Праздники народов севера ханты и манси
Праздники народов Севера (Уральская языковая семья) – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги или духу моря. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью.
Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения.
Ханты и манси с детства были приучены к запретам. Проживая в зоне тундры, они хорошо знали, если порезать топором или лопатой поверхностный слой, растения на этом месте появятся лет через 80 – 100, поэтому бережно относились к окружающей природе. Отправляясь на охоту или рыбалку, проводили обряд жертвоприношения, обращаясь к божествам с просьбой об удачной охоте.
Вороний день
Этот день считался женским праздником, который выражал заботу о детях, стремление к лучшей жизни. Вся женская половина занималась накрытием стола, на котором главным блюдом была каша. Праздник имел интересное название, так как был посвящен вороне.
Птица самая первая прилетала на Север, своим карканьем она будила природу. Ей посвящали песни, проводили разные ритуалы, танцевали, надевая на себя вороньи костюмы. Многие ханты и манси связывали этот праздник с богиней, которая помогала во время родов и определяла дальнейший путь человека. Праздник проходил задорно и весело.
Медвежий праздник
Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.
Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.
Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.
По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.
Кормление духа – хозяина моря
Малочисленные народы Севера, проживающие на побережье морей Северного Ледовитого океана, жили, в основном, за счет даров моря. Чтобы сети были заполнены рыбой, они поклонялись «хозяину воды», задабривая его праздниками – обрядами перед выходом в море.
Обряд могли проводить только старейшины. Они бросали в воду приготовленные кушанья, читая молитвы – заклинания, после чего проводилась развлекательная программа, состоящая из спортивных состязаний, дегустации национальных блюд.
День оленеводов
Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.
Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода.
Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.
Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!
Источник статьи: http://dnidaty.ru/prazdniki/prazdniki-narodov-severa-hanty-i-mansi/
Праздники
Вороний день «Вурна хатл» (хант.), «Урна-эква хотал» (манс.) — день прихода весны, традиционно праздновавшийся в день прилёта ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье Пресвятой Богородицы, что связано, по-видимому, с христианизацией края. Вороний день — любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных посёлках ХМАО. В Ханты-Мансийске празднование проходит в этнографическом музее под открытым небом «Торум-Маа».
В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник — с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калташ-эквой, помогающей при родах, или Торум-эви, небесной Девой-Матерью, принимающей облик вороны. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весенне поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица плакатами.
На краю деревни совершали поры (бескровное жервоприношение): ставили стол, а на него — жертвенную пищу для ворон. На берёзы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. На Казыме этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо убитого на охоте оленёнка, чтобы весной приготовить праздничное блюдо для детей.
В преданиях ханты и манси вороны выступают покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (стружка из мягкой древесины, которые насыпались в детскую люльку) обычно складивали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои лапки. А когда улетала в тёплые края, то пролетая над селением, приговаривала: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где лапки свои погреть». Старые люди говорят, что ворона — хорошая птица, потому что всегда радуется рождению детей.
Праздник водяного царя Витхона
В настоящее время отмечается в Березовском районе и ряде национальных сёл ХМАО весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.) — водяной царь — персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров — почитается духом воды, хозяином всех водоёмов. По разным вариантам мифа Витхон — сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками. Представляется он в образе пожилого мужчины, может также принимать облик крупной рыбы. Основной обязанностью его является справедливое распределение рыбных запасов по водоёмам.
В день первого спуска лодок а воду Витхону коллективно приносится жертва. Этот обычай был когда-то воспринят от ханты и манси русскими старожилами края. В прошлом, как правило, практиковался ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки. В случае неудачного промысла совершались дополнительные жертвоприношения и обряды с просьбой одарить хорошим уловом. Существовал также обычай дарить Витхону самую лучшую рыбу из первого улова. В хантыйских мифах в роли Витхона часто выступает Ас-Ики («обской мужик»).
Проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе поочерёдно в каждом национальном посёлке. Гвоздь праздничной программы — гонки на обласах. В каждом заезде учавствуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин до 55 лет, мужчин-ветеранов иженщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку (две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись в палочку, тянут ещё каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы). Вечером — застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.
Проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах. Как правило приурочивается к Дню защитника Отечества, 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение — оленину и чай. Праздник длится целый день, на протяжении которого можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться. Самое главное зрелище праздника — гонки на оленьих упряжках. Разновидностей этих увлекательных состязаний насчитывается целых пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прижки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.
Источник статьи: http://www.hantymansiiskao.ru/Holidays/
Консультация «Праздники коренных народов Югры»
Оксана Бондаренко
Консультация «Праздники коренных народов Югры»
Консультация для родителей
Праздники
коренных народов
Югры
Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.
Календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января.
Первым праздником по календарю обских угров является Вурнга Хатл или Вороний день.
«Вурнга Хатл» — «Вороний день»
Чёрный ворон – мудрая и гордая птица.
Живёт эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко-далеко к болотам. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов – обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника – обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку берёзы. Одаривая берёзку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний Бога Торума. Людям верилось, что «Вороний праздник» принесет благополучие на целый год.
Вороний день празднуется 7 апреля. Этот день в России, считается днём пробуждения природы.
«Вурщих Хатл» — Праздник Трясогузки»
Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. Она появляется именно ко времени ледокола. Вот и говорят в народе, будто «трясогузка хвостом лед разбивают». За то и кличут «ледоломкой». Для древних народов Югры маленькая птичка трясогузка считается священной.
В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители. Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка — зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями».
Раньше представители коренных народов Севера праздник Трясогузки отмечали только в кругу своих семей. 60 лет назад он стал окружным.
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана, топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т. д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т. д.).
Птицы эти олицетворяются с богатством, плодородием. Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, совершенства. Народы Севера верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной — наоборот.
Праздник проводы лебедя у ханты связан с наступлением зимы, окончанием сбора ягод, проводами осени
Что касается обряда проводов лебедя в теплые края, то он проводился в особом месте. Нарядно одетые люди всегда собирались все вместе. Женщины разжигали дрова, около костра на доску ставили съестное,бросали в огонь по монетке и нашептывали ритуальные слова: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!»
А затем и стар, и млад завязывали на колышки узелки с подарками, просили птицу принять дары взамен на здоровье и благополучие, исполняли «ритуальный» танец, желая ему скорейшего возвращения.
Проект «Изготовление куклы в национальном стиле коренных народов Севера» Тема: «Изготовление куклы в национальном стиле» Винокурова Е. Н. Воспитатель второй группы раннего возраста «Тиинчээн» Цель: — Познакомить.
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ «Праздники в детском саду и их содержание» «Праздники в детском саду и их содержание» Если говорить об особых торжествах, то разумно проводить праздник один раз в квартал. Праздники.
Консультация для родителей на тему «Праздники в семье, где воспитывается маленький ребенок» Вашему ребенку идет третий год. Малыш уже привык к детскому коллективу группы, освоился с режимом, охотно включается в разные виды деятельности,.
Консультация для родителей «Семейные праздники» Семейные праздники. В каждой семье обычно проводятся те праздники, которые приняты в обществе и которые составляют жизненный уклад семьи.
Консультация для родителей «Встречаем праздники вместе» «Праздник в детском саду» И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них.
Многообразие коренных народов Сибири Многообразие коренных народов СибириИстория сибирских народностей уходит в глубь тысячелетий. Издревле здесь жили великие люди, хранящие.
Развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ. [/b] Дошкольный.
Консультация для родителей «Семейные праздники и традиции в семье» Семейные праздники и традиции играют огромную роль в воспитании психически здорового и подготовленного к взрослой жизни ребенка. Ведь он.
Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири» Тема проекта: «Культура и быт коренных народов Западной Сибири» Организатор проекта: воспитатель Тип проекта: познавательно – творческий.
Консультация «Внимание, впереди майские праздники! Безопасность ребенка на природе» — Общение с природой для ребенка -это целый поток новых знаний и оглушающий водопад впечатлений. Малыш, можно сказать, обогащается, внутренне.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-prazdniki-korenyh-narodov-yugry.html