Праздники времен петра первого
Историки отмечают, что при Петре I петербургские жители были избалованы всевозможными праздниками, «зрелищами». Праздники, как правило, использовали для пропаганды государственных нововведений.
Праздничные дни начинались с торжественного богослужения, в городе палили пушки, обязательныи являлись маскарады, фейерверки, народные гуляния. Все это продолжалось несколько дней.
Также фейерверками и прочими «огненными потехами» сопровождались торжества: дни восшествия на престол, тезоименитства, рождения царственных особ. Эти «огненные потехи» в какой-то мере заменяли официальную информацию о победах русской армии над неприятелем.Фейерверки устраивали на Потешном поле или на специальных судах на Неве.
Неистощимый в выдумывании всякого рода потех, Петр изобрел «должность самоедского князя-папы или короля-папы». Этот человек должен был по приказу царя устраивать различные увеселения для петербургских жителей.
В первой половине 18 века получили распространение потешные зрелища. Существовала особая церемония при замерзании и вскрытии Невы. Замерзание возвещалось жителям одним из придворных шутов барабанным боем. О вскрытии Невы возвещалось тремя пушечными выстрелами из крепости.
Большой торжественностью отличался спуск на воду посторенного корабля. В эти праздничные дни поднимали большой желтый флаг с российским орлом, в когдтях и на крыльях которого представлены были четыре моря: Белое, Черное, Каспийское. и Каспийское.
Праздник встречи Нового года берет свое начало с 1 января 1700 года, так как Петр I изменил в Русском государстве летоистчисление.
Еще одно зимнее развлечение- катание с гор. В Петербург принесли его первые строители. Ледяные горы строили на Неве, Охте, недалеко от Смольного перевоза, на Крестовском острове, напротив Адмиралтейства и перед императорским дворцом, откуда российский монарх мог видеть свой народ веселящимся «невинными забавами зимнего времени».
Устраивал Петр I и катание на буерах. Когда Нева замерзала, на ней расчищали снег, ботики ставили на железные полосья и шкипер-царь обучал жителей умению ходить под парусами и маневрировать. Маневры такой флотилии, как правило, устраивали на невском льду между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом.
По заведенном Петром I обычаю, петербуржцы ездили 1 мая встречать лето в Екатерингоф. Праздник сопровождался гуляньями, иллюминациями. Эта традиция сохранялясь вплоть до царствания Александра III.
Маскарады и фейерверки, приемы иностранных гостей, ассамблеи и иллюминации, театрализованные шествия- все эти праздники м увеселения собирали огромное количество горожан. Праздники проходили непринужденно, весело и объединяли жителей северной столицы.
Источник статьи: http://saint-pb300let.narod.ru/party.htm
Петровские праздники-виктории и светские ассамблеи
Исконно петербургские традиции празднования каких-то значительных событий стали закладываться во время Северной войны, поэтому «отдельной графой» торжеств молодой столицы России становятся именно праздники-виктории. Эти празднества побед русского оружия отличались неизменной пышностью, особой торжественностью и огромной роскошью. Российские виктории несли на себе большую идейно-смысловую «нагрузку»:
Настрой праздников-викторий должен был стимулировать также готовность молодых людей встать на защиту России и поощрять гордость за свое Отечество.
Например, торжество по поводу заключения Ништадского мира 1721 года сопровождалось грандиозным фейерверком и артиллерийским салютом. С утра до поздней ночи глашатаи под звуки фанфар на всех улицах и площадях Петербурга объявляли о мире. Само празднование, как писал в дневнике дипломат В.Ф. Берхгольц, продолжалось много дней: «С 10 сентября 1721 г. в столице неделю продолжался большой маскарад с участием тысячи масок. Петр, одетый в платье голландского матроса, бил в барабан, возглавляя карнавальное шествие. В гуляньях участвовали сотни ряженых с бичами, пузырями, наполненными горохом, с погремушками и свистками. Под страхом большого штрафа участники маскарада не должны были появляться в общественных местах иначе, как в масках. 24 сентября маскарад возобновился по случаю ратификации мирного договора в Стокгольме. Ряженые в течение двух часов шествовали веселой процессией по столичным улицам. В последующие недели празднество продолжалось в столице, а затем в Кронштадте, где флот и береговые батареи салютовали в честь победы. По случаю заключения мира Сенат 22 октября преподнес Петру I императорский титул. Торжества сопровождались грандиозным фейерверком и народными гуляниями. Народ потчевали жареным быком и винными фонтанами. Праздник завершился глубокой ночью при громе артиллерийской канонады». Праздники-виктории положили начало еще одной петербургской традиции – в столице стали строить триумфальные ворота, которые знаменовали победные события русской истории. Интересно, что в отличие от европейских триумфальных образцов, российские — украшались не христианскими сюжетами и элементами, а имели в своей основе реальный исторический материал. В их оформлении преимущественно фигурировали эмблемы и символика, которые соответствовали духу государственной политики и насущным идеям времени. Например, это были изображения победных колесниц, герои античности и божества побед и мифологические персонажи – Ника, Слава, которые должны были олицетворять победу, героизм, мужество, мир и вечность, а также демонстрировать мощь нынешней России. Постепенно новые виктории и иные столичные торжества стали создавать альтернативный календарь праздников к имеющемуся церковному кругу торжеств. Происходил новый синтез религиозно-государственной системы, что демонстрировало новую политику императора-реформатора. Например, в государственных торжествах, особенно в праздниках-викториях значительную роль стали играть церковные колокола. Так, по поводу празднования викторий по всему Петербургу совершался «целодневный», трехдневный, а в особо торжественных случаях, как, например, заключение Ништадтского мира, семидневный звон. Церковный колокол, таким образом, становился также символом императорской силы и власти и величественной мощи российского государства. (Интересно, что колокол олицетворял собой не только силу, направленную против врагов страны, но и силу, с которой молодой самодержец внедрял в культуру новые «правила» жизни общества). Также в ритуалах новых государственных праздников элементы церковного и воинского церемониалов – колокольный звон, пушечная пальба и строевая музыка – совмещались с театрально-зрелищным действием «огненной потехи». Совмещение религиозного и светского начал проявило себя в церковных освящениях всего воинства, каждого морского похода, нового военного корабля и в соответствующих храмовых праздниках. Праздник в честь виктории связывался с днем памяти соответствующего христианского святого. Освящение храма во имя того или иного святого становилось актом не только церковным, но и политическим, утверждающим государственную значимость события. Растет количество храмов, освященных в честь воинских побед. Храмовые праздники совмещали в себе пушечную и ружейную пальбу, барабанный бой и воинственные звучания труб с «молебным пением» и колокольным звоном, соединяясь в единый ритуальный порядок. Празднества петровского времени были связаны с насильственным внедрением новых манер поведения, европейской одежды, этикета, танцев, увеселений. Новое поведение было обязательным и на ассамблеях, введенных Петром I. Во время танцев Петр I и Екатерина I вставали в первую пару и вслед за ними обязывали всех в точности повторять сложные и замысловатые движения. Разумеется, новоиспеченные участники ассамблей держались скованно, нелепо двигались в непривычных костюмах. Дамы, затянутые в жесткие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышными напудренными прическами, не умели не только грациозно танцевать, но не знали, как сесть и как встать. А во время танца, и вовсе забывая о новом этикете, делали привычный русский поясной поклон кавалеру. От таких движений косточки корсета впивались в тело, великосветская красавица краснела и смущалась. Немыслимое нервное напряжение усиливалось от бесконечных подношений непривычных напитков. Испуганные и растерянные, русские дамы отказывались танцевать с иностранными послами — такие курьезные истории случались нередко. Однако петровские ассамблеи стали школой светского общения, бального танца и этикета. Петербургское общество постепенно начинало соответствовать понятию «светское общество» европейской ориентации, ассамблеи же со временем трансформировались в знаменитые петербургские балы, а виктории положили начало прекрасной традиции отмечать победы русского оружия и почитать Отечество. Источник статьи: http://www.peterburg.biz/petrovskie-prazdniki-viktorii-i-svetskie-assamblei.html Праздники эпохи Петра ВеликогоНачнём свой рассказ с ежегодных светских праздников при дворе Петра I. Реформы проводимые в XVIII веке перевернули русскую жизнь. Отказавшись от большой части наследия Московского государства, высшие слои русского общества начали перенимать опыт европейской культуры (С этого времени курс развития России был ориентирован на Европу). Постепенно происходила европеизация стиля придворной жизни, важной составляющей которой была праздничная культура. Ежегодные светские праздники двора целесообразно разделить на военные («викториальные» проводились в честь побед русского оружия), «царские» (связанные с жизнью правящей династии), полковые и орденские. Празднуя ежегодно какой-либо знаменательный день, участники событий ностальгировали, что служило укреплению (интерпретации праздника в государстве, которая играла на руку также и правящей власти) в настоящем и будущем, а самой идее торжества придавало стабильность. Таким образом, проводимые государством праздники укрепляли идеи государственности, а также повышали авторитет властных структур и персоналий. Все вышеупомянутые праздники по своей сути были «открытыми» (отмечались публично), а по общественной значимости и масштабности различались как государственные, столичные, свойственные отдельным социальным группам и собственно придворные. В Московском государстве в XVI-XVII века основой публичной жизни дворы были, так называемые, выходы государя и его свиты на православные и иные праздники. Совершались они пешком, в карете а зимой в санях, всегда у государя была в сопровождении свита (до 700 человек), в парадном платье, под звон колоколов и т. п. Выходами в церковь ознаменовыавлись и такие события: как царские тезоименитства, годовщины стояния на р. Угре, освобождение от поляков в начале XVII века и другие. Всего к концу XVII века обычаем были закреплены около 60-ти выходов в год, не считая воскресных. В XVIII веке начинает формироваться новая система ежегодных придворных торжеств. Большую их часть стали составлять светские празднества (торжественные и викториальные дни, или же днями табельными— Табели с праздничными датами вывешивались в церквах). Значительные перемены в жизни царского двора пришлись на конец XVII века. В 1690-1691 годах молодой отец царь Пётр Алексеевич ещё праздновал родины и крестины царевичей Алексея и Александра Петровичей с соблюдением всех православных обрядов и застолий в духе Московского обычая. Однако при рождении сыновей Пётр в последний раз участвовал в церемониях подношения даров от различных слоёв подданных, которые «отправлялись как обыкновенно». Вскоре и «выходы в соборную церковь» стали «изсякать», «публичные авдиенции» многим чинам также прекратились, прекратилось использование парадных платьев и др. Но прежние «выходы» несколько лет ещё имели место, благодаря брату-соправителю Ивану Алексеевичу и прекратились после его смерти в январе 1696 года. Параллельно с угасанием традиционных празднеств началось формирование новых для России светских торжеств. 30 сентября 1696 года в честь победы войска в битве под Азовом в Москве был организован первый «победительный» въезд (подобно «триумфу» в Древнем Риме), положивший начало целой веренице петровских триумфов. В 1700-1710-е годы возник целый цикл ежегодных светских торжеств русского двора (он включал в себя праздники царские, военные, один орденский и один календарный — всего около 20 празднеств). Центром празднований стал петербургский двор (на который приглашались высшие чиновники, высшее духовенство, гвардия, зарубежные дипломаты). Нектороые праздники проводились не только в столицах, но и порой принимали общероссийский характер. Начиная с 1 января 1700 года императорский двор и вся страна стали торжественно праздновать гражданский Новый год, тогда как церковное новолетие по прежнему начиналось 1 сентября. Новогоднее торжество в XVII веке значительно отличалось от современного. По знаменитому указу 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года», предписывалось 1 января:
До 7 января (Крещенский сочельник) по ночам зажигались огни и смоляные бочки. В организации новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы прошедшего или грядущего года. Так например, в новогоднем фейерверке 1703 году аллегорически изображались фигуры Времени и Фортуны, план штурма Нотебурга и др., на фейерверке 1704 года украшением выступали статуи Юпитера, Марса и аллегорические картины, посвящённые взятию Канец (Ниеншанца), в 1711 году были два плана-транспоранта на темы предстоящей войны с Турцией (Один представлял собой звезду с надписью «Господи, покажи нам пути Твоя» и второй представлял собой столп, на котором были прибиты были ключ и палаш, с подписанием «Идеже правда, тамо и помощь Божия»), а новогодний фейерверк 1723 года посвящался взятию Дербента. В последующем эта традиция также продолжала существовать. Впрочем «огненные потехи» нередко ограничивались иллюминацией, для которой создавались пышные барочные декорации. Петербург в петровское время 1-го января. День начинался с слушания литургии в Троицком соборе, на которой присутствовали царская чета и первые лица государства. После которого, происходило пиршество, которое могло проходить в дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове, также оно могло проходить и в доме его величества, бывало и то, что пиршество проходило в аудиенц-камере сената и других местах. Отобедавши, царь гулял по улицам города, наблюдал за народным весельем, а праздничный день оканчивался в 8-9 вечера, когда в небо взмывались огни фейерверка. Традиционные праздники Среди «царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционные для допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. В Московской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всей стране отмечались церковными службами, Выходами в церковь царя и его наследника, столами в Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки и именинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Во времена правления Петра I обычными были тезоименитства: Тезоименитство Петра Великого 29 июня , день св. ап. Петра и Павла;Тезоименитство царевича Алексея (17 марта);Царевны Натальи Алексеевны (26 августа);Дни ангелов Екатерины Алексеевны (24 ноября) и царевен Анны, Елизаветы, Натальи. Началось празднование дней рождения в России только с царствования Фёдора Алексеевича. С 1676 года в « Книгах царских выходов» появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 года традиционной раздачей коврижек и водки. Вскоре праздновать начали дни рождения и других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дни рождения (20 января и 18 декабря) и тезоименитства (3 февраля и 5 сентября) подросших дочерей Петра — Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы династических браков. А вот день рождение императрицы Екатерины Алексеевны (5 апреля), о котором возвещали пушки петербугских крепостей, то он приходился на «Великий пост» и вследствие этого праздновался «при дворе тихо». Подобные праздники проводились в политических интересах и преследовали важные цели. Бракосочетание Петра при живой царице с непородной иноземкой («чухонкой»), которая уже имела двух внебрачных дочерей, требовало особых законодательных актов и мероприятий, направленных на то, чтобы русский народ свыкся со второй семьёй самодержца. По этой же причине дни рождения законных вдовствующих цариц Марфы Матвеевны и Прасковьи Фёдоровны и дочерей царя Ивана на государственном уровне не праздновались. Политический подтекст имело также и празднование царского бракосочетания с Екатериной Алексеевной (19 февраля 1712 года). Впервые его отмечали в кругу семьи в 1715 году, вскоре этот семейный праздник стал отмечаться на государственном уровне. Так например, в 1721 году в этот день после литургии в Троицком соборе состоялось катание на линеях, после этого следовал бал на Почтовом дворе, вечером пускали фейерверк с надписью «Виват» и вензелем «P. C.» под короною (P. — Пётр, C. — Екатерина). В дальнейшем в XVIII веке празднование царских бракосочетаний развития не получило. Другой была судьба праздника по случаю дня коронования правящего монарха. В начале XVIII века он был широко распространён в европейских дворах. В России день венчания на царство начали отмечать в ближайшем окружении Петра I в 1719 году, а 16 мая 1721 года вышел Указ Сената и Синода «О торжествовании дня короновании его царского величества», в котором предписывалось «во всём российском государстве день коронования его царского величества, а именно июня 25 числа, торжествовать молебным ко всеблагому Богу пением, равно как торжествуется день его величества рождения и день его же величества тезоименитства…». Параллельно с царскими ежегодными праздниками при Петре Великом появился ряд военных празднеств, которые праздновали в целях укрепления авторитета новой регулярной армии и флота, а также для прославления достижений русской армии в изматывающей страну Северной войне. К 1725 году, ежегодными торжествами отмечались 7 викторий и заключение Ништадтского мира. Повторяемый ежегодно праздничный военный цикл открывался 27 июня воспоминаниями о славной Полтавской баталии (Всероссийский праздник), через месяц, 27 июля, праздновали морские победы при Гангуте и Гренгаме, 9 августа – взятие Нарвы, 28 сентября – Победу при Лесной, 11 октября – взятие Шлиссельбурга, 16 октября – Битву при Калише. Наконец, 30 августа ежегодно отмечались годовщина Ништадтского мира (Всероссийский праздник). Торжества в основном проводились в местах пербывания царя, чаще всего они проходили в Петербурге. Однако когда царь находился в поездках торжества устраивались также и в Астрахани, Риге, Торуни (Польша), Карлсбаде и Ростоке (Германия), Копенгагене (Дания), в Спа (Франция). Форма проведения военных торжеств в основном была единой. В Петербурге утренняя церковная часть («ордин духовный») состоял из литургии, молебна и последующей проповеди в Троицком соборе в присутствии царской семьи, знати и выстроенных в параде войск. После следовал пушечный и ружейный салют. После обеда начиналась светская часть праздника («ордин политический»). На царицыном лугу царь-полковник церемониально угощал вином и пивом стоящие полукругом гвардейские полки. Угощение передавалось в деревянных чашках величиною со станкан. Вскоре после залпов салютов гвардейцы под полковую музыку уходили в город. В это время в летнем саду собирался высший свет города — дипломаты, знатное купечество, мастеровые и духовенство. У кромки Невы устраивалась к этому дню галерея, в которой накрывались столы и устраивались бальные танцы. Ближе к полуночи на Неве зажигался многочасовой красочный фейерверк с барочной символикой на тему праздничного дня. На флагштоке Петропавловской крепости в торжественные дни поднимался императорский штандарт. На Неве против дворца бросал якорь украшенный флагами и вымпелами царский фрегат. Ночью город, крепости и фрегат освещала иллюминация. Иностраннцы бывавшие в России отмечали что 30 ежегодных праздненств при императорском дворе «отличались однообразием». Однако некоторые из них имели свои неповторимые отличительные черты. Так например, в день празднования Полтавской битвы император в Троицкий собор являлся в старом потёртом мундире полковника-преображенца с простреленной шведской пулей «простой шляпой», в которой он был в памятный день на поле брани. Необычно проходили также годовщины взятия Шлиссельбурга. Ежегодно 11 октября царь и приближённые к нему отправлялись в Шлиссельбург, где совершали церковную службу с крестным ходом по стненам крепости, после чего устраивалось застолье и веселье. В послепетровское время число военных ежегодных праздненств сильно уменьшилось. Численный состав участников ежегодных царских и военных торжеств была различной. К сожалнию, точных сведений найти не удалось. А состав участников ежегодных табельных торжеств во дворце в основном определялся получением чина по Табелю о рангах, и каждое лицо имевшее соответствующий ранг и находящееся в столице, имело право и неукоснительно получало повестку во дворец. Полковые праздненства. На более узкий круг участников были расчитаны полковые праздненства лейб-гвардии. Они отмечалиь только в полках и во дворце, где устраивались обеды для высших гвардейских офицеров. Подобные застолья, появившиеся во дворце при Петре I , к концу века превратились в устойчивую традицию и приурочивались к полковым дням. Орденские, или кавалерские, празднества. Особое место занимали орденские, или кавалерские, праздники при дворе. При Петре I сложился обычай праздновать «кавалерский день» св. Андрея Первозванного (30 ноября). Орденские праздники являются одними из наиболее оригинальных ежегодных торжеств российского двора и имели хорошо разработанный церемониал. Андревский праздник начали ежегодно отмечать в середине 1700-х годов через несколько лет после его учреждения. Праздновался день ордена там где находился монарх, — за границей в Риге, Москве, но в основном, конечно же, в Петербурге, где андреевское торжество сначало праздновало в «австерии»(трактире) или спуском коробля на воду. Затем сложилась традиция, согласно которой прославленные кавалеры ордена собирались утром в Троицкой церкви, а после литургии до позднего вечера ходили друг другу в гости всем орденским обществом, наподобие святочных разъездов. В домах гостей ждал накрытый стол, за которыми произносились посты за небесного покровителя (святого апостола Андрея Первозванного) и за «здоровье Ивана Михайловича» (То есть за русский флот, которым ведал И.М. Головин). Завершался день иллюминацией Петербурга и фейерверком, в котором голубыми огнями горела орденская символика — андреевский крест с надписью «За Веру и верность» или крест под императорской короной, окружённый орденской цепью. 30 августа в день окончания Северной войны ещё при Петре I и Екатерине I русский двор участвовал в литургии в Александро-Невском монастыре, что вошло затем в церемониал праздника ордена св. Александра Невского. Обеды были, как правило малочисленны по составу. Столы на обедах были фигурные,в центре столов стояли действующие фонтаны. Итог: Созданный при Петре I светский праздничный календарь стал основой придворных торжеств XVIII века. В 1723 году был составлен «Реестр торжественным и викториальным дням, какие были празднуемы в С. Петербурге в 1723 году с молебствием или без оного». После смерти Петра I этот календарь корректировался и дополнялся с каждым новым правителем. Cоветую тем кого заинтересовало почитать научную литературу: — Агеева О.Г. Преобразование русского двора от Петра I до Екатерины II; —Агеева О. Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой // Отечественная история. № 2, 2006. с.11-26; — Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 5. С. 3-15. 1 п.л. Источник статьи: http://vk.com/@slognovsegdakaktotak-prazdniki-epohi-petra-velikogo Adblockdetector |