Календарные праздники Донбасса
Народ Донбасса многонационален, поликультурен, многоконфессионален, что являет собою самобытный уникальный мир отражаемый в глазах ребёнка.
Просмотр содержимого документа
«Календарные праздники Донбасса»
1.Праздник Рождества Христова
2.Мы накрыли стол чистой скатертью и под скатерть положили.
3.Мы не обедали, как обычно,
в три часа, а будем ужинать
“ со звездою”, т. е. когда стемнеет и на небе загорятся первые звездочки. У нас на столе будет. Какое же блюдо будет на столе ?
В)Запеченный свиной окорок.
4.Кто такие христославы?
А)Пели рождественские песни;
5.В рождественскую ночь традиционно
показывали вертеп. Что это такое?
А)Спектакль о рождении Иисуса;
В)Металлический прут для жарения
6.Традиционно колядование завершается?
Б)Экскурсией в музей;
В)Паломничеством к Святым местам.
3.Какое главное небесное божество отражает масленичная неделя.
4.В последний день масленичной недели принято было:
А)Нырять в ледяную купель;
Б)Сжигать чучело злой зимы;
5.Финал масленицы — воскресный день, в который было принято:
В)Дарить ценные подарки.
1.Символом торжества Троицы является?
А)Пение частушек и потешек;
В)Разучивание народных танцев.
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
2.Праздник Святой Троицы сопровождается …
А)Берёзовой каруселью вокруг костра;
Б)Селфи в храме с священником;
В)Спринтерскими гонками на велосипедах.
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
3.Высокий прыжок через костёр может быть символом…
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
4.Какое из утверждений верно?
А)Венок потонет – выйдет замуж;
Б)Венок унесёт течением – жди свадьбы;
В)Венок попадёт в водоворот – жди богатства.
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
9. Почему, оставшись без елки и без подарков, Маня сияла от счастья?
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/kalendarnye-prazdniki-donbassa.html
Технологическая карта урока по урокам гражданственности Донбасса на тему » Народные традиции, обряды и праздники»
Горловский лицей № 88 « Мечта»
Методический мультикейс урока к курсу
«Уроки гражданственности Донбасса»
На тему « Народные традиции, обряды и праздники»
Выполнила : учитель биологии
Горловского лицея № 88 « Мечта»
Макросфера «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Тема 24. Народные традиции, обряды и праздники
Количество часов — 1 час
-создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев народа.
ознакомить обучающихся с традициями, обычаями и праздниками
Донбасса (Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица);
способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа Донбасса; формирование активной жизненной и гражданской позиции;
развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников; сформировать умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;
воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа; воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
Тип урока: комбинированный урок
— организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
— проводить сравнение и классификацию объектов;
— понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
— проявлять индивидуальные творческие способности.
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально — яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
— формирование представлений о традициях, праздниках, обрядах Донецкого края;
— овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями народа.
Перечень необходимых технических средств и наглядности :
компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее программное обеспечение.
Перечень дидактических материалов:
таблица, репродукции картин, иллюстративный материал, колядки, дополнительная информация о праздниках, карточки со словами.
Методы и технологии обучения: эвристическая беседа; дискуссия; частично-поисковый метод., здоровьесберегающие технологии
Формы организации познавательной деятельности : индивидуально-опосредованная форма организации обучения , групповая
Одной из главных задач приобщения детей к музыке считаю: применение наглядных методов на Уроках гражданственности Донбасса .Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков.
Наглядные средства позволяют ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы, что приведет к повышению мотивации к учебе и прочности знаний. В настоящее время в школьную жизнь прочно вошли мультимедийные презентации. Достаточно часто использую на уроках презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам
Данный опыт работы позволяет сделать выводы: уроки, на которых применяются наглядные методы, не только активизируют у учащихся умственную деятельность, но и развивают самостоятельную деятельность, которая приобретает творческий характер.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа Донбасса; формирование активной жизненной и гражданской позиции;
Метопредметные: развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников; сформировать умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;
Предметные: ознакомить обучающихся с традициями, обычаями и праздниками Донбасса (Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица);
Техники и технологии
Методы: эвристическая беседа; дискуссия; частично-поисковый метод.
Формы работы обучающихся: п арная, индивидуальная , фронтальная
Организация деятельности обучающихся на уроке:
самостоятельно выходят на проблему и решают её;
самостоятельно определяют тему, цель урока;
оценивают себя и друг друга;
1.Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
2. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880
Создание благоприятного психологического настроя на работу
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания .
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Актуализация опорных знаний и способов действий
Организует работу с раздаточным материалом и групповую работу учащихся ( Приложение 1)
Всем группам раздает карточки с изображенными праздниками
Подведение детей к формулированию темы. Посмотрите на рисунки изображенные на ваших карточках и подумайте какова тема нашего урока?
Обьявление темы урока «Народные традиции,обряды и праздники»
В сознании наших предков время было цикличным, а порядок жизни определялся сменой времен года. В определенное время сеяли семена, пахали поля, косили и жали. Особое место отводилось праздникам. Человек считал себя частью природы и хотел быть участником всех происходящих вокруг событиях. Календарные праздники являлись одним из способов этого участия. В праздниках люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. Они переносились в беззаботный мир радости и веселья. Передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений привело к появлению традиций. Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определенных ситуациях. Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека.
Каждый из праздников отмечался особым образом.
Выявляют закономерность на изображенных картинках Анализируют их. Приходят к выводу, что тема урока связанна с народными праздникамиОбъясняют свой выбор. Записывают
ТЕМА УРОКА: «Народные традиции, обряды и праздники»
Положительное отношение к учебной деятельности
Прогнозирование своей деятельности
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.
Постановка целей, задач урока.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Предлагает учащимся определить цели урока На основе темы урока вместе с детьми определяет цель урока.
Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение праздника?
Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока.
Учитель сообщает, что все праздники можно разделить на группы :
— государственные. Мы рассмотрим только некоторые из них. И каждая группа будет заносить особенности праздников в таблицу.( Приложение 2)
В диалоге с учителем определяют цель урока: знакомство с особенностями народных традиций, обрядов и праздников.
Ученики отвечают, что необходимо познакомится с особенностями народных традиций, обрядов и праздников.
Путем поиска определяю что изучение праздника нужно начинает с его истории .
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Первичное осмысление новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
Учитель сообщает первый вопрос плана урока: «Масленница», совмещая рассказ с показом иллюстраций на экране.
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.
Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в солнечный денёк на свежем воздухе с песнями, плясками и традицией – сжигание Масленицы (соломенное чучело как символ зимы).
А назовите ка мне сказку, в которой ярко изображён масленичный обряд?
Учитель предоставляет слово группе, которому было дано опережающее задание : подготовить сообщение « Празднование Пасхи».
Просмотр видеоролика « Колокольный звон на Пасху»
-Как отмечают праздник Пасхи в вашей семье?
При рассмотрении третьего пункта плана « Троица» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с дополнительный материалом (Приложение 3), дает задание классу прочитать текст и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, особенности празднование записать в тетрадь.
— Как выражаю люди благодарность Богу в праздник Троицы?
— Ветки какого растения используют для украшения дома?
— Что является обязательным атрибутом на Троицу?
— Отмечают ли , у вас в семье Троицу? Какие особенности этого праздника у вас в семье?
— Один из праздников Новый год и Рождество.
— Скажите, а кто издал указ о праздновании НГ 1 января, а не 1го сентября, как это было раньше?
Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год.
— А какой праздник следует за Новым годом?
Конечно же, это Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена.
-А когда же празднуют Рождество Христово?
— Правильно! Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав, в которых участвовали все от мала до велика.
— На рождественской неделе ходили славить Христа, а в некоторых деревнях кликали Коляду, пели песню, за что хозяева давали деньги или угощение.
— Все эти традиции и обычаи нашли своё отражение в сказках, песнях.
— И сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Ночь перед рождеством», где вы и увидите, как происходили эти празднования.
— Именно так и праздновалось рождество Христово!
— Ребята, а какой же вы ещё встречали праздник после рождества?
А кто знает, как же появился этот праздник, и почему он так называется?
— В 1918 году правительство ввело новый Григорианский календарь, но церковь продолжала жить по старому календарю. Все церковные праздники остались на прежнем месте, и Рождество, отмечаемое всеми христианами, в том числе и православными, 25 декабря, из – за расхождения календарей переместилось на 7 января. По привычке и Новый год продолжали праздновать по старому стилю, то есть 14 января, в то же время не забывая отмечать его и по новому. Так появился Старый Новый год.
— Следующий праздник – это Крещение.
— Празднуют его когда?
Верно! Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба.
Делают вывод об особенностях празднования Масленницы.
Источник статьи: http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-urokam-grazhdanstvennosti-donbassa-na-temu-narodnie-tradicii-obryadi-i-prazdniki-2762510.html