Праздники донбасса 6 класс

Календарные праздники Донбасса

Народ Донбасса многонационален, поликультурен, многоконфессионален, что являет собою самобытный уникальный мир отражаемый в глазах ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Календарные праздники Донбасса»

1.Праздник Рождества Христова

2.Мы накрыли стол чистой скатертью и под скатерть положили.

3.Мы не обедали, как обычно,

в три часа, а будем ужинать

со звездою”, т. е. когда стемнеет и на небе загорятся первые звездочки. У нас на столе будет. Какое же блюдо будет на столе ?

В)Запеченный свиной окорок.

4.Кто такие христославы?

А)Пели рождественские песни;

5.В рождественскую ночь традиционно

показывали вертеп. Что это такое?

А)Спектакль о рождении Иисуса;

В)Металлический прут для жарения

6.Традиционно колядование завершается?

Б)Экскурсией в музей;

В)Паломничеством к Святым местам.

3.Какое главное небесное божество отражает масленичная неделя.

4.В последний день масленичной недели принято было:

А)Нырять в ледяную купель;

Б)Сжигать чучело злой зимы;

5.Финал масленицы — воскресный день, в который было принято:

В)Дарить ценные подарки.

1.Символом торжества Троицы является?

А)Пение частушек и потешек;

В)Разучивание народных танцев.

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

2.Праздник Святой Троицы сопровождается …

А)Берёзовой каруселью вокруг костра;

Б)Селфи в храме с священником;

В)Спринтерскими гонками на велосипедах.

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

3.Высокий прыжок через костёр может быть символом…

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

4.Какое из утверждений верно?

А)Венок потонет – выйдет замуж;

Б)Венок унесёт течением – жди свадьбы;

В)Венок попадёт в водоворот – жди богатства.

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/kalendarnye-prazdniki-donbassa.html

Технологическая карта урока по урокам гражданственности Донбасса на тему » Народные традиции, обряды и праздники»

Горловский лицей № 88 « Мечта»

Методический мультикейс урока к курсу

«Уроки гражданственности Донбасса»

На тему « Народные традиции, обряды и праздники»

Выполнила : учитель биологии

Горловского лицея № 88 « Мечта»

Макросфера «Донбасс и Русский мир»

Микросфера «Летопись народной мудрости»

Тема 24. Народные традиции, обряды и праздники

Количество часов — 1 час

-создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев народа.

ознакомить обучающихся с традициями, обычаями и праздниками

Донбасса (Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица);

способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа Донбасса; формирование активной жизненной и гражданской позиции;

развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников; сформировать умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;

воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа; воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.

Тип урока: комбинированный урок

— организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Читайте также:  Подчеркните несогласованные определения некоторые народные праздники

— проводить сравнение и классификацию объектов;

— понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

— проявлять индивидуальные творческие способности.

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально — яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

— формирование представлений о традициях, праздниках, обрядах Донецкого края;

— овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями народа.

Перечень необходимых технических средств и наглядности :

компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее программное обеспечение.

Перечень дидактических материалов:

таблица, репродукции картин, иллюстративный материал, колядки, дополнительная информация о праздниках, карточки со словами.

Методы и технологии обучения: эвристическая беседа; дискуссия; частично-поисковый метод., здоровьесберегающие технологии

Формы организации познавательной деятельности : индивидуально-опосредованная форма организации обучения , групповая

Одной из главных задач приобщения детей к музыке считаю: применение наглядных методов на Уроках гражданственности Донбасса .Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков.

Наглядные средства позволяют ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы, что приведет к повышению мотивации к учебе и прочности знаний. В настоящее время в школьную жизнь прочно вошли мультимедийные презентации. Достаточно часто использую на уроках презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам

Данный опыт работы позволяет сделать выводы: уроки, на которых применяются наглядные методы, не только активизируют у учащихся умственную деятельность, но и развивают самостоятельную деятельность, которая приобретает творческий характер.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа Донбасса; формирование активной жизненной и гражданской позиции;

Метопредметные: развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников; сформировать умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;

Предметные: ознакомить обучающихся с традициями, обычаями и праздниками Донбасса (Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица);

Техники и технологии

Методы: эвристическая беседа; дискуссия; частично-поисковый метод.

Формы работы обучающихся: п арная, индивидуальная , фронтальная

Организация деятельности обучающихся на уроке:

самостоятельно выходят на проблему и решают её;

самостоятельно определяют тему, цель урока;

оценивают себя и друг друга;

1.Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.

2. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания .

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует работу с раздаточным материалом и групповую работу учащихся ( Приложение 1)

Всем группам раздает карточки с изображенными праздниками

Подведение детей к формулированию темы. Посмотрите на рисунки изображенные на ваших карточках и подумайте какова тема нашего урока?

Обьявление темы урока «Народные традиции,обряды и праздники»

В сознании наших предков время было цикличным, а порядок жизни определялся сменой времен года. В определенное время сеяли семена, пахали поля, косили и жали. Особое место отводилось праздникам. Человек считал себя частью природы и хотел быть участником всех происходящих вокруг событиях. Календарные праздники являлись одним из способов этого участия. В праздниках люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. Они переносились в беззаботный мир радости и веселья. Передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений привело к появлению традиций. Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определенных ситуациях. Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека.

Читайте также:  Как приготовить мясо вкусно для праздника

Каждый из праздников отмечался особым образом.

Выявляют закономерность на изображенных картинках Анализируют их. Приходят к выводу, что тема урока связанна с народными праздникамиОбъясняют свой выбор. Записывают

ТЕМА УРОКА: «Народные традиции, обряды и праздники»

Положительное отношение к учебной деятельности

Прогнозирование своей деятельности

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Постановка целей, задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Предлагает учащимся определить цели урока На основе темы урока вместе с детьми определяет цель урока.

Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение праздника?

Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока.

Учитель сообщает, что все праздники можно разделить на группы :

— государственные. Мы рассмотрим только некоторые из них. И каждая группа будет заносить особенности праздников в таблицу.( Приложение 2)

В диалоге с учителем определяют цель урока: знакомство с особенностями народных традиций, обрядов и праздников.

Ученики отвечают, что необходимо познакомится с особенностями народных традиций, обрядов и праздников.

Путем поиска определяю что изучение праздника нужно начинает с его истории .

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Первичное осмысление новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Учитель сообщает первый вопрос плана урока: «Масленница», совмещая рассказ с показом иллюстраций на экране.

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

В народе каждый день масленицы имеет свое название.

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

Читайте также:  Праздники для дошкольников незнайка сценарии

Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в солнечный денёк на свежем воздухе с песнями, плясками и традицией – сжигание Масленицы (соломенное чучело как символ зимы).

А назовите ка мне сказку, в которой ярко изображён масленичный обряд?

Учитель предоставляет слово группе, которому было дано опережающее задание : подготовить сообщение « Празднование Пасхи».

Просмотр видеоролика « Колокольный звон на Пасху»

-Как отмечают праздник Пасхи в вашей семье?

При рассмотрении третьего пункта плана « Троица» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с дополнительный материалом (Приложение 3), дает задание классу прочитать текст и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, особенности празднование записать в тетрадь.

— Как выражаю люди благодарность Богу в праздник Троицы?

— Ветки какого растения используют для украшения дома?

— Что является обязательным атрибутом на Троицу?

— Отмечают ли , у вас в семье Троицу? Какие особенности этого праздника у вас в семье?

— Один из праздников Новый год и Рождество.

— Скажите, а кто издал указ о праздновании НГ 1 января, а не 1го сентября, как это было раньше?

Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год.

— А какой праздник следует за Новым годом?

Конечно же, это Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена.

-А когда же празднуют Рождество Христово?

— Правильно! Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав, в которых участвовали все от мала до велика.

— На рождественской неделе ходили славить Христа, а в некоторых деревнях кликали Коляду, пели песню, за что хозяева давали деньги или угощение.

— Все эти традиции и обычаи нашли своё отражение в сказках, песнях.

— И сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Ночь перед рождеством», где вы и увидите, как происходили эти празднования.

— Именно так и праздновалось рождество Христово!

— Ребята, а какой же вы ещё встречали праздник после рождества?

А кто знает, как же появился этот праздник, и почему он так называется?

— В 1918 году правительство ввело новый Григорианский календарь, но церковь продолжала жить по старому календарю. Все церковные праздники остались на прежнем месте, и Рождество, отмечаемое всеми христианами, в том числе и православными, 25 декабря, из – за расхождения календарей переместилось на 7 января. По привычке и Новый год продолжали праздновать по старому стилю, то есть 14 января, в то же время не забывая отмечать его и по новому. Так появился Старый Новый год.

— Следующий праздник – это Крещение.

— Празднуют его когда?

Верно! Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба.

Делают вывод об особенностях празднования Масленницы.

Источник статьи: http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-urokam-grazhdanstvennosti-donbassa-na-temu-narodnie-tradicii-obryadi-i-prazdniki-2762510.html

Оцените статью
Adblock
detector