Праздники мам лексическая тема

Рекомендации родителям по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии»

Домашние задания по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии» способствуют постепенному количественному и качественному росту словаря ребенка, а также нормализации грамматического строя речи. Упражнения и дидактические игры ориентируют родителей в объеме информации, которую должен усвоить их ребенок в процессе логопедических занятий.

Лексическая тема «Праздник мам, Женские профессии»

1. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)?

Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии.

2. Подбор прилагательных:

Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д.
Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д.
Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.

3. Подбор слов – действий:

Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д.
Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д.
Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.

4. Согласование существительных с числительными:

Одна мама, две мамы, пять мам.
Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две сестры, пять сестер.
Одна учительница, две учительницы, пять учительниц.
Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.

5. Словообразование (приставочные глаголы):

Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.

Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает.
Шьет – пришьет, вышьет, зашьет.
Лечит- полечит, залечит, вылечит.
Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д.

6. Закончи предложение (склонение существительного):

У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей…

7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану:

Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?

8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану:

  • Как зовут (ИО)?
  • Кто старше, кто младше?
  • Кто ты маме, а кто бабушке?
  • Внешность, профессия.
  • Кто что делает по дому?
  • Как ты помогаешь?

9. Прочитайте и разберите стихотворение:

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой, а совсем не сыночек.
— Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тети!
— Тетю твою я в люльке качала…
— Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
— Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься…Хитрое дело…
-Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким

10. Выучите стихотворение:

Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть, конфет?»- Нет!
Аленький цветочек-огонек!

Королева Елена Валерьевна,
учитель-логопед,
детский сад №1655 комбинированного вида
с логопедическими группами, г. Москва

Читайте также:  Праздники обряды народного мира

Источник статьи: http://logoportal.ru/leksicheskaya-tema-prazdnik-mam-zhenskie-professii.html

Картотека игр и упражнений по лексической теме «Мамин праздник»
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме «Мамин праздник»

Скачать:

Вложение Размер
Картотека игр и упражнений по теме «Мамин праздник» 22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внучка,брат, сестра, племянник, дядя, тётя.

заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.

родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.

Мама в дом войдёт и ахнет: (Шагают пальцами обеих рук по столу.)

—Чем у нас в квартире пахнет? (Пожимают плечами.)

—Много чем, — (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Раз — горелыми блинами, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт.)

Два — разбитыми духами,

Три — штанами в рыбьем жире.

Пахнет стиркой и уборкой.

А ещё — хорошей поркой!

Координация речи с движением

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз — и готово!

(Если мама готовит обед!)

Но бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами,

(Не пойму, в чём секрет!) —

Очень трудно готовить обед!

(Левая рука перед собой «держит кастрюлю», правая

рука, сжатая в кулак, «помешивает суп».)

(Делают чёткие шаркающие движения ладонями перед

(Разводят руки в стороны.)

(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)

(Прижимают ладони к груди.)

(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)

(Проводят тыльной стороной ладони по лбу)

Игра «Кем работает мама ?»

Цели: формировать грамматический строй речи.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

Моя мама учит детей, она . (учительница).

Моя мама шьёт одежду, она . (швея, портниха).

Моя мама готовит еду, она . (повариха).

Моя мама занимается спортом, она . (спортсменка).

Моя мама делает массаж, она . (массажистка).

Моя мама продаёт одежду, она . (продавщица).

Моя мама поёт, она. (певица).

Моя мама пишет картины, она. (художница).

Моя мама пишет книги, она. (писательница).

Игра «Назови ласково»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими и мужскими именами.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно ласково назвать человека с тем или иным именем.

Затем дети называют друг друга ласково, передавая по кругу мяч.

Игра «Подарки для мамы»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова с заданным звуком, развивать творческое воображение,

совершенствовать мелкую моторику.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать подарки для мам, названия подарков содержат звук [ц]

(воспитатель может предложить любой другой звук).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Мне мама приносит

Но маму люблю я

Совсем не за это .

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

Я с бабушкой своею

Она во всех занятиях

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Летают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Умнее нет на свете И

ВЕСЁЛОЕ СДЕЛАЛОСЬ ГРУСТНЫМ

Яблоко стало невкусным.

Весёлое сделалось грустным.

Сахар — не сладкий.

Соль — не солёная.

Дождик — не мокрый.

Трава — не зелёная.

Гром на кого-то с неба ворчит.

Мама не хочет со мной разговаривать.

Тексты для пересказа

Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 Марта.

Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки — две хорошенькие чашечки — и побежала смотреть, не проснулась ли

бабушка. Бабушка уже проснулась; она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол

чистую скатерть. И поставила свои чашечки. В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то

говорила по телефону.

— Тише, тише. — говорила Таня. — Не разбудите маму. У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все

тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.

Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?

Что пекла бабушка к празднику?

Как помогала бабушке Таня?

Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?

Самое лучшее слово на свете — «мама». Самая хорошая на свете мама — моя.

Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня. Поэтому она не отпускает меня далеко,

а когда мы идём в детский сад, держит за руку.

Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Всё вокруг зелёное, и цветов много. Детей тоже много.

Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные — из песка.

Мама смотрит на меня и смеётся. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.

Какое самое лучшее слово на свете?

Чья мама лучше всех?

Почему мама не пошла на работу?

Что делали мамы и дети в парке?

Кто? Мамочка! Мамочка!

Кто пришёл ко мне с утра?
Мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора»?
Мамочка.
Кашу кто успел сварить?
Мамочка.
Чаю — в пиалу налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто ребячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лучше всех?
Мамочка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаются игры и упражнения для детей с использованием шарика — массажера и эластичных колец Су — Джок по лексическим темам.

Картотека пригодится при составлении занятий по развитию речи. Автор неизвестен.

В настоящей методической разработке представлены оформленные в виде картотеки игры на активизацию пассивного словарного запаса, на формирование обобщающих понятий, структуры значения слов, семантическ.

Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по лексической теме «Осень».

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/23/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-po-leksicheskoy-teme-mamin-prazdnik

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Семья.День матери».
методическая разработка по логопедии

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Семья.День матери».

Скачать:

Вложение Размер
semya._den_materi.docx 19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Семья. День матери.»

Существительные: семья, мама, папа, брат, сестра, внучка, внук, тётя, дядя, племянник,

племянница, золовка, зять, невестка, ребёнок, родители, родственники, забота, младенец, домочадец.

Глаголы: жить, расти, заботиться, любить, помогать, уважать, готовить, стараться, перенимать, учиться, слушать, дарить, праздновать.

Прилагательные: большая, маленькая, дружная, любимая, заботливая, старший, младший, старенький, несмышлёный, мудрый, добрый, ласковая, добродушная, строгая, справедливая, внимательная, средняя, умная.

Наречия: великолепно, чисто, ласково, старательно, справедливо.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Семья — семьи — много семей.

Дедушка — дедушки — много дедушек.

Сын — сыновья — много сыновей.

Дочь — дочки — много дочек.

Сестра — сестры — много сестёр.

Брат — братья — много братьев.

Внук — внуки — много внуков.

Родственник — родственники — много родственников.

• Ответь на вопросы

1. Кем приходится девочка маме и папе? (Дочкой.)

2. Кем приходится мальчик маме и папе? (Сыном.)

3. Кем приходится девочка бабушке, дедушке? (Внучкой.)

4. Кем приходится мальчик бабушке, дедушке ? (Внуком.)

5. Кем приходится девочка мальчику? (Сестрой.)

6. Кем приходится мальчик девочке? (Братом.)

7. Если в семье живут девочки и мальчики, кем они друг другу приходятся?

(Сёстрами или братьями.)

• Образуй признаки от предметов

Мама ( значит, ты чей?) — мамин. Дедушка — . ( дедушкин).

Папа— . (папин). Дядя — . (дядин).

Бабушка — . ( бабушкин). Тетя — . (тётин).

Поочередно используйте слова: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

Например. У каждого ребёнка есть своя . (мама). Каждый человек любит свою

. (маму). Я стараюсь приносить подарки и радостные вести . (маме). Я горжусь

своей . (мамой). В разлуке я быстро скучаю по своей . (маме).

• Сосчитай до десяти

Один любимый брат, два любимых брата, три любимых брата, четыре любимых

брата. десять любимых братьев.

Аналогично со словосочетаниями: мудрый дедушка, трудолюбивая бабушка,

6. Кем приходится мальчик девочке? (Братом.)

7. Если в семье живут девочки и мальчики, кем они друг другу приходятся?

(Сёстрами или братьями.)

• Образуй признаки от предметов

Мама ( значит, ты чей?) — мамин. Дедушка — . ( дедушкин).

Папа— . (папин). Дядя — . (дядин).

Бабушка — . ( бабушкин). Тетя — . (тётин).

Поочередно используйте слова: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

Например. У каждого ребёнка есть своя . (мама). Каждый человек любит свою

. (маму). Я стараюсь приносить подарки и радостные вести . (маме). Я горжусь

своей . (мамой). В разлуке я быстро скучаю по своей . (маме).

• Сосчитай до десяти

Один любимый брат, два любимых брата, три любимых брата, четыре любимых

брата. десять любимых братьев.

Аналогично со словосочетаниями: мудрый дедушка, трудолюбивая бабушка,

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

• Кто кому кем приходится?

Медленно прочитайте стихотворение и научите детей разбираться в родственных

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— И мой папа большой, а совсем не сыночек.

— Сыночек — брат моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тёти!

— И тётю твою я в люльке качала.

— Бабушка, стой, объясни сначала,

Кто мне Наташ а и два её братца?

— Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой, ох, была и шустра!

А ты доводишься. Хитрое дело.

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Всё молоко из кастрюли сбежало.

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.)

Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше:

папа или дедушка? Как зовут членов твоей семьи? С кем ты живешь сейчас? Сколько

человек в твоей семье? Чем занимаются члены твоей семьи? Как вы проводите

выходные дни? Почему ты любишь своих родителей?

• Послушай стихотворения и выучи понравившееся

Я люблю свою бабусю.

Я работы не боюся.

Все дивятся: «Ай да внучка!

Молодец, не белоручка!»

Дедушка за руку вёл малыша.

Шли они весело, шли не спеша.

Только уже с половины пути

Внук заявил, что не может идти,

Что заболели ноги и живот, —

Пусть его дед на спине понесёт.

• Расскажи о своей семье по плану

1. Сколько человек в вашей семье?

2. Назови их имя, отчество?

3. Чем они занимаются?

4. Сколько им лет?

5. Ваше любимое занятие в выходные дни?

6. Какая у тебя семья?

• Послушай стихотворения и выучи понравившееся

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/11/14/tetrad-vzaimosvyazi-logopeda-s-vospitatelem-leksicheskaya-tema

Оцените статью
Adblock
detector