Праздники по якутскому календарю

Якутия. Образ будущего

nicolaevaa

Традиционный календарь саха.

Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Главный редактор, кандидат исторических наук Афанасий Николаев (Якутск).
5.02.2017 г.
В культуре любого народа большую роль играет календарь и система летоисчисления. Существующие сейчас у нас в России календарь и система летоисчисления начали насаждаться народам Евразии силой со времен первого русского императора Петра I, с начала ХVIII в.
Древние египтяне отмечали Новый год весной, после разлива реки Нил, который начинался после первого утреннего восхода Сириуса после зимы. Сопдет, богиню звезды Сириус изображали в облике коровы или женщины с коровьими рогами. Ее почитали также как богиню нового года, чистой воды и наводнений.
У тюркских, монгольских и других народов Востока существовал счет времени по 12-летнему циклу. Каждый год обозначается названием определенного животного в следующем порядке: 1) мышь, 2) корова, 3) тигр, 4) заяц 5) дракон, 6) змея, 7) лошадь, 8) овца, 9) обезьяна, 10) курица, 11) собака, 12) свинья.
У тюрков – телеутов обряд «сом jaнгыртары», знаменующий приход Нового года проводился в начале июня.
У древних евреев Новый год (Рош-Гашана) приходился на осень.
У народов Европы также существовали разные системы летоисчисления.
У древних греков не было единого календаря. В каждой области были приняты свои названия месяцев (известно около 400 названий). Новый год у них отмечался между концом июня и концом июля.
Римляне первоначально тоже исчисляли время лунными годами (лунный год состоял из 355 или 377-378 дней). Новый год начинался 1 марта. Впоследствии первый день года был перенесен на 1 января, поскольку с 153 г. до н.э. в этот день вступали в должность консулы.
В восточной провинции Римской империи началом нового года считался день рождения императора Августа, 23 августа.
В России по церковному христианскому календарю новый год начинался сначала с 1 марта.
В 1348 году на православном соборе в Москве было определено, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября.
Указом царя Петра I от 15 декабря 1699 года новый год в России стал исчисляться с 1 января.
В основе народного календаря саха лежали пространственно-временные представления о горизонтальной модели мира. При этом Верхний мир соответствовал югу, а Нижний – северу. В центре находилась Земля людей – Средний мир.

Якутский календарь.
Исчисление года начиналось с пробуждения природы – в мае. Встречу Нового года отмечали обрядом Ысыах, который проводили в течение трех самых долгих дней – в июне, а три самых коротких дня в декабре – признавали в качестве “макушки года”.
Названия месяцев, начиная с марта по сентябрь, отражали чередование хозяйственно-сезонных работ, к узловым точкам которых приурочивались определенные обряды и обычаи.
В книге “Истоки мифологии и традиционный календарь якутов” известного якутского историка, доктора исторически наук А.И. Гоголева отмечается: “После массовой христианизации населения Якутии в первой половине XIX века, наравне с традиционным, распространяется русский православный календарь. По нему год начинается с осени. На деревянном “вечном” календаре “для почитания каждого воскресного дня” первый месяц — сентябрь”».
А.И. Гоголев в книге “Истоки мифологии и традиционный календарь якутов” пишет:
“…В XIX в. православные календарные даты и праздники (таҥаралар) были хорошо приспособлены к хозяйственному годичному циклу традиционного якутского календаря:
Орооһоостуба – Рождество, 25 декабря (7 января). В этот день полы юрты застилали сеном, готовили праздничные оладьи. Начинались рождественские морозы. Примечали, что если в этот день тепло – весна будет холодной.
Баhылайап таҥарата – Васильев день, 1(14) января, официальный новый год. Зима находится посередине, и он как бы рассекает ее на 2 части (“перелом зимы”). Приметы: “Коли выпадет мягкий снег – к урожаю трав”.
Кириhиэнньэ – Крещение, 6(19) января. Мыли иконы и этой водой обрызгивали коров, помещения и хотоны.
Маҥнайгы Охонооhойоп – Первый Афанасьев, 18(31) января. У быка-мороза отваливается один рог.
Иккис Охонооhойоп – Второй Афанасьев, 26 января (8 февраля). У быка-зимы отваливался второй рог.
Yhүc Охонооhойоп – Третий Афанасьев, 2(15) февраля, Сретенье. Если теплый день, то ожидалась теплая весна. Завершалась пора сильных морозов.
Сылаас Өлөксөй – Теплый Алексей (Онисим Зимобор), 15(28) февраля. В этот день, по мифологическим представлениям, отваливалась спина (туловище) у быка-мороза.
Былагасыыньа – Благовещение, 25 марта (7 апреля). Прилетают снегири. “Весна зиму поборола”.
Киристиэп күнэ, от слова “христоваться”. Имеется в виду Пасха, но так как у него постоянного дня нет, якуты отмечали его 2 апреля (15-ое по новому стилю).
Дьөгүөрэйэп – Егорий Вешний, Юрьев день, 23 апреля (6 мая). Прилетают кулики, вороны и гуси.
Дьэрэмэйэп күнэ – Иеремей Запрягальник, 1(14) мая. Начало весенних полевых работ.
Сааскы Ньукуолун – День Николая Вешнего, травного, 9(22) мая. Начиналась летняя половина года. Никольщина – важная сельскохозяйственная дата. Считалась для якута примечательной праздничной датой: “С Николы живи – не тужи”.
Саар Көстөкүүн күнэ, день царя Константина, 21 мая (3 июня). Время прилета уток-турпанов. Завершался переезд из зимника в летники.
Бөтөрүөп күнэ – Петров день, 29 июня (12 июля), день Велеса, бога скотоводства у славян. Начиналась сенокосная страда. Обычно в эти дни ожидались дожди “петровские”.
Борокуопайап күнэ – Прокопий Жатвенник, 8(21) июля. Время снятия бересты.
Ылдьыын таҥаратын күнэ – Ильин день, 20 июля (2 августа). Перунов день в языческие времена, середина покоса. В этот день полагался отдых. Дикие утята начинают летать. Поспевает земляника. Ночи темнеют.
Бастакы Ыспаас – Первый Спас, 1(14) августа. Время частых перемен в погоде. Холодные утренники, а ночью – заморозки.
Иккис Ыспааhык – Второй Спас, 6(19) августа. “Какой день во второй Спас, таков и Покров”. Начинаются дожди.
Yhүc Ыспааhык – Третий Спас, 16(29) августа. Разгар жатвы. Поспевает брусника. Дни становятся заметно прохладными. Начинается осень.
Сэмэнэп – Семенов день, 1(14) сентября. Завершаются сенокосные работы. Начало “семеновских” дождей. Переезд в зимники. Гуси собираются на отлет.
Исийээнэп – Воздвижение, 14(27) сентября. В этот день самый запоздавший скотовод завершал сенокосные работы. Земля начинает подмерзать, морозит и днем. Этот день назывался “сир тоҥор таҥарата” – “божество, замораживающее землю”.
Бокуруоп күнэ – Покров, 1(14) октября. Первое зазимье. Начало ледостава. “Каков Покров – такова и зима”. Начало осенней озерной неводьбы.
Миитэрэйэп – Дмитриев день, 26 октября (8 ноября). Скот били на мясо. Завершалась неводьба.
Мэкээлэйэп күнэ – Михайлов день, 8(21) ноября. Первые сильные морозы. Четверть зимы.
Кыhыҥҥы Ньукуолун – День Николая Зимнего, 6(19) декабря. Самые короткие дни. Николинские морозы.
У каждого улуса, у каждой семьи саха до 1917 г. была своя уникальная дощечка с важными датами, служившая из года в год.
Якутские народные календари были близки к русским деревянным календарям-святцам. В основном, это были обычные деревянные дощечки, на которые с помощью зарубок и особых знаков заносилась важная информация.
Практически все месячные и недельные календари имели круглую форму. В некоторые в качестве украшения вставлялись кусочки слюды. В календарь с помощью зарубок и особых знаков заносилась информация о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли, о днях семейных праздников. Эти календари имелись почти в каждой якутской семье.

Читайте также:  Не знаю может отдых душе устроить праздник нужен душе праздник

Якутский календарь (выставка в в Национальном художественныом музее).
Фото: dnevniki.ykt.ru/RomSpb

Якутский календарь-диск. Кон. XIX — нач.XX . Фото: art16.ru
Одинаковых, совпадающих во всех обозначениях календарей у якутов не было: в разных местах, исходя из характера природы и хозяйства, в календари вносились свои дополнительные знаки, причем отбрасывались не нужные для данных мест символы.
Даже в календарях одного и того же улуса бывали расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов.
Еще одна особенность: календари не составлялись специально для одного определенного года, они использовались в любом последующем году, месяце. Поэтому их называли “вечными календарями” (yйэттэн yйэ5э диэри барар халандаардар).
Среди этих деревянных календарей есть экземпляры самой разнообразной формы и качества работы: от простых гладких досок до имеющих вычурную форму и украшенных тонкой резьбой.
В фондах Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера хранятся старинные якутские и эвенкийские календари XIX—XX вв.

Якутские календари. Фото: http://odynokiy.livejournal.com
Календари делились на годовые, месячные и недельные. Принцип устройства у всех одинаков. В годовых писали названия месяцев и количество дней. В месячных и недельных календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца, недели. В эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня. Иногда эти палочки имели форму птиц.

Якутский спиралевидный календарь – деревянный календарь. Фото: sakhalife.ru.

Годовой календарь— Пасхалиц (“сибээскэ”).
Фото: республика-саха-якутия.рф.
В фондах Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера хранится календарь, приобретенный в 1911 году у Петра Герасимова из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Этот вечный календарь представляет собой четырехугольную деревянную доску, имеет 12 горизонтальных полос с отверстиями, каждое из которых соответствует определенному месяцу и графическим обозначениям праздников. Год начинается с сентября (это перенято от русского народного календаря, так как у якутов открывает год май).

Читайте также:  Особые платья для праздника

Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Дерево, резьба.
Фото: ilin-yakutsk.narod.ru.
Календарь составлен по старому стилю:
1 сентября —
Семенов день. Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Постепенный переход с летников на зимники.
14 сентября —
Исакьев день. Завершается переезд в зимники.
1 октября —
Покров день. Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне. Начинается рыбная ловля на мелких озерах.
26 октября —
Дмитриев день. Забой скота. Возвращение охотников из тайги. Начало сезона “городчиков”, везущих на продажу в город мясо, масло, дичь и т.д.
1 января —
Новый год (перенят от русских).
18 января —
Середина зимы.
25 марта —
Благовещение
23 апреля —
День святого Георгия — покровителя скота
9 мая —
Николин день. Переход на лето. Начало весенних полевых работ. Начало найма батраков на летние полевые работы. Начало ледохода и летнего плавания.
29 июня —
День Петра и Павла. Начало сенокоса и сезона летних работ. Этот праздник всегда проходил многолюдно с национальными танцами и играми.
8 июля —
Прокопьев день. Начало массового сенокоса.
20 июля —
Ильин день.
1 августа —
1-й Спасов. Полное вызревание хлебов и массовой его уборки. Сбор голубики и черной смородины.
6 августа —
2-й Спасов. Время метания стогов и скирдования хлеба.
Якутские традиционные календари, образуют вертикальный ряд в левом краю правого стенда постоянной экспозиции Американского музея естественной истории в Нью-Йорке (США), посвящённой жизни и традициям народа саха в конце XIX века. Экспозиция называется “The Yakut, a Turkic Tribe of Siberia”.

Календари саха размещали на юго-западном столбе юрты. Обращают на себя внимание украшения календарей: двуглавый орел, кресты и ангелы. Это свидетельствует о том, что такие типы календарей были усвоены якутами от русских переселенцев. Да и название календарей (эбэскэ) происходит от русского слова “святцы”. Называли их также “Kүн aҕaр”.

Читайте также:  Праздник день прав человека почему этот день важен для каждого человека

На первом, расположенном вверху календаре якутского стенда Американского музея естественной истории верхний ряд из 12-ти отверстий, по-видимому, соответствует числу месяцев в году. Два отверстия расположены здесь выше основного ряда.
По нему год начинается с осени. На деревянном “вечном” календаре “для почитания каждого воскресного дня” первый месяц – сентябрь”. То есть, если первое отверстие представляет сентябрь, то отверстия, расположенные выше, соответствуют ноябрю (первые сильные морозы) и июню (летнее солнцестояние).
Судя по подписи к календарю, каждое отверстие, идущее по кругу, означает день. Серии из 7 отверстий (7 дней) разделяются поперечными зазубринами, отмечающими неделю.

На втором, также сделанном из дерева, недельно-месячном календаре, внутренний круг представляет дни недели (7 отверстий = 7 дней). Отверстия внешнего круга соответствовали числу дней в месяце (31). Перемены дней недели и дат отмечались с помощью колышков, которые переставлялись из одного отверстия в другое, соседнее.
Йохельсон в своих заметках описывал недельно-месячный круговой календарь, имеющий на ободке 30 отверстий (дней). В том случае, если месяц состоял из 31 дня, колышек оставался в последнем отверстии в течение 2-х дней. В случае короткого месяца, состоящего из 29 или 28 дней, колышек переносился на первое отверствие следующего месяца.
Возможно, календарь с 30 отверстиями, описанный Йохельсоном, являлся отголоском дохристианского лунно-солнечного календаря, которого придерживались якуты. В его основе лежал лунный год, состоящий из 12 месяцев, но согласованный с течением и солнечного года. И обычный якутский месяц состоял из 30 дней и делился на 3 декады – по 10 дней в каждой. Они соответствовали фазам Луны – саҥа ый (новолуние), толору ый (полнолуние) и эргэ ый(старолуние).

На следующем календаре в якутском стенде Американского музея естественной истории, похожем на резной цветок, каждый “лепесток” соответствует месяцу (12 месяцев). Отверстия на “лепестке” – дни в месяце (от 29 до 31). На февральском “лепестке”, к примеру, помечены 29 дней. Отсчет ведется по часовой стрелке сверху вниз – начиная с января. На поперечной перекладине креста, помещенного в центре календаря, отмечены дни недели (7 дней). На внутреннем круге размещено 31 отверстие. Видимо, это так называемый “совмещенный” календарь, на котором воспроизводились и недельно-месячный и годовой циклы. Судя по помещенному на стенде пояснительному английскому тексту, отверстия на ободке указывали на дни святых.

Использованная литература и источники.
1. Национальный архив Республики Саха. Фонд 1403, оп. 2, ед. хр. 56, л. 28.
2. И.В.Заборовская. Искусство художественной обработки дерева у якутов (по материалам музеев ЯАССР). // Сборник научных статей Якутского республиканского краеведческого музея. Выпуск 2. — Якутск, 1957. — с. 157.
3.Материала сайтов республика-саха-якутия.рф, okkult.in, ilin-yakutsk.narod.ru, yakutskhistory.net.
4. А.И. Гоголев. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск, 2002.
5. Waldemar Johelson. “The Yakut”. Anthropological papers of the AMNH. – New York, 1933.
6. Географический Атлас “Республика Саха (Якутия)” – Москва, 2000.
7. Т. Старостина. “Дьөгүөрэйэп – День святого Георгия, или немного о народных календарях”. – Журнал “Илин”, № 1-2, 1999.
8. В.Я. Бутанаев. “Народный календарь хакасов”.
9. С.А. Токарев. Этнография народов СССР. М., Изд-во Московского Университета, 1958, № 6, 7.
10. Словарь «Античности». М., “Прогресс”, 1989, № 2.
11. “Мифология”. Энциклопедия. – М., “ОЛМА-ПРЕСС Образование”, 2002.
12. Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. – М., “Наука”, 1987.
13. И.И.Шангина “Русские традиционные праздники”, С-Петербург “Искусство – сПб, 1997.

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник статьи: http://yakutiafuture.ru/2017/02/05/tradicionnyj-kalendar-saxa/

Оцените статью
Adblock
detector