Праздники древнего египта опет
Прекрасный праздник Опет
Веселый праздник Амона — Опет — в отличие от праздника Мина был поистине всенародным. Он происходил в течение второго и третьего месяца разлива, когда стояла самая высокая вода. Суда и лодки свободно ходили не только по Нилу и по каналам, но и прямо по затопленным полям. Никто не решался передвигаться по дорогам-дамбам, подмытым волнами, зато на воду спускались все плавучие средства — от ладей до плотов.
Центром праздника был храм в Опете (Ипет-сут, совр. Карнак). У подножия гигантских пилонов располагались бродячие торговцы. Они предлагали арбузы, гранаты, виноград, фиги и смоквы, ощипанную и готовую для жарки или уже изжаренную дичь и, конечно, хлеб. В храме жрецы сбивались с ног. Прежде всего требовалось извлечь из хранилищ переносные ладьи фиванских богов. Самой большой была ладья Амона. Ее легко узнать по двум бараньим головам — на носу и на корме. Ладью богини Мут украшали две женские головы с головными уборами в виде коршунов, потому что имя супруги Амона писалось с иероглифом «коршун». Третья ладья с головами соколов принадлежала Хонсу. Носильщики пересекали дворы с этими ладьями на плечах, проходили между пилонами и углублялись в аллею сфинксов с бараньими головами, которая входила в огромный храмовой комплекс. На них были надеты только длинные юбки с бретелькой через плечо. Впереди шагал музыкант с тамбурином. Жрецы в накинутых на плечи шкурах пантер возжигали в курильницах с ручкой терпентин, сыпали песок, размахивали зонтами и опахалами.
У набережной стояла целая флотилия. Настоящие ладьи Амона, его супруги и Хонсу не имели ничего общего с переносными моделями, только что извлеченными из храмовых тайников. Это целые плавучие храмы длиной от ста двадцати до ста тридцати локтей, то есть гораздо крупнее большинства нильских судов, от которых к тому же отличались неслыханной роскошью. Они были построены из настоящей пихты и вполне годились для плавания, несмотря на огромный груз золота, серебра, меди, бирюзы и лазурита. Одного золота приходилось на судно четыре с половиной тонны! Корпус украшался наподобие храмовых стен рельефами, на которых фараон совершал ритуальные обряды в честь Амона. На палубе посередине ладьи возвышалась большая кабина, целый дом под балдахином, где хранились переносные ладьи, статуи и священные принадлежности для церемоний в храме. Перед этой кабиной, как перед настоящим храмом, стояли два обелиска и четыре мачты с лентами. Всюду на палубе видны статуи и сфинксы. Две гигантские головы барана украшали нос и корму. Ладьи Мут и Хонсу, а также царская ладья выглядели примерно так же и были чуть меньше ладьи Амона.
Чтобы вывести эти тяжелые суда на большую воду, мобилизовали целое войско, вооруженное копьями, щитами и топорами на коротких ручках. По бокам становились матросы и знаменосцы со штандартами. Сначала исполнялся гимн в честь Амона. Затем все брались за канаты и и по команде начинали тащить священные ладьи под ободряющие возгласы толпы, собравшейся на набережной. Женщины потрясали систрами и трещотками. Мужчины хлопали в ладоши и под аккомпанемент тамбуринов распевали ливийские и воинские походные песни. Негры кружились в пляске. Среди толпы шли трубачи и воины с перьями в волосах.
Но вот самое трудное позади. Священные ладьи спущены на воды Нила. Здесь их берут на буксир суда под парусами или на веслах, которыми управляют капитаны. Суда всех форм и размеров сопровождают эту помпезную флотилию. Среди них можно заметить небольшую, изящную ладью в форме водоплавающей птицы с резной человеческой головой на рулевом весле. Она до бортов нагружена всякой провизией. Один человек поправляет что-то на лотке, другой складывает целую пирамиду из овощей и фруктов.
С обоих берегов Нила за этим грандиозным спектаклем наблюдают жители всей округи и по-своему принимают участие в празднике. Повсюду расставлены палатки с едой и напитками. Провизию подвозят со всех сторон. Гонят целые стада быков и телят, ведут газелей, каменных козлов и ориксов, несут корзины с птицей, фруктами и горшки с терпентином для воскурения. Быков забивают тут же под открытым небом, быстро разделывают, и носильщикам остается сделать всего два шага, чтобы донести куски мяса до небольших строений с тонкими колоннами, где без устали трудятся повара. Ливийские воины не переставая бьют в тамбурины. Обнаженные до пояса танцовщицы пляшут под звуки систров и трещоток.
Цель этого священного плавания — «Ипут». Амон из Карнака на несколько дней становился гостем Луксора, но нам неизвестно, как он проводил там время. В сущности, Амон — выскочка среди древних египетских богов. Он обосновался в Фивах, когда давно уже началась династическая эпоха. Египтяне дали ему в супруги Мут и сделали Хонсу его сыном, потому что как-то неудобно самому могущественному богу быть без семьи, но о нем нет ни одного мифа.
Правда, Амон унаследовал от Мина несколько эпитетов и атрибутов и мог с тем же успехом позаимствовать несколько эпизодов из мифов о нем. Поэтому не исключено, что во время этих бесконечных празднеств показывались какие-то более или менее интересные эпизоды из деяний Амона, например в присутствии фараона могли вспомнить о его чудодейственной помощи Рамсесу II, окруженному «подлыми» воинами Хатти.
Праздник завершался не менее торжественным возвращением священной флотилии. С кораблей снимали переносные ладьи и уносили в чехлах, из которых они были извлечены двадцать четыре дня назад. Тот же самый кортеж под звуки тамбуринов, но, может быть, уже не так весело, проходил обратно по аллее сфинксов с бараньими головами до врат храма. Теперь фараон мог быть уверен, что боги даруют ему всевозможные блага и милости — «долголетие Ра, должность Атума, годы вечности на троне Хора в радости и мужестве, победу над всеми странами, силу отца его Амона ежедневно, царство обеих земель, молодость плоти, незыблемые памятники, вечные как небо.
Что касается народа, то он пил, ел, пел, плясал и веселился почти целый месяц. Он насытился великолепным зрелищем и чувствовал, что его благополучие и процветание, свобода и сама жизнь зависят от этого подобного богам человека, который сопровождал отца своего Амона на пути между двумя великими святилищами.
Источник статьи: http://anc-egipt.narod.ru/HTM/C6.htm
Opet Festival — Opet Festival
Фестиваль Opet (The Beautiful Праздник Opet / хеб Nefer ан Ipet ) был ежегодный египетский праздник Ancient отмечается в Фивах (Luxor), особенно в Новом царстве и более поздние периоды, в течение второго месяца сезона Акхет , затопление Нила . Фестиваль отмечался для пропаганды плодородия Амона-Ре и фараона, который также считался духовным потомком Амона-Ре; Сын / Дочь Амона-Ре. Джон Дарнелл утверждает, что «Опет начался на II Акхете 15 при Тутмосе III и длился 11 дней (Сет 1907: 824, строка 10); к началу правления Рамсеса III фестиваль растянулся на 24 дня »(Darnell, 2010). Фестиваль включал в себя ритуальную процессию барка (церемониальная лодка, которая использовалась для перевозки статуй богов и божеств) культовой статуи «Амона-Ре, верховного бога, его жены Мут и его сына Хонса ». (Эсколано-Поведа, 2019). Эта процессия перенесла статую на 2 км от Карнакского храма до «Луксорского храма, места проведения праздника Опет» (Fukaya, 2012). Оказавшись в Луксорском храме , в комнате для рождений состоялась ритуальная церемония бракосочетания между фараоном и Амоном-Ре, духовно связавшая их, чтобы обеспечить плодородие фараона и восстановить роль фараона в качестве посредника между богами и Египтом. Во время церемонии бракосочетания фараон был торжественно возрожден через церемонию повторной коронации, подчеркивая плодородную природу фараона и узаконивая его божественное право на власть. Древний праздник сохранился до сегодняшнего праздника шейха Юсуфа аль-Хаггага, исламского святого человека, чья лодка обносит Луксор в честь его жизни.
Содержание
История фестиваля
Фестиваль Opet стал основным фестивалем в раннем Новом царстве (около 1539-1075 гг. До н.э.), когда к власти пришла 18-я династия, «изгнав гиксосов , оккупировавших северную часть долины Нила в течение 200 лет. Новые правители Египта, не теряя времени, превратили свою столицу Фивы в обширную церемониальную сцену, чтобы отпраздновать консолидацию власти, и фестиваль Opet занял центральное место »(Escolano-Poveda, 2019). Во время правления Тутмоса III (1458–1426 гг. До н.э.) праздник длился 11 дней. К началу правления Рамзеса III в 1187 г. до н.э. оно увеличилось до 24 дней; к его смерти в 1156 г. до н.э. оно увеличилось до 27. Самая точная информация об истории фестиваля Опет исходит от меняющегося характера маршрута между храмами Карнака и Луксора. Марина Эсколано-Поведа предоставляет всесторонний анализ смены пути между храмами. «Маршрут процессии между храмами менялся со временем, иногда пешком по Аллее Сфинксов, дороге длиной почти две мили, вдоль которой стояли статуи мифических зверей. В других случаях священная статуя путешествовала из Карнака в Луксор в специально сделанной коре, известной на египетском языке как Усерхат-Амон («могучий нос — Амон»). Это судно было построено из ливанского кедра, покрытого золотом. Его нос и корма были украшены священной для бога головой барана ». (Эсколано-Поведа, 2019). Хотя характер маршрута между храмами остался прежним, продолжительность праздника менялась с каждым правителем. В некоторые годы барк Амона-Ре путешествовал исключительно из Карнака в Луксор, «… ритуальное путешествие от их святынь в Карнаке к храму Луксора» (Britannica, 2014). Однако следует также отметить, что обратный путь из Луксора в Карнак также является праздником, «… частью праздника Опет, он должен был иметь место на обратном пути в Карнак» (Fukaya, 2012).
Значение фестиваля для общества
Египетское общество Нового Царства зависело от щедрости богов, чтобы гарантировать, что они получили то, что хотели. Поскольку им не хватало научного понимания для объяснения конкретных событий, египтяне рассматривали каждое природное событие как знак или вмешательство определенных богов, желая, чтобы они поддерживали естественный порядок во вселенной или маат . Чтобы умилостивить богов, египтяне обычно делали подношения богам; через жертвоприношения, молитвы и праздники. Посредством этих предполагаемых симбиотических отношений эти празднования божественности богов давали уверенность исторически подозрительному обществу, позволяя им жить своей жизнью, не опасаясь божественного вмешательства. Фестиваль Опет восстановил существенное общение между богами и египетским обществом через церемонию возрождения в комнате рождения Храма Луксора, которая инициировала фараона в качестве посредника для богов, переродившись сыном Амона-Ре. , «Возрождение сына бога» (Creasman, 2013). Это возрождение способствовало плодовитости фараона, обеспечив им божественное право на власть и укрепив их родословную. Фестиваль Opet также усилил плодородие урожая, которое колебалось в зависимости от разлива Нила, и поэтому отмечалось во «втором месяце сезона Ахетов» (Darnell, 2010). Не только фараон был активен во время фестиваля, моряки и солдаты были самыми известными нерелигиозными группами на фестивале. Они были замечены в рельефных сценах зала с колоннадой, которые продемонстрировали, что большое количество гражданских и военных должностных лиц принимало участие в подготовке и проведении фестиваля Opet. Джон Дарнелл подчеркивает важность всего населения в проведении фестиваля: «Рамсес II перечислил среди лиц, ответственных за организацию фестиваля: члены гражданской администрации, губернаторы провинций, пограничники, главы внутренних экономических отделов, офицеры комиссариата, городские власти. чиновники и высшие чины священства »(Дарнелл, 2010). Те, кто не принимал активного участия в проведении фестиваля, «могли наблюдать с берегов реки, и, по крайней мере, некоторые из них могли иметь ограниченный доступ к передней части храма» (Darnell, 2010). Фестиваль также предоставил работу священникам вабов и лекторов , которые находились на трехмесячной ротации. Они читали заклинания и гимны среди населения на берегу реки, чтобы гарантировать, что благоговение будет поддержано.
Роль фараона во время фестиваля
«Простые люди почти не принимали участия в религиозных ритуалах; это было священной обязанностью класса священников »(Brier, Hobbs, 2008). Фараон действовал как посредник между египетским обществом и богами во время фестиваля в Луксорском храме, и хотя «союз бога с его храмом может показаться сексуальным союзом» (Дарнелл, 2010), фараон использовал эту ссылку для продвижения их божественное плодородие и восстановить свое право управлять Египтом. Церемония бракосочетания фараона с богами, «божественный брак, результатом которого стало обновление Амона в лице его постоянно обновляющегося человеческого сосуда, правящего царя» (Дарнелл, 2010). гарантировал, что Египет встретит еще один плодородный год; из-за роста населения, больших урожаев и большого разлива Нила. Религиозная роль фараона была усилена на фестивале Опет, поскольку он подтвердил их роль «первого пророка Амона-Ре, царя богов» (Фукая, 2012), самого священного титула в Египте. Пропаганда плодородия на фестивале укрепила достоверность линии преемственности фараона, поскольку он «праздновал обновление ка-силы Амона и передачу духа царствования в вечном настоящем» (Darnell, 2010), позволяя Королевская семья для сохранения власти над социальными классами. Религиозные обряды во время фестиваля Опет восстановили и подтвердили владение фараоном королевским Ка , олицетворением жизненной силы человеческой души. «Эта жизненная сила населяла тела всех законных фараонов Египта и переходила от старых к новым после смерти последнего. Ежегодное подтверждение такого процесса поможет укрепить авторитет короля »(Escolano-Poveda, 2019).
Археология Фив и важность археологических источников
Карнакский (Храм Амона) и Луксорский храмы были археологическим центром Фив и были построены на «восточном берегу Нила» (Escolano-Poveda, 2019) в 2055 г. до н.э. Рамсесом III и между 1390–1352 гг. До н.э. — Аменхотепом III. соответственно. Карнак был расширен Тутмосом I в начале Нового царства, и его площадь составляла почти две квадратных мили. Фивы также предоставляют археологические источники для фестиваля Опет и, как полагают, «были древней обсерваторией, а также местом поклонения, где бог Амон напрямую взаимодействовал с людьми земли» (Марк, 2016). Резные фигурки на южной стороне Красной часовни в Карнаке являются самым старым свидетельством Фестиваля Опета. Часовня была сделана из серого диорита и красного кварцита и в ней размещалась церемониальная барка Амон-Ре, когда она не использовалась на древних праздниках. Источники также предоставляют информацию об изменении маршрута культовой статуи Амона-Ре. Текст на сфинксе Нектанебо I на пути между Карнаком и Луксором (Cabrol 2001: 283–296) описывает строительство (реконструкцию) маршрута для Амона, r jr [= f] Xn = f nfr m Ipt rsyt, « чтобы он мог хорошо осуществлять свою навигацию в Луксоре »(Cabrol 2001: 290, текст 4), показывая, что основной смысл« навигации »будет одинаковым для божества, путешествующего внутри переносной коры, как на палубе корабля. речная баржа и плечи священников. Джон Дарнелл считает, что адаптирующийся маршрут, который шел в Луксор по суше, был вызван попыткой вызвать в памяти засушливый период, который предшествовал ежегодному разливу Нила во время Ахета, сезона паводков, и что возвращение реки в Карнакский храм символизировало наступление. разлива Нила. Он также утверждает, что контрастирующее путешествие по земле и воде символизирует ночное путешествие солнца «в сухих царствах Страны Сокар» (Загробная жизнь), которое совершает опасное ежедневное путешествие «ночью» через Королевство Осириса, чтобы воскреснуть на следующий день. Погребальная стела, обнаруженная за пределами Храма Карнака группой раскопок, возглавляемой египетским ученым и историком Мансуром Бораиком, показывает историческое изображение богов, использующих барки для передвижения по Тростниковому полю (Аару), древнему египетскому раю. Использование богами этих больших церемониальных лодок является причиной того, почему они так распространены на древних праздниках, а именно в Опете. Символический параллелизм богов, перевозимых на барках в реальной жизни и в загробной жизни, работал для египтян Нового царства как религиозная и церемониальная связь с богами. Свидетельства важности храмов обсуждаются в песне из гробницы Аменемхата, а также в появлении бога Амона в Карнакском храме. В песне храм описывается как «женщина, пьяная в религиозном экстазе и одетая в эротически-гаторскую прическу, ожидающую с постельным бельем прибытия бога» (Darnell, 2010). Хаторская прическа относится к Хатхор, египетской богине плодородия. Египтолог Марина Эсколано-Поведа подчеркнула важность рельефа в Красной часовне Хатшепсут в изображении праздничного характера фестиваля: «Рельефы прилагают большие усилия, чтобы изобразить грандиозное зрелище: многие священники поддерживают кора и статуи, в то время как толпа издает радостный шум с хрипами систры. Кора богов несли рядом с пристанью Храма Луксора и на плечах жрецов несли к священной территории. Во внешних дворах проводился ряд церемоний, после которых лая переносилась во внутреннее святилище в сопровождении только высокопоставленных жрецов и фараона. Когда церемонии были завершены, лай вернулся вниз по течению в Карнак ». (Эсколано-Поведа, 2019).
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Opet_Festival