Конспект занятия «Национальные праздники Мордовии»
Надежда Евланова
Конспект занятия «Национальные праздники Мордовии»
Познакомить детей с традициями празднования Национальных праздников Республики Мордовии, с народными приметами, обрядами.
Продолжать формировать интерес к культуре, обычаям и традициям мордовского народа.
Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту национальных украшений, костюмов.
Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование:
Фотографии с изображением природы Мордовского края, аудиозапись мордовской народной музыки, кукла в национальном костюме (мордовском) ,образцы элементов мордовской вышивки.
Словесный, наглядный, игровой.
Ход занятия.
Воспитатель: Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная Мордовская земля!
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и народных праздниках.
У каждого народа есть свои народные традиции, культура.
У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.
К нам на занятие пришла кукла в мордовском национальном костюме.
Попробуйте описать его. (Ответы детей)
Какие характерные особенности? (национальный орнамент) (знакомые элементы -крест, галочка, ромб.)
Физ. Минутка (Наши красные цветки)
Наши красные цветки
Распускают лепестки (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (Присели, спрятались)
Головой качают (Движение головой влево-вправо)
Воспитатель: Мордовский народ очень любит праздники.
Ребята, а какие народные праздники, знаете вы? (Ответы детей)
(Новый год, Рождество, Крещение, Масленица.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как праздновали Рождество — Роштува?
Накануне Рождества колядовали. Калядань ши — день коляды.
Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни-колядки, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. За это хозяева угощали их специальными пирогами (Калядань прякат)с различной начинкой: картошкой, капустой, калиной и т. п.
Воспитатель: Одним из самых любимых праздников нашего народа является Масленица.
Мордва на масленицу пекли блины, пили мордовский напиток “ Позу” .
Масляничная гора называлась масла панда.
Молодые женщины, вышедшие замуж приносили туда блины, которыми угощали молодых парней. За это парни катали их на салазках.
На праздники наши бабушки и пробабушки устраивали посиделки, пели песни, плясали и играли.
Давайте и мы поиграем в игру, которая называется “ Суркс “ (Колечко).
(Дети встают в круг)
Ведущий (Воспитатель)раздает колечко:
Раю, раю, выбираю
И игру я начинаю.
Кто колечко найдет,
(Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет под мордовскую национальную музыку. Ведущим становится тот, у кого колечко).
Молодцы ребята! Вот в какую веселую игру мы поиграли!
Ребята, скажите что нового для себя вы узнали сегодня? (Ответы детей).
Беседа с детьми «Ушедшие в бессмертие» (о воинах — интернационалистах Мордовии, не вернувшихся с Афганской войны) Уважаемые коллеги! Накануне дня Защитника Отечества в старшей группе я провела беседу о воине — интернационалисте Афганской войны Сергее.
Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.
Дидактическая игра-лото «Готовим белорусские национальные блюда» Данная игра-лото сформирует у воспитанников представления о видах блюд белорусской национальной кухни, о продуктах, необходимых для их.
Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.
Конспект беседы «Рождественские праздники, святочные гадания» с детьми старшей группы Задачи. Продолжить работу по формированию представлений у детей об особенностях традиционных праздников, обычаях, играх, забавах, вызывать.
Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии»(для детей среднего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: познавательное.
Конспект НОД по ФЭМП «Летние праздники» для родителей с детьми подготовительной к школе группы Цель: проверить знания детей по ФЭМП и окружающему миру на начало учебного года. Задачи: — закрепить умение решать задачи на сложение.
Конспект НОД «Знакомство с Красной книгой Мордовии» во второй младшей группе Конспект НОД «Знакомство с Красной книгой Мордовии» во второй младшей группе. Автор: Чернова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский.
Методическая разработка «Адыгейские национальные игры» Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить.
Познавательно-игровая программа для детей 5–6 лет «Возродим национальные игры вместе» ВОЗРОДИМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ВМЕСТЕ (познавательно-игровая программа для детей 5-6 лет) Москаленко Елена Анатольевна ГККП «Детский сад» №3.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-nacionalnye-prazdniki-mordovi.html
Праздники, песни и игры мордовского народа
методическая разработка на тему
Праздники, песни и игры мордовского народа (развлечение для детей дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nizhegorodtsy-priezd_razvlechenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей
(Для выездного семинара слушателей курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений Республики Мордовия)
инструктор по физической
Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о праздниках, песнях и играх мордовского народа.
Муз.рук: Песни часто называют душой народа, потому что они могут выразить любое состояние души. Песни бывают разного вида : календарно- обрядовые, плясовые, игровые, эпические, и сегодня я вас познакомлю с этими видами песен.
К эпическим песням относятся те песни, в которых рассказывается история народа. У мордовского народа , как и у других народов , есть своя история, легенды, мифы. Часто мифы и легенды ложились в основу песен . Я предлагаю послушать эпическую песню в исполнении А. Атласовой «Вирь чиресэ» (На краю леса).
Ребята, как вы думаете, какой характер у этой песни, радостный или взволнованный ?
Игривый или тревожный?
Дети: Нет, тревожный .
Спокойный или беспокойный?
Сейчас я расскажу перевод этой песни, и вы поймете, почему такой тревожный и беспокойный характер.
Т еневой театр .(Смысловой перевод песни «Вирь чиресэ»)
То ли быль это, то ли – небыль, толи правда это, то ли- вымысел, но старые люди рассказывали, что однажды на краю дремучего леса эрзянский парень рубил дрова.
А на другом краю леса рубил дрова мокшанский парень.
1раз ударит топором эрзянин — 2раза посмотрит назад, 2 раза мокшанин ударит — 3раза оглянется.
Вокруг было тихо, ни ветерка, ни птичьего пения. Вдруг закачались деревья, словно от сильного ветра, трава к земле пригнулась, тучи без дождя стали черными, не стало видно солнца красного- это окружили землю со всех сторон супостаты проклятые, враги бессердечные. Встали вместе эрзянин и мокшанин, а вместе с ними и эрзянский и мокшанский народ единой стеной встали. И победили супостатов проклятых.
До сих пор эрзянский и мокшанский народ живут в дружбе и согласии, и зовутся они единым мордовским народом. В борьбе с врагом объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла держава.
Черпаем мы в дружбе силы
И беда нам не страшна
Вместе тысяча лет подряд
Эрзя, мокша, русский брат!
Ребята, теперь вы знаете что песни, в которых рассказывается история народа — называются эпическими песнями.
А календарно- обрядовым песням относятся песни посвященные праздникам.
Осенние посиделки- Сексень аштемат .
Рождественский дом – Роштовань кудо .
О.А .:Самым главным почитаемым зимним праздником мордвы считается «Роштовань кудо».(Рождественский дом). Он посвящался духам, покровителям животных, деревьев. Птиц. В этот праздник пели колядки-которые приносили людям богатство, счастье, здоровье. Главное действующее лицо- Роштовань баба- посмеивалась над молодежью, приносила с собой игры.
Н,В .: Но она приходит не в каждый дом, а только в тот, в котором поют колядки. Давайте споем, вдруг нас услышит и придет?
Коляда, бабай панчт .
(Заходит Роштовань баба.)
-Марян, марян, слышу, слышу! Тити-тити! Истянь добранк улист1
Восп: Хорошо бы столько добра в доме, только кто собирать будет?
Роштовань баба: Саян 2 атякшт, дам 2 миски, кто больше соберет.
Игра «Атякшт ды авакшт»(Петушки да курочки)
Оборудование: Два блюдечка, фасль, бобы.
Р.Б: Молодцы. Ловкие и быстрые, за это вам подарок!
Н.В .: Ребята, чтобы приблизить весну, люди придумали много закличек.
По поверьям мордвы, все. что окружает нас, имеет своих покровителей: бог пчел-Нишке паз; богиня леса-Вирь-ава; богиня воды- Ведь-ава. Чтобы их задобрить, люди пели заклички..
Исполняется закличка «Тук, тук, пиземне» (дождик,лей).
Вот уже весна пришла, а с ней и праздник Инечи .
Конечно, весь народ радовался празднику и пели песни. Предлагаю спеть игровую песенку « Шумбрат, шумбрат!». Для этого мальчики приглашают девочек, .
О.А :. И самая популярная
Игра « Катание яичек» (Инечинь алсо налксема)
Оборудование: яйца крашенные в разные цвета, мячик, повязка для глаз.
Перед тем, как покатить мяч, играющий должен помолиться и сказать: чекан покан, ал токан (Помолюсь, яичко выиграю).
Н.В.: Издревле мордовский народ жил в дружбе и согласии с татарским народом. А у татарского народа подобный праздник называется «Кызыл ийомырка».
Вот и они – наши соседи.
(Заходят дети в татарских костюмах с красным яичком)
Игра «Чума урдак, чума каз»
О.А .:А после весны приходит лето. А летом в Зубово –Полянском районе отмечают праздник «Акша келу»- «Белая берёза». На этот праздник люди наряжаются в свои национальные костюмы. А мордовские костюмы отличаются яркостью, красотой. Посмотрите друг на друга, какие вы красивые и нарядные, самое время отправляться к белой берёзке на праздник «Акша келу»
Ребята, на празднике принято украшать берёзку лентами. И завязывая ,нужно загадать желание. Давайте и мы украсим лентами и загадаем желание , и оно непременно сбудется.
Н.В .: Какая красивая стала березка, так и хочется сказать стихами В. Нестерова :
«Акша келу», « Акша келу»
Векнень потмаста тонь сать
«Акша келу», «Акша келу»
Кандыть мартот тон тундать!
Ну как не сплясать вокруг нашей березки !
Ну, все готовы к танцу? Танцевать будем под плясовую песню ««Луганясо келунясь» в исполнении Князьковой
Праздник продолжался с утра и до позднего вечера.
А какой же праздник без задорных музыкантов! Пройдите, пожалуйста, возьмите инструменты! Мы сыграем в оркестре песню Сургаева «Лаймать алу»
Оркестр «Лаймать алу»
О.А. И, конечно, на каждом гулянии угощали кашей. Но не всех, а только того, кто достанет ложку из лаптя.
Оборудование: лапоть, привязанный к палке, ложка, горшок каши.
С помощью оркестра песня зазвучала ещё ярче и красочней. Сложите инструменты ., садитесь.
О.А. Посмотрите. Что-то произошло с нашей березой. Под ней желтые листочки. Потому что наступила осень.
И сегодня познакомимся с праздником, посвященным сбору урожая. Как не отпраздновать такое событие? Как не отдохнуть от тяжелого труда, не высказать благодарность матушке-земле и её покровительнице Мастор-аве. И люди собирались на праздник « Сексень оймсемат»-(Осенние гуляния).
Н.В.: В народе говорили:: «Тогда песня поется-когда весь урожай соберется».
И, конечно, на празднике играли в задорные игры.
Игра «Чиньчарамо» (Подсолнух)
Оборудование: Окрашенные в желтый цвет лепестки, и черные кружочки-серединки)
Песня «Чиньчарамо» (Подсолнух)
О.А.: Ярким событием в жизни мордвы были осенние ярмарки ( Сексень ярмунькат).
Люди продавали собранный урожай, выращенную скотину, покупали себе различную утварь.
А так же любили кататься на карусели.
Оборудование: Два обруча, с привязанными на них лентами.
Н,В.: Ребята, мордовский народ трудолюбивый, гостеприимный и песни у народа жизнерадостные, как песня «Велень койтне»
( Заходят с блинами )
Как повелось, то не позабылось:
Пироги русские, чаи-сурские, а блины — мордовские!
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/12/10/prazdniki-pesni-i-igry-mordovskogo-naroda
Праздники мордвы для детей
Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть народной культуры мордвы. Многие из существующих теперь обычаев и обрядов ведут свое происхождение с первобытных времен. Уже тогда у охотников и собирателей, целиком зависящих от природы, существовали обряды, связанные с подготовкой к охоте, началом сбора плодов, погребением умерших и т.д.
(Фото с сайта финно-угорского культурного центра РФ http://www.finnougoria.ru/ )
По мере того, как человек накапливал исторический опыт, он замечал, что в определенное время года животных и плодов становится больше и это совпадает с тем или иным расположением звезд, долготой дня и т.п. Особенно развилось внимание к закономерностям годового цикла у земледельческих народов. При этом высокий урожай у древних земледельцев не был гарантирован. Поэтому, чтобы год был таким же удачным, как и предыдущий, люди повторяли те же действия без каких либо изменений. Эти регулярно повторяемые символические действия и стали обрядами. Они стали совершаться в определенные дни, соответственно космическому ритму.
Постепенно, наряду с обрядами, связанными с хозяйственной деятельностью, появлялись ритуалы, отмечающие возрастные и социальные изменения в жизни отдельных людей: рождение, брак, достижение совершеннолетия и другие.
Некоторые моменты ритуальных циклов связаны с древнейшими тотемическими представлениями мордвы, т.е. верой в тесную связь между определенными группами людей и видами животных, растений. К реликтам тотемизма можно отнести обычай ряжения в маски зверей, воспроизводство лошадиного ржания и езды на конях при переносе родовой свечи — штатола в период братчин и т.д. Такие братчины описывал М.Е. Евсевьев. Особенностью этого моления было то, что в нем участвовали одни только женщины и при перенесении штатолов из одного дома в другой употреблялись так называемые «алашат» («лошади») или «люлямат» («улюлюкалки»). К шее «алаша» был привешен мешочек, наполненный просом и украшенный бантиками. Этот мешочек должен был представлять, по-видимому, туловище лошади. К мешку одного из коней снизу пришивали два шарика из красной материи. Этот «алаша» представлял собою жеребца [8,с. 360]. М.Е. Евсевьев предполагал, что обычай этот совершался для того, чтобы показать штатолам, что их не просто несут, а везут на лошадях, что, конечно, более почетно для штатолов. Запись им была сделана со слов старушки Ротькиной из деревни Мордовское Вечкенино Наровчатского уезда.
Прослеживается у мордвы культ растений, которые служили символами здоровья, благополучия и плодородия, нередко они выполняли роль оберегов. С развитием земледелия роль животных и растений в обрядах мордвы уменьшается, зато возрастает обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах.
Магические функции несли на себе бытовые предметы, применявшиеся в обрядах. Одни из них служили оберегами: иголки, ножницы, топоры; другие — символами благополучия, согласия, соединения: солонки, полотенца, монеты; третьи — выступали как определители роли того или иного персонажа: сабля, коса в руках уредева, крест на особом ожерелье у свахи, мужские шапки, нагайки у предводительниц девичьей группы. Бытовые предметы утилитарного значения, включенные в обрядовое действо, приобретали символическое значение, например горсть зерен, которую перед началом сева хозяин дома сначала освящал на домашнем молении, а затем зарывал на загоне вместе с лепешкой, мясом и яйцами, чтобы обеспечить богатый урожай [14, с. 99].
В обрядах мордвы прослеживаются и следы прежнего деления общества на половозрастные группы, которые сохранились еще с первобытного времени. Так, даже сейчас, при размещении участников обрядовых трапез за столом и выполнении какой-либо ритуальной церемонии соблюдается четкое разграничение по полу и возрасту. Длительные по времени обряды дробились на ряд дней, в которых ведущая роль принадлежала какому-то возрастному подразделению: дни молодежи, дни стариков, дни женщин и т.п. Кроме того, имелись церемонии, участниками которых являлись те или иные возрастные группы: «бабань каша» («каша старух»), «атянь озкс» («моление стариков»), «тейтерень пиянь кудо» («дом девичьего пива»), «авань поза» («женская братчина») и т.п.
В. Ауновский выделял следующие обряды и праздники у мордвы:
- свадебные обряды;
- обряды, соблюдаемые за рождением детей;
- похороны;
- обряды при поминовении умерших;
- народные праздники (Озим-пуря(моленье за уборку хлебов) 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво);
- поверья и приметы.
И.Н. Смирнов описывал культ предков, воззрения на смерть и погребальные обряды, религиозные верования и культ.
Большинство исследователей до недавнего времени разделяли обряды на две большие группы: календарные — связанные с трудовой деятельностью, и семейные — свадебные, родильные, похоронные и поминальные.
В последние годы некоторые ученые стали подвергать сомнению подобную классификацию. Они мотивировали это тем, что термины «семейные», и «календарные» являются понятиями разного порядка и во многом перекрещиваются. Они предлагают разделить обрядность на «календарную» или «сезонную» и обрядность жизненного цикла.
Зимние календарные праздники
Зимние календарные праздники приурочивались к декабрьскому солнцестоянию и следующим за ним дням. Кульминационные его точки — 25 декабря, 1 и 6 января определяются христианскими праздниками и гражданским календарем. Основной темой этих обрядов было предугадывание и обеспечение нового урожая. В этих целях практиковались различные способы колдовства, игры, гадания об урожае, о предстоящей судьбе людей на будущий год. Гадания переплетались с обрядами, имевшими значение почина, так называемая магия первого дня. В первый день Нового года совершали то, что должно было иметь воздействие на весь последующий период: сытная еда с набором ритуальных блюд (каша, хлеб, пироги, свиная голова). Вера в магию первого дня проявлялась и в представлениях о том, что первый посетитель или первое встреченное в этот день лицо приносит счастье или несчастье.
Задолго до крещения мордвы, до появления понятия рождества Христова появился веселый молодежный праздник — роштовань кудо (рождественский дом), который потом стал связываться с ним по времени и названию. Для проведения этого праздника молодежь собирала деньги и нанимала дом, девушки приносили продукты. Когда все было готово, вечером шли девушки по улице и кричали: «Адядо роштовань кудос!» (Идемте в рождественский дом!).
Сходен с функциями первого встречного ритуал колядования. Он проводился накануне рождества. Этот день у мордвы так и назывался: «калядань чи» (день каляды). Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. Для этого пекли специальные пирожки — калядань прякат (э.) пярякат (м.) с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, калиной, свеклой и т.п. Благополучие семьи представлялось зависимым от обилия розданных даров.
Участники предрождественского и рождественского обхода домов совершали так называемый обряд посевания, т.п. обсыпание хозяев и скотины зерном или рассыпание его по дому.
Следы культа плодородия усматриваются и в приемах ряжения молодежи во время рождественских праздников в маски зверей. Особенно часто у мордвы встречались лошадиные и медвежьи маски. Образы этих животных с давних пор считались носителями доброго начала, они также символизировали активную жизненную энергию и плодоносящую силу. Делались и устрашающие маски: из луба или бумаги делали рога, большой нос, лица мазали сажей или делали из бумаги крашенной в черный цвет личины — чамакс (э.), шамафкс (м.). Иногда на голову одевали выдолбленную внутри тыкву с прорезями для глаз и рта. Такую тыкву с зажженной внутри свечой могли нести и в руках. Подобные маски, по мнению многих исследователей, были персонификацией духов умерших. От их благосклонности, по народным воззрениям, зависело благополучие людей в новом году.
Ходили на гумно к одонью и зубами дергали соломинку. Если колос был полный, то в семье будет достаток, а если колос пустой, то они будут жить бедно.
Много обрядов проходило и накануне Нового года. Мордва проводила в это время домашний молян, на котором хозяйка просила Пакся аву (божество поля) уродить хлеб. Затем она брала в руки чашку со специально приготовленными из теста орешками и молила Вирь аву (божество леса) об урожае орехов. В некоторых местах это моление совершалось около водного источника. На берегу раскладывали ритуальную еду и просили верховного бога Вере паза (э.), Вярдень шкая (м.) и богиню урожая Норов аву (э.), Пакся аву (м.), а также покойных предков о хорошем урожае и добром здоровье.
Перед Новым годом проводились также всевозможные гадания, во время которых люди старались узнать о своей судьбе на предстоящий год. Девушки обычно гадали о суженых, сроках замужества. Для этого они клали под блюдо различные предметы: рожь, кнут, военную фуражку. Затем девушки по очереди доставали их, угадывая таким образом занятия будущего мужа. О цвете волос суженого судили, выдергивая у овец клок шерсти. Бросали через ворота обувь: в какую сторону она упадет носом, в ту и замуж выходить.
Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.п. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилые и хозяйственные помещения, изгоняя нечистую силу. Затем все жители с криком и шумом шли за околицу, откуда поспешно расходились по домам, уверенные в действенности своего средства.
Продолжением рождественских обрядов и их заключительным актом является масленица — последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре.
Масленичная гора называлась масла панда (м.), мастя пандо (э.). Молодые женщины, вышедшие замуж за последний год-одирьват (э.), одрьват (м.) приносили сюда ячменные и пшенные блины, которыми угощали молодых парней. За это последние катали их на салазках. Молодожены на Масленицу обязательно ходили или ездили в гости к родственникам. То есть этот праздник был своеобразным этапом приобщения вновь созданной семьи к родственному коллективу.
Весенние и летние праздники
В весенних праздниках особенно отчетливо прослеживаются два пласта: дохристианский и православный. Языческие моления мордвы, сохранявшиеся вплоть до начала XX века, постепенно сгруппировались вокруг крупных христианских праздников. Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.
Большая группа обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи — одного из главных христианских праздников. В этот праздник мордва устраивала поминовение предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла. В субботу перед Пасхой в одном из родственных домов готовили «атянь пуре» (пиво предков). Молодушки из каждого родственного дома повязывали в дар покойным белые платочки на штатол. После окончания поминовения, перед закатом солнца выходили за околицу «провожать» предков.
До утверждения христианских традиций мордва в первый день Пасхи молилась и приносила жертву верховному Богу. Главной жертвой был жеребенок. Совершали в этот день и семейное моление.
Есть сведения о том, что мордва устраивала «встречи» и «проводы» Пасхи. В ее роли выступала нарядно одетая девушка, которая появлялась с восточного края деревни. Девушки встречали ее сведром пуре, кланялись, называли посланницей Нишке паза. Вместе с ней они всю пасхальную неделю обходили дома, совершая обряд, напоминающий колядование. Девушки желали хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая. «Провожали» Пасху всем селом на запад, выполняя обряды, связанные с огнем.
Насыщены обрядами были дни перед началом сева, когда устраивали кереть озкс — моление плуга — первое весеннее моление. В некоторых селениях на общественные деньги покупали быка, резали его и варили мясо для общей трапезы.
После окончания посевных работ мордовские крестьяне совершали ряд молений, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту, благополучие в хозяйстве. Проводились моления или всей общиной (велень озкс), или отдельными группами мужчин (атянь озкс) и женщин (бабань озкс или бабань каша).
Самым главным молением было обще сельское: велень озкс или велень пуре. Оно могло проводиться как на троицкой неделе, так и после нее — вплоть до Петрова дня. К нему тщательно готовились — подбирали жертвенных животных, готовили пищу, варили от 200 до 400 ведер пуре.
Кульминацией всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы, который впитал прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела.
Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки всю троицкую неделю ходили в венках из листьев и цветов. Центральным предметом троицкого цикла была украшенная березка, вокруг которой развивались основные события; ее называли «кизень чи» (летний день) и как будто «приводили» в деревню. Перед этим ее несколько раз окунали в реку, прося Ведь аву «вымыть летний день», чтобы он стал белым и красивым. Затем березку проносили по всему селу.
В конце троицкой недели устраивался традиционный массовый карнавал Тундонь ильтямо — который и сейчас проводится во многих мордовских селах. Для него опять наряжали березку. Главным персонажем здесь выступала Весна — девушка с большим венком на голове
Мордовские девушки украшали себя зеленью и цветами и в Петров день. Накануне они топили баню, где мылись мочалками из растений и цветов, а затем раскидывали их на полу бани. В этот праздник молодые люди хлестали друг друга зелеными ветками. Все это должно было обеспечить им здоровье, красоту и плодовитость.
Между Троицей и Петровым днем пожилые женщины совершали моление на меже — грань озкс. Оно проводилось с целью задобрить Мода аву и Модань паза (богиню и бога земли), которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым квасом. В засушливое время устраивали моления о дожде — пиземе озкс. С молитвой о дожде обращались к богине воды Ведь аве. При этом проводилось оно около ручья, реки, озера и т.п.
Осенние праздники и обряды
В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.
Первым осенним праздником был яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для осв щения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для умерших предков.
Устраивались моления и в честь богинь земли — Мода авы, поля — Пакся авы, плодородия — Норов авы. Им молились перед началом жатвы, прося их благополучно провести ее, чтобы не порезать руки серпом, чтобы не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» — моление серпа. Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:
Милостивая мать поля,
Дала ты нам зерна,
Не обижая наши сердца,
Колосья ржи полны
Серебряным, золотым зерном.
После молитвы старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.
Одним из самых торжественных, многолюдных и архаичных обрядов осеннего цикла был большой трехдневный праздник «велень озкс» — сельское моление. По-другому его называли «паронь пандома» — буквально: плата за добро. На нем выполнялось множество ритуальных действий: зажжение родовых свечей — «штатолов»,проведение обрядовой трапезы, пение молитвенных песен — «пазморот», приношение жертвы божествам и т.д., чтобы заручиться благоволением покровителей, добиться от них содействия в получении необходимых благ.
Руководили этим молением выбранные старики — «озатя». Они благодарили богов за хороший урожай, за дождь и солнце, просили сохранить собранный хлеб от пожаров, от грызунов, от гниения. В благодарность они отламывали от каждого кушанья по кусочку и зарывали их в землю, бросали в воду или вешали в специальном туеске на дерево — для богов. После этого все приступали к общему обеду.
Примерно через неделю после велень озкса устраивали семейное моление, в котором принимали участие и замужние дочери. Оно посвящалось домовому Керень шочконь (м.) и покровительнице дома и двора Куд-Юрт аве (э.). Для них резали две овцы — черную и белую, варили пиво. Все кушанья ставили на стол и просили у покровителей дома здоровья и благополучия для хозяев, благодарили их за помощь. Затем всех присутствующих обносили пивом и едой, которую клали на горбушку хлеба. Часть еды отделяли под порог — домовому и в подпол — Куд-Юрт аве.
Иногда в начале осени проводили озим озкс (моление озимых). Его обязательно делали, если озимые плохо всходили. Устраивали это моление прямо на поле. В жертву Пакся аве приносили корову или двух овец. Ее молили защитить хлеб от ветра, града, мороза и сильной жары.
В начале октября праздновался Покров. Этот праздник считался женским. Мордовки проводили обряд «покров баба». На каждой улице одна из женщин надевала вывернутую шубу, обувала худые лапти, на шею вешала пучок пеньки, из пеньки же делала бороду, садилась верхом на палку, брала в руки веник и так ходила из дома в дом. Войдя в дом, она плясала и пела, веником проводила по стенам и потолку комнаты, как бы выгоняя тараканов и сверчков:
О чем поет покров баба?
О чем пляшет покров баба?
Об овине, о двух,
О двух хвостах белок,
О блохе, прицепившейся к платью,
О клопе, прилипшем к стене
Таким образом, одной из целей этого обряда было уничтожение насекомых, но она не единственная. Покров баба высказывала пожелание женить сына. В каждом доме женщине давали пирог, за который она благодарила: «Пусть уродится хлеб, чтоб на будущий год еще больше был пирог».
Так же, как и при проведении других мордовских обрядов, исполнение покров бабы разрешало несколько задач: семейно-бытовых и аграрных.
Начиная с Покрова в мордовских селениях проводился праздник, который был своеобразным ритуалом перехода девушек в старшую молодежную группу. Назывался он «Тейтерень пия кудо» — девичий дом пива. Название его отражало как основной состав участников-девушек, достигших брачного возраста, так и основное угощение — пиво, которое варилось из собранных продуктов в специально нанятом доме. В больших населенных пунктах нередко было несколько таких изб.
Проводился праздник в течение семи — десяти дней. Задолго готовились к празднику: варили брагу, вкусную еду, вышивали подарки к будущей свадьбе, учились причитывать, осваивали искусство многоголосного пения, составляли к предстоящим вечерам отдельные программы для стариков, молодых женщин, молодежи, изготавливали костюмы и реквизит для персонажей народных представлений (Покров Баба, Адямот, Казаки и т.д.).
«Девичий праздник» как бы завершал весенне-летний цикл молодежных гуляний, во время которых молодые и их родители присматривали будущих супругов. Для тех, кто не успел этого сделать, данное празднество было хорошим шансом наверстать упущенное перед зимним свадебным сезоном.
Тема брака присутствовала на всем протяжении праздника. Так, в один из дней девушки разыгрывали свадебный ритуал, причем в роли «невесты» выступала одна из девушек, первый раз пришедшая в «девичий дом».
С темой брака тесно переплеталась тема плодородия, которая присутствовала здесь, как и в других традиционных праздниках мордвы. Тем более, что основные участницы праздника — зрелые девушки, будущие матери, олицетворяли репродуктивные силы природы. Поэтому их обрядовые действия имели, по народным поверьям, особую силу. Так как праздник «Тейтерень пия кудо» проходил после окончания основных полевых работ, то его участницы часто исполняли песни и припевки, в которых отражена забота об урожае. Перед началом праздника руководительницы праздника — «Отоманки» или «Покшкеть» ездили на озимое поле, где благодарили богиню плодородия Норов аву за собранный урожай и просили не оставлять людей своими милостями в будущем.
Девушки также ходили по утрам провожать за околицу стадо, желая скоту уберечься от хищников и принести своим хозяевам больше молока, шерсти и т.п.
Не последнюю роль играли в «девичьем празднике» и развлекательные моменты. Это было настоящим зрелищем с музыкой, песнями, танцами, играми, ряжением. Оно собирало множество зрителей, которые и сами принимали участие в веселье.
В конце октября проходило семейное моление в овине. Хозяин и его жена приносили в жертву Авын аве — держательнице овина, курицу или красного петуха за то, чтобы она помогла им благополучно обмолотить собранный хлеб, не сжечь его при сушке. По наступлении морозов хозяева молились Мороз ате — старику Морозу. Для него варили кисель из овса, ржи или гороха и выставляли его на окно. «Старика» просили принять угощение и не бить озимые посевы. На этом осенние земледельческие ритуалы заканчивались.
Источник статьи: http://ds114.ru/publ/http_detsad114_ucoz_ru_index_konsultant_0_28/kultura_mordovskogo_naroda/prazdniki_mordvy/59-1-0-104