- Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма. план-конспект урока (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)». методическая разработка по орксэ (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.
план-конспект урока (4 класс) по теме
Эта разработка урока к курсу «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе к уроку №23-24.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
средняя школа №318
с углубленным изучением итальянского языка
По модулю: «Основы мировых религиозных культур»
По теме: Праздники и календари.
Учитель начальных классов:
Тема урока: Праздники и календари.
Праздники иудаизма и праздники христианства.
По программе: « Школа XXI века».
Тип урока: знакомство с новым материалом.
1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира
2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира
3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.
4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.
- самоопределение
- целеполагание
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
- учёт разных мнений
- анализ, сравнение, обобщение
- извлечение из текстов необходимой информации
- выполнение действий по алгоритму
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самооценка на основе критерия успешности
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.
Основные термины и понятия : Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.
Средства наглядности : фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.
1.Организация деятельности учащихся.
2.Проверка домашнего задания.
-На предыдущем уроке мы узнали о различных религиозных обрядах и обычаях. Вспомните их.
-Как возникли те или иные обряды? Приведите примеры в разных религиозных культурах (подношение богам, причащение и другие). Слайд
-Для чего они нужны?
3.Сообщение темы урока.
-Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть праздники и праздничные обряды.
-А почему они выделены как праздничные? (самое важное событие)
-Кто-нибудь может назвать главные праздники христианства или других религий?
-Вот сегодня мы и узнаем о главных обрядовых праздниках христианства и иудеев.
4.Обсуждение темы урока.
- Назовем еще раз главные праздники христианства. Слайд
(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)
— Что объединяет их? С чьим именем они связаны?
- У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.
Проверим выполнение задания. Слайд
(Рождество – 7января, Крещение – 19 января , Пасха- 15 апреля , Вознесение -24 мая , Троица – на пятидесятый день после Пасхи)
-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)
Существует православный календарь. Слайд
- Давайте разберем каждый из этих праздников. Начнем с Рождества.
-Чему посвящен этот праздник?
-Кто знает, как христиане празднуют его?
-Каждый из праздников имеют свои ритуалы. Об этом мы узнаем из учебника.
- Работа с учебником с. 63-64. Комментированное чтение.
-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)
-Что такое пост? (словарная работа)
-Почему пост — Великий? (самый большой)
-Найдите предложение, в котором говорится что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).
-Как вы это понимаете?
-Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная седмица)
-Какие особенности Пасхального богослужения?
-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?
- Самостоятельное чтение с.64-65.
-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?
-Какой праздник является рождением христианской церкви? (Троица)
-Назовите особенности празднования Троицы.
- Итог: Назовите еще раз христианские праздники.
Игра «Узнай праздник» по картинке. Слайд
5.Исследовательская деятельность. Работа в группах.
-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.
Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.
Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.
- Название праздника
- В чем заключается суть
- Как готовятся к празднику
- Традиционное угощение
- Какие ритуалы, вещи с ним связаны
- Как отмечается в Санкт-Петербурге Слайд
-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.
-На какие вопросы мы ответили?
-С чем связаны праздники у христиан?
-С чем связаны праздники у иудеев?
-Что показалось вам самым интересным и важным?
7.Игра «Угадай предмет»
-Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник. Слайд
(кулич, маца, береза, ханукальная лампа, иудейский ларец с благовоньями, крашенные яйца, треугольное печенье, «христовы лапотки», хороводы)
8.Задание на дом:
Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства.
Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Узнайте, какие еще есть праздники.
Литература: 1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс Издательство: Просвещение
2.Этнокалендарь Санкт-Петербург 2010 ЗАО «Фрегат»
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/15/prazdniki-i-kalendari-prazdniki-khristianstva-i-iudaizma
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Тема урока: «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 258.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга
имени капитана I ранга П. И. Державина
Технологическая карта урока
Тема урока « Праздники и календари (православие, иудаизм)»
Модуль « Основы мировых религиозных культур»
Ерёмченко Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока ОРКиСЭ
«Праздники и календари (православие, иудаизм)»
Основы мировых религиозных культур
УМК «Школа России»: «ОРКиСЭ. Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. «Основы мировых религиозных культур». 4-5 класс
Урок открытия нового знания
Технология построения урока
Системно-деятельностный подход, использование игровых технологий
Способствовать формированию у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; показать ценность достижений культуры для человечества.
1. Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира
2. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира
3. Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.
4. Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.
- работать с понятиями: «праздник», «традиции», «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Вознесение», «Троица»; «Песах», «Шавуот», «Суккот», «Ханука», «Пурим»
- находить информацию в процессе подготовки ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
- умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
- умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций;
- умение контролировать результаты своей деятельности
- умение воспринимать другое мнение и позицию;
- умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
- умение осуществлять взаимоконтроль;
- умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
- формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий: представление о традициях, уважительное отношение к культуре разных религий (иудаизму, христианству);
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Организация деятельности учащихся
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
— Отгадайте загадку: «Сам дней не знает,
А другим указывает» (календарь)
— Что такое «календарь»?
— Чем различаются календари?
— Для какой цели используем календарь?
— Почему для обозначения дней использованы разные цвета?
— Какие дни отмечены красным цветом?
— Что такое праздник? С какими словами у вас ассоциируется слово «праздник»?
— Какие бывают праздники? (семейные, профессиональные, государственные, религиозные)
Определение понятий «календарь»
Работа со словарём
По иллюстрациям – рассказывают о том, какие бывают календари (государственный и религиозный)
Самоопределение в деятельности
Совместно с учениками определяют тему и задачи урока
— Какой курс мы изучаем?
— О каких праздниках пойдёт речь на уроке?
— Сформулируйте задачи, используя опорные слова.
Настраиваются на учебную деятельность. Определяют тему урока, записывают её на рабочем листе
- умение определять цели урока,
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время урока
Информация по теме «Праздники христианства»:
— Прочитайте названия праздников.
— Что объединяет их? С чьим именем они связаны?
ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
-У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.
Правила работы в паре
- Работать должны оба
- Один говорит, другой слушает
- Свое несогласие высказывай вежливо
- Если не понял, переспроси
Знакомятся с праздниками, заполняют опорную таблицу на рабочем листе
ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА :
слушают учителя; самостоятельно работают с карточками, читают текст ( стр. 64) , осмысливают его
- умение работать с понятием –праздников: ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
- умение анализировать и отбирать необходимый материал,
- умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе
Фронтальная беседа о христианских праздниках: ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА.
Беседа по статье учебника
слушают о традициях празднования праздника, находят сведения о праздниках в учебнике, заполняют таблицу
- умение работать с понятием — праздник ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
- умение анализа и обобщения,
- умение выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Организует фронтальную беседу. Подводит к сопоставлению смысла праздников в христианстве
-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)
-Что такое пост? (словарная работа)
-Почему пост — Великий? (самый большой)
-Найдите предложение, в котором говорится о том, что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).
-Как вы это понимаете?
-Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная седмица)
-Какие особенности Пасхального богослужения?
-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?
- Самостоятельное чтение с.63-64.
-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?
-Какой праздник является рождением христианской церкви? (Троица)
-Назовите особенности празднования Троицы.
Итог: Назовите еще раз христианские праздники.
заполняют опорную таблицу на рабочем листе
Выполняют задание «Соедини название христианского праздника и событие, которому он посвящён
- умение работать с понятием — праздник
- умение обобщать, сравнивать и строить логически аргументированные рассуждения
Учитель предлагает выполнить упражнение. Игра «да» — «нет»
Учитель сообщает 5 высказываний:
- В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — «сытная кутья» (нет)
- Вознесение Господне считается последним весенним праздником. (да)
- На Троицу обязательно подавали яичницу как символ солнца. (да)
- В воскресенье, в Вознесенье, с утра люди всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. (нет). — О каком празднике идёт речь? (Троица)
- Кутья обычно варится из зёрен ячменя. (нет). – К каким праздникам готовят кутью?
Выполняют разгрузочные упражнения
Анализируют содержание высказывания, соотносят с темой урока и определяют его истинность. Выполняют соответствующее задание
умение отбирать необходимую информацию с опорой на полученные знания
Информация по теме «Праздники иудаизма»
Учитель организует работу в группах: предлагает ознакомиться с текстом на стр. 62-63 и заполнить опорные листы
Исследовательская деятельность. Работа в группах.
-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.
Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.
Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.
- Название праздника
- В чем заключается суть
- Как готовятся к празднику
- Традиционное угощение
- Какие ритуалы, вещи с ним связаны
-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.
Читают текст, осмысливают его содержание. В парах отбирают необходимый материал для заполнения опорных листов.
- умение работать с понятием — праздник
- умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения
Учитель показывает предмет или изображение предмета: с опорой на предмет или изображение нужно назвать праздник, определить к какой религиозной культуре он относится
Игра « Узнай праздник »
Объясняют свой выбор, учатся приводить аргументы на основе полученных знаний
- умение работать с понятиями,
- умение анализировать и обобщать,
- умение аргументировать свой ответ
Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности
Учитель подводит итог в форме беседы
— С какими праздниками вы сегодня познакомились?
— Что было новым для вас?
— Что вы уже знали?
— Достигли мы поставленной цели?
Предлагает оценить свою работу на уроке «Дерево успеха»
Учащиеся приходят к выводу о том, что праздники имеют важное значение в жизни людей разных религий.
Оценивают свою работу на уроке, используя листочки (красного, желтого, зелёного цветов)
«Красный» — учебный материал усвоен плохо
«Жёлтый» — знаю учебный материал, но допускаю ошибки
«зелёный» — выполняю задания без ошибок
- умение соотносить полученный результат с планируемым,
- умение контролировать результаты своей деятельности.
Урок 23. _______ Праздники и календари __ (христианство, иудаизм) _________
ПРА́ЗДНИК — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н.
2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.
3. Выходкой, нерабочий день.
4. День радости и торжества по поводу чего-н.
5. День игр, развлечений. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)
Как готовятся к празднику
Какие ритуалы, вещи с ним связаны
Рождению Иисуса Христа
Рождественские лакомства. В северо – русских губерниях делали особое печенье «козульки» в виде фигурок животных. Их делали детям или выставляли в оконцах. Одаривали не только славильщиков, сладостями делились с бедняками, больными.
В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (в крещение ). Кутья обычно варится из зерен пшеницы.
Обязательной частью сочельнической трапезы был «взвар», (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке.
Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской» звезды, возвестившей рождение Спасителя.
Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Обязательными были детские подарки под елкой. Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны «визиты» (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). «Визит» длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.
Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству.
Древнее общее название этих празднеств – Богоявление, так как отмечая рождение Христа и его крещение, христиане празднуют пришествие в мир Бога.
Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно – идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.
Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.
На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.
Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.
Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.
За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — «голодная кутья».
За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством – в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.
Затем всей семьей трапезничали – на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины «квадратные» с тем, «чтобы в доме водились деньги».
После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась «отпускать» рождественские праздники – выпускали белого голубя из клетки.
Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.
На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/06/12/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-orkise-modul-osnovy-mirovyh