Праздники религий мира конспект урока

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»

Цель урока : ознакомление с особенностями праздников разных религиозных культур.

  • Организовать работу с разными источниками информации для углубленного знакомства с традициями религозных праздников. Проанализировать схожесть некоторых праздников с точки зрения происхождения, традиций празднования, современной интепретации.
  • Создать условия для самостоятельного планирования и выбора альтернативных путей решения творческого задания.
  • Развить навык работы с пользовательским компьютером, навыки стендовой презентации, театрализации и интервью.

— Посмотрите фрагмент мультфильма и дайте ему название. (Мультфильм «Смешарики. Красный день календаря»)

— Подумайте, как праздник может быть связан с нашим предметом?

У каждого свое есть бога почитание.

Один спешит в мечеть поклоны бить.

Другой, отправить Будде жаркие воззвания.

А третий всех богов готов за все молить.

И люди те, какие верят свято,

Ждут праздника и жертвуют собой.

У каждого из них, запомните, ребята,

Религия своя, и праздник тоже свой.

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока .

— Какие религиозные праздники вы знаете?

— Вы назвали в основном христианские праздники. А знаете ли вы праздники других религий?

— Зачем нам знать праздники разных религий?

2. Открытие новых знаний

Предлагаю узнать о самых главных религиозных праздниках в традиционных религиях.

— Для этого мы раделились на 4 группы. Собрав разрезной символ, вы поймете, о празднике какой религии вы сегодня узнаете.

-1 группа: Иудаизм

— 2 группа: Христианство

— 4 группа: Буддизм (символы на слайды)

— О чем можно узнать при ознакомлении с религиозными праздниками? (кластер на доске)

— Откуда мы можем на нашем уроке узнать об особенностях праздников?

— Действительно, источники информации могут быть разные.

1. Так, группа буддистов узнает о традициях своего праздника, просмотрев видеоролик.

2. Группа христиан попробует с помощью иллюстративного материала и, опираясь на свой жизненный опыт, узнать особенности вашего праздника.

3. Третья группа иудеев познакомится с презентацией из интернета и узнает традиции своего праздника.

4. Группе мусульман предстоит ознакомиться с традициями из письменных источников.

— Ну, а если случится так, что информации недостаточно, то вы можете обратиться в «скорую помощь» — GUGL, сказав волшебные слова «ok gugl»

— Распределите в вашей группе роли, кто о какой особенности праздника будет рассказывать. Старайтесь кратко, но понятно сформулировать полученную информацию. Напомните, на какие особенности праздника нужно обратить внимание.

— Оказывается, не только найти информацию, но и представить ее можно по-разному.

— Так, группа буддистов попробует представить себя корреспондентами и продемонстрировать рассказ о своем празднике в форме интервью или репортажа.

— А группа христиан представит нам свой рассказ в виде стендовой презентации, создав афишу, используя иллюстративный материал.

— Иудеи подготовят самопрезентацию своего праздника.

— Группе мусульман предстоит сегодня разыграть миниспектакль, поведав нам о своем празднике.

— Прочитайте инструкцию к выполнению творческой работы. Время для ее выполнения 5-7 минут.

3. Представления творческих проектов

-1 группа : Иудаизм – ПЕСАХ (слайд)

— Напомните, в честь какого события появился этот праздник?

— Ребята, а что вас особенно поразило или удивило в традициях этого праздника?

— 2 группа: Христианство – ПАСХА (слайд)

— Почему вы рассказывали именно об этом празднике?

— Назовите главный символ Пасхи и пасхальное приветствие.

Физминутка : (пасхальная игра с движениями)

Словно яркая раскраска,
К нам домой явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!

— 3 группа: Буддизм – САГААЛГАН (слайд)

— Какова особенность продуктов к праздничному столу в Сагаалган?

— Что для вас было трудным при подготовке интервью?

— 4 группа: Ислам – КУРБАН-БАЙРАМ (слайд)

— Что вам особенно понравилось в выступлении ваших одноклассников?

4. Этап первичного закрепления

Мы узнали о четырех праздниках религий России. Давайте проверим, как вы запомнили их, предлагаю поиграть в игру «Угадай праздник». Посмотрев на слайды, определите праздник и покажите сигнальными карточками, к какой религии он принадлежит.

— Что отличает все эти праздники?

— Что их объединяет?

— Почему, мы жители России говорили сегодня праздниках разных религий?

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Символом единства для всех религий и народов является круг

Так давайте и мы встанем в большой круг и возьмемся за руки! (под песню «Так давайте устроим большой хоровод»)

— Ребята, я благодарю вас за работу на уроке!

5. Домашнее задание

А для тех, кто хотел бы на следующем уроке рассказать о других религиозных праздниках, я приготовила их названия.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2021/01/27/konspekt-uroka-orkse-kalendari-religiy-mira-prazdniki-v-religiyah

Конспект урока ОРКСЭ тема «Праздники в религиях мира»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля «Основы мировых религиозных культур». Урок составлен в технологии критического мышления.

Скачать:

Вложение Размер
prazdniki_v_religiyah.doc 52.5 КБ
svedeniya_o_prazdnikah.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Автор: Сафина М.В.

Тип урока: открытие нового знания

Тема: « Праздники в религиях мира»

Обучающие: формирование представлений о праздниках в религиях мира.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету;

развитие коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;

развитие логического мышления, воображения, эмоциональной сферы;

развитие творческих способностей;

Воспитывающие: формирование положительного отношения к религиозным праздником в разных народов;

формирование навыков доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

воспитание толерантного отношения к окружающему миру.

Ожидаемые результаты : учащихся познакомятся с основными религиозными праздниками; закрепят умения работать с текстом, словарем; учащиеся смогут делать выводы; усвоят умения обобщать и систематизировать.

1. Дать представление о многообразии праздников в религиях мира.

2.Расширить знания о праздниках в религиях мира.

3. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

Используемая технология: РКМЧП

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Урза-байрам. Вишакха. Пуджа. Дунчод-хурал. Салгаалган.

  1. мультимедийная презентация
  2. тексты
  3. листы бумаги А4
  4. маркеры

Ребята, для того чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю вам следующее задание. На слайде представлены слова, если вы поставите их в нужном порядке, догадаетесь, что их объединяет, то сможете сформулировать тему.

На слайде 2 слова: радость, подарки, застолье, игры, дары, новости, азарт, календарь.

Совершенно верно. Скажите, пожалуйста, что для вас означает слово праздник? Один учащийся работает со словарём

Сегодня мы будем вести разговор о праздниках, но в рамках нашего предмета догадайтесь о каких праздниках пойдет речь?

Слайд 3 Тема урока: Праздники в религиях мира.

— Оцените себя на «линейке знаний». (знаю от 0 до 10 праздников )

А сейчас я предлагаю вам сыграть со мной в игру слайде 4 «Верите ли вы, что…»

  1. В каждой религии свои праздники?
  2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
  3. Сагааган – буддийский Новый год?
  4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
  5. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?
  6. В праздник Шовуот можно кушать только молочные продукты?
  7. Символ пасхи – крашеные яйца?

-В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?

— Почему вы уверены в правильности ответов?

-А в каких вопросах сомневаетесь?

-Тогда сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

(Цель прописываем на доске).

Работать сегодня будем в 4-х группах, по плану на слайде 5 , каждая из которых будет представлять одну из мировых религий.

Слайд 6. На столах у вас лежат тексты о праздниках, ознакомьтесь с ними. При чтении я предлагаю использовать прием « Инсерт» для удобства фиксации информации. (+ знал, ! – новое, ? не понял)

На доске сводная таблица

-Расскажите остальным ребятам, о том, что узнали о праздниках в вашей религии.

Цель: узнать о праздниках в разных религиях.

Дети в группах читаю текст

Представители от групп заполняют таблицу у доски.

Слайд 7. — Итак, давайте вернемся к нашей игре «Верите ли вы, что ..»

Изменились ли ваши ответы в конце урока? Почему? На все ли вопросы мы нашли ответы? Слайд 8. Хотите проверить свои знания? Предлагаю тест-слайд: на каком празднике вас угостят этими блюдами?

— Оцените сейчас себя на «линейке знаний». (знаю от 0 до 10 праздников )

На доске есть такая же линеечка, выйдете и отметьте стиками, где вы сейчас сделали пометки.

На каких праздниках вам хотелось бы побывать? Почему?

В заключении давайте сочиним синквейн. Кто забыл правила его написания, посмотрите на слайд. Итак,

Получили новые знания и точно знаем ответы на вопросы

Дети составляют синквейн

Рассказать родителям о религиозных праздниках других народов;

Предварительный просмотр:

Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим.

Суккот — веселый праздник

Суккот — один из трех паломнических праздников, во время которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. У этого праздника есть несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая. Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Сукко т евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение 40-а лет.

Шаббат — в иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу), в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах, после чего последующие 24 часа отделяются для общения со Всевышним. Это является еженедельным, установленным Им временем свидания для встречи с Его народом.
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда — чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.

Песах — еврейская Пасха

Песах — центральный иудейский праздник .

Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах — семидневный праздник , первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.
Слово песах ( пасха ) означает «прохождение мимо».

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов. Не выполняют и домашнюю работу — стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. На столе обязательно присутствуют горькие зелёные травы, бездрожжевой хлеб – мацца и др. символические блюда. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм.

Курбан-Байрам — праздник жертвоприношения ради Всевышнего Бога. Это самый большой мусульманский праздник. Курбан-Байрам завершает собою обряд Хаджа — паломничества к святыням Ислама. Главным обрядом дня Курбан-Байрама является жертвоприношения животного ради Всевышнего Бога. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.

Ураза-байрам — мусульманский праздник, отмечается в первый день месяца Шавваля. Этим днем завершается священный месяц поста Рамадан. Этот праздник называется малым праздником в противоположность большому празднику — празднику жертвоприношения.
В праздник дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников. После торжественного богослужения верующие посещаются кладбище — помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.
Праздник отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели.

Вишакха. Пуджа. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Сагаалган — Буддийский Новый год. В буддийской традиции празднование Нового года приходится на первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Новый год — единственный праздник, который дошел из глубин древности до наших дней без изменения своего внутреннего звучания. Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год. За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь. Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло). В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.

Дончод или Весак — буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану ) Гаутамы Будды

В центре внимания праздника — просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Люди также посещают местные храмы и монастыри, слушают молитвы и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды , дхармы и сангхи ( трёх драгоценностей ). В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия. Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение. этот праздник не считается праздником света.

Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу.
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Затем люди идут домой и садятся за праздничные столы. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО , великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, — является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал адресован учителям, ведущим в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю «Основы мировых религиозных культур». Разработка содержит подробный .

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»).

· освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;· формирование ценностного отношения к «зо.

Ø Сформировывается представление об основных священных книгах мировых религий – Типитака, Коран, Тора, Библия.

Модуль. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Тема. Священные книги религий мира .

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю «Основы мировых религиозных культур». Тема: «Священные книги религий мира».

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/18/konspekt-uroka-orkse-tema-prazdniki-v-religiyakh-mira

Читайте также:  Праздники русского народа 17 века
Оцените статью
Adblock
detector