Праздники эпохи петра 1

Праздники эпохи петра 1

Историки отмечают, что при Петре I петербургские жители были избалованы всевозможными праздниками, «зрелищами». Праздники, как правило, использовали для пропаганды государственных нововведений.

Праздничные дни начинались с торжественного богослужения, в городе палили пушки, обязательныи являлись маскарады, фейерверки, народные гуляния. Все это продолжалось несколько дней.

Также фейерверками и прочими «огненными потехами» сопровождались торжества: дни восшествия на престол, тезоименитства, рождения царственных особ. Эти «огненные потехи» в какой-то мере заменяли официальную информацию о победах русской армии над неприятелем.Фейерверки устраивали на Потешном поле или на специальных судах на Неве.

Неистощимый в выдумывании всякого рода потех, Петр изобрел «должность самоедского князя-папы или короля-папы». Этот человек должен был по приказу царя устраивать различные увеселения для петербургских жителей.

В первой половине 18 века получили распространение потешные зрелища. Существовала особая церемония при замерзании и вскрытии Невы. Замерзание возвещалось жителям одним из придворных шутов барабанным боем. О вскрытии Невы возвещалось тремя пушечными выстрелами из крепости.

Большой торжественностью отличался спуск на воду посторенного корабля. В эти праздничные дни поднимали большой желтый флаг с российским орлом, в когдтях и на крыльях которого представлены были четыре моря: Белое, Черное, Каспийское. и Каспийское.

Праздник встречи Нового года берет свое начало с 1 января 1700 года, так как Петр I изменил в Русском государстве летоистчисление.

Еще одно зимнее развлечение- катание с гор. В Петербург принесли его первые строители. Ледяные горы строили на Неве, Охте, недалеко от Смольного перевоза, на Крестовском острове, напротив Адмиралтейства и перед императорским дворцом, откуда российский монарх мог видеть свой народ веселящимся «невинными забавами зимнего времени».

Устраивал Петр I и катание на буерах. Когда Нева замерзала, на ней расчищали снег, ботики ставили на железные полосья и шкипер-царь обучал жителей умению ходить под парусами и маневрировать. Маневры такой флотилии, как правило, устраивали на невском льду между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом.

По заведенном Петром I обычаю, петербуржцы ездили 1 мая встречать лето в Екатерингоф. Праздник сопровождался гуляньями, иллюминациями. Эта традиция сохранялясь вплоть до царствания Александра III.

Маскарады и фейерверки, приемы иностранных гостей, ассамблеи и иллюминации, театрализованные шествия- все эти праздники м увеселения собирали огромное количество горожан. Праздники проходили непринужденно, весело и объединяли жителей северной столицы.

Источник статьи: http://saint-pb300let.narod.ru/party.htm

Праздники и представления эпохи Петра I

Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Пётр I, устроив в Москве в 1697 году первое «триумфование» по случаю взятия Азова. С тех пор подобные торжества стали обычаем. К устройству праздников привлекались опытные специалисты-техники, поэты писали торжественные оды. Придворные представления в эти годы носили в известной мере демократический и весёлый характер. Даже сама пышная торжественность балов и ассамблей зачастую служила объектом осмеяния. Достаточно вспомнить создание «Всешутейшего собора», который А.М. Горький считал своеобразной трансформацией потех ярыжек, глумцов и скоморохов, то есть возрождением традиций русского народного творчества¹.

Торжественно весёлым было карнавальное шествие, устроенное однажды Петром на масленицу. Целый день из села Всехсвятского к Кремлю двигались военно-морские суда, поставленные на сани. Сам Пётр, одетый флотским капитаном, окружённый генералами и офицерами, ехал на 88-пушечном большом корабле, который везли 16 лошадей. За кораблём «плыла» гондола, в которой находилась царица в костюме пасторальной крестьянки. Её окружали дамы и кавалеры в аравийских костюмах.

За гондолой царицы тянулась так называемая «неугомонная обитель» — множество маскарадных шутов в санях, сделанных наподобие драконовой пасти. Шуты были наряжены журавлями, лебедями, лисицами, волками, медведями и огненными змеями. На колеснице, запряжённой «сиренами», восседал Нептун с трезубцем в руках. Всё это пело, играло на различных инструментах, кувыркалось, кричало, танцевало…

При входе в Кремль, шутейная процессия была встречена пушечным салютом и фейерверками. Кстати, в петровские времена многие придворные празднества стали сопровождаться фейерверками.

Истоки фейерверочного искусства на Руси восходят к глубокой старине, и связаны они, как и многое в истории русской культуры, со скоморохами. Это они ввели в обиход «огненные потехи», используя сухой плаун (ликоподий), обладающий способностью мгновенно вспыхивать.

«Огненные игрища» вошли в моду в XVI – XVII веках, в дни рождественских праздников, которые народ встречал весёлыми гуляньями.

  1. Горький М. Письмо к А.П. Чапыгину, — «Звезда», № 7, 1938, с. 241.

По свидетельству историков, при дворе Алексея Михайловича на гуляньях и игрищах использовали «летающие потешные огни» и «зажигательные нарядные стрелы», как тогда назывались ракеты.

С конца XVII века фейерверки получили большое распространение, венчая праздники и различные торжества. Пётр I сам принимал деятельное участие в их подготовке. По его распоряжению для фейерверочных праздников стали изготовлять специальные машины, строить монументальные декорации. Известно, что один из фейерверков, подготовленный лично Петром I, продолжался в течение трёх часов.

Фейерверки на Руси являли целые огненные представления, где был сюжет, развитие действия, кульминация и завершение. Правомерно назвать эти представления «фейерверочным действом».

Сохранилось подробное описание фейерверочного действа, состоявшегося в Петербурге 1 января 1712 года в честь русско-турецкого мира.

На Неве, напротив дворца петербургского губернатора Меншикова, был сооружён театр фейерверочного представления – целый комплекс, состоящий из триумфальных, ворот, арок, транспарантов, эмблем.

Одни за другими возникали огромные фигуры, рисунки, надписи, прославляющие силу и могущество государства Российского, его славную столицу и могучий российский флот. На фейерверочном представлении присутствовали иностранные дипломаты, и многие намёки в адрес враждебных России государств предназначались им.

«В малой дуге, — читаем мы в описании фейерверка, — явится звезда северна горяща и полумесяц свою светлость Северу поделяет. А между ними вошла тёмная туча, тогда тот полумесяц отвращается лицом от своей звезды…

…Потом окажется крепость морская, у которой в одной картине подпись сия: «Бог, укрепи камень сей». Значит, сия крепость – Санкт-Петербург. В другой картине сие подписание: «На счастливое шествие сему». Причём корабль со всеми парусами по ветру в гавань прибысть. Значит сие, какую благость впредь государству через сие привлечёт»¹.

Как видно из приведённого примера. Фейерверочное действо строилось по разработанному сценарию и несло не просто развлекательные функции, но и было политически направлено.

1. Старинные фейерверки в России. Л., изд. Эрмитажа, 1960, с. 43.

В сентябре 1720 года в честь победы над шведским флотом в Петербурге было поставлено массовое действо, продолжавшееся 4 дня. При громе пушек суда Российского флота проконвоировали по Неве «пленных» — шведские корабли, захваченные в битве при Гренгаме. Этот торжественный ввод пленных кораблей знаменовал собой утверждение могучей силы Российского флота и был встречен присутствующими с огромным энтузиазмом.

Читайте также:  Спортивный праздник день здоровья доу

А вечером набережная Невы, площади и центральные улицы вспыхнули тысячами огней иллюминации. Праздник венчало фейерверочное действо, где был представлен Нептун, плывущий на колеснице, и торжественно трубящая Победа.

Один из фейерверков вспыхнул на Неве. На больших плотах, стоящих на реке, были заготовлены фейерверочные декорации. Действие состояло из трёх аллегорических картин. После них ночное небо озарили тысячи ракет, шутих, огненных колёс и др. Интересно отметить, что пиротехники, обслуживавшие действо, были одеты в яркие маскарадные костюмы.

Традиционные в конце XVII и начале XVIII века российские фейерверочные действа стали позже неотъемлемым компонентом больших праздников – в дни рождества, на масленицу, на Новый год.

Источник статьи: http://studopedia.info/2-73211.html

Массовые праздничные действа эпохи Петра 1 (1789 – 1794 гг.). Новое «лицо» праздничного календаря.

Петр I продолжает театрализованные действования, начало которых положено Дмитрием Самозванцем – потехи –пляска, гимнастические забавы, сказывание сказок, проделки ученых животных, диковинки, привозившиеся иностранцами. С детского возраста Петра нач-ся воинские потехи. Петровская эпоха характеризуется театрализацией быта – ассамблеи (общественные собрания), куртаги, гуляния в Летнем саду, празднества по поводу закладки корабля, всевозможные торжественные шествия, катания на лодках. Появляются карнавалы, балы, маскарады, которые отличались своим масштабом и антирелигиозным характером (маск-ды карликов, водные). Они всегда были под открытым небом. Впервые появился свой театр, привезенный Петром из Германии (труппа немца Тунца). Театры были придворные и школьные. Появились профессиональные режиссеры и актеры, была создана школа актерского мастерства. Впервые в России была создана Школа пиротехнических наук; фейерверки на Руси являли целые «огненные представления», где был сюжет, разв-е дейст-я, кульминация, завершение. (Один из фейерверков, подготовленный Петром лично продолжался в течении 3-х часов). Новый год стали отмечать 1 января. Украшать дворы, наряжали ёлочки. Нововведения: у мужчин – брили бороды, снимали тулупы, одевали «немецкие» кафтаны, у женщин – появилось декольте, короткий рукав. Начали бухать по-страшному, и это приветствовалось и поощрялось.

2. Действие – основа режиссёрского искусства. Действие –волевой акт, направленный на достижение цели.Действие (Немного иное) — волевое стремление актёра. Направленное на партёра с целью повлиять на его поведение. Воля + цель = действие. 2 признака сценического действия: -волевое начало; -наличие цели. Если хоть один компонент отсутствует нарушается действие. Основные принципы сценического действия: 1.смотреть, видеть; 2.слушать и слышать; 3.понимать и чувствовать. Основные виды сценического действия:1.физическое – это средство выполнения психического действия. «Не ждать чувства а действовать и верное физическое действие вызовет верное психическое действие» (Станиславский). — на этом основано правило. 2. психическое – это средство для выполнения физического действия; Метод простых физических действий:Нельзя играть чувство. Физическое действие — это приём актёрской психотехники. От жизни человеческого тела к жизни человеческого духа. Психическое самочувствие влияет на физическое, точнее психическое состояние человека, вызывает у него ответную физическую реакцию. Психическое действие действует на физическое. В зависимости от объекта психические делятся на внешние и внутренние. Внутренние психические действия определяют актёрскую способность думать на сцене. В зависимости от средств выражения психические действия делятся на мимические и словесные. Виды и способы проявления психических действий (либо физ) зависят от объекта воздействия и средств при помощи, которых осуществляется психическое действие. Мимические средства выражения: Мимика действия — это результат волевого усилия, когда актёр сознательно хочет повлиять на партнёра, но лишь мимикой без текста. Мимика чувств рождается непроизвольна, подсознательно, без волевого усилия. Нужна для внутреннего монолога в зонах молчания. Мимика чувств её выразительность имеет очень большое значение особенно во внутренних монологах и зонах молчания. Особое внимание Станиславский уделяет словесному действию «Словесное действие есть высшая форма сценического действия. Слово выразитель мысли, самое эффективное средство воздействие на сознание партнёра». Законы словесного действия: 1.видение (кинолента, образ. «Говорить не уху, а глазу);2.Подтекст (скрытое содержание текста); 3.внутренний монолог – внутренняя жизнь человеческого духа и артиста роли.

Современные педагогические технологии (программированное обучение; проблемное обучение, модульное обучение, компьютеризованное обучение – на примере одного из них). Обучение –двухсторонний процесс деятельности обучающихся и обучаемых направленных на решение учебных задач. Проблемные и модульные обучения.

Проблемное обучения — состоит в создании проблемных ситуаций, вызывающих мыслительное затруднение. Чтобы разрешить проблемную ситуацию необходимы новые знания, методы, условия применения знаний. Значение: Оно делает его более понятным, содействует пониманию. Знания становятся твердыми, прочными. Проблемное обучение предполагает учебное взаимодействие учеников и делает процесс обучения эмоциональным. Развитие творческого мышления. Методы проблемного обучения: 1.проблемное изложение материала. 2. частично поисковый метод (объяснения учителя, лабораторные работы). 3. исследовательский метод (лабораторные работы, практические работы, написание творческих сочинений). 4. технология проблемного обучения; (технология научной работы): 1 этап – появление проблемной ситуации, 2-й этап – вычленение (суть) проблемной ситуации, 3-й этап – актуализация знаний. 4. выдвижение гипотезы; 5. этап – подбор средств для решения гипотезы. 6 этап – решение проблемы. 7. этап – проверка, правильности решения. Модульное обучение: – определенный самостоятельный технический узел. Модуль обучения означает – выделение законченных разделов, больших тем, формулирования цели и задач, выделение этапов работы, методически рекомендации, критерии оценки по этапам. Модульное обучение успешно используется при заочном, дистанционном обучении, может при дневной. Значение: максимальная активизация самостоятельной работы, подготовка к самообразованию. Сложность применения: сложно создавать модуль; сокращает диалоговые формы работы. Плюсы: индивидуализация обучения. Вывод: при всем положительном имеется необходимость сочетать технологии с сообщающим обучением (лекции, беседы).

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Источник статьи: http://lektsii.net/3-8453.html

Праздники эпохи Петра Великого

Начнём свой рассказ с ежегодных светских праздников при дворе Петра I.

Реформы проводимые в XVIII веке перевернули русскую жизнь. Отказавшись от большой части наследия Московского государства, высшие слои русского общества начали перенимать опыт европейской культуры (С этого времени курс развития России был ориентирован на Европу). Постепенно происходила европеизация стиля придворной жизни, важной составляющей которой была праздничная культура.

Ежегодные светские праздники двора целесообразно разделить на военные («викториальные» проводились в честь побед русского оружия), «царские» (связанные с жизнью правящей династии), полковые и орденские. Празднуя ежегодно какой-либо знаменательный день, участники событий ностальгировали, что служило укреплению (интерпретации праздника в государстве, которая играла на руку также и правящей власти) в настоящем и будущем, а самой идее торжества придавало стабильность.

Таким образом, проводимые государством праздники укрепляли идеи государственности, а также повышали авторитет властных структур и персоналий. Все вышеупомянутые праздники по своей сути были «открытыми» (отмечались публично), а по общественной значимости и масштабности различались как государственные, столичные, свойственные отдельным социальным группам и собственно придворные.

Читайте также:  Праздник сабантуй история возникновения

В Московском государстве в XVI-XVII века основой публичной жизни дворы были, так называемые, выходы государя и его свиты на православные и иные праздники. Совершались они пешком, в карете а зимой в санях, всегда у государя была в сопровождении свита (до 700 человек), в парадном платье, под звон колоколов и т. п. Выходами в церковь ознаменовыавлись и такие события: как царские тезоименитства, годовщины стояния на р. Угре, освобождение от поляков в начале XVII века и другие. Всего к концу XVII века обычаем были закреплены около 60-ти выходов в год, не считая воскресных.

В XVIII веке начинает формироваться новая система ежегодных придворных торжеств. Большую их часть стали составлять светские празднества (торжественные и викториальные дни, или же днями табельными— Табели с праздничными датами вывешивались в церквах). Значительные перемены в жизни царского двора пришлись на конец XVII века. В 1690-1691 годах молодой отец царь Пётр Алексеевич ещё праздновал родины и крестины царевичей Алексея и Александра Петровичей с соблюдением всех православных обрядов и застолий в духе Московского обычая. Однако при рождении сыновей Пётр в последний раз участвовал в церемониях подношения даров от различных слоёв подданных, которые «отправлялись как обыкновенно». Вскоре и «выходы в соборную церковь» стали «изсякать», «публичные авдиенции» многим чинам также прекратились, прекратилось использование парадных платьев и др. Но прежние «выходы» несколько лет ещё имели место, благодаря брату-соправителю Ивану Алексеевичу и прекратились после его смерти в январе 1696 года.

Параллельно с угасанием традиционных празднеств началось формирование новых для России светских торжеств. 30 сентября 1696 года в честь победы войска в битве под Азовом в Москве был организован первый «победительный» въезд (подобно «триумфу» в Древнем Риме), положивший начало целой веренице петровских триумфов.

В 1700-1710-е годы возник целый цикл ежегодных светских торжеств русского двора (он включал в себя праздники царские, военные, один орденский и один календарный — всего около 20 празднеств). Центром празднований стал петербургский двор (на который приглашались высшие чиновники, высшее духовенство, гвардия, зарубежные дипломаты). Нектороые праздники проводились не только в столицах, но и порой принимали общероссийский характер.

Начиная с 1 января 1700 года императорский двор и вся страна стали торжественно праздновать гражданский Новый год, тогда как церковное новолетие по прежнему начиналось 1 сентября. Новогоднее торжество в XVII веке значительно отличалось от современного. По знаменитому указу 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года», предписывалось 1 января:

«После должного благодарения Бога и молебного пения в церквах», «по большим и проезжим улицам… перед вороты учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, елевых, можжевеловых», да «генваря в 1 день в знак веселия друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: Когда по Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам… из небольших пушечек… мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежду стрельбу и выпустить несколько ракетов»

До 7 января (Крещенский сочельник) по ночам зажигались огни и смоляные бочки. В организации новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы прошедшего или грядущего года.

Так например, в новогоднем фейерверке 1703 году аллегорически изображались фигуры Времени и Фортуны, план штурма Нотебурга и др., на фейерверке 1704 года украшением выступали статуи Юпитера, Марса и аллегорические картины, посвящённые взятию Канец (Ниеншанца), в 1711 году были два плана-транспоранта на темы предстоящей войны с Турцией (Один представлял собой звезду с надписью «Господи, покажи нам пути Твоя» и второй представлял собой столп, на котором были прибиты были ключ и палаш, с подписанием «Идеже правда, тамо и помощь Божия»), а новогодний фейерверк 1723 года посвящался взятию Дербента. В последующем эта традиция также продолжала существовать. Впрочем «огненные потехи» нередко ограничивались иллюминацией, для которой создавались пышные барочные декорации.

Петербург в петровское время 1-го января.

День начинался с слушания литургии в Троицком соборе, на которой присутствовали царская чета и первые лица государства. После которого, происходило пиршество, которое могло проходить в дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове, также оно могло проходить и в доме его величества, бывало и то, что пиршество проходило в аудиенц-камере сената и других местах. Отобедавши, царь гулял по улицам города, наблюдал за народным весельем, а праздничный день оканчивался в 8-9 вечера, когда в небо взмывались огни фейерверка.

Традиционные праздники

Среди «царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционные для допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. В Московской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всей стране отмечались церковными службами, Выходами в церковь царя и его наследника, столами в Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки и именинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Во времена правления Петра I обычными были тезоименитства: Тезоименитство Петра Великого 29 июня , день св. ап. Петра и Павла;Тезоименитство царевича Алексея (17 марта);Царевны Натальи Алексеевны (26 августа);Дни ангелов Екатерины Алексеевны (24 ноября) и царевен Анны, Елизаветы, Натальи.

Началось празднование дней рождения в России только с царствования Фёдора Алексеевича. С 1676 года в « Книгах царских выходов» появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 года традиционной раздачей коврижек и водки. Вскоре праздновать начали дни рождения и других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дни рождения (20 января и 18 декабря) и тезоименитства (3 февраля и 5 сентября) подросших дочерей Петра — Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы династических браков. А вот день рождение императрицы Екатерины Алексеевны (5 апреля), о котором возвещали пушки петербугских крепостей, то он приходился на «Великий пост» и вследствие этого праздновался «при дворе тихо». Подобные праздники проводились в политических интересах и преследовали важные цели. Бракосочетание Петра при живой царице с непородной иноземкой («чухонкой»), которая уже имела двух внебрачных дочерей, требовало особых законодательных актов и мероприятий, направленных на то, чтобы русский народ свыкся со второй семьёй самодержца. По этой же причине дни рождения законных вдовствующих цариц Марфы Матвеевны и Прасковьи Фёдоровны и дочерей царя Ивана на государственном уровне не праздновались.

Политический подтекст имело также и празднование царского бракосочетания с Екатериной Алексеевной (19 февраля 1712 года). Впервые его отмечали в кругу семьи в 1715 году, вскоре этот семейный праздник стал отмечаться на государственном уровне. Так например, в 1721 году в этот день после литургии в Троицком соборе состоялось катание на линеях, после этого следовал бал на Почтовом дворе, вечером пускали фейерверк с надписью «Виват» и вензелем «P. C.» под короною (P. — Пётр, C. — Екатерина). В дальнейшем в XVIII веке празднование царских бракосочетаний развития не получило.

Читайте также:  Сценарий праздника русского фольклора

Другой была судьба праздника по случаю дня коронования правящего монарха.

В начале XVIII века он был широко распространён в европейских дворах.

В России день венчания на царство начали отмечать в ближайшем окружении Петра I в 1719 году, а 16 мая 1721 года вышел Указ Сената и Синода «О торжествовании дня короновании его царского величества», в котором предписывалось «во всём российском государстве день коронования его царского величества, а именно июня 25 числа, торжествовать молебным ко всеблагому Богу пением, равно как торжествуется день его величества рождения и день его же величества тезоименитства…».

Параллельно с царскими ежегодными праздниками при Петре Великом появился ряд военных празднеств, которые праздновали в целях укрепления авторитета новой регулярной армии и флота, а также для прославления достижений русской армии в изматывающей страну Северной войне.

К 1725 году, ежегодными торжествами отмечались 7 викторий и заключение Ништадтского мира. Повторяемый ежегодно праздничный военный цикл открывался 27 июня воспоминаниями о славной Полтавской баталии (Всероссийский праздник), через месяц, 27 июля, праздновали морские победы при Гангуте и Гренгаме, 9 августа – взятие Нарвы, 28 сентября – Победу при Лесной, 11 октября – взятие Шлиссельбурга, 16 октября – Битву при Калише. Наконец, 30 августа ежегодно отмечались годовщина Ништадтского мира (Всероссийский праздник).

Торжества в основном проводились в местах пербывания царя, чаще всего они проходили в Петербурге. Однако когда царь находился в поездках торжества устраивались также и в Астрахани, Риге, Торуни (Польша), Карлсбаде и Ростоке (Германия), Копенгагене (Дания), в Спа (Франция).

Форма проведения военных торжеств в основном была единой. В Петербурге утренняя церковная часть («ордин духовный») состоял из литургии, молебна и последующей проповеди в Троицком соборе в присутствии царской семьи, знати и выстроенных в параде войск. После следовал пушечный и ружейный салют. После обеда начиналась светская часть праздника («ордин политический»). На царицыном лугу царь-полковник церемониально угощал вином и пивом стоящие полукругом гвардейские полки. Угощение передавалось в деревянных чашках величиною со станкан. Вскоре после залпов салютов гвардейцы под полковую музыку уходили в город. В это время в летнем саду собирался высший свет города — дипломаты, знатное купечество, мастеровые и духовенство. У кромки Невы устраивалась к этому дню галерея, в которой накрывались столы и устраивались бальные танцы. Ближе к полуночи на Неве зажигался многочасовой красочный фейерверк с барочной символикой на тему праздничного дня. На флагштоке Петропавловской крепости в торжественные дни поднимался императорский штандарт.

На Неве против дворца бросал якорь украшенный флагами и вымпелами царский фрегат. Ночью город, крепости и фрегат освещала иллюминация.

Иностраннцы бывавшие в России отмечали что 30 ежегодных праздненств при императорском дворе «отличались однообразием». Однако некоторые из них имели свои неповторимые отличительные черты.

Так например, в день празднования Полтавской битвы император в Троицкий собор являлся в старом потёртом мундире полковника-преображенца с простреленной шведской пулей «простой шляпой», в которой он был в памятный день на поле брани.

Необычно проходили также годовщины взятия Шлиссельбурга. Ежегодно 11 октября царь и приближённые к нему отправлялись в Шлиссельбург, где совершали церковную службу с крестным ходом по стненам крепости, после чего устраивалось застолье и веселье. В послепетровское время число военных ежегодных праздненств сильно уменьшилось.

Численный состав участников ежегодных царских и военных торжеств была различной. К сожалнию, точных сведений найти не удалось. А состав участников ежегодных табельных торжеств во дворце в основном определялся получением чина по Табелю о рангах, и каждое лицо имевшее соответствующий ранг и находящееся в столице, имело право и неукоснительно получало повестку во дворец.

Полковые праздненства.

На более узкий круг участников были расчитаны полковые праздненства лейб-гвардии. Они отмечалиь только в полках и во дворце, где устраивались обеды для высших гвардейских офицеров. Подобные застолья, появившиеся во дворце при Петре I , к концу века превратились в устойчивую традицию и приурочивались к полковым дням.

Орденские, или кавалерские, празднества.

Особое место занимали орденские, или кавалерские, праздники при дворе.

При Петре I сложился обычай праздновать «кавалерский день» св. Андрея Первозванного (30 ноября). Орденские праздники являются одними из наиболее оригинальных ежегодных торжеств российского двора и имели хорошо разработанный церемониал. Андревский праздник начали ежегодно отмечать в середине 1700-х годов через несколько лет после его учреждения. Праздновался день ордена там где находился монарх, — за границей в Риге, Москве, но в основном, конечно же, в Петербурге, где андреевское торжество сначало праздновало в «австерии»(трактире) или спуском коробля на воду.

Затем сложилась традиция, согласно которой прославленные кавалеры ордена собирались утром в Троицкой церкви, а после литургии до позднего вечера ходили друг другу в гости всем орденским обществом, наподобие святочных разъездов. В домах гостей ждал накрытый стол, за которыми произносились посты за небесного покровителя (святого апостола Андрея Первозванного) и за «здоровье Ивана Михайловича» (То есть за русский флот, которым ведал И.М. Головин). Завершался день иллюминацией Петербурга и фейерверком, в котором голубыми огнями горела орденская символика — андреевский крест с надписью «За Веру и верность» или крест под императорской короной, окружённый орденской цепью.

30 августа в день окончания Северной войны ещё при Петре I и Екатерине I русский двор участвовал в литургии в Александро-Невском монастыре, что вошло затем в церемониал праздника ордена св. Александра Невского. Обеды были, как правило малочисленны по составу. Столы на обедах были фигурные,в центре столов стояли действующие фонтаны.

Итог:

Созданный при Петре I светский праздничный календарь стал основой придворных торжеств XVIII века. В 1723 году был составлен «Реестр торжественным и викториальным дням, какие были празднуемы в С. Петербурге в 1723 году с молебствием или без оного». После смерти Петра I этот календарь корректировался и дополнялся с каждым новым правителем.

Cоветую тем кого заинтересовало почитать научную литературу:

— Агеева О.Г. Преобразование русского двора от Петра I до Екатерины II;

—Агеева О. Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой // Отечественная история. № 2, 2006. с.11-26;

— Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 5. С. 3-15. 1 п.л.

Источник статьи: http://vk.com/@slognovsegdakaktotak-prazdniki-epohi-petra-velikogo

Оцените статью
Adblock
detector