- Внеклассное мероприятие «Широкая Масленица» план-конспект занятия (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа» план-конспект урока по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- Д ревние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
Внеклассное мероприятие «Широкая Масленица»
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Конспект внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_shirokaya_maslenitsa.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник «Широкая Масленица»
Цель занятия: способствовать обогащению духовного мира ребенка, повышение интереса к истории и традициям своей Родины через знакомство с культурным наследием русского народа.
- расширение и углубление культурологических знаний учащихся;
- приобщение учащихся к культурным традициям своей Родины;
- умение активно и плодотворно работать в коллективе.
Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная
- ПК, проектор
- Презентация по теме занятия «Масленичные гулянья»
- Оформленная выставка посвященная быту русского народа XIX в.
- Блины
- Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью выставки посвященной быту русского народа XIX в. И музыкальному сопровождению.
- Размышление о эволюции быта русского народа;
- Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к данной теме;
- Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;
- Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, взаимопомощь и т.д.), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Ведущий: У русского народа много обычаев и праздников. Самый веселый праздник в начале весны- Масленица. Давайте и мы сегодня повеселимся на славу.
Знаете, как раньше говорили?
«Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает!» В масленичную неделю помечалось: «Есть до икоты, орать- до перхоты, петь до надсаду, плясать- до упаду.»
Надоела нам зима, надоскучила.
Все суставчики приморозила.
Метель глазки все повыхлестала,
Метель-въюга все повымела.
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек поела, И солому подобрала,
И мякину подмела.
В мешке стужу несла, Холод на землю трясла.
Под горку покатилась.
Весна красная идет!
Надо зимушку спроводить,
Дружно Масленицу сладить!
-А вы знаете, что в старину зиму прогоняли закличками?
Закличками прогоняем Зиму (Аюшки)
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
Радостью, огромной милостью.
С льном большим, с корнем глубоким,
С хлебом великим!
Ясна-красна пришла Весна, а с нею-Масленица!
Не пора ли передать власть от Зимы-Весне-красне? (прячу ключ под пенек)
И поможет нам зиму проводить, да Весну встретить веселая Масленица.
Ой, да Масленица, на двор въезжает,
Широкая, на двор въезжает!
А мы, девушки, ее встречаем!
Здравствуй, Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты надолго ль к нам пришла?
А следующей песней Масленицу встречаем. «Наша масленица годовая.»
Всего на семь дней.
Мой первый день – встреча.
Седьмой день – проводы.
Ой, да масленица, погостюй недельку,
Ой, да Масленица, погостюй другую!
Просим масленицу остаться и веселимся от души.
Песня: «Едет масленица»
Дома аромат блинов
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче масленицу отпразднуете, тем богаче год будет!
7 дней Масленица гостила.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Обрубили все концы.
Всем пенечкам на пригорке,
Даже русским поговоркам.
Конкурс «Продолжи пословицу»
Я говорю начало предложения, а вы- ее продолжение.
- Сам кашу заварил, сам ее и … (расхлебывай)
- Один пирог два раза … (не съесть).
- Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого).
- Кашу маслом не… (испортишь).
- Хочешь есть калачи, не лежи … (на печи).
- Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду… (влезть).
- Готовь сани летом, а телегу… (зимой).
- Не разбивши яйца, не сделаешь… (яичницу)
- Остатки… (сладки)
- Не красна изба углами, а карсна…(пирогами)
Отлично! Все пословицы продолжили!
Почему стоит галдежь?
Чем вам день сегодня гож?
Почему я здесь не вижу мне
Приятных милых рож?
Где Кикимора с Ягой?
Почему здесь шум такой?
Кто посмел развеселиться и нарушить мой покой?
Это что еще така?
Откуда ты взялся?
Вы решили тут кутнуть?
Погулять и отдохнуть?
А меня не пригласили?
Леший я. Не кто-нибудь!
Что ты тут забыл?
А ну-ка убирайся с праздника!
Ты, приятель, не ори!
У меня кипит внутри!
Эй, на помощь! 1-2-3!
Ты уж, братец, не серчай,
Ведь не девочка я, чай,
Больно скор ты на подъем,
Шею сломишь невзначай.
Я сегодня поутру
Простудилась на ветру.
Ревматизма разыгралась, ну-ка ежели помру?
Ты забыла, кто ты есть?
И зачем сегодня здесь?
Для чего ты затеваешь
Вот такую кутерьму?
Я чегой-то не пойму, при моем-то при уму:
Для чего ты затеваешь вот такую кутерьму?
Бабка, привяжи язык!
А не то, как дам, и вмиг
Улетишь, куда-не знаю,
Потеряв яговский шик!
Ты чего это драку затеваешь?
Мы тебя отправим куда надо!
Что то, что ты, друг мой милый!
Как у вас тут все красиво!
Модно, весело, игриво!
Бабка, за работу живо!
Ну чего опять понес,
Ловно разъяренный пес?
Дай подумать хоть маленько,
У меня-то, чай, склероз.
Бабка, видишь ты кулак?
С кем связался я , дурак!
Слушай ухом, а не брюхом!
Намекну, и делай так:
Зиме-снега, стогам-поля, нам-солнца луч, а людям-ключ, ключ хороший, большой ключ.
Б-Я наконец догодывается и хватает ключ из-под пенька, и убегает.
Леший: (уходя за Б-Ягой)
Дело сделано, я рад
Удалиться в чащу,
Потому что Леший-гад
Странные эти лесные жители!
Ну а мы с вами подолжаем!
Закончился первый день, встретили мы Масленицу.
Наступает второй день. В этот день разного рода развлечения: катания на санях, народные гуляния, представленья.
Пришло время и нам поиграть, веселою игрою Масленицу потешить.
Неделя сырная идет!
Наступает день второй!
Весь наполненный игро!
День потех и угощений,
Смеха песен и веселья!
Вместе в нами веселись!
Ну что ж, они очень старались. Мы можем ребятам громко поапплодировать.
А у нас уже среда-лакомка!
Нынче Лакомка у нас!
Пляски- прямо у стола!
Мы ни крошки не оставим
Посидевши за столом.
Одна часть выкрикивает – Блины!
Другая – с припеком!
На какую половину показываю, то и кричит свое слово.
Одна часть кричит- «Блины», другая – «С припеком», затем все выполняют движения.
_Как на Маслену неделю
Каждый день с утра мы ели… Что?
Блины ! С припеком!
Вокруг себя с подскоком.
-В обед чай пивали,
Горстями в рот кидали… Что?
С припеком! Блины!
Поклон для зимы!
_Ну а в ужин, как всегда,
Лучшая для нас еда… Что?
Блины! С припеком!
Прыжки с прихлопом.
_У бабушки бывали,
И целый день жевали… Что?
С припеком! Блины!
Поклон для весны!
_Все обиды прощали
И маслом поливали.. . Что?
Блины! С припеком!
Вокруг себя с подскоком!
И , конечно, песня о блинах. Аюшки.
Название «Масленица» возникло, потому что на этой неделе по православному обычаю перед постом мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять, вот и пекут блины масляные.
Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались напитки из воды, меда , пряностей, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить чаю прямо из кипящего самовара.
На этот день приходилась середина игр и веселья, Возможно, тогда проходили жаркие масленичные кулачные бои.
А мы поиграем в игру, которая называется «Заря».
Дети встают в круг, держат руки за спиной, а один из играющих – «заря», ходит с лентой сзади и говорит:
-Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Кольца обвитые – за водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, возвращаются на место. Тот, кто остался без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока входящий выбирает, кому на плечо положат ленту.
И следующая для вас игра «Бой петухов».
Чертится круг. 2 участника встают на одну ногу, вторую держат рукой. Сзади за пояс поддеваются цветные ленты. Задача: выдернуть рукой «хвост». Побеждает тот, кто сделает это первым.
Музыкальная пауза. Произведение комп. Пахульского «В мечтах».
Пятница- тещины вечерки.
Родители идут в гости к детям.
Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ.
Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой.
Везде продавали, чай , блины, сладости.
И, конечно, песни звучали. Аюшки «Как вставала я ранешенько».
Мы продолжаем. Еще игра для вас. Нужно разделиться на 3 команды.
Конкурс «Бег в мешках».
Эстафета с обручами (3 команды)
Шестой день- суббота называется
Золовка – это сестра мужа.
В этот день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Много масленияных обрядов было направлено на то, чтобы ускорить свадьбы, чтобы молодые люди нашли себе пару.
А сейчас беру пару. Вывожу в центр. Вот веревка, Привязываю каждого к ней. На середине завязываю ленту.
Игра «Смотать веревку вокруг себя».
Кто быстрее окажется у центра.
Двум игрокам на пояс привязывают веревку длиной 3-4 метра. По команде ведущего игроки начинают поворачиваться вокруг своей оси. Задача – первым дойти до середины веревки, помеченной яркой лентой.
И вот настал7-й день
Воскресенье – «Прощеный день».
Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизнью над смертью. Пепел развевают по полю, чтоб придать силу посеву, будущему урожаю. Катанье, песни, звуки гармошки, шум и гам в последний день продолжались до вечера. Родственники и друзья ходили друг другу просить прощения за умышленные и случайные обиды. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.
Встаем со стульев напротив друг друга.
Одна шеренга: Прости меня, в чем я виноват или согрешил пред тобой.
Другая шеренга: Да простит тебя Бог и я прощаю.
Все кланяются друг другу.
Ведущий:
Гостья ногостилася, с зимушкой
Барабаньте в барабаны,
Собирайте весь народ!
К нам весна сейчас придет.
Мы включим веселую музыку,
И Зима отдаст нам ключ
От людских сердец, который мы тут припрятали.
Вот он. Ой, а где же ключ? Пропал.
Кто его мог взять?
Мне навстречу попались Бабя-Яга и Леший.
2-й скоморох:
Все опнятно. Это они утащили.
Что же теперь делать?
Я знаю, что делать! Я сейчас побегу и разбужу медведя. Ему пора вставать, солнышко уже припекает. Медведь их быстренько отыщет.
Нечего меня будить? Я уже проснулся, только не умылся.
Мишка, на тебя вся надежда. Выручай!
Если Зима не отдаст ключ Весне, тебе опять нужно будет в берлогу убираться.
Еще чего! Я все бока отлежал. Не хочу!
Тогда помоги найти ключ.
Ладно, пойду пойду поищу этих негодяев. А, вот они!
Где же ключ? Куда вы его дели?
Не видел никакого я ключа.
Ты. Михайло, черт здоровый,
Нас сграбастал сгоряча!
О ключ исчез после вашего ухода.
Я их щасмаленько потрясу.
_Ты, медведь, умерь свой пыл, с ворами у нас не смешивай. Ключ за пазухой был у него, у Лешего.
Ну-ка, Лешенька, подойди-ка поближе. Что у тебя за пазухой? Покажи?
Сувениры я люблю. Это ключ , кажись. Я тебе его дарю!
Ну вот и нашли пропажу.
Спасибо, Миша, от всех людей!
1-й скоморох: Теперь Зима вовремя уйдет, а Весна – придет.
Встречайте их радостно и весело.
Время проводов настало,
До свиданья, люд честной,
Погуляли с вами мало, ну, да встретимся зимой.
Принимай, Весна, правленье,
Ключ тебе в награду!
Ты сердца людей в веселье
Приводи и радуй!
Передает ключ Весно.
«Кони у нас обряжены»
Пусть на щеках румянится
Зовут меня не зря.
Лучами солнца знойного
Снега я растоплю, для вас ковры зеленые
Пойду, я , люди добрый, по пашням и садам, всю силу плодородия
В награду вам отдам.
Сверкай же, солнце красное, потоками звеня!
Встречай же праздник радостный,
Масленицу провожаем, Весну встречаем. Гостья нагостилася, с Зимушкой простилася.
Молодцы! Хорошую встречу весны и проводы Зимы подготовили!
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/02/11/vneklassnoe-meropriyatie-shirokaya-maslenitsa
конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа»
план-конспект урока по музыке на тему
конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа». ФГОС ( по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_i_prazdniki_russkogo_naroda.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе
Учитель: Самсонова Наталья Владимировна.
Тема урока : Обряды и праздники русского народа.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Предметные: наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
умение оценивать произведения разных видов искусства;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные : размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные : проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
«Проводы зимы» ( р. н. п. Л.Зыкина)
р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК( компьютер), экран и проектор.
(вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать
-Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П,)
— Вам понравилась песня?
— А настроение у вас изменилось? Почему?
-Как вы думаете — кто ее сочинил эту музыку композитор или народ ?
-Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях)
-Нас скоро ожидает праздник, а вот какой
— Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
Постановка цели и задач урока
-И тема нашего урока называется «Масленица» — долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
-Подходит ли загадка к теме нашего урока?
-Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности
-А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
— Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
— Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
— Есть такое выражение в народе — замаслить, значит задобрить.
— Кого ж надо было задобрить? ( зимушку)
— Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?
Д ревние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.
-Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней
-А кто их придумывал? ( Народ ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
-Все дни масленой недели имеют свои названия:
Дни узкой масленицы : понедельник, вторник и среда
Понедельник — наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье — устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней
«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)
Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)
Вторник —торой день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: А в какие игры играют на Масленицу?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
раз, два – не воронь
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
Чем мы во вторник занимались? (играли)
Вот среда подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Какое главное угощение на празднике?
У: На что блины похожи? (на солнышко)
-Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!
— А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»
А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
-Дикцию (четкое произношение текста);
-Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)
У : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.
Физ. Минутка на песню Блины
У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
« Не житье — бытье, а масленица»,
У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» ( так говорят о привольной хорошей жизни)
«На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»
Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.
И наступает время широкой масленицы.
— Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
— Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите — Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
— Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?
Д :– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
— А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
— А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …Баян
— Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне… частушка.
— Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
-Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок — Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый
— Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
-Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия) .
( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Частушки про Масленицу.
Вместе дружно мы живем
вам частушки пропоем
Нынче масленку встречаем
всех блинами угощаем
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
— А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
-Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой
пятница – Тещины Вечерки . В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласите и вы родных, покажите свое уважение и любовь;
суббота – Золовкины Посиделки . К молодой невестке приходят все родственники. Невестка должна накрыть стол с хорошим угощением, и не забыть о подарке золовке.
Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? ( сжигали чучело в костре.)
-Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения . А кто знает как называют в народе этот день ?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .
— Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
— И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.
-Давайте отгадаем мои загадки :
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины) !
-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
-А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
— Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?
— И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Звучит песня «Масленица» -раздаю солнышки
— Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.
Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали — Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить баранками
И пожелать здоровья всем!
Список используемой литературы
- УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/03/26/konspekt-uroka-vo-2-klasse-po-teme-obryady-i-prazdniki-russkogo