- Праздники Древней Греции.
- Праздники в Древней Греции
- Античные праздники как важная форма общественной жизни и культуры любого народа. Цели процесса жертвоприношения. Основание новых колонии-поселений и культ богов в Греции. Истоки первых олимпиад и Панэллинские игры. Особенности праздников в честь богов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Праздники Древней Греции.
История массовых праздников восходит к античным временам, и поэтому прежде всего обратимся к богатейшим культурным традициям Древней Греции.
Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний.
Греки боялись грозных сил окружающей их природы и не понимали их. Греки верили, что природой управляют многочисленные боги.
Богов греки представляли себе в виде людей, но более могущественных.
Греки верили, что всю природу их окружающую населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами-невестами. Считалось, что у каждой отрасли хозяйства – земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел – есть свой бог-покровитель.
Так из простых религиозных обрядов и ритуалов возникали традиции праздников, которые впоследствии становились общенародными.
В Древней Греции не существовало мощных жреческих организаций, сковывающих свободное мифотворчество народа и этим обстоятельством объясняется то, что почти в каждом городе-государстве Греции были свое божество для поклонения и свои обряды.
С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олнминйскйх празднеств была священная роща Альтис в Олимпии.
В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге.
Благодаря мгочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями.
Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность.
Греческим aгoн (борьба) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична.
Раз в четыре года отмечался праздник в честь богиня Афины — покровительницы города Афин — Большие Панафиней.
Большое распространение имели в Греции древние празднества плодородия.
Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств-городов Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога.
Дионис-бог виноделия. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.
В дни этих праздников из деревни в деревню и по городам ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются.
До нас дошло пять праздников Диониса – Осхофории, Малый Дионисий, Линнеи, Амфистерий, Великий Дионисий.
Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия — это название священной рощи, посвященной афинскому герою — Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов — бег с факелами.
В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика — умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.
Список празднеств Древней Греции:
Осхофории
Осхофории — праздник, в котором хотя и не все обряды ясны, но сущность его заключалась в том, что во время созревания винограда в храм Афины носили дары бога вина.
Вакхический праздник жатвы, праздновавшийся в Афинах 7-го пианенсиона (октябрь- ноябрь). Во время этого праздника 20 взрослых юношей (по два от каждого сословия) наперерыв бежали из храма Диониса в Лимнах в храм Афины Скирас на Фалероне, неся в руках виноградные ветви с гроздями. Каждый из 10 победителей получал в награду чашу, наполненную напитком, составленным из пяти главнейших продуктов года (вина, меда, сыра, муки и оливкового масла — πενταπλόα), и почетное место в следовавшей затем процессии. Праздничное шествие (причем впереди поющего хора шли два мальчика в женской одежде) совершалось от Осхории, площади перед храмом Афины, к храму Диониса, где Фиталиды приносили жертву. Праздник оканчивался жертвенным пиром. Афиняне ставили этот праздник в связь с путешествием Тесея в Крит.
Источник статьи: http://studopedia.ru/20_77970_prazdniki-drevney-gretsii.html
Праздники в Древней Греции
Античные праздники как важная форма общественной жизни и культуры любого народа. Цели процесса жертвоприношения. Основание новых колонии-поселений и культ богов в Греции. Истоки первых олимпиад и Панэллинские игры. Особенности праздников в честь богов.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.04.2014 |
Размер файла | 27,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Практически во все времена праздники являли собой важную форму общественной жизни и культуры любого народа. Однако в античности праздники играли более важную роль, чем сегодня. Сегодняшние празднования в большинстве своем — это светские мероприятия, декоративные элементы быта городов и деревень. В древности же многие праздники были религиозными, с их помощью люди сплачивались перед лицом почитаемых богов.
В Древней Греции выходных дней, как принято сегодня — суббота, воскресенье — не существовало. Тогда люди отдыхали только в праздничные дни, этот факт подтверждает Платон: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества». Участие в главных праздниках считалось важным ритуалом для всех членов общины. В будние дни греки занимались текущей работой, умеренно поглощали пищу, носили простую одежду.
Во время праздников греки приостанавливали все общественные и частные дела, не назначали заседаний судов и государственных органов, освобождали детей от учебных занятий, а женщинам, обычно находившимся в пределах своего дома, разрешали покидать его для участия в празднике. В праздничные дни все надевали свои лучшие наряды, украшали голову лентами и цветами, а главные исполнители различных церемоний, жрецы, певцы, танцоры, музыканты и др. в особо торжественных случаях облачались в специально сшитые, не похожие на будничные одежды и венчали голову золотыми венками или диадемами. В такие дни границы между разными членами общины немного стирались и граждане иллюзорно представляли себя равными друг перед другом.
Некоторые праздники появлялись после успешных военных побед, жертвоприношений. Поэтому у греков одно из слов, обозначающих праздник, было жертвоприношение. Они передавали от одного поколения другому культурные традиции и ритуалы.
Греки верили, что боги незримо присутствуют на праздниках, и их благосклонное отношение к людям зависит от правильно сделанных жертвоприношений, а также от художественного качества музыки, пения танцев и разнообразия всевозможных агонов, посвященных чествуемому божеству. Поэтому хорошо организованный праздник оказывался залогом доброго отношения богов к тем, кто строил торжество.
При основании новых колонии-поселений греки устанавливали культ богов и праздников с исполнением присущих им ритуалов, что считалось одной из первостепенных задач наравне с постройкой жилищ, оборонительных сооружений. Сразу же часть земель отводилась под теменосы, священные участки, на которых справляли праздники. Теменосы постоянно благоустраивали, украшая их храмами, алтарями и статуями.
Каждый греческий полис тратил большие средства на организацию государственных праздников. Для этого строились и обновлялись театры и стадионы, храмы и алтари, нанимались учителя хоров и актеров, а также тренеры атлетов, изготовлялись особые нарядные одежды и украшения, заказывались дорогостоящие призы (треножники, золотые венки, расписные вазы и др.), покупались жертвенные животные, вино, оливковое масло и прочее, необходимое для праздничных церемоний.
Всякий крупный праздник сопровождался торжественным шествием граждан с пением и танцами; процессию часто сопровождали всадники и колесницы. Наряду со взрослыми дети и подростки участвовали в различных церемониях, так что праздник активно входил в жизнь греков с малых лет. Как правило, праздничные состязания хоров и атлетов начинались с выступлений детей, в основном мальчиков.
Почти на всех древнегреческих праздниках мужчины занимали ведущее положение, но многие торжества не обходились без женщин. Девочки с раннего возраста начинали участвовать в праздничных церемониях в честь женских божеств.
Продолжительность праздников была различной. Одни укладывались в один день, другие, в основном главные государственные и общегреческие торжества, длились по несколько дней. В разных греческих государствах справляли не одинаковое количество праздников, но всюду они занимали значительное число дней в году. Афины отличались особенно многочисленными праздниками.
Наряду с церемониями, посвященными собственно празднику, проходили ярмарки, ораторы обращались к народу с речами, поэты читали свои произведения, проводились дипломатические переговоры посланцев из разных городов. Здесь встречали старых друзей, заводили новые знакомства, заключали торговые сделки и стремились узнать новости из разных концов ойкумены.
Широкую известность получили четыре древнегреческих праздника, которые входили в Панэллинские игры: Пифийские игры, Античные Олимпийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Перечисляя их, античные авторы всегда называют первыми Олимпийские.
Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г., до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии (Олиммпия— одно из крупнейших святилищ Древней Греции, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.). Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.
Пифийские игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, гармонии, покровителя искусств и муз, объявлявшего людям волю Зевса (Зевс— в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.). Согласно мифам, эти Игры были учреждены самим Аполлоном в честь его победы над драконом Пифоном. После победы к имени Аполлона прибавился эпитет «пифийский», а жрицы-прорицательницы его храма в Дельфах получили название пифии.Основное место проведения Пифийских игр — равнина в Дельфах, где расположены амфитеатр и стадион. Игры проходили 15-19 августа в третий год олимпиад с 586 г. до н.э. Виды соревнований: музыка, гимнастика, гонки на колесницах. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок.
Истмимйские игры — проводились в честь Посейдона, бога морей и повелителя влаги.
Основателем считался Сисиф.(строитель и царь Коринфа — древнегреческого полиса) Игры проводились один раз в два года в июле. Место для них выбиралось в сосновом лесу на Истме близ Коринфа.Состязания были гимнастические, конные, поэтические и музыкальные. Игры продолжались, вероятно, несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее и в императорское время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея.
Немемйские игры — общегреческий праздник в честь Зевса, проходившие в Немейской долине при храме Зевса и посвящённые богу Зевсу, как Олимпийские игры. Они проводились с 586 г. до н.э. летом,за год или через год после Олимпийских игр. В их программу входили гимнастические, конные и музыкальные соревнования. Спортивными дисциплинами были: стадионный бег (180 м), бокс, стрельба из лука, борьба, метание диска, метание копья и гонки на повозках. Одним из победителей в гонках колесниц был афинский оратор и полководец Алкивиад.
Раз в четыре года отмечался праздник в честь богиня Афины — покровительницы города Афин — Большие Панафиней. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров любимой богине: одежды, произведений искусства, жертвенных животных, цветов. Затем проходили соревнования музыкантов в исполнительском искусстве и атлетические состязания. Праздник завершался пиром. Победитель награждался дарами Афины — венком оливкового дерева, так как по легенде именно Афина подарила грекам оливковое дерево, и замечательной амфорой с оливковым маслом.
Праздники в честь бога Диониса — Дионисии, связаны с историей возникновения театра. Великие Дионисии праздновались пять дней, весной и осенью, и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами, драматическими представлениями. Из хоровых песен — дифирамбов богу Дионису и возник жанр трагедии. Трагедиос — «песнь козлов» или козлопение — сложился из культовых песен хором мужчин — Сатиров, одетых в козлиные шкуры и сопровождавших актера, изображавшего Диониса. Комедия родилась из песен, полных обрядовой разнузданности и исполнявшихся толпой поселян во время сельских Дионисий. Шествие в этот праздник называлось комос. Комедия — песни во время комоса. Комедия отличалась большой вольностью в выборе выражений и сцен, поэтому на такие праздники не допускались женщины и дети. Комедия эпохи классики была в основном политической.
Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия — это название священной рощи, посвященной афинскому герою — Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов — бег с факелами.
В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика — умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.
Несомненно, что наибольшей известностью пользовались афинские праздники: к великим Панафинеям и Дионисиям в Афины стекалась масса иноземцев, и тогда город выказывал то великолепие, издержки которого порицали такие люди, как Cократ.
Элевсинские мистерии — торжество в честь Деметры — богини плодородия и земледелия, проводившееся ежегодно в течение девяти дней в конце сентября. Первые четыре дня занимали ночное факельное шествие из Афин в Элевсии (22 километра), ритуальные эзотерические таинства и посвящения, ночные мистические гимны в ущелье Дафны у моря, торжественное шествие обратно в Афины, гефоризмы («шутки на мосту»), всеобщее застолье и эротический карнавал.
Адонии — праздник в честь Адониса — божества умирающей и воскресающей природы, проводимый 24 июня каждого года.
Халкеи — «праздник кузнецов» в честь Гефеста — бога-кузнеца и бога-ремесленника, проводившийся ежегодно 5-7 сентября.
Бендидии — праздничные дни в Афинах, во время которых в честь богини луны Бендиды устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный богине.
Антестерии — праздник цветов, «праздник кувшинов» с молодым вином и соревнованием, кто больше выпьет; почитание предков с приглашением их к столу и вежливым выпроваживанием по окончании трапезы. Проводился 6-8 марта.
Источник статьи: http://revolution.allbest.ru/culture/00395145_0.html