Праздники народов оренбургской области

Культура и традиции Оренбуржья. Приложение к Программе.
методическая разработка на тему

Культура и традиции Оренбуржья. Приложение к Программе.

Скачать:

Вложение Размер
Культура и традиции Оренбуржья. Приложение к Программе. 1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлено перспективное планирование совместной работы с детьми по всем возрастным группам детского сада: НОД, познавательная, игровая, художественная совместная деятельность, а также формирование .

Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр.

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения центра развития ребёнкадетский сад № 4 «Золотой ключик»Ростовская область, город Константиновск Авторс.

Тематический план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к наТематический план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Башкирии.родной культуре Б.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/11/19/kultura-i-traditsii-orenburzhya-prilozhenie-k-programme

Мы разные, но мы вместе: интересные традиции народов Оренбургской области

Оренбургская область многонациональная. На ее территории проживают представители более чем 100 этносов. И у каждой национальности – свои традиции и обычаи.

Да что уж говорить об области, если в отдельно взятой редакции «Оренбургской недели» собрались представители разных народов Оренбуржья. Поэтому о народных традициях мы расскажем на примерах из нашей жизни.

Сватовство по-казахски

Проект-менеджеру издательского дома «Оренбургская Неделя» Зарине Макановой повезло: для ее семьи и семьи ее мужа традиции всегда были во главе угла. Поэтому даже свадьбу молодые сыграли в духе национальных обычаев, где каждый ритуал наполнен особым сакральным смыслом.

– Не традиционным, по сути, было только предложение руки и сердца, – рассказывает Зарина. – Мой муж просто предложил мне выйти замуж. А вот все, что было связано со сватовством и самой свадьбой, мы старались соблюсти четко.

В сватовстве (по-казахски кұдалық) участвовал узкий круг родственников. Выбор сватов – это тоже специальный ритуал. Их список обсуждали всей семьей. С обеих сторон делегацию возглавили самые старшие. Уважаемым гостям по традиции подали голову барана и блюдо-символ ритуала кұйрық-бауыр (печень с курдючным жиром).

– По поводу этого блюда у казахов есть народное высказывание: «Ел ли ты печень с курдючным жиром, говорил ли, что стал сватом?», – рассказывает Зарина. – Почему именно печень? Потому что это то, что связано с кровью. Тех, кто делит это блюдо, связывают после даже не просто родственные, а единокровные узы. А еще кұйрық-бауыр – своего рода документ, подтверждающий, что сватовство состоялось.

Традиционный порядок даже в том, кто первый пробует блюдо. Сначала угощались главные сваты (родители) с обеих сторон, а затем уже остальные по порядку.

– Все, кто ел это блюдо, так давали зарок, обещание, которое нельзя нарушать. Иначе считается, что на сторону, нарушившую клятву, «падет проклятие», – добавляет Зарина.

Во время сватовства родителям невесты вручили традиционные подарки и уточнили дату ответного визита родственников молодой, а также договорились о времени и месте проведения свадебных тоев (праздников, торжеств). Важный вопрос, который решается на сватовстве – размер условного выкупа.

– Выкуп за невесту возвращается с приданым, – рассказывает Зарина. – Это можно назвать одним из видов обмена подарками у казахов. Есть традиция: если за невесту дают плату, то родители ее еще больше денег возвращают обратно. Я думаю, что вся эта традиция для того придумана, чтобы показать состоятельность жениха как будущего главы семьи. У нас, кстати, был традиционный выкуп – в баранах, а сейчас, особенно в Казахстане, распространен денежный вариант и цена немаленькая: за невесту жених должен отдать больше 60 000 рублей.

Мордовская баня

Всем известна русская, финская бани. А о мордовской вы слышали? Между прочим, в жизни этого народа она также играла совершенно особую роль. В банях принимали роды, проводили обрядовые ритуалы, гадания, лечили различного рода недуги. О тонкостях мордовской бани рассказывает Татьяна Гайдук, наш редактор отдела информации.

– Моя прабабушка, Екатерина Федоровна Заико, была наполовину мордовкой, – говорит Татьяна. – Сказать, что она очень любила баню – это ничего не сказать. Прабабушка этот процесс буквально возвела в культ. Баня у нее была каждую субботу, парилась она по несколько часов кряду. Привила любовь к этому ритуалу и всем членам нашей большой семьи.

Особым у мордвы всегда был и процесс подготовки к бане. К примеру, целый ритуал у этого народа связан с березовыми вениками. Банным атрибутам придается волшебное значение. Считается, что через определенные манипуляции, проведенные с ними, веники приобретают лечебно-магические свойства. Так, к примеру, есть поверье, что банный веник может изгнать нечистую силу и злых духов. Он сильный оберег, с помощью которого можно избавиться не только от многих болезней, но даже от негатива и нечистых помыслов. Массаж веником делает человека здоровее и закаляет организм.

– Веники для бани в нашей семье по традиции заготавливают в определенный день, когда зацветает рожь. Считается, что в это время природа уже напитала дерево силами. Если срезать ветки раньше или позже, они потеряют свои особые свойства, – говорит Татьяна. – Веник делается из определенных веток деревьев. Обычно при их срезании читается специальный заговор.

Веников заготавливают впрок, чтобы хватило на весь год. Хранят банный атрибут в сухом темном помещении. Один веник используют 3-4 раза, потом меняют его на новый.

– Я рада, что в нашей семье помнят о традициях, чтят их. Соблюдать то, чему учили нас наши предки – это правильно, красиво, достойно. Ведь, как говорится, «дерево без корней загнивает». Человек, не помнящий и не принимающий своих предков, подобен этому дереву. Только сохраняя традиции, мы сберегаем наши национальные черты – а это, по моему мнению, чрезвычайно важно, – утверждает Татьяна.

Что в имени твоем

Татары – второй по численности народ Оренбуржья. Особенно много их на северо-западе области, а также вдоль среднего течения реки Урал. Представительница татарского народа в нашей редакции – Ильвира Усманова. Она рассказала об обряде с многовековой историей, которого стараются придерживаться в каждой мусульманской семье.

– Обряд имянаречения, как правило, проводится младенцу в течение первой недели его жизни, – рассказывает Ильвира. – Это событие становится большим праздником для семьи, на который собирается много родственников. Я помню, как праздновали имянаречение моего брата Наиля и сестры Венеры. Обряд у нас дома проводил имам.

И действительно, обряд можно проводить как в мечети, так и приглашать имама домой – строгих правил на этот счет нет. Но есть рекомендации: согласно шариату имена для детей должны быть благозвучными и мелодичными.

Новорожденных часто называют в честь пророков или святых. Считается, что имя – важная часть личности человека и от него напрямую зависит характер, счастье и в целом дальнейшая судьба ребенка.

– У нас в доме ритуал проводился в чистой и светлой комнате. Во время его проведения разрешалось присутствовать только родителям и самым близким родственникам, – вспоминает Ильвира.

Обряд проходит так: после чтения особой молитвы имам шепчет имя ребенку на ухо. Все это время присутствующие при ритуале должны хранить полное молчание, чтобы не навлечь на младенца беду. Раньше в день имянаречения приносили в жертву барана, часть туши которого тут же готовили, часть отдавали родным, а остатки жертвовали бедным. Сейчас этому обычаю следуют не все. Но праздничный стол все так же, как и много столетий назад, ломится от выпечки и мясных блюд, традиционных для любого мусульманского праздника.

Стравы не для забавы

Украинцы – четвертый по численности народ Оренбургской области. Кстати, более половины представителей этой национальности живут в Оренбурге, Орске, Новотроицке и Гае. В нашей редакции за всю украинскую диаспору области отвечает Елена Свиденко, редактор отдела социальной жизни. В семье Елены особое значение придают национальным блюдам и традициям, которые с ними связаны.

– Семья моей бабушки Елены Александровны Свиденко (в девичестве Шеяновой), переехала с Украины в начале прошлого века. Но некоторые традиции мы храним до сих пор, – говорит Елена. – К примеру, наша бабушка совершенно по-особенному готовила борщ. Он был не щами, не супом со свеклой, а именно настоящим украинским борщом. Фасоль всегда отваривалась отдельно, это делалось для того, чтобы бульон не потемнел. Свекла также тушилась отдельно от остальных овощей – это придавало борщу насыщенный цвет.

Бабушка Елены пекла и особенные пироги – с калиной. Ягоду для них собирали всей семьей.

– Мы шли в лес искать калину после первых заморозков. Потом ягоды перебирали, убирали веточки, всякий мусор, а после бабушка ставила на улице чугунок и парила калину. Также она сама делала и дрожжи для теста. Для этого в лесу собирали хмель и варили. Сейчас и моя мама так же парит ягоды – на улице в казане. Правда, когда бабушки не стало, мы уже не так часто делаем пироги с калиной, но раз в год, в день ее памяти, на столе они обязательно присутствуют.

Теплушка для души и тела

Я, конечно, не считаю себя чистокровной русской (да и кто из русских по-настоящему чистокровный – наша славная история всех смешала и примирила), но был у нас дома исконно русский, по моему мнению, предмет: печка. Мы в семье ее любовно называли «грубочка».

Теплушку собственноручно сложил мой дедушкаАндрей Потапович Чечило. Она не была похожа на грандиозные старинные печки с полатями, а скорее напоминала небольшую лежанку на одного человека, отапливаемую дровами.

К слову сказать, и колодцы дымоходов дедуля проектировал и собирал сам. На то, чтобы обустроить грубку, у него ушло больше трех дней, зато прослужила она нашей семье не один десяток лет.

Печку мы топили зимой. Ее тепла хватало, чтобы обогреть сразу три комнаты. Даже когда в доме установили котел отопления, теплушку частенько растапливали.

Дрова для того, чтобы они прогорали одновременно и давали хорошие угли, дедуля колол и подбирал одинакового размера, без больших сучков. Печку старались протопить одной партией дров – для равномерных углей и лучшего жара. Прогревалась грубочка быстро. Поддувало обеспечивало приток воздуха снизу.

Как сейчас помню: если в семье кто-то начинал болеть, его на ночь устраивали на печке – наутро всю хворь как рукой снимало. К сожалению, сейчас этой печки уже нет – разобрали при ремонте. А вот теплые детские воспоминания о ней остались. И ими я делюсь уже со своими детьми.

Источник статьи: http://govorimdelo.ru/55732/

Празднично-обрядовая культура народов Оренбургской области «Зелёные святки»

Описание:

Традиционно на конец весны-начало лета выпадает 50-тый день от праздника Пасхи, наиболее важный и древний праздник в Православии, всегда приходящийся на воскресенье, — Троица.

День Святой Троицы (Троицын день или просто Троица), называемый также Пятидесятница и Сошествие Святого Духа – один из самых значимых праздников христиан и один из двунадесятых праздников в православной традиции (т.е. двенадцати важнейших праздников после Пасхи).

Еще до зарождения христианства в это время ежегодно отмечали Зеленую и Русалью недели, пышно украшая жилище растениями и принося дары во имя плодородия и благоприятной погоды.

Отголоски языческих обрядов сохранились и по сей день.

В древние времена люди поклонялись стихиям огня, воды, ветра. Календарное начало лета давало небольшую передышку аграриям, когда всё уже было посажено, а собирать урожай еще рано. Тогда проводились массовые гуляния, игры, гадания.

Считалось, что русалки во время Зеленой недели обладали особой силой, могли без труда утащить зазевавшегося в воду, выходили на сушу, помогали в гаданиях на суженного молодым девушкам[i].

Место бытования ОНН:

  • Российская Федерация, Оренбургская область.

Формы жанровых направлений ОНН:

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN070

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

Введенская И.А., РДК с.Октябрьское, Оренбургская область

Тип ответственности: Исследователи

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,

Тип ответственности: Фиксация

Описание:

Персонифицированные герои: Девицы- Настя,Дуняша,Любава, Молодцы-Никита,Данила,Тимоша, Бабка-травница Семиниха

/Фонограмма. Мелодия народной мелодии на жалейке.

На сцену выходят две девицы; у плетня сидит мастер по плетению лозы/

Дуняша. Настька, а Настька.

Настенька. Чё?

Дуняша. Чёченьки по — чёченьки, бёреза к девицам прогибается, все на праздник собираются в Исаево-Дедово.

Настенька. Да ты чё? Смотри-ка мастер Нескин как лозу плетёт,словно девичьи косы приглаживает. Мастеровитый. Куплю у свет- Владимира корзиночку

Дуняша. А я лапоточки для мамушки и бабушки. Научи ,мастер ,делу своему моего брата Ванюшку.

Мастер. Плести лозу –не языком приплетать. Дело не хитрое, но кропотливое. Научу. Было бы желание. Вот, смотри /демонстрирует изделие/

Дуняша. Право чудо! Роса на травы да цветы пала.

Настенька Весну провожаем — лето красное встречаем!

Дуняша. Сегодня накануне Троицы посвящение девушек, принимают в члены своего рода.

Настенька. Украшать мы будем берёзку родимую, которая одарит всякого сверх силой живительной.

Дуняша. В пору венки плести, судьбу загадывать да молодцев хороводить.

Настенька. Айда, за околицу на поляну в берёзовую рощицу.

/Звучит народная мелодия. Шумовые эффекты :звуки леса, трели соловья, кукование./

На сцену выходят девушки в красных сарафанах. Одна из девушек наряжена в » берёзку»

/ За кулисами на выход девицы поют народную песню/

Любава. Лябо дождик прошёл, цветов видимо-невидимо.

Дуняша. Наш венок не то что в Сенцовке да Петровке- краше из 12 трав:

зверобоем, душицей, гори-травой, Иван-да Марьей….

Настенька . Венки сплетены, задуманы и будя любовь каждой девице.

Любава . Айда, берёзку хороводить!

Дуняша. Берёзонька кудрявая, Кудрявая , моложавая,

Настенька. Под тобой, берёзонька,

Любава. Не мак цветёт,

Дуняша. Красные девушки

В хороводе стоят,

Настенька Про тебя берёзонька

(Исполняется песня «БЕРЁЗА» девушки танцуют в хороводе/ Завивают венки и приговаривают ;

Любава Веночек , венок, аленький цветок.

Да кому ж я свой веночек подарю?

Дуняша. Загадаю я свой венок на друга милого Алексея! Пусть не повянет венок мой

на берёзке, а когда в воду его брошу, пусть его прибьёт к берегу, в следующем году

значит,- замуж за него пойду!

Настенька. А я загадаю свой венок на батюшку и на матушку!

Пусть не повянет и мой венок ,а родители мои пусть здоровыми будут!

Любава. А что ж ,подруги, кукушка молчит? Кукушка- кукушка, сколько мне лет в девичестве ходить?

(Кукушка кукует 3-4 раза)

-Спасибо , кукушечка !И то ладно ,приданое еще не готово!

Дуняша Уж мы, девушки, дело сделаем,

Уж мы белу березоньку завили

Уж мы веночек — за батюшку,

Уж второй — за матушку,

А третий венок — за сому себя!

(Надевают венки на березу)

Настенька Через березовый венок — покумимся, подругами станем:

Покумимся кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

(Через березовый венок целуются друг с другом)

Любава Еще тебе подрасти, да побольше

Настенька. До налетья косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили

из хаты, чтобы не сидеть тебе дома

( Исполнение песни «Уходи горе, уходи…»)

Дуняша. А не пойти- ка нам,девицам,к Семинихе – гадалке?

Все. Айда!

(Девушки уходят.)

/ Из-за кустов появляются молодцы Данила и Никита/

Никита. Вишь, Данила, как красавишны наши веночки наплели, назагадывали.

У Алёнки косища с мой кулак.На рябинник девицу сосватаю.

Данила. Мне бы, свет Любушку в жёнки. Глазища – васельки полевые, в душу запали. Тихо-тихонько, уходим.

/Молодцы уходят/

/Фонограмма. Народная мелодия

Выходит Семиниха с полынью в руках ,разбрасывая травы приговаривает:

Семениха. От русалки- поскакалки,от лиха, от дурного глаза от вороньго сказа

обереги травушка — полынь муравушка избу и меня!

/ Семиниха усаживается на берёзовый сруб, приговаривает/

Как срубу берёзы каменной стоять да не сгнивать

Так и мне не сгнить ,долго жить поживать!/

/ Входят девицы/

Семиниха. Заждалась я вас, гости- гостёчки.Щедрых приму, жадных не пущу.

Любава. Не с пустыми руками пришли, Семиниха, не с пустыми.

Настя. Чё ожидать нам в лето красное?

Дуняша. Наворожи нам здоровья всем недюженного,

Любава Нажелай нам богатства, да женихов видных, силушкой медвежьею.

/Семиниха становит девиц полукругом,дает по травке с букета,

смоченного в воде, затем одевает каждой на голову венок, произносит слова:

Вокруг зеленого венца

Вокруг белого лица

Каков жених будет девицам!

/Семиниха венок бросает в чан с водой/

Семиха. Глядите в воду,да счастье своё не сглазьте!

На молодцах одёжка шелковая -перешелковая, мужей вам обещаю верных,

Сильных. Всем девицам по добру –молодцу. И придя любовь.

И засватают этой осенью Любаву,Настьку,Дуняшу.

. Настя Да сбудется ли твоё обещание?

Дуняша. Обещать — то всякий может!

Любава. А погадай нам, Симиниха, на ветках берёзовых.

Семиниха: Из глубокой древности мы, как и берёза — знак праздника!

Берёза даёт целительные силы каждому — кто прислониться к ней. Вылечу всех берёзовой веткой, отвлеку от вас горе и беду, призову к вам, богатство, но при этом одно условие.

Девицы вместе : Какое?

Семиниха: Дайте на шильце да мыльце,

Белое белильце да зеркальце!

Платок или денежку

За красную девушку!

/Семиниха побивает девиц берёзовыми ветками произносит/

Семиниха.Здоровья здоровенного, мужа желанного, деток краснощёких,

сватьёв да богатства в избы девичьи.

/Хоровод «Уходи горе «. Одна из девиц поджигает соломенный пучок/

Любава. Пусть уходит горе, болезни, неприятности!

Дуняша. Пусть сгорит всё в этом огне, занесенном на «Зелёные ветки» вместе с этим соломенным пучком!

Настенька. Пусть будет лето урожайным и без пожаров!

/Девицы задаривают Семиниху сладостями бисерными бусами, шапкой лисьей/

Любава . Прими дары за гадание чудное, за пожелания добрые

Семинихе ,-медочку- берёзовую бочку

Настенька. Бисерную вязочку на любовь привязочку

Дуняша. Лисью шапку-неведимку ,чтоб от болезней и худого слова пряталась.

Любава Солнышко от вечера прячется,пора на луг к рощице берёзовой возвращаться.

Семиниха. Летите,, как горлицы к добрым молодцам!

/Семиниха уходит./

/ Шумовой эффект. Соловьиные трели полянка.

Берёза с венками, к которой выходят девицы и молодцы,

исполняют народную песню/

Данила Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному !

( Все парни подходят к берёзке и снимают веночки;

Во круг берёзки стоят девушки.)

Никита. Ой, хожу ль я по городочку

Ищу ль я ласкову Любаву

(надевает венок на девушку)

Данила Хожу ль я по городочку

Ищу ль я ласкова тестя.

Тимоша Хожу ль я по городочку

Ищу ль я ласкову тёщу.

Никита. Хожу ль я по городочку

Ищу ль я ласковых шурьёв.

/Образуются пары, проходит танец — «Ручей», с элементами

перекладывания венков на голову желанного молодца/

Любава. Ну что ж, народ празднующий? Если сейчас выйдет матица, да вынесет каравай, цветами украшенный, да положит его на центр скатерти на поляне – значит, начнётся мирская трапеза!.

Тимоша. Расстилайте скатерти – самобранки мастериц Исаево-Дедово, усаживайтесь.

Любава. Узоры рукодельниц наших, что писание на папирусах – всё узнать можно: кто женился, кто крестился, кто сватов поджидает.

/Девицы расстилают скатерть, произносят имя и фамилию мастерицы/

/Матица(женщина имеющая не менее 3-х детей) вносит каравай украшенный цветами./

Матица. Хлеб-соль и мир вашему дому! Устроим, люди- добрые, троицкую трапезу! Сядьте поближе к земле, пусть земля силы Вам даст!

Настенька. Русский народ говорит: хорошо живут там , где много поют.

Дуняша. Уж да мы пели и плясали: Пройдёт время, опять придёт Семик и

Троица, загадаем о счастье ещё раз!

Никита. Так было , есть и будет: покуда Солнышко и Месяц на небе, быть и жить людям на земле славной русской и почитать обычаи исконные!

Тимоша. С давних пор и посей час, хоровод в чести у нас.

Нынче — праздник. Эй, народ! Заводика — ка хоровод!\

/ Участники заводят хоровод; матица стоит в центре хоровода

всех угощает кусочками хлеба (просвира)

Все Да будет: счастье здесь в сей час

Для всех, ну, и конечно нас!

Сведения об особенностях ОНН:

Состояние бытования:

Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальные обряды является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.

Форма бытования: Аутентичная

Исключительность/Ценность:

Данный обряд является типичным для населения Оренбуржья и требует его сохранения как культурного компонента восточнославянской национальной культуры.

Сведения о действиях над/с ОНН:

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность

Проводится: Ежегодно

Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: Троица, Зелёные святки, праздник

Ключевые слова:

Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5

Источник статьи: http://rcrkoo.ru/?digital_catalogue=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4

Читайте также:  Когда праздник святой антонины
Оцените статью
Adblock
detector