Праздники иудаизма конспект урока

Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Эта разработка урока к курсу «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе к уроку №23-24.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_orkse.docx 29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя школа №318

с углубленным изучением итальянского языка

По модулю: «Основы мировых религиозных культур»

По теме: Праздники и календари.

Учитель начальных классов:

Тема урока: Праздники и календари.

Праздники иудаизма и праздники христианства.

По программе: « Школа XXI века».

Тип урока: знакомство с новым материалом.

1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира

2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.

4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.

  1. самоопределение
  2. целеполагание
  3. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  4. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
  5. учёт разных мнений
  6. анализ, сравнение, обобщение
  7. извлечение из текстов необходимой информации
  8. выполнение действий по алгоритму
  9. контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  10. самооценка на основе критерия успешности
  11. адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.

Основные термины и понятия : Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Средства наглядности : фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.

1.Организация деятельности учащихся.

2.Проверка домашнего задания.

-На предыдущем уроке мы узнали о различных религиозных обрядах и обычаях. Вспомните их.

-Как возникли те или иные обряды? Приведите примеры в разных религиозных культурах (подношение богам, причащение и другие). Слайд

-Для чего они нужны?

3.Сообщение темы урока.

-Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть праздники и праздничные обряды.

-А почему они выделены как праздничные? (самое важное событие)

-Кто-нибудь может назвать главные праздники христианства или других религий?

-Вот сегодня мы и узнаем о главных обрядовых праздниках христианства и иудеев.

4.Обсуждение темы урока.

  1. Назовем еще раз главные праздники христианства. Слайд

(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)

— Что объединяет их? С чьим именем они связаны?

  1. У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.

Проверим выполнение задания. Слайд

(Рождество – 7января, Крещение – 19 января , Пасха- 15 апреля , Вознесение -24 мая , Троица – на пятидесятый день после Пасхи)

-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)

Существует православный календарь. Слайд

  1. Давайте разберем каждый из этих праздников. Начнем с Рождества.

-Чему посвящен этот праздник?

-Кто знает, как христиане празднуют его?

-Каждый из праздников имеют свои ритуалы. Об этом мы узнаем из учебника.

  1. Работа с учебником с. 63-64. Комментированное чтение.

-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)

-Что такое пост? (словарная работа)

-Почему пост — Великий? (самый большой)

-Найдите предложение, в котором говорится что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).

-Как вы это понимаете?

-Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная седмица)

-Какие особенности Пасхального богослужения?

-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?

  1. Самостоятельное чтение с.64-65.

-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?

-Какой праздник является рождением христианской церкви? (Троица)

-Назовите особенности празднования Троицы.

  1. Итог: Назовите еще раз христианские праздники.

Игра «Узнай праздник» по картинке. Слайд

5.Исследовательская деятельность. Работа в группах.

-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.

Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.

Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.

  1. Название праздника
  2. В чем заключается суть
  3. Как готовятся к празднику
  4. Традиционное угощение
  5. Какие ритуалы, вещи с ним связаны
  6. Как отмечается в Санкт-Петербурге Слайд

-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.

-На какие вопросы мы ответили?

-С чем связаны праздники у христиан?

-С чем связаны праздники у иудеев?

-Что показалось вам самым интересным и важным?

7.Игра «Угадай предмет»

-Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник. Слайд

(кулич, маца, береза, ханукальная лампа, иудейский ларец с благовоньями, крашенные яйца, треугольное печенье, «христовы лапотки», хороводы)

8.Задание на дом:

Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства.

Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Узнайте, какие еще есть праздники.

Литература: 1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс Издательство: Просвещение

2.Этнокалендарь Санкт-Петербург 2010 ЗАО «Фрегат»

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/15/prazdniki-i-kalendari-prazdniki-khristianstva-i-iudaizma

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Тема урока: «Праздники и календари (православие, иудаизм)».

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 258.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга

имени капитана I ранга П. И. Державина

Технологическая карта урока

Тема урока « Праздники и календари (православие, иудаизм)»

Модуль « Основы мировых религиозных культур»

Ерёмченко Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

Технологическая карта урока ОРКиСЭ

«Праздники и календари (православие, иудаизм)»

Основы мировых религиозных культур

УМК «Школа России»: «ОРКиСЭ. Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. «Основы мировых религиозных культур». 4-5 класс

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход, использование игровых технологий

Способствовать формированию у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; показать ценность достижений культуры для человечества.

1. Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира

2. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3. Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.

4. Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.

  • работать с понятиями: «праздник», «традиции», «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Вознесение», «Троица»; «Песах», «Шавуот», «Суккот», «Ханука», «Пурим»
  • находить информацию в процессе подготовки ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
  • умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
  • умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций;
  • умение контролировать результаты своей деятельности
  • умение воспринимать другое мнение и позицию;
  • умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
  • умение осуществлять взаимоконтроль;
  • умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
  • формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий: представление о традициях, уважительное отношение к культуре разных религий (иудаизму, христианству);
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Организация деятельности учащихся

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

— Отгадайте загадку: «Сам дней не знает,
А другим указывает» (календарь)

— Что такое «календарь»?

— Чем различаются календари?

— Для какой цели используем календарь?

— Почему для обозначения дней использованы разные цвета?

— Какие дни отмечены красным цветом?

— Что такое праздник? С какими словами у вас ассоциируется слово «праздник»?

— Какие бывают праздники? (семейные, профессиональные, государственные, религиозные)

Определение понятий «календарь»

Работа со словарём

По иллюстрациям – рассказывают о том, какие бывают календари (государственный и религиозный)

Самоопределение в деятельности

Совместно с учениками определяют тему и задачи урока

— Какой курс мы изучаем?

— О каких праздниках пойдёт речь на уроке?

— Сформулируйте задачи, используя опорные слова.

Настраиваются на учебную деятельность. Определяют тему урока, записывают её на рабочем листе

  • умение определять цели урока,
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время урока

Информация по теме «Праздники христианства»:

— Прочитайте названия праздников.

— Что объединяет их? С чьим именем они связаны?

ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА

-У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.

Правила работы в паре

  • Работать должны оба
  • Один говорит, другой слушает
  • Свое несогласие высказывай вежливо
  • Если не понял, переспроси

Знакомятся с праздниками, заполняют опорную таблицу на рабочем листе

ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА :

слушают учителя; самостоятельно работают с карточками, читают текст ( стр. 64) , осмысливают его

  • умение работать с понятием –праздников: ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
  • умение анализировать и отбирать необходимый материал,
  • умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе

Фронтальная беседа о христианских праздниках: ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА.

Беседа по статье учебника

слушают о традициях празднования праздника, находят сведения о праздниках в учебнике, заполняют таблицу

  • умение работать с понятием — праздник ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
  • умение анализа и обобщения,
  • умение выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Организует фронтальную беседу. Подводит к сопоставлению смысла праздников в христианстве

-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)

-Что такое пост? (словарная работа)

-Почему пост — Великий? (самый большой)

-Найдите предложение, в котором говорится о том, что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).

-Как вы это понимаете?

-Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная седмица)

-Какие особенности Пасхального богослужения?

-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?

  • Самостоятельное чтение с.63-64.

-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?

-Какой праздник является рождением христианской церкви? (Троица)

-Назовите особенности празднования Троицы.

Итог: Назовите еще раз христианские праздники.

заполняют опорную таблицу на рабочем листе

Выполняют задание «Соедини название христианского праздника и событие, которому он посвящён

  • умение работать с понятием — праздник
  • умение обобщать, сравнивать и строить логически аргументированные рассуждения

Учитель предлагает выполнить упражнение. Игра «да» — «нет»

Учитель сообщает 5 высказываний:

  1. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — «сытная кутья» (нет)
  2. Вознесение Господне считается последним весенним праздником. (да)
  3. На Троицу обязательно подавали яичницу как символ солнца. (да)
  4. В воскресенье, в Вознесенье, с утра люди всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. (нет). — О каком празднике идёт речь? (Троица)
  5. Кутья обычно варится из зёрен ячменя. (нет). – К каким праздникам готовят кутью?

Выполняют разгрузочные упражнения

Анализируют содержание высказывания, соотносят с темой урока и определяют его истинность. Выполняют соответствующее задание

умение отбирать необходимую информацию с опорой на полученные знания

Информация по теме «Праздники иудаизма»

Учитель организует работу в группах: предлагает ознакомиться с текстом на стр. 62-63 и заполнить опорные листы

Исследовательская деятельность. Работа в группах.

-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.

Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.

Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.

  • Название праздника
  • В чем заключается суть
  • Как готовятся к празднику
  • Традиционное угощение
  • Какие ритуалы, вещи с ним связаны

-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.

Читают текст, осмысливают его содержание. В парах отбирают необходимый материал для заполнения опорных листов.

  • умение работать с понятием — праздник
  • умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения

Учитель показывает предмет или изображение предмета: с опорой на предмет или изображение нужно назвать праздник, определить к какой религиозной культуре он относится

Игра « Узнай праздник »

Объясняют свой выбор, учатся приводить аргументы на основе полученных знаний

  • умение работать с понятиями,
  • умение анализировать и обобщать,
  • умение аргументировать свой ответ

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности

Учитель подводит итог в форме беседы

— С какими праздниками вы сегодня познакомились?

— Что было новым для вас?

— Что вы уже знали?

— Достигли мы поставленной цели?

Предлагает оценить свою работу на уроке «Дерево успеха»

Учащиеся приходят к выводу о том, что праздники имеют важное значение в жизни людей разных религий.

Оценивают свою работу на уроке, используя листочки (красного, желтого, зелёного цветов)

«Красный» — учебный материал усвоен плохо

«Жёлтый» — знаю учебный материал, но допускаю ошибки

«зелёный» — выполняю задания без ошибок

  • умение соотносить полученный результат с планируемым,
  • умение контролировать результаты своей деятельности.

Урок 23. _______ Праздники и календари __ (христианство, иудаизм) _________

ПРА́ЗДНИК — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н.

2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.

3. Выходкой, нерабочий день.

4. День радости и торжества по поводу чего-н.

5. День игр, развлечений. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)

Как готовятся к празднику

Какие ритуалы, вещи с ним связаны

Рождению Иисуса Христа

Рождественские лакомства. В северо – русских губерниях делали особое печенье «козульки» в виде фигурок животных. Их делали детям или выставляли в оконцах. Одаривали не только славильщиков, сладостями делились с бедняками, больными.

В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (в крещение ). Кутья обычно варится из зерен пшеницы.

Обязательной частью сочельнической трапезы был «взвар», (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке.

Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской» звезды, возвестившей рождение Спасителя.

Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Обязательными были детские подарки под елкой. Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны «визиты» (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). «Визит» длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.

Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству.

Древнее общее название этих празднеств – Богоявление, так как отмечая рождение Христа и его крещение, христиане празднуют пришествие в мир Бога.

Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно – идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.

Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.

На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.

Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.
Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.
За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — «голодная кутья».

За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством – в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.

Затем всей семьей трапезничали – на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины «квадратные» с тем, «чтобы в доме водились деньги».

После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась «отпускать» рождественские праздники – выпускали белого голубя из клетки.

Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.

На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/06/12/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-orkise-modul-osnovy-mirovyh

Читайте также:  Осетинские праздники по месяцам
Оцените статью
Adblock
detector