Комплекс зимнего календарного периода. Зимние Святки
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов.
Одним из таких элементов были солнечные фазы:
- зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету),
- весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних работ)
- летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая).
- осеннее равноденствие (очень слабо отмечено в этнографических записях).
Постепенно на протяжении многих веков создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников. Можно надеяться на то, что этнографы, располагающие огромным фондом записей о праздниках и календарных обрядах, дадут вскоре обобщающее исследование об этом важном разделе народной старины, освещая зимний цикл обрядов.
В этой статье удастся коснуться лишь основных праздников, с которыми, может быть, связан тот или иной археологический материал. Выбор подсказан календарями IV в.: на одном из них (из Лепесовки) знаками солнечного креста отмечены декабрьско-январские новогодние святки, масленица, как праздник весеннего равноденствия (около 25 марта), и двойным крестом с добавлением знака воды — комплекс летних купальских празднеств (24-29 июня).
Из трех месяцев, отмеченных на новогоднем сосуде-календаре (ритуальные сосуды IV в. н. э. из Лепесовки) солнечными крестами, два праздничных срока — зимние святки и купальские обряды — дожили до наших дней на своих местах в годичном цикле.
Рассмотрим сначала один из основных праздничных комплексов: зимние святки (24 декабря — 6 января).
Святки
Иначе Коляды, «Калядныя святкi» (белор.)
Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свЯтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды.
Святочные праздники иначе еще назывались зимними русалиями.
Они отмечались с 24-го на 25.12 по 7.01 — Рождество Христово, или Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень.
С 1.01 по 14.01 — Святые вечера св. Василия Великого, Васильев день, Новый год.
С 6.01 по 19.01 — Страстные вечера, Крещение — Богоявление, Велесов день.
Ночь с 24-го на 25 декабря (по старому стилю у православных и по новому — у католиков) являлась Рождественским сочельником. Он как бы подводил черту под прожитым годом, завершал Рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества — Святки.
Этимология и названия
Святки (от праслав. svętъ, svętъjь) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные Святки, Зелёные Святки).
- рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.), окрутники (новг.), кудеса (новг., вологод.), субботки (псков.);
- зап.-белор. калядныя святкi; мiж каляд, помiж каляд (то есть ‘между колядами’); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
- полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;
- польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory;
- чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody;
- словацк. Vianoce, Hody, sviatky;
- словен. Volčje noči (штир.) (также см. Вучаренье);
- сербохорв.( некрштены дани);
- в.болг. мръсни дни (нощи), погани дни; з.-болг. некрстени дни, некрштены дани; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски дéн’ове, поганските дни, буганите дене.
О комплексе
Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года.
Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером —в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.
С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: «слава хлебу», гадания о замужестве и т. д.
Этнографические материалы о зимних святках подвергнуты тщательному анализу в книге В. И. Чичерова, а также в первом томе «Язычества» где академик Рыбаков внес некоторые дополнения, касающиеся культа Волоса-Велеса (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 421-431.), а в 4 главе этой книги приведены данные о заклинании урожая под Новый год.
Многие эпизоды новогодних игрищ тоже восходят к разным обрядам разных месяцев года (сожжение чучела, имитация похорон и др.). Возникает мысль о том, что 12 праздничных дней могли быть посвящены всем 12 месяцам года: среди аксессуаров святочных празднеств мы видим и сноп, связанный с месяцем жатвы августом-серпнем, и соломенную куклу (март или июнь), маски тура (январь, «велесовы дни» или апрель), коня (апрель, июнь), медведя (март). Обрядовые действия связаны с похоронами («радуница», «родительские субботы») и со свадьбами; песни связаны с пахотой («кликать плугу») и с урожаем (сентябрь), часть плясок связана с русалиями…
Одним словом, в двенадцатидневных новогодних игрищах встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в наступающем году.
На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Вместе с тем Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья ‘Рождественский сочельник’, Друга или Середня кутья ‘канун Нового года’, Трэтья или Последняя кутья ‘канун Крещения’ (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная.
Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́». (Ср. также укр. киев. святый тыждень). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.).
Перечислим весь комплекс со всеми известными святочными элементами о которых далее пойдёт речь в следующих статьях:
- ряженье
- колядование, щедрование
- вождение козы, медведя, тура
- Святочные гадания
- подблюдные песни
- Метелица (танец)
- Светлая неделя в славянской традиции
- Женитьба Терешки — обрядовая белорусская игра
- Коляда
- Васильев вечер
- Щедрый вечер
- Крещенский вечер
- изгнание Святок
Источники:
- Забылин М.// Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.1880:
- Б.А. Рыбаков. // Язычество Древней Руси//Языческие обряды и празднества XI — XIII веков
- Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого;
- Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 584–589. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- А. А. К о р и н ф с к и й // Народная Русь.
- Д. И. Успенский. //Посиделки (в Тульском и Веневском уездах). — «Этногр. обозрение», 1891, № 3, стр. 227— 230. О девичьих весельях на покров и в следующие за ним дни.
- И. Щуров. //Календарь народных примет, обычаев и поверьев на Руси,
- Язычество древних славян // Россия: Иллюстрированная энциклопедия / Редактор-составитель к. и. н. Ю. А. Никифоров. — М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2006. — С. 595–596. — ISBN 5-373-00239-9.
- Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Белгород: БелГУ, 2007. — Т. 4, № 8. — С. 114–120. — ISSN 1990-5327.
- Христианский памятник, содержащий в себе исчисление праздников и святых, прославляемых православною греко-российскою церковию, краткие жизнеописания святых, духовные стихотворения, благочестивые размышления, пасхалию на 100 лет, с описанием монастырей и соборов, хронологию, доведенную от сотворения мира до 1861 года; с присовокуплением.хозяйственных замечаний, врачебных наставлений и других общеполезных сведений и с картинами». И зд. 3, исправленное и умноженное.
- Иждивением Н. Кузнецовой. В типографии П. Глушкова. М., 1863.
Источник статьи: http://www.fond-svetoslav.ru/articles/40-kompleks-zimnego-kalendarnogo-perioda-zimnie-svjatki.html
Русские календарно-обрядовые праздники зимнего цикла и их художественные элементы
В разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Люди отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.
Сущность обрядов и песен зимнего календаря и состояла именно в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая – от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним землевладельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй – на улице.
Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, песнями и танцами.
25 декабря – Спиридон – солнцеворот. Это событие народ исстари отмечал празднествами, которые посвящались подготовке к новому хозяйственному году. После зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году солнце «поворачивается» на лето). Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и закликали солнышко. Скатывали с гор горящее колесо, зазывая при этом весну. Горящее колесо символизировало разгорающееся солнце, которое вступило в новую, предвесеннюю фазу.
Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадания, ряженья, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым – славление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие – Рождество Христово.
Более тысячи лет прошло со времени принятия Русью Христианства. Тесно переплелись древние народные праздники в честь разгорающегося светила (рождество солнца) с теми, которые были привнесены православным вероучением (Рождество Христа). Они взаимно обогатили друг друга, а зимние народные гуляния от Рождества до Крещения (6 – 19 января) получили наименование Святых вечеров или Святок.
Важнейшее место в святочных обрядах занимали девичьи гадания. Гадание когда – то было обрядовым действом, сопровождавшим и производственную и семейную жизнь. Гадали и женщины, и мужчины но уже в XVIII веке гадали преимущественно девушки, желавшие узнать выйдут ли они в этом году замуж, каковы будут муж, свекровь и пр.
6 января – Сочельник был днем для «постной» службы. Весь этот день ничего не ели до первой звезды на небе. Обрядовой едой в эти дни была кутья (сочиво) — жидкая каша из риса с медом и изюмом: до Рождества – постная, на Рождество – щедрая. В Сочельник вечером перед тем, как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, вся семья выходила во двор. Примечали:
Погода ясная и небо звездное – к урожаю гороха.
Снежная погода – к добрым хлебам.
Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Открывал дверь и приглашал «мороз» на кутью, просил его не нападать весной на жито, пшеницу, не губить посевы. По старому обычаю к этому дню из пшеничной муки пекли обрядовой печенье – изображения домашних животных и птиц. Их выставляли на подоконник для показа тому, кто проходил мимо; вечером их в качестве подарков рассылали родным и знакомым.
7 января – Рождество. В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после утренней службы молодежь и дети начинали колядовать. Колядки – коротенькие песни, в которых славят Христа, хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства, здоровья, добра. Колядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа. Выбирали также человека, который собирал дары – мехоношу.
Колядка состоит из нескольких частей. В ней должны присутствовать:
— сообщение о том, что идут колядовщики;
— просьба одарить колядовщиков;
— поздравление с Рождеством, Новым годом.
Колядовщиков одаривали различными вкусностями, деньгами и т.п. Иногда хозяева прогоняли непрошеных гостей, и тогда исполнялись корильные колядки, содержание которых менялось: к примеру, в них были шуточные угрозы «увести козу», «разбить чугунки»… Иногда колядовщики ходили с вертепом. Это был ящик с двумя ярусами, в нем с помощью деревянных фигурок представляли сценки, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. На Рождество больше преобладали колядки, славившие Христа и рождественские песни.
13 января – Новый год (старый). Авсень. Вечер накануне Нового года называется Васильевым вечером или богатым вечером. Так же, как и на Рождество, было принято колядовать, но колядки эти назывались Авсенем, Таусенем, Усенем. В это время и взрослые, и дети ходят по домам, поздравляют хозяев с новым годом и в предвестии урожая посыпают (обсеивают) зерном. К Авсеню в деревнях делают домашнюю колбасу, начиняют желудки, варят свиные ножки, потом их раздают «обсыпалам». Началу Нового года приписывалась особая значимость: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому старались, чтобы люди были веселые, нарядные, стол изобильным, и все желали друг другу счастья, удачи и здоровья.
В народном календаре февраль называется «сечень» за то, что крепко сечет метелью да вьюгой, а также отсекает зиму от весны. И хотя поскрипывает еще снежок под ногами, а мороз щиплет щеки, это уже не пугает. Именно на конец февраля – начало марта и приходилось время празднования Масленицы. Она не имеет точного срока, начинается за 56 дней до Пасхи и длится неделю. С незапамятных времен масленица слывет самым разгульным и веселым предвесенним праздником. Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний. Он возник задолго до принятия Русью христианства. Масленица была узаконена православной церковью как религиозный праздник. В продолжении этой недели еще разрешается употреблять коровье молоко, масло, в то время как во время поста ели только конопляное.
Масленица состоит из трех частей: встречи в понедельник, перелома в широкий четверг и прощания в воскресенье. Каждый день недели имеет название.
Понедельник – встреча. В этот день изготавливали соломенное чучело, рядили мужское или женское платье.
Вторник – заигрыши. С утра молодежь выходила кататься на горках, угощали друг друга блинами.
Среда – лакомка. Тещи пекли блины и звали в гости своих зятьев, а также всю родню.
Четверг – широкий разгул, перелом, массовое катание с гор на санях. Масленицу возили по деревне на телеге.
Пятница – тещины вечерочки. Зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе на блины. Во многих селах строили снежные крепости, а затем сельчане делились на две группы: одна защищала крепость, а вторая пыталась ее взять.
Воскресенье – проводы, прощеный день. В этот день прощались с Масленицей, сжигали ее чучело на площади, пепел рассыпали по полю и пели весенние заклички. В прощеное воскресенье был обычай просить друг у друга прощения и целоваться в знак прощения.
В течение всей недели главное угощение – блины. Еще с язычества от круглых пресных лепешек ведут свою историю блины – круглые, желтые, горячие, как само солнце. Каждая хозяйка держала в секрете свой рецепт, чтобы удивить своими блинами гостей.
Смысл масленичных обрядов многозначный. С одной стороны, в них, несомненно, тема победы весны над зимой и похороны Масленицы – похороны зимы. С другой стороны, в этих обрядах отражается и магический земледельческий характер календаря, и просо веселый праздник предвесеннего времени.
Источник статьи: http://studopedia.ru/10_144345_russkie-kalendarno-obryadovie-prazdniki-zimnego-tsikla-i-ih-hudozhestvennie-elementi.html