Праздники малых народов хабаровского края

Традиции нанайцев – подарки Амуру и младенцы в черёмухе

Многие традиции народов Дальнего Востока кажутся нам необыкновенно загадочными и экзотическими. Однако у нанайцев они приобретают особенный колорит, ведь в немалой степени на нанайскую культуру оказали влияние и русские. Нанайцы сформировались как народ под воздействием тунгусских, тюркских и прочих культур древнего амурского населения.

Несмотря на то, что многие нанайцы приняли православие ещё в XIX веке, и сегодня в их ритуалах и праздниках легко можно заметить много черт шаманства и язычества. Давайте ближе познакомимся с их обрядами. Почему именно собака занимает особое место в верованиях нанайцев? Для чего новорождённых укладывают в колыбель, полную древесных стружек? Какую народную мудрость можно почерпнуть из нанайских пословиц?

Традиционные занятия

Несмотря на то, что многие соседние народы были кочевниками, нанайцы издавна жили оседло. Интересно, что немало их поселений имеет возраст в несколько сотен лет. Главным занятием предков современных нанайцев были ремёсла. Как и прежде, нанайский народ нашего времени славится своими кузнецами, рыбаками, охотниками.

Основными материалами для изготовления одежды у нанайцев служили рыбья кожа и шкуры таёжных животных. Нередко уже по одному только наряду человека можно было сказать о роде его деятельности. Так, например, охотников отличали маленькие меховые шапочки-капоры, а вот рыбаки носили широкие передники из рыбьей кожи.

Видео-версия о традициях нанайцев:

Собака – не просто друг человека

Древнейшими религиями у нанайцев стали анимизм и шаманизм. Интересно, что даже сегодня многие их элементы присутствуют в обрядах и поверьях. Известная всем поговорка «Собака – друг человека» у этого народа приобретает особый смысл.

Познакомившись с некоторыми древними нанайскими легендами, я заметила, что собака – один из главных их персонажей. Что интересно, она выступает не только сторожем или помощником, но и создателем мира. Например, Железная Собака представляет собой своеобразное женское божество, что стало прародителем многих народов, в том числе и нанайцев.

Нередко и у шаманов были «особенные» собаки, что выполняли роль искателя и охранника потерянных душ. Кстати, у многих амурских племён есть подобная «собачья» культура, где четвероногий друг показан главным соратником человека. Нанайцы же отметили чуткость собак, способность их видеть и чувствовать то, что часто неподвластно человеку. И не забывайте, что нанайцы – народ охотников. А какой же охотник откажется от помощи верного пса?

Малыш в стружках

Старинные обряды и сегодня находят отражение в жизни нанайцев. Пожалуй, самое главное событие в жизни человека – рождение, что сопровождается особенными ритуалами. Появление ребёнка было большим праздником не только для семьи, где произошло пополнение, но и для всего поселения.

Если же на свет появлялись близнецы, радости не было предела. Нанайцы верили, что таких малышей посылают могущественные духи тайги и воды, что будут покровительствовать новорожденным. После рождения ребёнка его клали в колыбель, наполненную стружками черёмухи. По мнению нанайцев, это дерево священно, а потому защитит от злых духов малыша.

От себя замечу, что исследователи доказали уникальность свойств черёмухового дерева. Сок мелких стружек имеет антибактериальное действие. Выходит, древние нанайцы были абсолютно правы, ведь черёмуха и правда оберегала дитя от недугов.
Рядом с домом, где произошло пополнение, нанайцы разжигают костёр из багульника. Этот народ верит, что ароматный дым этой травы отпугнёт недобрых духов от жилища.

Традиции нанайцев, связанные с Амуром

Не менее важным в жизни нанайцев были и сезонные праздники, посвящённые окончанию заготовки дров или удачному рыбному лову. Осенью, когда на реке Амур начинается путина, нанайцы стараются задобрить духов священной реки.

Амур они называют Муэ Эднурни. Этот праздник получил имя «День Хозяина Амура». Жители нанайских поселений спешат к реке, чтобы поблагодарить за рыбу, что Амур преподнесёт им в этом сезоне.

Интересным обычаем в День Амура стало изготовление миниатюрных корабликов. Такое «судно» может приобрести или сделать любой желающий, после чего к кораблику следует прикрепить записку со своим желанием и кусочком еды для духов Амура.

Мудрость предков

Меня искренне восхищает отношение нанайцев к своей культуре. Несмотря на свою малочисленность, этот народ стремится передавать рассказы, легенды, местный фольклор будущим поколениям. В воспитании детей особенное внимание уделяется рассмотрению общественных норм и законов, по которым должен жить человек.
Вот только не стоит представлять себе скучные нравоучения или нотации. Нет, нанайцы, как и русские, – обладатели уникальной сокровищницы народной мудрости, содержащей массу пословиц и поговорок. Они учат добру, взаимопониманию, скромности и уважению к старшим людям. Приведу в пример некоторые из них:

  • «Хвала и честь тем, кто помогает старшим».
  • «Поклоны и уважение к старшим оборачиваются тебе счастьем и удачей в жизни».
  • «По чужой лыжне не ходи».
  • «На зов о помощи иди, чего бы тебе это не стоило, особенно в тайге или на Амуре».

Нанайская шаманка

Нанайцы – народ, что сохранил свои традиции и даже старинные занятия, несмотря на смену веков и ритма жизни. Один этот факт вызывает невольное уважение к жителям тайги. На сегодня нанайцев насчитывается всего около 16 000 человек, однако они смело доказывают правильность утверждения, что многое в жизни познаётся совсем не в количестве, а в качестве.

Источник статьи: http://musaget.ru/traditsii-nanaytsev-podarki-amuru-i-mladentsy-v-cheryomuhe/

НАНАЙСКИЙ ОБРЯДОВЫЙ ПРАЗДНИК «ДАСИ»!

Еще с древних времен в нанайских стойбищах проводились праздники, где провожали, уходящую зиму и встречали весну.

14 марта 2020 г. в с. Ачан Амурского района Хабаровского края прошел обрядовый праздник «Даси» (Встреча весны). Отметим, что обрядовый праздник проходит уже 9 раз – организаторами являются администрация сельского поселения «Село Ачан», национальный культурный центр «Силэмсэ».

На заседании Совета общественной организации малочисленных народов Севера Амурского района было принято Решение в рамках проведения обрядового «Даси», провести районный «Праздник охотника» (Вайчамди аняни». В подготовке праздника были задействованы администрация с. Ачан, депутаты поселения, МКУК НКЦ «Силэмсэ», МБОУ СОШ, родовые общины коренных малочисленных народов Севера «Анда», «Ачан», «Болонь», «Сия», «Ходжер», общественность коренных народов Севера.

13 марта родовыми общинами с. Ачан на берегу были установлены конструкции для стендов, баннеров, выставки декоративно – прикладного искусства.

С самого раннего утра 14 марта с. Ачан — напоминал «улей», где на протоку Сия завозились переносные станции для подачи электроэнергии, столы, скамейки, а так же для проведения охотничьих состязаний: нарты, маты, стенды для стрельбы из пневматического ружья, стрельбы из лука, метания копья.

В 13.00 ч. со стороны залива речки «Бира» — 16 снегоходов «Буран», «Тайга» начали движение с участниками охотничьих состязаний.

Как всегда праздник начался с обряда кормления огня, где старейшины с. Ачан просили Духа огня «Подя» — здоровья, удачи, а затем присоединились все присутствующие.

С приветственными словами к участникам выступили: глава с. Ачан – Андрей Ходжер, председатель Собрания депутатов Амурского муниципального района — Светлана Аксенова, заместитель главы администрации района — Людмила Бессмерных, заместитель управляющего директора Амурского ГМК — Павел Арсланов, председатель общественной организации малочисленных народов Севера Амурского района – Полина Ходжер.

Главный судья «Вайчамди аняни» — Анжела Бельды, заместитель директора МБОУ ООШ с. Джуен объявила состав участников состязаний и условия прохождения этапов соревнований.

Всего участников — 13 человек, возраст от 17 до 58 лет. Этапы соревнования: бег по пересеченной местности с копьем, метание копья по мишеням, бег на лыжах, прыжки через нарты, стрельба из лука по мишеням, из пневматического ружья по мишеням, угадывание следов зверей, перенос тяжести на лыжах, ползком за дичью (участники должны проползти через препятствие).

Из всех участников 5 уже имели опыт участия прохождения трассы и это им очень помогло преодолеть тяжелые испытания. 1 место занял – Евгений Афанаскин — с. Джуен (20 лет), 2 место – Владислав Карасев (21 год) – с. Омми, 3 место – Сергей Ваюшин (20 лет), с. Ачан, 4 место занял – Александр Киле, с. Ачан (45 лет).

Специальный приз, учрежденный Родовыми общинами с. Ачан был награжден Павел Ходжер (отец 3 детей), которому вручили телефон Honor S 20.

Всего из 13 участников представляли свои села: — Артем Заксор, Игорь Киле, Владимир Тумали – с. Омми; Андрей Дмитриев, Павел Бельды – с. Джуен, Павел Ходжер, Николай Киле, Владимир Баранов, Александр Ходжер – с. Ачан.

Все участники были награждены ценными призами и подарками: телевизоры, охотничьи костюмы, спальные мешками, охотничьи атрибуты, а так же часами и кружками с эмблемой праздника «Вайчамди аняни».

На всех этапах прохождения были задействованы волонтеры из учителей МБОУ СОШ с. Ачан, а директор школы И.К. Ходжер была в составе жюри конкурса национальных блюд.

Дегустацию блюд северной кухни оценивало жюри: деликатесы из дикого мясо, копченой, замороженной, вяленной и слабосоленой рыбы, пироги с брусникой и клюквой, жареная рыба, холодец из рыбьих пузырей, традиционные блюда как бода, суп из полыни и много другое так же и эстетичность оформления стола, ассортимент, вкус, цвет, запах, а также оригинальность блюд.

Самым востребованным 14 марта было горячая уха из дикого мясо, приготовленная Оксаной Ходжер, горячий чай из таежной ягоды и лекарственных трав был приготовлен главой с. Ачан – Андреем Ходжер.

На празднике никто не остался без внимания – для ребятишек из с. Ачан, Джуен, Верхний Нерген, п. Эльбан, г. Амурска была отдельная программа: перетягивание каната, палки, прыжки, бег в мешках – все были награждены сладкими призами.

Как всегда сотрудники НКЦ «Силэмсэ» во главе с художественным руководителем Ниной Павловной Гейкер — были самыми активными и были на самых ответственных участках проведения обрядового праздника «Даси», праздника Охотника «Вайчамди аняни», которые объединяют всех жителей Амурского муниципального района, ведь главная цель этих мероприятий: привлечение внимания к виду традиционному виду хозяйственной деятельности – охоте, сохранение и развитие традиций, культуре, родному языку!

Организаторы, участники традиционного обрядового праздника «Встреча Весны» (Даси), праздника Охотника (Вайчамди яняни) выражают благодарность за поддержку и сотрудничество компанию «Полиметалл».

Источник статьи: http://akmns-khab.ru/2020/03/15/%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B4%D0%B0%D1%81%D0%B8/

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено 2 дня назад

Сохранение самобытной культуры

Сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае

В крае ежегодно проводятся мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию самобытной культуры коренных малочисленных народов, включая родные языки.

Среди наиболее ярких культурных мероприятий 2016 года можно выделить:

— выставку эвенкийской мастерицы Л.Ф. Умрихиной, проведенную совместно с Хабаровским краевым музеем имени Н.И. Гродекова (г. Хабаровск), и выставку представителя древнего нанайского села Кондон Д.М. Самара «Земля амурского дракона» (г. Комсомольск-на-Амуре);

— краевой фестиваль музыки и песни народов, проживающих в Хабаровском крае «Карагод», в котором принимали участие коренные малочисленные народы из г. Хабаровска и 6 муниципальных районов края (Хабаровского, Амурского, Ульчского, Солнечного, Нанайского, им. Лазо);

— межрегиональный фестиваль национальных культур Дальнего Востока «Лики наследия». Мероприятие проведено в г. Хабаровске и с. Сикачи-Алян, в котором участвовало 38 творческих коллективов и солистов, а также 25 мастеров декоративно-прикладного искусства;

— «День национальной культуры» в рамках проекта «Создание мобильного центра традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края «ТЭЛУНГУ» («Легенда»). В рамках проекта проведены дни национальной культуры в Вяземском, им. Лазо и Хабаровском муниципальных районах (охвачено более 8 тыс. человек);

— краевой этнокультурный фестиваль «Наследие Мангбо», приуроченный к Международному дню коренных народов мира, реализация проекта осуществлена общественной организацией коренных народов Севера и Приамурья г. Комсомольск-на-Амуре за счет гранта, предоставленного министерством природных ресурсов края на реализацию проектов по защите традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранению и развитию самобытной культуры коренных малочисленных народов;

— краевой конкурс на лучшего мастера декоративно-прикладного искусства «Ремесла Земли Дерсу», приуроченный к Международному дню коренных народов мира (далее – конкурс). Конкурс прошел на площадке Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова. В конкурсе участвовало 26 мастеров декоративно-прикладного искусства из 13 муниципальных образований края и впервые — 12 детей в номинации «традиционное мастерство в творчестве детей». Для участия в конкурсе мастера представили на рассмотрение конкурсной комиссии более 120 изделий декоративно-прикладного искусства;

— фестиваль «Праздник лета — древний свет» приуроченный к Международному дню коренных народов мира, реализация проекта осуществлена региональной общественной организацией «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» за счет гранта, предоставленного министерством природных ресурсов края на реализацию проектов по защите традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранению и развитию самобытной культуры коренных малочисленных народов.Самобытность культуры коренных малочисленных народов показали жители Хабаровского, Нанайского, Ульчского, Амурского, Аяно-Майского, а также КНР;

— участие экспозиция коренных малочисленных народов края «Ремесла Земли Дерсу» в Приамурской межрегиональной торгово-промышленной ярмарке, на которой была представлена 150 изделиями, выполненными из дерева, ткани, рыбьей кожи, меха и бересты. Изделия мастеров декоративно-прикладного искусства Бельды В.В., Киле А.В., Надеиной Д.И. были удостоены золотой медали Хабаровской международной ярмарки;

— районные фестивали национальной культуры «Ачамбори» (Нанайский муниципальный район), «Бакалдын» (Верхнебуреинский муниципальный район) и день национальной культуры «Буэ Аняпу» (г. Комсомольск-на-Амуре).

Кроме того, в 2016 году Хабаровским краевым музеем им. Н.И. Гродекова и Дальневосточным художественным музеем организовано 549 выездных и стационарных лекций и занятий для детей и подростков, посвященных межнациональным отношениям и духовной культуре народов России.

В целях развития в крае этнотуризма в с. Джари Нанайского муниципального района проведён круглый стол по вопросу «Развитие этнотуризма в Хабаровском крае», разработаны новые туристские программы этнографической направленности: экскурсия в посёлок Шахтинский (Верхнебуреинский муниципальный район края) и этнотур «Нивхская земля» (Николаевский муниципальный район края); аккредитовано 12 туристских маршрута с этнографической составляющей (электронная версия каталога маршрутов по Хабаровскому краю размещены на официальном туристском портале края: www.travel.khv.ru).

В крае принимаются меры для сохранения родных языков коренных малочисленных народов.

Для повышения у детей интереса к изучению родного языка и культуры в 2016 году проведена краевая олимпиада школьников по родным языкам и национальной культуре коренных малочисленных народов (периодичность проведения мероприятия – 1 раз в два года) (далее – Олимпиада). В Олимпиаде приняли участие 26 обучающихся 6–11 классов из 12 общеобразовательных организаций 8 муниципальных районов. Олимпиада проводилась по родным (нанайскому, эвенкийскому, эвенскому, удэгейскому) языкам по трем возрастным группам: 6–7 класс, 8–9 класс, 10–11 класс. По сравнению с предыдущей Олимпиадой число участников увеличилось на 10 человек.

В общеобразовательных организациях прошел смотр кабинетов родных языков (далее – Смотр), в котором приняло участие 9 общеобразовательных организаций из 7 муниципальных районов.

Для учителей родного языка организованы курсы повышения квалификации, в которых приняли участие 37 слушателей из 9 районных муниципальных образований края; семинары для 21 участника краевых инновационных комплексов: «Формирование языковой среды коренных малочисленных народов Хабаровского края, способствующей становлению этнической и социальной идентичности личности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта» и «Модель этнокультурного развития субъектов образовательной деятельности в условиях полиэтнического региона».

В 2016 году изданы учебные пособия 6 наименований общим тиражом 1340 экз. на сумму 2127,8 тыс. рублей.

Ежегодно проводятся профильные смены по оздоровлению и отдыху детей коренных малочисленных народов.

В целом на реализацию мероприятий по сохранению родных языков коренных малочисленных народов в 2016 году направлено 6,2 млн. рублей.

Общинам и общественным организациям коренных малочисленных народов предоставляются грантов в форме субсидии краевого бюджета на реализацию проектов по защите традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранению и развитию самобытной культуры коренных малочисленных народов.

В соответствии с действующим порядком гранты предоставляются по следующим направлениям:

— сохранение и развитие традиционных художественных промыслов и народных ремесел коренных малочисленных народов (включая декоративно-прикладное искусство), культуры, языков, традиций и обычаев коренных малочисленных народов;

— сохранение и развитие национальных видов спорта;

— реформирование всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения коренных малочисленных народов с учетом традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, культуры, языков, традиций и обычаев коренных малочисленных народов;

— организация в крае информационно-просветительской работы, направленной на: производство и распространение информационно-публицистических материалов о коренных малочисленных народах; изготовление и распространение информации на родных языках коренных малочисленных народов; создание средств массовой информации коренных малочисленных народов и иных печатных и электронных ресурсов по информированию граждан, относящихся к коренным малочисленным народам; пропаганду здорового образа жизни коренных малочисленных народов; улучшение морально-психологического состояния коренных малочисленных народов; повышение культурно-образовательного уровня коренных малочисленных народов;

— предпечатная подготовка и организация издания (выпуска) произведений национальных авторов (национальных исполнителей) и о коренных малочисленных народах, информационно-справочной литературы о коренных малочисленных народах.

В 2016 году организатором конкурса – министерством природных ресурсов края проведено — 4 конкурса на предоставление грантов.

Получателями грантов стали:

— региональная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» (г. Хабаровск, проект «Встань на крыло», срок исполнения 2016 год);

— ТСО МН «Удэ» (муниципальный район им. Лазо, проект «Мир хозяина воды Лунгиэ», срок исполнения 2016 год);

— РО КМН «Эльга» (Тугуро-Чумиканский муниципальный район, проект «Аяври», срок исполнения 2017 год);

— РО КМНС и ДВ РФ «Осикта» (муниципальный район им. Полины Осипенко, проект «Наследники традиций», срок исполнения 2017 год).

Общая сумма грантов, предоставленных на финансовую поддержку 4 проектов (с учетом возврата неиспользованных остатков средств), составила 5177,6 тыс. рублей.

Также в 2016 году реализацию проектов завершили общественные организации коренных малочисленных народов из Амурского муниципального района (проект «Наследники традиций») и г. Комсомольск-на-Амуре («Наследие Мангбо»), на которые выделены гранты в конце 2015 года на общую сумму 2400 тыс. рублей.

Источник статьи: http://mpr.khabkrai.ru/Deyatelnost/Korennye-malochislennye-narody-Severa/31?media=print

Читайте также:  Католический религиозный праздник все святые
Оцените статью
Adblock
detector