Праздники древней Греции, греческий театр
Праздники в давние времена греки любили не меньше, чем сейчас, а то и больше. Ведь праздник – это не только развлечение, но и выходной день, которых в ту пору не существовало. Это и возможность хорошо поесть и выпить на всевозможных состязаниях едоков, в которых могут участвовать все желающие (бедняки в том числе). Праздничные дни давали шанс увидеть театральные представления – знаменитые комедии и трагедии, и при этом не только сделать это за бесплатно, но и получить за посещение денежное награждение.
Какие праздники в Древней Греции особо почитались
Самый большой размах имели афинские празднества, куда стекалось большинство народу – приезжих и жителей. Они случались три раза в год: в конце зимы (февраль-март), в середине лета в июле и в начале осени (сентябрь). Разумеется, каждый великий праздник имел отношение к определенному греческому богу, в честь которого и проводилиь шествия, показывался театр и организовывались прочие мероприятия.
Дионисий и Анфестерий – проводы зимы и встреча весны по-гречески
Первый серьезный повод повеселиться древние греки находили уже во второй месяц года. Это было предвкушение весны и проводы зимы – нечто вроде нашей Масленицы. Если мы в России радуемся по большей части, окончанию морозов и холода, то в конце февраля на Анфестерий жители теплой страны Греции радовались окончанию мертвого времени года (как они считали) и устраивали театрализованные шествия, в которых главная роль отводилась богу Дионису.
Так как Дионис – бог веселья и вина, то и приветствовать его надо соответственно: гуляниями и шутливыми созтязаниями. Анфестерий в честь Диониса, судя по всему, выступил прародителем современных конкурсов поедателей гамбургеров и сосисок, а также соревнования по распитию пива – еще в те времена в Греции состязались, кто больше выпьет вина. Призом являлось…чтобы вы думали? Правильно, опять таки амфора с вином.
Праздник Дионисий, опять же в честь Диониса, случался в марте, после Анфестерия. На этот раз греки радовались приходу весны и делали это преимущественно при помощи театра – комедий, трагедий и хора. На эти представления, которые длились несколько дней подряд, зрителей доставляли в добровольно-принудительном порядке, ведь театр в то время – это не сколько развлечение, сколько дань богам. Правительство платило зрителям за то, что они тратят свое время на посещение театра Диониса, ведь для работающего люда четыре дня праздников – это еще и потеря заработка из-за простоя в работе.
Панафинеи – праздник в честь Афины
В июле отмечался праздник в честь главной богини города – Афины. Панафинеи были особенны тем, что проводились спортивные состязании по типу сегодняшних олимпийских игр. Так как богиня Афина являлась прекрасной воительницей, то и соревнования были соответствующие: метания копья и диска, борьба, бег и скачки и прочие конкурсы на силу и ловкость. Призом была афмора с оливковым маслом высшей пробы и народное признание. Помимо этого, Панафинеи известны своим шествием во славу богини, целью которого было украшение статуи Афины особым покрывалом. Чтобы изготовить одеяние, избранные девушки трудились над ним в течении всего года.
Осенний праздник в честь Деметры
Уже через месяц после летнего праздника приходил черед ждать чествования богини Деметры. Происходило это в первый осенний месяц, чтобы поблагодарить богиню Земли за щедрость. На этот раз совершались жертвоприношения и таинства, танцы ночью при луне (по типу нашего праздника Ивана-Купалы), распитие особого вина Деметры. Вино это было с неожиданными для нашего современника ингредиентами – с добавление круп, сыра и специй.
Мы рассказали о трех основных древнегреческих праздниках, между которыми были и другие, менее масштабные, но также интересные, со своими особенностями.
В настоящее время самые распространенные праздники в Греции – это Панигири в честь какого-либо Святого. Отмечаются они фестивалями, конкурсами и театральными спектаклями, которые кстати, могут посетить и туристы, будучи в этой стране.
Источник статьи: http://www.grekoman.ru/catalog/prazdniki-drevney-grecii
Календари и праздники Древней Греции. Часть 1
Древняя Греция — Календари и Праздники. Игры.
Основой календаря был лунный год (354 дня), и поскольку с солнечным он не совпадал, возникали проблемы при разделении года на месяцы и при попытках равномерно распределить дни по этим месяцам; итого год обычно состоял из 12 мес. по 30 или 29 дней, а через каждые три года вставляли дополнительный месяц. Введенный Солоном 8-летний цикл в третий, пятый и восьмой год цикла включал в себя 13 мес., а остальные — 12мес. Далее все, кому не лень вводили собственные циклы, но они обычно были слишком громоздки (Гиппарх, к примеру, ввел 304-летний цикл, состоящий из 4-х циклов Калиппа из Кизика, по окончании которых пропускался 1 день. Не думаю, что это понадобится.) Еще использовался цикл Метона Афинского, 19-летний, 12 лет по 12 мес. и 7 лет по 13 мес. Годы обычно не считали, а если припечет, то по поколениям, архонтам, эпонимам, либо по правлениям, либо по религиозным праздникам, но редко. Чаще встречалось что-нибудь вроде «в тот год, когда у старого Ксанфа в деревне Лакратиды родилась шестиногая коза». По Олимпийским Играм (и любым другим) время от времени, но нечасто, считали историки (Тимей), а простые греки так годы не отсчитывали!
В Афинах началом нового года служило первое новолуние после летнего солнцестояния, т.е. примерно вторая половина июля и первая половина августа. В Спарте новый год начинался после осеннего солнцестояния, в Беотии — после зимнего, в Мегарах — после весеннего. Очевидно, что и названия месяцев, и названия дней везде были разными. В некоторых гос-вах названия месяцев велось по счету.
Название мес. в афинском календаре чаще всего происходило от имен или прозвищ богов (№2, 3, 4, 5, 6, 10), либо от праздника данного мес. (№7,8,9,11,12). Каждый месяц (и день) был посвящен какому-нибудь богу, так, в Афинах, 1,2, 3,4-Аполлону, 5-й-Зевсу,6-й-Посейдону, 7-й -Гере, 8-й-Дионису, 9-й и 10-й-Артемиде,11-й -Аполлону и Артемиде, а 12-й-Афине. !3-й дополнительный месяц вставляли после Посидеона, он назывался «Посидеон второй», и посвящен был Посейдону. Месяц делился на три декады: с 1 по 10 день -начало, с 11 по 20 -середина, с21 по 30 -конец. Первый день любого месяца назывался — день новой луны, а далее -второй, третий день начинающегося месяца и т.д. Со второй декады — первый день середины месяца и т.д. С третьей декады счет велся в обратном порядке, т.е. 21 число называлось 10-м днем кончающегося месяца, и т.д. Последний день назывался «днем старой луны».Каждый день был посвящен кому-либо из богов, эти дни не считались праздниками, но жертвы богам приносились. Так, 1-й день был посвящен всем богам, и отдельно- Аполлону, Гекате и Гермесу, 2-й- доброму демону, 3-й — Афине, 4-й -Гермесу или Гераклу, 5-й-хтоническим божествам, 6-й — день рождения Артемиды, 7-й-День рождения Аполлона, 8-й-Посейдону и Тезею, 9-й-Гелиосу и Рее, 15-й-Афине, 28-й-день рождения Афины, 30-й — Гекате. Дни с 28-го по 30-й- посвящены поминовению усопших.
- Гекатомбеон —июль-август
- Метагитнион —август-сентябрь
- Боэдромион —сент. -октябрь
- Пианопсион —окт. -нояб.
- Мемактерион— нояб. -дек.
- Посидеон —дек. -янв.
- Гамелион -янв. -февр.
- Антестерион -февр. -март
- Элафеболион -март-апр.
- Мунихион -апр. -май
- Таргелион -май-июнь
- Скирофорион —июнь-июль
- Аппелаос- июль-август
- Букатиос-август-сентябрь
- Боатус — сент. -октябрь
- Гераос — окт. -нояб.
- Дабафориос — нояб. -дек.
- Поэтропиос — дек. -янв.
- Амалиос — янв. -февр.
- Бисий — февр. -март
- Теоксениос — март-апр.
- Эндиспойтропиос — апр. -май
- Гераклеос — май-июнь
- Илайос — июнь-июль.
- Ленейон — янв. -февр.
- Гиерос -февр. -март
- Галаксион — март-апр.
- Артемисион -апр. -май
- Таргелион-май-июнь
- Панемос — июнь-июль
- Гекатомбеон — июль-авг.
- Метагитнион —август-сентябрь
- Буфонион —сент. -октябрь
- Апатуреон —окт. -нояб.
- Аресион— нояб. -дек.
- Посидеон —дек. -янв.
- Букатиос —дек. -янв.
- Гермаос — янв. -февр.
- Простатериос -февр. -март
- Туос- март-апр
- Гомолоус-апр. -май
- Телутиос-май-июнь
- Агриониос- июнь-июль
- Гипподромиос- июль-авг.
- Панамос—август-сентябрь
- Памбоутиос—сент. -октябрь
- Даматриос—окт. -нояб.
- Алалкомениос— нояб. -дек .
Главных праздников было три — Панафинеи, Анфестерии и Дионисии. Всего же- около 50-ти, но выходных у греков не было, и мясо они ели только на праздники, т.е. то, что оставалось от жертвоприношений.
12 — Кронии (праздник уборки хлеба в честь Крона).
16 — Синойкии (в честь Афины. Празник объединения Тезеем 12-ти аттических общин в гос-во. .приносились жертвы богине мира и егип. Богу Аммону).
21-29 — великие Панафинеи, торж. праздник в честь дня рожд. Афины Полиады Городской. Учредил хтонический бог Эрихтоний, воспитанный Афиной на Акрополе. Проводился 1 раз в 4 года, в присутствии гостей со всей Эллады. Программа праздника включала факельный бег от алтаря Любви эстафетой к алтарю Афины, окутывание статуи Афины новым покрывалом, которое весь год ткали избранные по жребию афинские девушки, большие состязания для всех (спортивные, конные и музыкальные) и малые для афинян (состязания апобатов (т.е. попеременно бег и состязания колесниц), военные танцы под музыку (пиррихия), состязания в красоте для мужчин (эвандрия), бег с факелами (лампадодромия), состязания кораблей. Наградой была панафилейская амфора с изображением Афины-Воительницы, наполненная оливковым маслом из свящ. маслин Афины. Кульминацией (28числа) была торжественная процессия всех афинских граждан на Акрополь, где приносили в жертву Афине гекатомбу(100 голов скота), что заканчивалось общей трапезой(хм..).
21-25 — Малые Панафинеи, ежегодно, состояли из процессии, жертвоприношения, состязания хоров, пиррихии. С 4 в. до н.э. включали драматические состязания.
Метагитнии — праздник «смены соседей», т.е. переселений, в честь Аполлона Метагитния («соседского»).
Гераклеи — праздник в честь Геракла в Марафоне.
А какого числа они были, никто не знает. (хотя, может кто-то и в курсе)
3 — Элевтерии (в честь победы при Платеях).
6 — праздник в честь Марафонской победы , с поминовением павших.
6 — жертвоприношения Артемиде и военный парад.
7 — Боэдромии, в честь Аполлона-Боэдромия, помощника в битвах.
13-19 -Большие Элевсинские мистерии в честь Деметры, Персефоны и Диониса-Иакха, (с объявлением священного перемирия,) для посвященных («мисты», ими могли быть даже рабы), они пили священное вино Деметры «кикий», постились и разглядывали предметы в коробе, кои могли обеспечить человеку блаженство в загробной жизни. Состоял из очистительного омовения в море в Фалере, торжественной процессии из Афин в Элевсин по священной дороге в 20 км., которая несла круглый закрытый короб с таинственными священными предметами (но что там было, никто не написал, потому что и так все знали, и потому что упоминать было нельзя), с совершением крайне таинственных обрядов и представлением неизвестного рода драматических сцен.
5 — Прерозии, праздник Деметры.
7 — Пианопсии, праздник Аполлона и праздник фруктов и овощей, их жертвовали богу.
7 — Осхофории, праздник Диониса и Афины Скирады, винограда и маслин, бег мальчиков с виноградными лозами, трапеза (а куда ж без нее) и процессия из Фалера в Афины.
8 — Тезеи, учрежден где-то в 460 г. до н.э. Состязания в мужской красоте, бег с факелами, состязания глашатаев и трубачей.
8 — Эпитафии, в честь граждан, павших в битвах, сопровождался бегом эфебов в вооружении и бегом с факелами.
9-13 — Фесмофории, в честь Деметры и Персефоны, отмечался в посевную пору афинскими гражданками, которые в этот праздник кучно повышали плодовитость как людей, так и полей.
20 -Апатурии, праздник религиозной связи фратрий в честь Зевса и Афины, длился 3 дня, а на 3-й во фратрии записывали детей афинских граждан.
30 — Халкеи, праздник ремесленников в честь Афины Эрганы («работницы») и Гефеста.
— Гефестии, как и все прочее, сопровождались бегом с факелами. Афиняне вообще старались сопровождать все бегом, и, желательно, с огнем.
20 — жертвы Зевсу-земледельцу.
— Мемактерии, праздник Зевса Мемактерия-Бурного.
— Помпаи, процессия и жертвы Гермесу.
8 — жертвы Посейдону как покровителю растительности.
26 — Халоя, земледельческий праздник молотьбы в честь Деметры, Персефоны и Диониса, в Элевсине и в Афинах.
— Малые или Сельские Дионисии, окончание сбора винограда, процессии с вином, виноградом, смоквами, жертвенными сосудами и прочей утварью, фаллосами, печеньями и пением фаллических гимнов. Похоже одновременно на выставку народного хозяйства, демонстрацию сексменьшинств и переселение народов. Заканчивался шутливыми состязаниями.
С 12-го — Ленеи, праздник Диониса, начало зимнего солнцеворота, с состязанием киклических хоров, процессией, жертвоприношением.
24 — Гамелии, в честь свадьбы Зевса и Геры.
11-13 — Антестерии, в феврале,в честь, опять же, Диониса, чествовались предки, которые, находясь под землей, активно влияют на урожайность. Шествия изображали Диониса на корабле с колесами (изображал лично архонт-жрец). Пробовали новое вино, были состязания, кто кого перепьет, совершался сакральный брак нетрезвой супруги архонта с Дионисом. В последний день приносили в жертву Гермесу горшки с вареными плодами.
23 — Диасии, в честь Зевса Мелихия-Милостивого.
— Малые Элевсинские Мистерии, в Агре, с очистительными обрядами.
8 — Асклепии, День Медиков, с гимнами и жертвами Асклепию.
9-13 — Великие, или Городские Дионисии, в марте, в честь Дионисия Элевтерия-Свободного (локальный бог Элевтер). Процессия, в которой несли деревянную статую Диониса, (а архонт-жрец шел пешком), жертвы на его алтаре, ночное шествие в Афины, музыкальное состязание хоров 5 дней подряд (а позже -драматическое, в театре Диониса).
14 — Пандии, в честь Зевса.
— Элафеболии, охотничий праздник в честь Артемиды.
— Галаксии, праздник Матери всех Богов. Эфебы (юноши срочной службы, до 18 лет) совершали жертвоприношение и посвящали ей дорогую чашу.
4 — праздник Эроса.
6 — Дельфинии, в честь Аполлона Дельфиния, покровителя моряков. Тезей и, говорят, одиссей молились ему в этот день на Крите, в храме Аполлона Дельфиния.
16 — Мунихии, в честь Артемиды — покровительницы Мунихия, города-порта возле Афин. Жертвовали Афине лепешки с воткнутыми в них свечами.
16 — Бравронии, в честь Артемиды-Бравронии, раз в 4 года, с посвящением богине девочек, которые потом исполняли обряды в ее святилище на Акрополе.
— Праздник в честь Саламинской победы (с 480 до н.э.)
19— Олимпии, жертвы всем олимпийским богам, конные и спортивные состязания.
6 — жертвы Деметре Хлое, покровительницы зелени.
6-7 — Таргелии, в честь Аполлона и Артемиды, как покровителей жаркого лета, жертвовали плоды, состязались хоры взрослых и детей.
19 — Бендидии, в честь фракийской богини Бендиды (со времен Перикла), процессия и конные ристания с факелами.
24 — Каллинтерии, в честь Афины, праздник очищения, уборки и украшения храма Афины Поллиады.
25 — Плинтерии, праздник омовения старой и грязной статуи Афины Поллиады.
12 — Скирофории, в честь Афины Скирады, для предотвращения засухи.
14 — Диполии, в честь Зевса Полиаса, хранителя города, ему приносили в жертву быка.
30 — Диисотерии, в честь Зевса Сотера -Спасителя и Афины Сотейры-Спасительницы.
— Аррефории, в честь Афины, праздник дарования росы, богине посвящались 2 девочки-аррефоры, из знати, 7-11 лет, которые на время становились помощницами жрицы Афины.
Источник статьи: http://litnet.com/ru/blogs/post/94721