- Рекомендации родителям по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии»
- Лексическая тема «Праздник мам, Женские профессии»
- Картотека игр и упражнений по лексической теме «Мамин праздник» картотека по логопедии (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Семья.День матери». методическая разработка по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии»
Домашние задания по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии» способствуют постепенному количественному и качественному росту словаря ребенка, а также нормализации грамматического строя речи. Упражнения и дидактические игры ориентируют родителей в объеме информации, которую должен усвоить их ребенок в процессе логопедических занятий.
Лексическая тема «Праздник мам, Женские профессии»
1. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)?
Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии.
2. Подбор прилагательных:
Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д.
Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д.
Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.
3. Подбор слов – действий:
Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д.
Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д.
Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.
4. Согласование существительных с числительными:
Одна мама, две мамы, пять мам.
Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две сестры, пять сестер.
Одна учительница, две учительницы, пять учительниц.
Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.
5. Словообразование (приставочные глаголы):
Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.
Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает.
Шьет – пришьет, вышьет, зашьет.
Лечит- полечит, залечит, вылечит.
Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д.
6. Закончи предложение (склонение существительного):
У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей…
7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану:
Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?
8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану:
- Как зовут (ИО)?
- Кто старше, кто младше?
- Кто ты маме, а кто бабушке?
- Внешность, профессия.
- Кто что делает по дому?
- Как ты помогаешь?
9. Прочитайте и разберите стихотворение:
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой, а совсем не сыночек.
— Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тети!
— Тетю твою я в люльке качала…
— Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
— Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься…Хитрое дело…
-Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким
10. Выучите стихотворение:
Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть, конфет?»- Нет!
Аленький цветочек-огонек!
Королева Елена Валерьевна,
учитель-логопед,
детский сад №1655 комбинированного вида
с логопедическими группами, г. Москва
Источник статьи: http://logoportal.ru/leksicheskaya-tema-prazdnik-mam-zhenskie-professii.html
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Мамин праздник»
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме «Мамин праздник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр и упражнений по теме «Мамин праздник» | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внучка,брат, сестра, племянник, дядя, тётя.
заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.
родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.
Мама в дом войдёт и ахнет: (Шагают пальцами обеих рук по столу.)
—Чем у нас в квартире пахнет? (Пожимают плечами.)
—Много чем, — (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Раз — горелыми блинами, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт.)
Два — разбитыми духами,
Три — штанами в рыбьем жире.
Пахнет стиркой и уборкой.
А ещё — хорошей поркой!
Координация речи с движением
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз — и готово!
(Если мама готовит обед!)
Но бывает, что некогда маме
И обед себе варим мы сами,
(Не пойму, в чём секрет!) —
Очень трудно готовить обед!
(Левая рука перед собой «держит кастрюлю», правая
рука, сжатая в кулак, «помешивает суп».)
(Делают чёткие шаркающие движения ладонями перед
(Разводят руки в стороны.)
(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)
(Прижимают ладони к груди.)
(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)
(Проводят тыльной стороной ладони по лбу)
Игра «Кем работает мама ?»
Цели: формировать грамматический строй речи.
Воспитатель предлагает детям закончить предложения.
Моя мама учит детей, она . (учительница).
Моя мама шьёт одежду, она . (швея, портниха).
Моя мама готовит еду, она . (повариха).
Моя мама занимается спортом, она . (спортсменка).
Моя мама делает массаж, она . (массажистка).
Моя мама продаёт одежду, она . (продавщица).
Моя мама поёт, она. (певица).
Моя мама пишет картины, она. (художница).
Моя мама пишет книги, она. (писательница).
Игра «Назови ласково»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими и мужскими именами.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно ласково назвать человека с тем или иным именем.
Затем дети называют друг друга ласково, передавая по кругу мяч.
Игра «Подарки для мамы»
Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова с заданным звуком, развивать творческое воображение,
совершенствовать мелкую моторику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать подарки для мам, названия подарков содержат звук [ц]
(воспитатель может предложить любой другой звук).
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Мне мама приносит
Но маму люблю я
Совсем не за это .
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
Я с бабушкой своею
Она во всех занятиях
Я с ней не знаю скуки,
И всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Летают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
Ко сну ночник засветят
И тут замолкнут вдруг.
Умнее нет на свете И
ВЕСЁЛОЕ СДЕЛАЛОСЬ ГРУСТНЫМ
Яблоко стало невкусным.
Весёлое сделалось грустным.
Сахар — не сладкий.
Соль — не солёная.
Дождик — не мокрый.
Трава — не зелёная.
Гром на кого-то с неба ворчит.
Мама не хочет со мной разговаривать.
Тексты для пересказа
Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 Марта.
Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки — две хорошенькие чашечки — и побежала смотреть, не проснулась ли
бабушка. Бабушка уже проснулась; она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол
чистую скатерть. И поставила свои чашечки. В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то
говорила по телефону.
— Тише, тише. — говорила Таня. — Не разбудите маму. У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все
тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.
Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?
Что пекла бабушка к празднику?
Как помогала бабушке Таня?
Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?
Самое лучшее слово на свете — «мама». Самая хорошая на свете мама — моя.
Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня. Поэтому она не отпускает меня далеко,
а когда мы идём в детский сад, держит за руку.
Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Всё вокруг зелёное, и цветов много. Детей тоже много.
Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные — из песка.
Мама смотрит на меня и смеётся. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.
Какое самое лучшее слово на свете?
Чья мама лучше всех?
Почему мама не пошла на работу?
Что делали мамы и дети в парке?
Кто? Мамочка! Мамочка!
Кто пришёл ко мне с утра?
Мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора»?
Мамочка.
Кашу кто успел сварить?
Мамочка.
Чаю — в пиалу налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто ребячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лучше всех?
Мамочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаются игры и упражнения для детей с использованием шарика — массажера и эластичных колец Су — Джок по лексическим темам.
Картотека пригодится при составлении занятий по развитию речи. Автор неизвестен.
В настоящей методической разработке представлены оформленные в виде картотеки игры на активизацию пассивного словарного запаса, на формирование обобщающих понятий, структуры значения слов, семантическ.
Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.
Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по лексической теме «Осень».
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/23/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-po-leksicheskoy-teme-mamin-prazdnik
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Семья.День матери».
методическая разработка по логопедии
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Семья.День матери».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya._den_materi.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семья. День матери.»
Существительные: семья, мама, папа, брат, сестра, внучка, внук, тётя, дядя, племянник,
племянница, золовка, зять, невестка, ребёнок, родители, родственники, забота, младенец, домочадец.
Глаголы: жить, расти, заботиться, любить, помогать, уважать, готовить, стараться, перенимать, учиться, слушать, дарить, праздновать.
Прилагательные: большая, маленькая, дружная, любимая, заботливая, старший, младший, старенький, несмышлёный, мудрый, добрый, ласковая, добродушная, строгая, справедливая, внимательная, средняя, умная.
Наречия: великолепно, чисто, ласково, старательно, справедливо.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Семья — семьи — много семей.
Дедушка — дедушки — много дедушек.
Сын — сыновья — много сыновей.
Дочь — дочки — много дочек.
Сестра — сестры — много сестёр.
Брат — братья — много братьев.
Внук — внуки — много внуков.
Родственник — родственники — много родственников.
• Ответь на вопросы
1. Кем приходится девочка маме и папе? (Дочкой.)
2. Кем приходится мальчик маме и папе? (Сыном.)
3. Кем приходится девочка бабушке, дедушке? (Внучкой.)
4. Кем приходится мальчик бабушке, дедушке ? (Внуком.)
5. Кем приходится девочка мальчику? (Сестрой.)
6. Кем приходится мальчик девочке? (Братом.)
7. Если в семье живут девочки и мальчики, кем они друг другу приходятся?
(Сёстрами или братьями.)
• Образуй признаки от предметов
Мама ( значит, ты чей?) — мамин. Дедушка — . ( дедушкин).
Папа— . (папин). Дядя — . (дядин).
Бабушка — . ( бабушкин). Тетя — . (тётин).
Поочередно используйте слова: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.
Например. У каждого ребёнка есть своя . (мама). Каждый человек любит свою
. (маму). Я стараюсь приносить подарки и радостные вести . (маме). Я горжусь
своей . (мамой). В разлуке я быстро скучаю по своей . (маме).
• Сосчитай до десяти
Один любимый брат, два любимых брата, три любимых брата, четыре любимых
брата. десять любимых братьев.
Аналогично со словосочетаниями: мудрый дедушка, трудолюбивая бабушка,
6. Кем приходится мальчик девочке? (Братом.)
7. Если в семье живут девочки и мальчики, кем они друг другу приходятся?
(Сёстрами или братьями.)
• Образуй признаки от предметов
Мама ( значит, ты чей?) — мамин. Дедушка — . ( дедушкин).
Папа— . (папин). Дядя — . (дядин).
Бабушка — . ( бабушкин). Тетя — . (тётин).
Поочередно используйте слова: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.
Например. У каждого ребёнка есть своя . (мама). Каждый человек любит свою
. (маму). Я стараюсь приносить подарки и радостные вести . (маме). Я горжусь
своей . (мамой). В разлуке я быстро скучаю по своей . (маме).
• Сосчитай до десяти
Один любимый брат, два любимых брата, три любимых брата, четыре любимых
брата. десять любимых братьев.
Аналогично со словосочетаниями: мудрый дедушка, трудолюбивая бабушка,
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
• Кто кому кем приходится?
Медленно прочитайте стихотворение и научите детей разбираться в родственных
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— И мой папа большой, а совсем не сыночек.
— Сыночек — брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тёти!
— И тётю твою я в люльке качала.
— Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташ а и два её братца?
— Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой, ох, была и шустра!
А ты доводишься. Хитрое дело.
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало.
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.)
Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше:
папа или дедушка? Как зовут членов твоей семьи? С кем ты живешь сейчас? Сколько
человек в твоей семье? Чем занимаются члены твоей семьи? Как вы проводите
выходные дни? Почему ты любишь своих родителей?
• Послушай стихотворения и выучи понравившееся
Я люблю свою бабусю.
Я работы не боюся.
Все дивятся: «Ай да внучка!
Молодец, не белоручка!»
Дедушка за руку вёл малыша.
Шли они весело, шли не спеша.
Только уже с половины пути
Внук заявил, что не может идти,
Что заболели ноги и живот, —
Пусть его дед на спине понесёт.
• Расскажи о своей семье по плану
1. Сколько человек в вашей семье?
2. Назови их имя, отчество?
3. Чем они занимаются?
4. Сколько им лет?
5. Ваше любимое занятие в выходные дни?
6. Какая у тебя семья?
• Послушай стихотворения и выучи понравившееся
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/11/14/tetrad-vzaimosvyazi-logopeda-s-vospitatelem-leksicheskaya-tema