- Якутский праздник Ысыах
- Ысыах — что это за праздник?
- Национальный праздник Ысыах
- Ысыах Олонхо
- Ысыах в Якутии
- Осуохай
- Ысыах Туймаады
- Якуты: Традиции и Обычаи
- Кто такие якуты?
- Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века
- Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день
- Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт
- Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты
- Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!
Якутский праздник Ысыах
Ысыах — что это за праздник?
Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.
Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.
Сэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.
Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.
Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.
Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.
Национальный праздник Ысыах
Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.
Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.
В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.
Ысыах Олонхо
Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.
В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).
По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.
Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.
Ысыах в Якутии
Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.
Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.
Осуохай
Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.
Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.
Ысыах Туймаады
Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже мэр Якутска принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.
Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.
Источник статьи: http://travel-ykt.ru/kultura-i-istoriya/obyichai-i-traditsii/ysyah-glavnyj-yakutskij-prazdnik.html
Якуты: Традиции и Обычаи
Якутия – самый большой по площади субъект России, и вместе с тем один из самых малонаселенных участков планеты. На 3 млн. км² постоянно проживает менее 1 млн. человек, половина из которых относится к коренному населению этого морозного края – к народу саха, более известному как якуты.
Кто такие якуты?
Якуты – тюркоязычный народ, относящийся к североазиатскому типу большой монголоидной расы, о чём явственно говорит их самобытная внешность. Антропологические исследования доказали, что предками якутов были кочевые племена скотоводов Забайкалья, которые мигрировали в район современной Якутии в XII-XV вв., смешавшись с местными народами – тунгусами и юкагирами. Сами же якуты гордо называют себя самыми стойким народом, чью выносливость Север вознаградил несметными богатствами. И с этим утверждением сложно поспорить, ведь край вечной мерзлоты известен бескомпромиссной красотой таёжных пейзажей, алмазными месторождениями, мамонтовой костью.
Главной же достопримечательностью Сахи, привлекающих сотни этнографов и туристов, стали аутентичные якутские традиции, некоторые из которых являются достоянием Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура якутов неразрывно связана с местным климатом, не допускающим слабости. Суровая природа веками была для якутов движимой силой и вдохновением, порой вынуждая народ проявлять смекалку для того, чтобы выжить. Вероятно, якутская культура дошла до наших дней в почти нетронутом виде, т.к. экстремально низкие температуры и долгие зимы попросту отпугивали чужеземцев, позволяя сохранять традиционные ценности – язык, мифологию и ремесло. Даже сейчас, в эпоху массовой глобализации и активной ассимиляции, якуты с завидным трепетом и уважением относятся наследию своих предков.
Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века
Большинство якутов придерживаются традиционного верования – Аар Айыы. Это языческое верование стало основой для якутского общества еще со времен зарождения народа. С 2014 года Аар Айыы зарегистрирован в качестве одной из официальных религий на территории России.
Центральный образ в древнейшем якутском веровании занимает Аал Луук Мас – Великое дерево, символ триединства мира. Якуты считают, что в кроне Аал Луук Маса живут высшие боги, в корнях – злые подземные духи, а ствол – это видимый мир людей.
В пантеоне якутских богов несколько десятков божественных персонажей, каждый из которых отвечает за определенную стихию или событие в мире людей. Например, особым почтением пользуется бог Джёсёгей тойон – покровитель лошадей и трудолюбия. Женщины молятся Айыысыт – богине, помогающей при родах. Есть у якутов и местный Амур – Уйгулаан Хаан, который помогает людям найти любовь.
Главный религиозный обряд якутов – кормление огня. Пламя считается посредником между людским и божественным миром, через который небесным покровителям передают подношения и просят помощи в любом деле – от удачной рыбалки до благополучия молодоженов. Обряд проводится шаманом: под звуки хомуса (более известного как варган), в огонь кидают оладья, окропляя пламя кумысом, после чего вокруг костра совершается неистовый танец с молитвами, а иногда и подражанием криков животных.
Религия Аар Айыы стала основой не только для мировоззрения якутов, но и для их устного творчества, главный памятник которого – эпический устное произведение Олонхо, внесенный ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. Персонажами олонхо традиционно становились боги, а также одаренные силой и умом жители Среднего мира. Сюжеты зачастую придумывались самими сказителями – олонхосутами, ораторские и актерские таланты которых очень ценились в каждой деревне. Благодаря олонхосутам якутские поэмы дошли до наших дней, пополнив литературное наследие страны, а также позволив исследователям восстановить многие знания о древней якутской культуре и религии.
Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день
Ысыах Туймаада – ежегодный праздник Якутии, который с невиданным размахом отмечают всей республикой в день летнего солнцестояния. Это своего рода якутский новый год: в день Ысыаха символично проводится граница между прошлым и будущим.
Ысыах Туймаада имеет глубокие языческие корни. В этот день якуты восхваляют божество солнца и пробуждение природы. Сначала совершается обряд очищения с помощью дыма и специальной метлы из конского хвоста – дэйбиира. Позже люди собираются на массовую молитву, в едином порыве повторяя сакральные слова и протягивая руки к небу.
Как любой праздник, Ысыах сопровождается весельем и народными гуляниями. Любимыми развлечениями считаются турниры по хапсыгайю – национальному якутскому единоборству, и мас-рестлингу – перетягиванию палки, внесенному во Всероссийский реестр видов спорта.
Безусловно, главный якутский праздник невозможен без священного для народа Сахи животного – лошади. На Ысыахе устраивают забеги и выставки якутских скакунов, пьют кумыс, а также устанавливают традиционные якутские коновязи – столбы сэргэ, которые, как считается, используют боги для своих коней. Сами сэргэ, помимо практического назначения, являются также символом древа жизни, объединяющим три мира – божественный верхний, средний людской, нижний – обитель подземных духов. К сэргэ принято привязывать ленточки, загадывая желания.
Кульминацией праздника становится массовый танец-хоровод Осуохай: повторяя движение солнечного диска на небосводе, якуты кружатся под ритуальное пение главного шамана, прославляющего небесных духов. Танец напоминает крупномасштабную медитацию или даже транс, после которого непременно наступает ощущение абсолютного обновления и единения народа.
Сегодня самое масштабное гуляние проводят в историческом месте Ус-Хатын, недалеко от Якутска. Здесь собирается более 15 тыс. якутов, а также множество туристов, которым праздник позволяет с головой окунуться в культуру Саха.
Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт
Кулинарные традиции якутов – кошмар любого вегетарианца и откровение для искушенного гурмана. Выращивание овощей и фруктов при 60 градусах ниже ноля не самая удачная идея. Поэтому испокон веков якуты привыкли подавать на стол экзотичные для европейца продукты местного животноводства – оленину и жеребятину, а также блюда из субпродуктов – кровяную колбасу хаан, жир и потроха.
Одним из самых известных блюд якутской кухни является строганина – тонкие сырые кусочки речной рыбы или оленины, которые подают замороженными с терпкой приправой из соли и перца. Считается, что в необработанном термически мясе сохраняется максимальное количество полезных веществ, в том числе омега-3, чрезвычайно важного в морозном климате для сохранения тепла тела.
Несмотря на обилие в рационе мяса оленей и коней, якутский народ с глубоким почтением относятся к этим благородным животным. Считается, что сам бог послал северному народу табуны лошадей, чтобы помочь им выжить. Это объясняется и с точки зрения биологии: организмы якутов были вынуждены приспособиться к получению энергии и витаминов исключительно из продуктов животноводства за неимением альтернативы.
Кумыс – традиционный напиток многих тюркских народов, но якуты предпочитают его радикальный вариант – койуургэн, отличающийся повышенной крепостью и способностью легко одурманить сознание. Кисломолочные продукты – основа кухни Саха, в том числе и десертов. Кюэрчэх – мороженное по-якутски, которое также изготавливают из молока лошади с добавлением диких ягод, например, княженики – сорта местной малины.
Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты
Еще одна традиция Якутии, сохранившаяся по сей день – национальный костюм и украшения. Испокон веков якутам был присущ тонкий вкус, несмотря на суровые климатические условия. Зачастую громоздкие и объемные костюмы из меха и кожи дополнялись элегантными серебряными аксессуарами и изящной вышивкой.
Особенно нарядно выглядит женский костюм. Богатые меховые одеяния считаются одним из высочайших комплиментов для женщины со стороны мужа, эдаким знаком уважения по отношению к её женскому началу. Самое узнаваемое якутское украшение – кэбихэр илисурэх – массивная нагрудная подвеска из серебряных пластин с изображением орнаментов и силуэтов животных. Другая неотъемлемая деталь женского образа – бастынга – головной убор в виде обруча, с ниспадающими вдоль лица звеньями и пластинами. Кроме эстетики, оба аксессуара играют роль мощных оберегов. Ведь считается, что сияние серебра способно отражать злые намерения и отводить несчастья.
Конечно, повседневный образ современных якутов сегодня мало отличается от образа среднестатистического жителя России. Однако, у каждого якута в гардеробе непременно имеется хотя бы один национальный костюм, в который он с удовольствием облачается во время важных событий и больших праздников. Якутские же дизайнеры, бережно используя традиции и навыки предков, получили известность далеко за пределами своей исторической родины.
Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!
Источник статьи: http://otdyhpress.ru/tradicii/jakuty-tradicii-i-obychai.html