1 класса разыгрывают сценку для команд).

Ученик 1: Ты сегодня собирался в кино?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: А билеты ещё не купил?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Будешь покупать, купи мне.
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Зайти за тобой?
Ученик 2: Ага!

Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

Задание 4 «Поспевай – не зевай»

Ведущий: А сейчас небольшой блиц-опрос. Каждой команде необходимо дать ответ на вопрос.

– Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
– Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (Зелёная)
– Как написать МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (Кошка)

Задание 5 «Комплимент»

Ведущий: Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его –лови! – тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

Задание 6 «Составляем меню»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд:

Слова для команд:

  • Крот + каша = (картошка)
  • Бобр + редут = (бутерброд)
  • Суд + тень = (студень)

Задание 6 «Разгадаем кроссворд»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо решить кроссворд:

По горизонтали:

2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека –
Это синяя… (река)

5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

6) Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (Холодильник)

7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (Кольцо)

8) Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Ветер)

9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (Сова)

По вертикали:

1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит –
Крепко станет. (Молоток)

4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (Скакалка)

Закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей.

Ученик 1:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ученик 2:

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Ученик 3:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Ученик 4:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!

Ученик 5:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Ведущий: Дорогие участники, наша Неделя Русского Языка подошла к концу. Предлагаем начать церемонию награждения победителей и призеров. Слово предоставляется … .
Итак, победу в командном соревновании среди учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся . класса. и пр.
Итак, победу в личном первенстве среди учащихся 2-х классов одержал(а) … и пр.
Итак, победу в командном соревновании среди учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся . класса. и пр.
Самой лучшей работой в конкурсе коллажей «Интересные факты о русском языке» явилась работа учащихся … класса. Поздравляем с победой!
Были также подведены итоги конкурса «Лучший каллиграф». Заслуженную победу одержали учащиеся … классов.

Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Недели Русского Языка!
Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/634485

Неделя русского языка

Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельностному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Программой начальной школы предусмотрено изучение огромного количества понятий и терминов. В связи с этим деятельность учителя и учащихся на уроках направлена в основном на приобретение знаний, умений и навыков.

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

Читайте также:  Сценарий праздника про частушки

Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Ну и, наконец, предметная неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Исходя из вышеизложенного, по инициативе методического объединения учителей начальных классов в нашей школе второй год проводятся предметные недели.

Мы представляем вам материалы по проведению “Недели русского языка”.

Программа “Недели русского языка”

Понедельник. Линейка. Открытие.

Вторник. Олимпиады по классам.

Среда. День неожиданностей.

Четверг. Интеллектуальные игры.

Пятница. Линейка. Закрытие.

Зал украшен воздушными шарами. На стенах находятся: программа недели, газета с заданиями для заочного тура олимпиады, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке:

* Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

* Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

* Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

К. Г. Паустовский

* Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

* Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.

* По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Содержание “Недели русского языка”

Понедельник. Линейка, посвящённая открытию

“ Недели русского языка”

3. Игра на внимание.

4. Вступительное слово.

– Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем “Неделю русского языка”.

5. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

– Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим на русской земле, тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

7. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

8. Хоровое чтение высказываний, которые написаны на плакатах.

– Давайте прочитаем несколько высказываний о русском языке. (См. оформление.)

– Неделю русского языка объявляю открытой.

– Предлагаю вам познакомиться с программой “Недели русского языка”.

1 –ый день. Понедельник.

Линейка. Открытие “Недели русского языка”.

2–ой день. Вторник.

Олимпиады по классам. Из каждого класса будут выявлены 3 ученика, которые лучше всех знают русский язык.

В этот день будьте готовы к любым неожиданностям.

4–ый день. Четверг.

День интеллектуальных игр.

В четверг пройдут интеллектуальные игры по параллелям среди победителей олимпиад.

5-ый день. Пятница.

Линейка. Закрытие “Недели русского языка”. Подведение итогов. Награждение победителей.

10. Объявление о заочном туре олимпиады по русскому языку.

– Кроме этого, с сегодняшнего дня объявляется заочный тур олимпиады по русскому языку. В этом заочном туре может принять участие каждый желающий из любого класса.

– На этом плакате написано 12 заданий. Вы можете подойти к плакату с листком бумаги и, прочитав задание, сразу записать ответ на него. А также можно переписать задания на листок и выполнить их дома. Не запрещается обращение за помощью к родителям или к старшим братьям и сёстрам. Учитываться будет грамотность и аккуратность при оформлении работы.

(Задания заочного тура олимпиады: см. ниже.)

11. Объявление о творческо-поисковом задании.

– Ещё одно задание, к выполнению которого вы можете приступить уже сегодня. В этом конверте находятся листочки, на которых написаны устойчивые выражения. Иногда мы в своей речи употребляем выражения, например: “Плясать под чужую дудку”, или “Пропустить мимо ушей”. Что они обозначают сейчас, мы понимаем. А вот знаем ли мы, что эти выражения означали раньше.

Читайте также:  Правила поведения шуточные для праздника

– Задача каждого класса такова: узнать историю одного устойчивого выражения. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас.

– Попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса и достать из конверта листок с устойчивым выражением, над которым вам нужно будет поработать.

(Выражения: бить баклуши, время истекло, где раки зимуют, дело в шляпе, достать из-под земли, зарубить на носу, играть на нервах, на лбу написано, спустя рукава, точить лясы.)

12. Закрытие линейки.

– Линейка объявляется закрытой. Удачи вам всем! Встретимся в пятницу.

Вторник. Материалы олимпиад для 2 – 4 классов см. в Приложении № 1.

Среда. Перед началом уроков каждому классу предлагается задание: к концу учебного дня составить и записать как можно больше слов, используя буквы слова “грамотей”.

Кроме того, во всех классах изымаются тетради по русскому языку, учащиеся работают на листочках, не зная о том, что участвуют в конкурсах на самый грамотный и самый аккуратный класс.

Четверг. Материалы к проведению интеллектуальных игр см. в Приложении № 2.

Пятница. Линейка, посвящённая закрытию

“Недели русского языка”

3. Игра на внимание.

4. Вступительное слово.

– Дорогие ребята, вот и настала пора подвести итоги нашей “Недели русского языка”. К какому же выводу пришли наши ученики?

5. Выступление учащихся.

Ученик 1. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Ученик 2. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.

Ученик 3. Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

Ученик 4. Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.

Ученик 5. Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.

Ученик 6. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

6. Подведение итогов. Награждение победителей.

7. Заключительное слово.

– С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!

Олимпиада по русскому языку

1. Расставьте верно ударение:
Шофёр, фарфор, приговор.
Ушёл на многие лета.
Дверь за ним не заперта.

За верно выполненное задание – 6 баллов.

2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:

1) Езда; она нужна для управления лошадью.

2) Ворс; сладкий напиток.

3) Дочь; тёмная после дня.

4) Ел; лежит на дне озера.

5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

6) Тихо; лесной дух, чудище.

За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.

3. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

За каждое верно отгаданное животное – 1 балл.

4. Разгадайте ребус:

За верно отгаданный ребус – 3 балла.

5. Семь букв. А сколько здесь слов?

За каждое слово – 1 балл.

6. Составь как можно больше слов из слова

К А Р Т О Ф Е Л Ь.

За каждое новое слово – 1 балл.

7. Сколько слов можно прочитать в круге?

За каждое слово – 1 балл.

8. Прочитай слова:

О О
О О
О
О О
О О

За каждое верно прочитанное слово – 1 балл.

9. Прочитай ребусы:

За каждый верно разгаданный ребус по 3 балла.

10. Отгадай шарады:

1) Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.

2) С буквой “К” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой “П” – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа.

4) Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.

11. Прочитай предложение:

За верно составленное предложение – 3 балла.

12. На страницах книги зашифрована народная мудрость.

Ключ к шифру – таблица умножения.

Чтобы узнать, какую букву представляет, например, цифра 9; нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 9 – то есть: 1 х 9 = буква Х и т. д.

За верно разгаданную народную мудрость – 15 баллов.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/419688

Оцените статью
Adblock
detector