Праздники народов севера день оленевода

Праздники народов севера ханты и манси

Праздники народов Севера (Уральская языковая семья) – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги или духу моря. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью.

Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения.

Ханты и манси с детства были приучены к запретам. Проживая в зоне тундры, они хорошо знали, если порезать топором или лопатой поверхностный слой, растения на этом месте появятся лет через 80 – 100, поэтому бережно относились к окружающей природе. Отправляясь на охоту или рыбалку, проводили обряд жертвоприношения, обращаясь к божествам с просьбой об удачной охоте.

Вороний день

Этот день считался женским праздником, который выражал заботу о детях, стремление к лучшей жизни. Вся женская половина занималась накрытием стола, на котором главным блюдом была каша. Праздник имел интересное название, так как был посвящен вороне.

Птица самая первая прилетала на Север, своим карканьем она будила природу. Ей посвящали песни, проводили разные ритуалы, танцевали, надевая на себя вороньи костюмы. Многие ханты и манси связывали этот праздник с богиней, которая помогала во время родов и определяла дальнейший путь человека. Праздник проходил задорно и весело.

Медвежий праздник

Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.

Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.

Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.

По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.

Кормление духа – хозяина моря

Малочисленные народы Севера, проживающие на побережье морей Северного Ледовитого океана, жили, в основном, за счет даров моря. Чтобы сети были заполнены рыбой, они поклонялись «хозяину воды», задабривая его праздниками – обрядами перед выходом в море.

Обряд могли проводить только старейшины. Они бросали в воду приготовленные кушанья, читая молитвы – заклинания, после чего проводилась развлекательная программа, состоящая из спортивных состязаний, дегустации национальных блюд.

День оленеводов

Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.

Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода.

Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.

Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!

Источник статьи: http://dnidaty.ru/prazdniki/prazdniki-narodov-severa-hanty-i-mansi/

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

День оленевода — традиционный праздник тундрового населения

Праздник проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, для тундрового населения, который ведет традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны заветам своих предков и продолжают жить в тундре. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. От оленя тундровики получают все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

Читайте также:  Национальные праздники северной кореи

День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство. Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования. Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен. Ловкость и выносливость — жизненно важные умения для каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью.

В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно в первые выходные дни апреля перед косланием оленеводов на летние пастбища. Праздник проводится в районном центре — с. Аксарка, на берегу реки Обь. Местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и помериться силами на соревнованиях. Культурная часть праздника: награждение и чествование лучших оленеводов, конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку. Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды: метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, бег на лыжах (самодельных) с палкой, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах. В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя, но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник.

На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтобы горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов Крайнего Севера: на северных оленей посмотреть, национальные блюда попробовать.

Источник статьи: http://priuralye-rkm.ru/kollektsii/den-olenevoda-traditsionnyj-prazdnik-tundrovogo-naseleniya/

Главный праздник коренных народов Крайнего Севера получил постоянную прописку в интернете

ТАСС, 19 декабря. Тысячи жителей и гостей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) собираются ежегодно в марте-апреле, чтобы отметить День оленевода — главный праздник коренных народов Крайнего Севера.

Этнофестиваль традиционно проводится в пору, когда заканчивается полярная ночь и приходит солнце. На праздник съезжаются оленеводы со всех концов бескрайней ямальской тундры.

Праздник уходит корнями в седую древность. У одних северных народов он называется Днем Солнца, у других – Днем Оленя, и чаще всего приходился на время весеннего равноденствия, когда заканчивается долгая полярная ночь.

«Каждый год, когда на землю приходит месяц молчаливого снега, и солнце начинает свой путь в верхний мир, сыны человеческие, потомки славных Северных людей, собираются на зов Предков, чтобы вспомнить славные дела пращуров и состязаться между собой в силе и ловкости», — гласят местные предания.

События праздника

Главное событие праздника — гонка на оленьих упряжках, за победу борются десятки оленеводов — мужчин и женщин. День оленевода — единственный день в году, когда они собираются вместе, видят друг друга.

Молодые оленеводы проверяют силу своих оленей и показывают свои умения — метают тынзян на хорей (аркан на палку, имитирующую оленьи рога — прим. ТАСС), прыгают через нарты, перетягивают палку, устраивают схватки в национальной борьбе, демонстрируют тройной национальный прыжок. Также это прекрасная возможность встретить достойного жениха или невесту для последующего заключения брака между кочующими семьями.

Жены оленеводов

Чумработницы — жены оленеводов, которые ведут хозяйство в чумах, соревнуются в красоте национальных костюмов, сделанных своими руками. Они продают шкуры оленей, песцов, лис, пояса, меховые шапки, варежки и обувь — бурки. На ярмарке обычно можно купить северную рыбу и оленину, мед и дикоросы, которые привозят тундровики.

Не многие знают, что установка чума — обязанность жены оленевода, зимой на это уходит около часа или даже меньше, на один чум требуется до 80 оленьих шкур. Кроме того, так же, как и обычные домохозяйки, они варят, стирают, убирают, а еще выделывают шкуры, шьют, одевают всю семью. Из оленины они готовят шурпу (суп), жаркое, строганину из мяса оленя, малосол, пирожки.

В их трудовых книжках раньше было записано, что они — оленеводы третьего разряда, но с 2018 года специальность «чумработница» была внесена в российский реестр профессий, что позволило получать за свой непростой труд по организации кочевого быта в суровом Заполярье хорошую зарплату.

Как добраться?

Менее трех часов из Москвы до Салехарда самолетом — и вы практически в заснеженной тундре. Ямал с каждым годом становится все более привлекательным для российских и зарубежных туристов. День оленевода — главный праздник, на котором можно увидеть кочующих жителей Севера из самых отдаленных уголков тундры. За 2018 год на Ямале побывали туристы более чем из 25 стран мира — Германии, Австралии, Бельгии, Чехии, Франции, США, Великобритании, Канады, Индии, Словении, КНР, Словакии, Испании, Индонезии, Японии, Новой Зеландии, Италии и других. Это история на выходные дни с возможностью попробовать национальную кухню, увидеть северное сияние, самобытную этнографию, арктическую природу.

День Оленевода в интернете

Спланировать путешествие и погрузиться в древнюю культуру коренных народов Севера теперь можно и через сеть Интернет. Запущен сайт, посвященный главному национальному празднику коренных ямальцев — Дню оленевода. На сайте http://nordfest.com можно найти полную информацию о местах и датах проведения праздника, о том, как добраться, почитать отзывы людей, побывавших на этно-фестивале и запланировать путешествие. Сайт русскоязычный и в скором времени станут доступны версии на английском, китайском и позже немецком языках, отмечают в департаменте молодежной политики и туризма ЯНАО.

Читайте также:  Праздники древних славян для детей

Праздник «кочует» по населенным пунктам Ямала, задерживаясь в каждом на 1-2 дня. Интернет-ресурс позволяет выбрать удобные даты и населенный пункт.

Сайт «День оленевода» разработан департаментом молодежной политики и туризма ЯНАО совместно с региональным Туристско-информационным центром.

Источник статьи: http://tass.ru/novosti-partnerov/5929801

Традиции и обычаи народов ЯНАО. День оленевода.

Исследовательска работа ученицы об обычаях народов ЯНАО, своей родины.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа к НПК. Начальные классы 36.95 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ Управление образования Джидинского района Республики Бурятия

МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

«История родного края»

Тема: «Обычаи и традиции народов ЯНАО. День оленевода»

Автор: Тугаринова Ксения Сергеевна,

ученица 4 «Г» класса

МАОУ ПСОШ №1 Джидинского района

Домашний адрес: ул. Строителей, д.6/2

Руководитель: Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Более года назад я приехала с семьей из Ямало-ненецкого автономного округа. Наш папа очень хотел вернуться в свои родные места, в Бурятию, в Петропавловку. Но я родилась и выросла на далёком Севере, теперь вспоминаю этот суровый, красивый край с благодарностью. Хочу поделиться своими знаниями об этом крае.

Каждый народ говорит о себе через свою культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревностно оберегаются традициями и обычаями, в обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Тема исследования : «Традиции и обычаи северных народов. День оленевода»

Цель исследования: изучить традиции и обычаи северных народов, влияние хозяйственной деятельности, особенно оленеводства на их жизнь и быт.

  1. Собрать и изучить материалы из различных источников о ЯНАО (Ямало-Ненецкого автономного округа), народах, заселяющих территорию края;
  2. Собрать и изучить материалы о традициях и обычаях северных народов;
  3. Обобщить полученную информацию о влиянии на жизнь и быт такой отрасли хозяйства, как оленеводство.

Объект исследования : традиции и обычаи народов севера, праздник День оленевода.

Предмет исследования: влияние хозяйственной деятельности северных народов на их обычаи и традиции.

Гипотеза: хозяйственная деятельность человека в условиях Крайнего севера предопределила появление в их жизни особых праздников.

1.Анализ материалов справочной, научно-популярной и энциклопедической литературы, информации в сети Интернет;

2.Сравнение информации из различных источников;

Ямало-Ненецкий автономный округ – далёкий северный край, суровый и прекрасный, земля, на которой переплелись традиции коренных народов и достижения современной науки и техники. Ямал (так иногда его просто называют) всегда притягивал своей уникальностью путешественников и ученых, природными и культурными богатствами, чистым воздухом и первозданностью природы.

Климат ЯНАО суровый, резко-континентальный. Однако близость океана смягчает большие колебания температур. Весна начинается очень поздно, но, когда все расцветает, животные начинают активную жизнь. Животный мир Ямала богат и разнообразен. Местные жители этого края живут за счет этого животного мира. Животноводство – это основная отрасль у ненцев, сельпугов, ханты. В тундре мужчины выращивают оленей, занимаются рыболовством. Женщины следят за уютом в чуме, шьют одежду, вышивают орнаменты.

Город Тарко-Сале Пуровского района находится на юго-востоке от полуострова Ямал, в тундре. В переводе с ненецкого «Талка саля» означает «поселение между рек». Он был образован между реками Айваседапур и Пякупур. Вокруг тундра, болотистая местность. Это город газовиков, нефтяников. Мой папа, Тугаринов Сергей Викторович, работал охранником на нефтезаводе города. Недалеко находятся города Уренгой, Новый Уренгой, от которых в свое время проложили знаменитые газовые трубопроводы. Газовые трубы доходят до Европы, до стран ближнего зарубежья, добывают деньги для России. Нефть – это стратегическое, очень важное, сырье России. Это её богатство, валюта, наравне с золотым запасом.

II. Традиции и обычаи народов Севера, праздники.

В ЯНАО наравне с добычей нефти и газа, коренное население все же живет по своим законам, обычаям, занимаются рыболовством, оленеводством, тем, чем занимались их предки испокон веков. Я перечислю несколько главных праздников, которые отмечают коренные жители: День рыбака, Медвежий праздник, Дни большой радости, День оленевода.

Дни большой радости . Как известно, у ненцев традиционные народные праздники называются днями большой радости. Это — день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба.

Самое интересное — День рождения ненцы отмечают всего один раз в жизни. после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что, может, ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух. Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака . Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухойиустраивается ярмарка.

В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Отец повелел жить на земле, добывая себе пищу и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол», перед ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед медвежьей головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя . После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

Раньше праздник отмечали несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и угощаются мясом медведя.

Шкура, часть лицевой части головы, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

Праздник, который я сама видела — День оленевода.

Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить за тем, чтобы они не отстали и не заблудились.

Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

Интересны на дне оленевода соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, строганину). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

Моя мама работала в совхозе «Верхне-Пуровский» художником по прикладному искусству. Организовываются выездная торговля от совхоза. К сожалению, мы не привезли с собой поделки, но сохранились фотографии.

Я опросила одноклассников с целью узнать, какие у них есть сведения о Севере, о народах, населяющих эту суровую территорию, об их обычаях и традициях

Анкетирование среди одноклассников. Опрошено 20 человек.

Было задано 4 вопроса:

  1. Слышали ли вы о Севере России?
  2. Слышали ли Вы о ЯНАО?
  3. Знаете ли вы, какие народы живут на Севере?
  4. Знаете ли вы, какие традиции и праздники у народов Севера?

Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/02/18/traditsii-i-obychai-narodov-yanao-den-olenevoda

Оцените статью
Adblock
detector