Праотцы славян — Спасы
«Всяк род земной создал предания-сказания о великих Праотцах, об основателях родов и племен. Кто-то зовет их героями, кто-то небожителями, славяне звали своих могучих Предков – Спасами.
«Спас» – древнее слово, которое переводится как «проводник», «перевозчик». Корнем слова является состав «пас». В современном языке имеем такие слова как: пастух и пастор (проводник), пастбище (место, где животные получают естественную пищу, то есть жизнь), пас (ремень, который совмещает две или несколько деталей). .
Пас – это один из эпитетов древнего бога-хранителя человеческих душ – Велеса. Он же является Богом, который перевозит души умерших в Иной Мир, на Тот Свет. Спасы всходят в наш мир, чтобы помочь нам возродиться в Боге, вернуться к жизни праведной. Каждым поступком своим Спас развивается духовно и помогает (спасает, способствует) роду человеческому на его пути к счастливой жизни.
Волхвы Родового Огнища научают, что в нашем роду были такие Спасы: Мир, Богумир, Даждьбо, Рама, Арий, Колодий и Мамай.
Самым древним Спасом, о котором помнят Радетели (хранители Славянской Веры) есть Праотец Мир, который жил 2 165 000 лет тому назад и был первым, кто получил Покон Рода Всевышнего (Славянские Веды), постиг неписанные Коны Прави. Спас Мир был сыном Сурьи, Бога Солнца.
Мир – это не только и не столько личность, а ещё и образ первой общины, которая образовалась после падения Старого Мира. Как правило, о Спасе Мире говорят, как о муже, но Радетели научают, что Миром именовался весь наш род Славных, который смог услышать Бога, сохранить верность Совести и Правде, когда мир катился в бездну духовного забвения. Не ломая обычая, мы так же будем говорить о Спасе Мире, как о личности, понимая под ним род, который есть единым и многопроявным.
Узрев, что мир приходит в упадок, и, что падению быть еще долгим, Спас Мир дал людям нашей Земли Покон Рода Всевышнего. Если до падения каждая душа была зримо единой со Всебогом, то в те времена человек перестал видеть себя истинным, а, следовательно, стал совершать поступки низкие и негожие Роду Всебогу.
Это случилось тогда, когда закончилось Утро Сварожье, райские времена. Праотец Мир получил знание о Свете, Любви и Справедливости, чтобы в темную часть Суток Сварожьих люди имели Веды и стремились к изначальному единству. Все потомки Мира получили возможность просвещения, стать Ведающими. Но в то же время, имея свободу, не все из людей избрали путь света.
Праотец Мир передавал Знание Бога своим потомкам из уст в уста, таким образом стремясь, чтобы всяк, кто потерял виденье в Духе, через Ум был соединен со Всебогом, истинным Родителем и первым Учителем рода земного. С того времени из поколения в поколение потомки Мира, родов Славных, передавали Покон через слово.
Как душа высшего уровня, Мир был соединен со своей звездной половинкой – женой Мирой. Оба они составляли духовную семью, были двумя половинками одного целого. Поэтому, иногда, их называют братом и сестрой, Близнецами. Но это нужно понимать, как душевное, а не кровное единство. Прародители Мир и Мира – это единая душа, которая воплотилась в двух лицах. Именно отсюда идет распространенный среди арийских народов обычай, когда нареченных зовут братом и сестрой. Мир и Мира положили свои жизни, чтобы потерянная Любовь была возрождена в мире Яви.
Осознав, что люди не в силах принимать знание, Спас Мир возопил к Отцу Своему, Богу Солнца. И дал ему Отец золотую дуду, чтобы мир ладовать и славить, и золотой кий, чтобы родом править.
Тысячи лет жил Спас Мир, преумножая свой род, стал Мир первым Кием, правителем рода Славных. Трижды Праотец Мир расширял пределы Земли Славных, ибо приумножился род наш.
«Краял» Мир земли родам и жил каждый род в крае (Вкрайне, Украине). И пока жили Мир с Мирой, не было смерти на Земле, не знали люди горя.
Но жизнь шла своим чередом, и пришло время испытать род Славных. Тогда Праотец построил первый город – Бору (обороненный, защищенный), который должен был защитить людей и скот от жестоких холодов и паводков. Мирной и благой была жизнь в Боре, пока Мир и Мира не вознеслись на Луга Сварожьи, где вечно выпасают небесные стада Велеса. На Землю же пришли времена лихие….
Источник статьи: http://ruspravda.info/Praottsi-slavyan-Spasi-2331.html
Боги Славян
Добрый день!
Август – праздники СПАСА
СПАС – Покровитель урожая. Наши предки называли всех своих богов Спасами, спасителями, защитниками, покровителями и прежде всего – Дажбога, который дарует жизнь и материальные блага.
Праздник Спаса состоит из трех частей:
Начало августа. Первый Спас (Маковей). Благодарение Роду Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение мака, цветов, источников и колодцев.
Середина августа. Второй Спас (Большой, Яблочный). Освящение мёда, яблок, груш и иных садовых даров, после чего их разрешают употреблять в пищу.
Русь опять встречает Яблочный свой Спас,
Фрукты в погреб прячет – делает запас.
Осенины первые. Легкой дымкой — грусть.
Яблоками спелыми пахнет моя Русь.
Вроде бы христианский праздник, но корни у него – языческие. Поэтому и зовут его: кто — Спас на горе, кто – Первыми осенинами, а кто и просто – Гороховым днем.
Спас на Горе – это в честь Спасителя на горе Фавор, где явился Христос ученикам своим.
Считается, что сегодня яблоки приобретают прямо-таки волшебную силу. Особенно для тех родителей, которые потеряли детей, и для тех детей, у которых уже умерли родители.
С этого вечера лето склоняет свою голову к осени, а на севере России поспевает горох. Кстати, он такой же круглый, как яблоко. И тоже является желательным угощением сегодняшнего праздничного стола.
Говорят, что в этот день стоит одеть что-нибудь белое во славу Спасителя, желательно съесть кусочек яблока и вечером обязательно проводить солнце с песней.
Солнце жаркое, Солнце ясное!
Вот и катится к закату лето красное!
За тепло спасибо, Солнце милое,
Урожаем щедрым одарило ты.
Солнце ясное! Солнце жаркое!
Осень добрую ждем с подарками!
Конец августа. Третий Спас (Хлебный). Освящение и потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарение Дажбога за щедрые дары, урожай. Освящение зерна для посева озимых.
Ореховый Спас, он же – Хлебный, он же — Холщовый.
Холщевый спас – христианский праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Считается, что этот образ проявился на холсте, которым вытерся Иисус. Холст потом был отослан Эдесскому правителю, чтобы излечить его. В Холщовый спас было принято освящать колодцы – в память того источника, из которого умывался Спаситель. А еще в этот день хорошо бы продать (или купить) что-нибудь из ткани. Лучший подарок этого дня – полотенце.
Хлебный спас – праздник земледельцев. Это один из главных праздников землепашцев. Ведь действительно: будет хлеб – будет и жизнь. И сегодня самое праздничное украшение вашего стола это ржаной хлеб.
А вот Ореховый спас – это языческий праздник ворожей. Ибо считается, что в этот день и орехи и сам орешник имеют наибольшую магическую силу. Именно в этот день ведуньи заготавливали ореховые веточки для своих обрядов. А тем, кто любит парится в бане, именно сегодня надо заготавливать веники из лещины – уж точно всю хворь унесут. В магазинах очень большой выбор орехов. И все они очень вкусные. Но сегодня свой выбор стоит остановить на лещине – нашем русском орешнике из семейства березовых.
Вот такой сегодня праздник. Един в трех лицах. Что в общем-то для славянского народа и не удивительно.
(24)Специально для сайта — Наталия.
3 thoughts on “ Август – праздники СПАСА ”
Здравствуйте! Весенняя часть Кологода посвящена праздникам возрождения жизни, молодости и буйства природы. В это время наиболее чтят Богов оплодотворяющих и рождающих жизнь.
Источник статьи: http://bogislavyan.ru/avgust-prazdniki-spasa/
О трех древних праздниках конца лета: Медовый Спас, Яблочный Спас и Льняной Спас
Категория: | Жарникова С. В. |
---|
| Опубликовал: Калядка, посмотрело: 6 726, фото: 4
Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них детей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху . Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога Творца Вселенной:
«Мед навевают ветры благочестивому,
Мед струят реки,
Медовыми для нас да будут растения!
Медом пусть будет Небо – наш отец!»
…В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «Мад-ху» (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприношения, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жизненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.
В.А.Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними обрядами: «У индийцев мед в древности символизировал сущность жизни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностями и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду» .
Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и объектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знаменовал собой начало сбора урожая, независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана. Древние обрядовые жертвы медом и медовыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба – «Деда» и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей.
…Как и другие летние праздники «Медовый Спас» – это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого сохранения (спасения) – в приобщении следующего поколения к сокровищам знаний их предков. Омывшись в «медовых водах» Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобретению жизненного опыта, знаний.
…Второй праздник августовского цикла – «Яблочный Спас» (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спасения.
В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был символом вечной жизни – рая.
Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению матери-Земли (Геи) «выросла в далекой древней Гиперборее» . У подножия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Таким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлениях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.
Мы уже отмечали, что в русской народной традиции яблоня и яблоки занимают огромное место. В народных сказках яблоки – символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ничего удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли далеко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее богаты так необходимым человеку витамином «С».
Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яблоки. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яблок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, чтобы он не вырос пьяницей . Представление о яблоне как неком «древе жизни» настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей – жителей гор Гиндукуша (Афганистан) – потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте .
Возвращаясь вновь к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» заметим, что здесь очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке является яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.
Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жизненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным детством.
Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию.
Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершением уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных текстов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это сохранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.
Третий Спас как бы окончательно разделяет судьбы детей – мальчиков и девочек. Первые пойдут учиться грамоте, вторые – рукоделию. Известно, что у новорожденной девочки пуповину (в русской традиции) почти всегда раньше перерезали на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой. У мальчика пуповину перерезали на колоде для плетения лаптей, а иногда на книге, чтобы новорожденный вырос мастером своего дела или грамотным человеком .
Выдающийся исследователь русской культуры В.А.Городцов писал в 1926 году: «Шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание священных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили негасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы Русского Севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного культа от древнейших времен до наших дней» . Он же, говоря о северорусской вышивке и ткачестве, отмечал, что: «По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде лучшие произведения в мире» . Вспомним, что на санскрите, языке древ-неарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотенца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь», а древнейший общеиндоевропейский бог неба Варуна носил имя Праджапати, что буквально значит «Отец пряжи».
Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершением уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных текстов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению.
Девочки, которым предстояло учиться прясть, ткать, вышивать (также, как и мальчики), начинали после посвящения Трех Спасов изучать свою сложную науку – науку будущей женской жизни.
Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохранения» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру общественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, верований, накопленных данным сообществом людей. «Три Спаса» – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – это прежде всего комплекс обрядов посвящения детей, достигших возраста ученичества.
Источник статьи: http://www.perunica.ru/zharnikova/7902-o-treh-drevnih-prazdnikah-konca-leta-medovyy-spas-yablochnyy-spas-i-lnyanoy-spas.html