Красноярские праздники
Енисейская августовская ярмарка
первые выходные августа, г. Енисейск
Енисейск – старейший город края, донесший до наших дней самобытность и дух православной старины. Основанный в 1619 году, Енисейск почти полтора века был “главными воротами” в Восточную Сибирь и по праву считается “отцом” сибирских городов. Наибольшего расцвета город достиг в середине XVIII века. Через Енисейск пролегали торговые пути на Тобольск и Москву, на восток и на юг Сибири, на Амур и в Китай. Широкую известность получили енисейские ярмарки, проходившие в августе, назывались они Успенские. На них съезжались купцы из Москвы и Петербурга, Новгорода и Вологды, Казани и Астрахани, Ирбита, Тобольска, Томска, Красноярска, Иркутска. Приезжали и купцы иноземные – европейские, персидские, армянские, бухарские, китайские.
Первая Енисейская ярмарка нового тысячелетия состоялась в августе 2006 года. Сегодня это место встречи сельхозпроизводителей и представителей малого бизнеса различных территорий края, мастеров и ремесленников, а также талантливых творческих коллективов. Горожане и гости города могут принять участие в народных гуляньях, посетить деревенские и национальные подворья, выставки и
мастер-классы, поучаствовать в фольклорноразвлекательной программе. Ежегодно ярмарку посещает около 12 тысяч человек.
Фестиваль “Высоцкий и Сибирь”
вторая декада июля, п. Н арва, Манский район
Одно из значимых мероприятий событийного туризма в Красноярском крае. Он проводится в память о съемках в 1967 году фильма “Хозяин тайги” в д. Выезжий Лог Манского района, в котором принимал участие Владимир Высоцкий. На манской земле им были написаны две знаменитые песни: “Идет охота на волков” и “Протопи ты мне баньку побелому”. Главная цель фестиваля – сохранение и популяризация многогранного творческого наследия Владимира Высоцкого, поддержка и развитие авторской песни как общественно-молодежного движения, развитие событийного туризма. Традицией фестиваля стали вечерние киносеансы под открытым небом. В программе – художественные фильмы с участием Высоцкого. А начиная с 2010 для участников и гостей фестиваля проводятся различные соревнования.
Международный Канский видеофестиваль
конец августа – начало сентября, г. Канск
Этот международный конкурс видеофильмов и видеоарта, а также всех смежных жанров визуального искусства проводится с 2002 года и является первым евразийским видеофорумом, открытым для всех желающих. Канский фестиваль обеспечивает социальную платформу для производства и продвижения альтернативного и инновационного видео, открытия новых имен, жанров, стилей, идей и концепций. Все показы открытые и бесплатные.
Фестиваль позиционирует себя как независимая площадка и противовес Каннскому фестивалю. В анонсе красноярского мероприятия отмечено, что “они разные, как два брата-близнеца, один из которых – свободный художникмаргинал, а второй стал олигархом, чтобы остаток жизни чахнуть над златом” (чахнут над златом, понятное дело, на Лазурном берегу). Призом фестиваля является “Золотой пальмовый секатор”.
Фестиваль народной культуры “Взятие снежного городка”
первые выходные марта, с. Сухобузимское
Традиционно в завершение масленичной недели в селе Сухобузимское Красноярского края проходит фестиваль народной культуры “Взятие снежного городка”. Это самобытное семейное мероприятие, нацеленное на сохранение культурных традиций и искусства Сибири, позволяющее гостям поближе познакомиться с живописными местами и культурноисторическим потенциалом края. “Взятие снежного городка” проходит в местах, где провел детство великий художник В. И. Суриков. Одноименная картина написана художником во время поездки в Красноярский край в конце XIX века. Сюжет картины – старинная праздничная игра сибирских казаков. Это же действо ежегодно проводится в селе Сухобузимское. Как и прежде, посмотреть на него собираются многочисленные участники и зрители. Кроме центрального события фестиваля по “взятию снежного городка” гости могут принять участие в традиционных сибирских забавах, проявить себя во множестве интересных конкурсов и развлечений и посетить ярмарку.
Источник статьи: http://rustur.ru/krasnoyarskie-prazdniki
Программа Дня города-2020 онлайн в Красноярске
Экскурсии, квизы и пробежки
Экскурсии, квизы и пробежки
Танцы, песни и концерты
К 392-летию Красноярск бросает танцевальный вызов всему миру и предлагает присоединиться к челленджу молодежь, которая любит то место, где живет, гордится своей малой родиной и через ритмы танца презентует свои города.
19 июня главные городские часы исполнят гимн Красноярска в 9:00, 12:00, 15:00, 18:00 и в 21:00.
Кроме того, по городу в этот день будут перемещаться автомобили с гимнами районов города и песнями о Красноярске. В соцсетях организуют флешмоб «Красноярцы поют Красноярску»: жители смогут записывать видео с исполнением песен о родном городе и размещать их с хештегами #ПесниКрасноярска, #СДнемРожденияКрасноярск, #Деньгорода, #ДеньГородаОнлайн, #Красноярску392. В народном исполнении гимна города участие приняли более 160 красноярцев, видеоклип которого станет стартовым в этом песенном флешмобе.
В День города можно посмотреть трансляцию концерта хорового ансамбля солистов «Тебе поемъ» и красноярского духового оркестра в парке «Покровский» в вечерних эфирах на красноярских телеканалах: «Енисей», «Прима», «7 канал» и «ТВК». Видео будет размещено в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram.
Виртуальные прогулки
Жители и гости столицы края смогут совершить виртуальные прогулки по Красноярску, онлайн-включения проходят с 16 по 19 июня в 13:00 в группе «Центра путешественников» во «ВКонтакте» .
В День города пройдет экскурсия по Центральному району, откуда начинался город, прошедший исторический путь от острога до мегаполиса. Два экскурсовода поведают об историческом и современном Красноярске, который был маленьким острогом 400 лет назад и стал городом-миллионером сейчас. Начало в прямом эфире во «Вконтакте» в 13:00 по этой ссылке.
Сотрудники музея «Мемориал Победы» на своем сайте и в соцсети «ВКонтакте» представят виртуальную экскурсию «Весь город — музей».
Отметим, что все виртуальные экскурсии по Красноярску будут доступны онлайн и после Дня города.
Квизы
Видеовикторину «Наш театральный город» подготовил «Наш театр» , ДК имени 1 Мая — викторину #КвестПоГороду , парк «Роев ручей» — квест «Город в природе» . А молодежный ИТ-центр проведет виртуальный квест на знание популярных и исторических мест Красноярска.
К празднику присоединилась и усадьба Юдина — она приготовила квиз об истории города, известных людях и современной жизни Красноярска. Начало 19 июня в 19:00 по этой ссылке .
Библиотека им. Горького организует онлайн-игру, посвященную увлекательной истории города на Енисее, городской символике, а также достопримечательностям и памятным местам. Мероприятие пройдет по этой ссылке 19 июня. Начало в 12:00.
Видеооткрытки
Еще один сюрприз ко Дню города — видеооткрытки с поздравлениями от бывших красноярцев, партнеров из дружественных городов и стран. К поздравлению нашего города присоединились более 30 стран мира. Первое видеопоздравление уже опубликовано в официальном паблике администрации города во «ВКонтакте».
Ко Дню рождения города снят презентационный ролик об общественных пространствах Красноярска. В нем город показан через людей, их интересы и увлечения. Привычные виды сняты с новых ракурсов. Этот ролик представлен красноярцам, а также будет направлен в качестве ответного подарка городам и странам-партнерам, которые прислали свои видеооткрытки с поздравлением.
Спорт онлайн
С 12 по 19 июня в Краснорске проходит «Открытый онлайн-забег», посвященный Дню города. Участникам предлагают на выбор 2 дистанции: 5 километров и 21,1 километр. Легкоатлету необходимо самому выбрать рельеф, преодолеть дистанцию в одиночку, а после загрузить скрин трека на сайт. 386 красноярцев уже справились с задачей и ждут свои призы. Побороться за медаль можно до 19 июня. Правила размещены здесь .
Любители футбола могут принять участие в «Онлайн-чемпионате по набиванию мяча». Соревнование будет проходить до 19 июня включительно. Спортсменам предлагают набить мяч за 1 минуту. За денежные сертификаты уже борются больше 130 человек. Подробнее о чемпионате можно узнать во «ВКонтакте» .
Праздник в районах города
По традиции отдельную программу празднования Дня города подготовили в районах. В Ленинском районе проходит акция «Добрые дела — любимому городу!». Жители могут записать про добрые дела, сделанные для района и города, видео и разместить их в соцсетях.
Фотоконкурс «Моё любимое место отдыха в районе» организовали в Октябрьском, виртуальную выставку «#НАШЖД — район большого ГОРОДА» — в Железнодорожном районах. Онлайн-фестиваль детского и юношеского творчества «Красноярск — сердце России!» проводят кировчане. А в Свердловском районе подготовили для жителей онлайн-квиз «Город, в котором я живу».
Полную программу праздничных мероприятий, включая районные, можно скачать по ссылке.
Бонус! 19 июня в 22:15 в праздничном режиме включится подсветка Коммунального моста, городская иллюминация и речной фонтан «КрасКома».
Источник статьи: http://newslab.ru/article/974388
ПРОЕКТ. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Выбранный для просмотра документ Книга. Традиционные праздники коренных жителей Красноярского края.doc
Традиционные праздники коренных народов Красноярского края
Ненцы – самый многочисленный народ российского Севера. По итогам переписи в 2002 гола, в России жили 41302 ненцев, из которых только около 27000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе. Традиционное занятие — крупностадное оленеводство. На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.
Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.
Как известно, у ненцев нет традиционных праздников, но есть дни большой радости. Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба.
День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина. Пока женщины и бабушки отмечают день рождения малыша, его братья и сестры бегают вокруг, опережая друг друга, в поисках следов нового человека на снегу, на песке у реки. Появление маленькой сестренки или братика очень озадачивает малышей, а взрослые им задают новую задачу, с которой им не справиться, как ни стараются. В конце концов, дети смиряются с тем, что невозможно обнаружить следы малыша, и приходят к выводу: этот таинственный человек очень хорошо ориентируется на местности и умеет выбирать такие места, по которым не могут ходить другие. Ища его следы, дети выдумывают всевозможные небылицы: может быть, он прилетел на крыльях или забрался в мешок с желтым мхом, или пришел как нгэмунзи — образ сна, бесшумно и незаметно подкрадывающегося к человеку. Этим нгэмунзи в тундре укрощают чрезмерно расшалившихся к вечеру детей. Для того чтобы он им не снился в образе чудовища, его называют ласково — Нгэмунзикоця. Взрослые говорят: «Образ сна любит садиться вечером на глаза и делает их больными». Чтобы этого не случилось, дети стараются быстро закрыть глазки и без лишних напоминаний засыпают.
Каких-либо особых своих праздников, кроме более или менее определенных периодов (но не дней) жертвоприношений, связанных с оленеводством и промыслами, не имелось. В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю): 25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок); 23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам); 9 мая – Николя яля (начало ледохода); 29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового); 20 июля – Ильин яля (середина лета); 15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы); 1 сентября – Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки); Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).
Весеннее одаривание небесного бога-грома
Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие происходило так. Род Панхи Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы.
Вспоров оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь заполнила брюхо, человек который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богу-духу Воды. «Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей».
Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе.
А тем временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба — Грому. И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и берёзу у корней. При этом произносится молитва: «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».
Все сородичи Панхи Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.
Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).
ЭНЦЫ И НГАНАСАНЫ
Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — один из коренных малочисленных самодийских народов, численностью менее 300 человек. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.
Основное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. Генетически она восходит к распашной одежде с вшитым нагрудником. Традиционный комплекс одежды энцев отличается по двум этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда. Более традиционным является комплекс одежды тундровых энцев. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления.
Главенствующую роль в обществе играет мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения.
Нганасаны («человек», самоназвание няа, ня — «товарищ») – коренной самодийский народ в Сибири. Родственные народы: ненцы, энцы и селькупы.
Нганасаны сформировались в 1-ом тысячелетий нашей эры в процессе продвижения на Таймыр.
Основное традиционное занятие – охота на дикого оленя, водоплавающую дичь, в меньшей степени – пушная охота и рыболовство по открытой воде. Во 2-й половины XIX века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство.
Нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное жилище – чум, близкий по конструкции к ненецкому.
Нижнюю одежду шили из ровдуги, верхнюю зимнюю (парка) – из оленьих шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с меховыми чулками не имели подъёма.
Пища – оленье мясо и рыба.
Традиционные верования – анимизм, шаманизм и др., характерен культ матерей природы.
У энцев и нганасан много общего, в том числе и праздники. Один из главных праздников, это праздник «Чистого чума», который отмечается в конце января — начале февраля и связан с окончанием длинной полярной ночи. Специально для этого праздника ставят особый, новый чум, в котором несколько дней (до девяти) камлает шаман, за все это время не выходя наружу ни разу, а люди, дожидаясь его, отмечают праздник по-своему — танцами, песнями, играми. Все это должно обеспечить удачу, богатство и здоровье.
Селькупы — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930 их называли остяко-самоедами.
Неотъемлемую часть жизни селькупов занимают верования. Благодаря взаимодействию некоторых этнических процессов в культурной традиции селькупов присутствуют элементы традиций соседствующих народов: ненцев, ханты, эвенков и кетов.
Весь жизненный цикл селькупского мироздания делится на три мира. «Верхний» – обитель высших священных существ, преимущественно верховного божества Нома. «Нижний» – обитель злых существ лозов и главного подземного божества Кызы, питающегося душами умерших. Стражем подземного мира, мира мертвых, выступает медведь, охраняющий вход в «средний» мир – место существования смертных людей.
Здесь, в «золотой середине», и живут селькупы – растят детей, разводят оленей и… умирают. Как только простой смертный покидает «средний мир», его душа переходит в «подземный мир», в самый верхний седьмой ярус «нижнего мира».
Традиционный праздник селькупов «Прилет птиц». Традиционный обряд, совершавшийся в период перелёта птиц весной и осенью.
Годичный цикл у селькупов издревле делился на два сезона – зимний (кэт) и летний (таны). Предвестником окончания зимнего сезона были небесные перемены в марте (лимбый ират – месяц орла). Начало нового летнего сезона приравнивалось к времени весеннего прилёта птиц.
Во время празднования из первой добытой дичи и перелетных птиц совершалось жертвоприношение небесным духам тепла и плодородия.
Во время жертвоприношения люди благодарили духов и просили у них скорого наступления лета, возвращения перелётных птиц, здоровья всем людям и плодородной осени.
В настоящее время существует смешанная форма праздника, так как бытует в традиционной среде, так и на сцене, организованная форма, встроенная в городскую праздничную культуру.
Эвенки (самоназвание – эвенкил ) – оленеводы, в прошлом их называли орочонами, что означает «Оленьи люди».
Традиционный тип хозяйства: охота, оленеводство, рыболовство. Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда целую.
Важную роль для эвенков играло оленеводство. Оленеводство в основном имело транспортное направление; различались так называемый эвенкийский тип, с использованием вьючных оленей и орочёнский тип с использованием верховых оленей.
Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки. На небольших речках устраивали запоры и устанавливали в них корыта и «морды». Самые ценные рыбы: нельма, таймень, ленок. В рыбалке участвовало много мужчин.
К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
Каждое лето в селе Иенгра проводится национальный праздник Новый год, эвенкийский «Икэнипкэ». На этот праздник собираются все эвенки живущие в этих краях. Середина лета – время рассвета всего живого, когда природа начинает излучать жизненную энергию с новой силой. Для эвенка наступает Новый год, который приносит новые силы жить. Этот праздник один из любимых и почитаемых праздников эвенков. Это праздник возрождения древних обрядов, народных традиций. Здесь можно познакомится с фольклором, песенной культурой эвенков, национальными играми: бросанием маута, перетягиванием палки, борьбой хапсагай, прыжками через нарты.
Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН (праздник встречи солнца), который проходит в конце марта. Этот день для всех особенный тем, что люди обращаются с молитвами к божествам. Целый год эвенки готовятся к весенним спортивным состязаниям, чтобы показать себя в традиционных для эвенков видах спорта: гонках на оленьих упряжках и верхом на олене, метании аркана, прыжках через нарты, стрельбе из лука.
«Утывэткун» — день оленеводов. Этот праздник наступает в первое воскресение марта. Обозначает встречу весны. На этом празднике оленеводы соревнуются в гонках между собой. Так же проводятся детские гонки, верхом на олене и на нартах. Поются песни, водятся национальные хороводы.
Название этого народа происходит от слова «кет» — «мужчина». Кетов немногим более 1100 человек. Их поселки находятся в среднем течении Енисея, на реках Курейка и Подкаменная Тунгуска. Кеты охотятся на лося, медведя, соболя, бьют уток, рыбачат. На первый взгляд они почти не отличаются от соседей — эвенков, селькупов, ненцев. Но это только на первый взгляд. Кеты — один из самых загадочных народов на свете. Монголоидные черты сочетаются у них с чертами европеоидными. Уникален язык кетов. Он отличается от языков, на которых говорят в Сибири и на Крайнем Севере. Многие ученые сближают его с языками народов, обитавших в древности на Алтае, в Саянах и даже в Тибете.
Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство.
Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек. Другой распространенный тип жилища — землянка. Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из березы, за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.
Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.
Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.
Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.
В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы). Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.
Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло.
С приходом в Восточную Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.
Хозяйственная деятельность находит свое отражение в народном календаре, который нередко фиксирует ее ранние этапы, свойственные этническим предкам изучаемого народа. К примеру, у современных кетов в названиях месяцев находит отражение занятие рыбной ловлей как в прошлом их основного занятия.
Медвежий праздник (манс. яны пике — «большие пляски», нивх, чхыф леранд — «медвежья игра») — комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда — хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса — на ворон); воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях — и спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в качестве священных.
Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины — через платок). На празднике пели песни о медведе, его жизни в лесу, о том, как его добывали. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком.
Кульминация праздника — представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине артиста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе.
Традиционный кетский праздник «День реки». У кетов бытует поверье, что, как поздороваешься с речкой во время пробуждения от зимней спячки, зависит ее благая воля к людям. Издавна, когда трогался «Елогуй», кеты радовались. Собирался народ стойбища на берегу реки, готовили угощения, обращались к реке со словами благодарности за то, что дает человеку питьё и пищу. Просили о том, чтобы не забирала к себе людей, а давала им здоровье и благополучие. Реке дарились украшения из бисера, старики наставляли детей: «Относись к реке по-доброму, и она будет к тебе добра».
Праздник начался с приветствия небольшой речки Елогуй, которая во все времена остается кормилицей населения поселка.
Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.
Я бросаю в воду сети, рыба ловится сама.
В моей лодке, что ни день, чешуей блестит таймень
И сиги лежат навалом. Выбирай, кому не лень!
На обед богат улов, от восторга нету слов,
Речка Елогуй притихла, не несет крутых валов.
Ах, речкареченька родная, ты должна меня понять.
Где найти мне сеть такую, чтоб удачушку поймать?
Во время приветствия «кормили» Елогуй ухой и хлебом.
Черемуховая Палица. Каждый праздник у кетов, будь то свадьба, удачная охота на медведя или жертвоприношение духам — охранителям семьи, сопровождался выступлениями сказителей. Они рассказывали о животных, о злых потусторонних существах, о героях, защищавших свой народ от врагов. Самым популярным персонажем героических преданий был Бальнэ — Черемуховая Палица. Богатырь получил такое прозвище потому, что его единственным оружием была дубинка, вырезанная из ствола черемухи. Возможно, когда-то черемуха была тотемом, родовым деревом, одного или нескольких кетских племен. Вплоть до наших дней кеты считают силача Бальнэ реальным человеком. Пожилые люди и сегодня покажут на берегу Енисея место, где стоял чум Черемуховой Палицы.
Долганы (тыа-кихи) – это один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. В наши дни долган насчитывается около 7 тыс. человек. Многие долганские семьи проживают в г. Дудинке, поселке городского типа Хатанге. Своё название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало названием для всего народа.
Традиционные занятия долган – кочевое оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство. Также очень развито у них народное художественное творчество: пение, танцы, игра на музыкальном инструменте – варгане. Женщины прекрасно вышивают бисером и шелковыми нитями, мужчины владеют древним искусством резьбы по бивню мамонта.
В наши дни долган насчитывается 7 тыс. человек. Живут они главным образом на Таймыре, а также в Якутии и Эвенкии. Долганский язык очень близок к якутскому. В самостоятельный народ долганы сложились сравнительно недавно, в XVIII— XIX вв., в результате слияния отдельных якутских и эвенкийских родов, а также русского старожильческого населения Таймыра — так называемых затундренных крестьян. Очень развито у них народное художественное творчество: пение, танцы, игра на музыкальном инструменте – варгане. Женщины прекрасно вышивают бисером и шелковыми нитями, мужчины владеют древним искусством резьбы по бивню мамонта.
Сегодня в долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака.
Праздник «Хэйро»,что означает солнце. Этот праздник связан с появлением солнца после долгой полярной ночи, которая длилась полтора месяца. Празднуется праздник «Хейро» в конце января, когда лучи солнца появляются над горизонтом. Этот праздник символизирует у коренных народностей начало новой жизни. Жители, одетые в традиционные национальные костюмы собираются возле костра. Начинают исполнять танец «Хэйро», водят хороводы, бегают и прыгают вокруг костра, выкрикивая «Хэйро». Этот праздник собирает всех жителей, они собираются своими многочисленными семьями. Устраивают соревнования по национальным видам сорта — борьба. Мужчины и женщины участвуют в перетягивании палки, метании топора на дальность, метании хорея (палка для управления оленями). Праздник помогает предавать традиции от старших к младшими.
1 . Ягудина Виктория
3 . Тархова Диана. Чум
4 . Кальченко Руслана. Чум
5 . Петрищев Валера
6 . Дагдевиран Влад. Жители Крайнего Севера — эвенки
7 . Можаев Сергей. Шаман
8 . Елагин Степан. Шаман
9 . Ягудина Виктория и Корбмахер Юлия. Бубен шамана
10 . Национальная одежда народов Севера
11 . Ягудина Виктория и Корбмахер Юлия. Оленеводство
12 . Северный олень
13 . Соколова Светлана
Выбранный для просмотра документ Проект. Традиционные праздники народов Красноярского края.doc
Источник статьи: http://infourok.ru/proekt-tradicionnie-prazdniki-korennih-narodov-krasnoyarskogo-kraya-2329179.html