Праздники россии второй половины 19 века

Праздники россии второй половины 19 века

Библиографическая ссылка на статью:
Мирошниченко Е.В. Городской праздник как социально-культурный феномен России второй половины XIX века // Культура и образование. – Август 2014. — № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/08/2319 (дата обращения: 29.09.2014).

Праздничная культура современного мира ‒ это многогранное явление социально-культурной жизни и практической деятельности специалистов разных профилей. В праздниках отражается история и культура страны, специфика менталитета личности и народа. Они преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несут радость общения и преображения окружающего мира. Вот почему на протяжении всех исторических периодов развития цивилизации, интерес к празднику как феноменальному явлению культуры не ослабевает, напротив, осмысление этой сферы (как объекта и уникального субъекта жизнедеятельности человека) остается актуальной научной и практической проблемой.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время» ‒ период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). Это слово родственно польскому слову «prozdny». B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье ‒ «праздничные дни» следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам [6, с. 324].

История праздника уходят в глубокую древность, она тесно связана с магическим и ритуальными действиями, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями народа. Русские народные праздники традиционно сопровождались множеством игр, песен, музыкой и плясками. Их особенностью всегда были и остаются неразрывная связь с окружающим миром, непосредственное участие в праздничном процессе и коллективный характер проведения.

Потребность у русских людей в празднике во многом была обусловлена поведенческой праздничной свободой, возможностью эмоционального выброса накопившейся усталости и даже отрицательной энергии. Праздник – это изменённое состояние сознания. Мир открывается с другой стороны, перестаёт быть обыденным и становится сказочным, волшебным [7]. Именно поэтому праздник всегда являлся неотъемлемым элементом сельской и городской культуры.

Город как совокупность смешанных элементов повлек за собой многообразную палитру городских праздников, которые постепенно оформились в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Он стал своеобразной народной памятью, праздничной летописью города. Праздничный календарь города базируется на традиционном календаре, основу которого составляют народные и религиозные праздники. Традиционный праздничный календарь является результатом длительного культурного процесса, его структура и форма непрерывно развиваются и совершенствуются.

Многолюдныеи гулянья и праздники всегда входили в быт городского населения. Но на протяжении долгого времени они полностью воспроизводили крестьянскую традицию, по которой устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженые на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на троицу и т. п.). Сами гулянья назывались в народе «под горами» или «под качелями».

Культура больших городов превратила народный праздник в народное гуляние, в котором поменялся смысл главных элементов. Так, например, место обряда заняла игра, вместо локальной традиции активизируется массовая усредненная культура, фольклорное осмысление праздника заменяется потребностью всеобщего веселья. Поэтому народное гуляние близко к площадному ярмарочному гулянию – порождению города [2, с. 97].

К середине XIX века в праздничной культуре города все отчётливее наблюдается нарастание светских начал. Это проявилось в государственных праздниках как торжествах нового типа. В городских праздничных действах всё чаще встречаются элементы европейских зрелищных развлечений: приемы, парады, фейерверки и др.

Так, например, приезд «важных» гостей в провинциальный город непременно сопровождался торжественной воинской церемонией. Дальнейший ход официальных праздников протекал в большинстве случаев неизменно. Участие в последующих за праздничным богослужением и военным парадом мероприятиях для каждого жителя было обусловлено его социальным статусом. Высшему чиновничеству давались торжественные обеды, ужины. Заметим, что воинские парады и церемонии являлись в то время одним из любимых развлечений как простого народа, так и «высшего общества». Как пишет Г.А. Андриец, в XIX в. увлечение воинским церемониалом отмечалось в целом по России, что было обусловлено рядом факторов: высокой оценкой общественным мнением воинской службы, успехами русской армии в ряде войн. К этому надо добавить красочность и четкость воинских церемоний, а также недостаток иных зрелищ [1, с. 157].

В русских городах па протяжении всего календарного года проводилось много гуляний, приуроченных к сезонным и церковным праздникам, ярмаркам, иногда и к таким событиям, как победы, коронации и т. п. Устраивались они в разных частях города в зависимости от обычая, времени года, массовости и популярности праздника. Формы массово-развлекательного компонента очень разнообразны и имеют различное происхождение. Эта праздничная часть, пожалуй, наиболее подвижна, так как подвержена постоянному как стихийному, так и целенаправленному поиску форм, что вызвано стремлением сделать праздничный досуг наиболее интересным и соответствующим духу времени [5, с. 82].

Читайте также:  Сценарий детского праздника эльза

Весьма интересное описание городского праздника находим в рукописях отечественного ученого библиографа, философа И.В. Владиславлева «Город, где – как и в других городах – в царские дни и в дни иллюминаций население вытаскивало на улицы старые башмаки и галоши и, налив их керосином, жгло во славу предписанного властью торжества вместо плошек, ‒ плошек хватало только на несколько центральных улиц; иллюминации эти неизменно сопровождались «пущаньем фиверков»: русский удалец, высоко подняв на палке горящую обувь, брызгал на нее изо рта керосином и кричал иногда какое-нибудь начальственное «да здравствует», ‒ а чаще что-нибудь увеселяющее или непотребное» [3].

Городской праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, эмоциональным взрывом. Так описывает эмоциональную атмосферу городского праздника И.В. Владиславлев: «Застал я в Воронеже и знаменитые кулачные бои – одно из массовых развлечений тусклой русской жизни. Групповые бои и большие массовые бои, когда «кликали клич», и неизвестно откуда, изо всех щелей, выползала взъерошенная, развинченная и взвинченная мастеровщина, часто в опорках на босу ногу, ‒ и еще какой-то разного чина и звания любящий подраться люд. А кто не любит на Руси подраться? Надо же куда-нибудь расходовать энергию. Другие народы расходуют ее на иных путях самодеятельной жизни своей – в политической, в партийной борьбе, в борьбе с правительствами своими, смещая, перевыбирая их. А у нас на протяжении веков вечной деспотии своеобразная сложилась «сублимация»: несусветная между собою трехэтажная словесная и всякая иная драка – и на улицах и под крышами домов. Специально кулачные бои, разыгрывавшиеся по всем правилам искусства, ‒ это, в сущности, лишь мелкая частность универсальной нашей национальной особенности – и вкуса к драке» [3]. Собственное настроение о событиях детства автор передает, цитируя Н.Г. Чернышевского: «Чернышевский в своей «Автобиографии» свидетельствует, как заражает это зрелище, какой восторг вызывали у него в детстве кулачные бои в Саратове. «Это опьянение, это восторг! – пишет он. – И сердце бьется, и кровь кипит, и сам чувствуешь, что твои глаза сверкают… Бывали ль вы в порывах экстаза от чего-нибудь, – от пения, концерта, оперы, – я бывал и плакал от восторга, но это всё не то, всё слабо перед впечатлением моим от кулачных боёв» [3].

Важнейшей частью городского праздничного пространства являлся Общественный сад с «увеселениями» и музыкой. В них организовывались разнообразные увеселения, праздники и зрелищные представления с музыкой. Здесь проводились народные гулянья, зрелища с воздушными шарами, городские праздники и зрелища для народа по случаю разных торжеств, гулянья с лотереями, традиционные купеческие «смотрины» и состязания в беге, концерты, «вокзалы» (увеселения с музыкой), балы другие формы общественного досуга.

Описывая досуговую «жизнь» городского населения XIX века И.В. Владиславлев отмечает: « Как и во всех порядочных городах старой Руси, в центре и нашего города были неизменные Дворянская улица и Городской сад. Здесь – вечернее «кипенье жизни». На Б. Дворянской жизнь начинается несколько раньше. В Городском саду круговое движение начинается к вечеру, с появлением традиционного оркестра – под звуки бравурных заигранных маршей, патриотических и опереточных мотивов, причудливого ассортимента попурри и танцевальной музыки. О старо-русская, движущаяся вкруговую, гулящая толпа! Нельзя, конечно, и сравнивать ее с итальянской или французской – с их несравнимым даром непринужденности, неожиданной выдумки, инициативности, творческого веселья» [3].

Городской праздник всегда выполнял важные социальные функции. Среди них: компенсаторная, эстетическая, нравственно облагораживающая. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог. В празднике отражается национальная культура и традиции народа, его коллективное единение. Как точно выразил свою мысль И.В. Владиславлев, написав: «Есть у нации некая целостность жизненного профиля, проглядывающая во всем. Надо только внимательно всмотреться, чтобы видеть ее. Когда я мысленно вызываю воображением запечатлевшуюся с детских лет массовую картину прогуливающегося провинциального мирка, рядом с нею неизменно встает, по ассоциативной связи, известная символическая картина «Спираль жизни» [3].

Читайте также:  Праздник воина как пройти

Таким образом, праздничной культуре города в XIX веке характерно традиционное сочетание религиозных и светских элементов. Среди увеселительных мероприятий праздничных торжеств выделяются различные элементы праздничного действа, которые придают им зрелищную эмоциональность и национальную колоритность. Праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

Источник статьи: http://vestnik-rzi.ru/2014/08/2319/

Развитие площадной праздничной культуры России в XIX веке

Её формы»

реферат по дисциплине

«История и теория праздничной культуры»

Исполнитель: Карпухов И. С., студент группы РТП-16/1б

Научный руководитель: Зуйко Ю. П., заслуженный работник культуры РСФСР, доцент.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Развитие площадной праздничной культуры России в XIX веке
2. Формы площадной праздничной культуры XIX века
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность.В современной праздничной индустрии все большее место занимают зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного, художественного воспитания людей, формированию их быта и досуга. Поэтому праздничная культура нуждается в глубоком изучении ее форм, функций, характеристик.

Для того, чтобы понять суть зрелищных искусств нужно не только проанализировать их как явления современной действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелищ.

Площадная праздничная культура имеет непосредственное отношение к режиссуре театрализованных представлений, она является прообразом этой специальности, поэтому важно знать ее особенности в различные периоды развития истории. Возможно, в связи с этим станут ясными формы дошедшие до нашего времени, или это станет хорошим материалом для исследования и возрождения ушедших форм, приемов и методов.

Цель исследования – изучить особенности площадной культуры России XIX века и ее формы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные признаки и этапы развития площадной культуры России XIX века;

2. Описать основные формы площадной праздничной культуры XIX века в России.

Развитие площадной праздничной культуры России в XIX веке

На протяжении всего календарного года в российских городах проводилось много массовых гуляний. Они были приурочены к сезонным, церковным праздникам, ярмаркам, иногда и к таким событиям как победа в сражении, коронации и т. д. В зависимости от погоды, времени года, обычая они устраивались в разных частях города. В основном такие празднества проводились на открытой площадке.

Местом скопления людей, торговли, развлечений, отдыха была праздничная площадь. Именно площадная культура могла сформировать сознание большей части населения России. Поэтому она является важным аспектом в жизнедеятельности человека. К XIX веку территориально уже было сформировано пространство площадей во многих городах России. В Москве, например, это были Новинское, Марьина роща, Разгуляй, а в Петербурге Фонтанка, Адмиралтейская площадь и др.

Площадные празднества отмечались по всей России и отличались местными чертами, которые создавали «индивидуальное лицо» гуляний.

В зимний цикл праздников площадные развлечения были особенные, равно как и для остальных сезонов. Зимой площадь заполнялась ледяными горками, на которых мог прокатиться любой горожанин и приезжий, а также производилось катания на лошадях. На Урале эта традиция площадных праздников была неизменной долгое время. Это массовое катание на лошадях в санях вокруг ледяных горок. 30 — 40 саней собирались вместе. Именно в XIX веке к площадным русским увеселениям прибавились балаганы, в которых непрерывно шли представления во время всего гуляния.

Если в зимний период главным развлечение на площади были горки, то площадная культура весеннего сезона праздников отличалась не только более обширным обилием товаров, выставленных на продажу, но и главным развлечением. Весной длинные очереди выстраивались к качелям. Качели были разные, но эта забава привлекала на площади большинство людей. Несомненно, качели сражу же привлекали множество лицедеев, торговцев, предсказателей и иных увеселителей и забавников.

В весенний цикл большие праздники устраивались на пасху и троицу, но между ними праздновались и менее значительные. Например 1 мая довольно регулярно праздновалось за городом, в рощах, но тоже на открытых площадках с развлечениями. Несмотря на это, праздник (1 мая) смотрелся на фоне масленицы, пасхи выглядел достаточно скромно.

Читайте также:  Проект новогодний праздник 2 класс конспект

Обязательными площадными гуляниями сопровождались и ярмарки. Чем богаче и многолюднее была ярмарка, тем более широкий размах приобретало и гуляние. Балаганы, театры, карусели, кукольные, цирковые представления и прочие увеселения продолжали действовать с первого до последнего дня ярмарки.

Большие, центральные ярмарки украшались балаганами различных окружностей, с флюгерами и огромными вывесками. В одном из них происходило конное ристалище и пляска на канате, в другом необычный силач держал в зубах пудовые гири, маленьких детей вверх ногами. Показывали там и различные вертепы и панорамы.

Местная ярмарка сохранялась в памяти людей как яркое событие, как пестрый, яркий, шумный праздник.

Горы, и качели, будучи непременной частью площадного праздника, все же не являлись специфическими массовыми увеселениями, к тому же привязанность к сезону не позволяла им стать символами гуляния вообще. В этой роли выступали карусели и балаганы.

Карусели, подобно балаганам, украшались, а позднее и иллюминировались. Большие карусели имели специальную площадку для выступления зазывал. В России XIX века особую популярность имели «самокаты» — двухэтажные крытые карусели с наружной и внутренней галереями.

Карусельное катание сопровождалось выступлениями на галереях актеров самого разного плана, вплоть до музыкально-хореографических номеров и разыгрывания народной драмы.

Карусели, балаганы, качели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были не единственными объектами внимания у гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площадному празднику придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду стоит отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников. Ко второму – всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных «дедов», а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, на специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки.

Главная задача – создать яркий, броский образ, приковать взгляд к тому, что продается и при этом создать праздничную обстановку, настроение. На это были рассчитаны костюмы действующих лиц площадного гуляния: и праздничная одежда посетителей, и внешний вид актеров, продавцов, зазывал. С той же целью украшались ярморочные, праздничные строения: стены балаганов, каруселей, качели ярко раскрашивались, обвешивались живописными изображениями, разноцветными флажками, вывесками. Крупные балаганные театры покрывались огромными картинами – плакатами с сюжетом представления, качельные столбы украшались огромными размалеванными фигурами русских рожечников.

Стоит сказать, что подготовка населения к площадному веселью начиналась задолго до того, как поднимался ярморочный флаг или раздавалась пушечная стрельба, возвещающая о начале праздника. Большую роль играли широковещательные афиши, которые заранее развешивались по городу, селению.

Городская площадь во время гуляний и ярмарок представляла собой очень интересное и необычное зрелище, захватывающее как количеством и разнообразием всего помещающегося на ней, так и сочетанием невозможных в будничное время вещей.

В самом деле пестрота ярмарки, гуляния поражает. Здесь русские традиционные горки или качели мирно соседствуют с балаганом, где итальянские заезжие комедианты играют пантомимы. Старинные наигрыши рожечников переплетались с музыкой шарманок. Гуляние представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления Яркие костюмы артистов, кричащие вывески балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшиеся всеми цветами радуги изделия промыслов.

Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя становился вовлеченным в ярморочный праздничный водоворот.

Площадная культура XIX века в России сформировала основные принципы праздника как фактора влияния на досуг, быт и сознание человека. Поэтому в конце XIX века власть начала пытаться сделать площадные гуляния нормированными, содержащими определенный смысл для воздействия на население. Но культура площади не поддалась, поэтому в конце века будет период, когда площадные гуляния запрещались не только в пределах городов, но и за чертой города. Но это уже история, переходящая в XX век. XIX век можно назвать периодом, когда площадная культура была в расцвете. Это вызвано не только политической ситуацией, но и тем, что именно в начале XIX века начался сбор культуры и традиций нашей страны – началось подробное изучение русского фольклора.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s11904t7.html

Оцените статью
Adblock
detector