Проект » Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники»
проект (старшая группа) на тему
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_priobshchenie_detey_k_narodnoy_kulture.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.
Тип проекта: Информационный, творческий, практико- ореинтированный.
Участники проекта : Дети старшей группы , воспитатели, родители.
Срок реализации : 1 год
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, которая связывает нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.
Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви и красоте.
Все это помогло разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре через народные праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и др. Они составляются на доступном детям материале с использованием устного народного фольклора, народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря. В праздниках активными участниками могут стать не только дети, но и их родители, воспитанники других детских садов.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остаётся актуальной, что обуславливает выбор темы настоящего проекта:
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные фольклорные праздники»
Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулирована цель, задачи, предполагаемый результат проекта.
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.
- Познакомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа.
- Формировать представления о традициях народных праздников.
- Развивать у детей эмоционально — ценностное отношение к народным традициям, праздникам.
- Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
При разработке педагогического проекта использованы следующие принципы:
- Принцип историзма – сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гумманизации — предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
- Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности – реализуется этот принцип в сотрудничестве дошкольной организации с семьёй, сотрудничество между родителями и педагогами.
- Принцип личностно- ориентированного общения – дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип наглядности – наличие наглядного материала для детей.
- Принцип последовательности – предполагает планирование познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
- Принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, он формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата.
- Принцип развивающего обучения – использование в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.
- Принцип тематического планирования материала – предполагает выделение основных направлений работы с детьми по приобщению их к народной культуре, а именно: «Бытовая культура и традиции», «Малые формы фольклора», «Народные праздники».
- Устойчивый интерес к культуре народа.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Компетентность родителей в вопросах национальной культуры.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ореинтированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/12/proekt-priobshchenie-doshkolnikov-k-istokam-russkoy-narodnoy-kultury
Проект «Фольклорные праздники в детском саду»
Мария Казикина
Проект «Фольклорные праздники в детском саду»
Тип проекта — творческий
По характеру контактов- коллективный
По продолжительности-1 год
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях –они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются,гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
В результате реализации проекта:
Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;
• дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
• у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Родители станут активными участниками.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Обобщение результатов работы;
Презентация итогов работы.
этап мероприятия сроки ответственный
Организационно-подготовительный Анкетирование воспитателей
Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей
Наблюдения Май-сентябрь Старший воспитатель
Основной Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» октябрь Музыкальный руководитель
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор – как средство развития творческих способностей» ноябрь Музыкальный руководитель
Семинар –практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» декабрь Музыкальный руководитель
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» февраль Музыкальный руководитель,
Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» март Музыкальный руководитель,
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» апрель Музыкальный руководитель,
Культурно-досуговое мероприятие «Ярмарка» май Музыкальный руководитель, старший воспитатель
Рефлексивно-диагностический Анкетирование воспитателей
Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей
Наблюдения июнь Музыкальный руководитель,
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Мероприятия Форма проведения Предварительная работа Материал
Мамин день Праздник Беседа о мамах, о семейных традициях и обычаях, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.
Костюмы, музыкальные инструменты
Рождественские Посиделки Музыкальная
гостиная Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением ряженных
Колядки Развлечение Разучивание рождественских колядок, русских народных игр Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты
Эх, да Масленица! Русские гулянья Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. Костюмы, музыкальные инструменты
Вербное воскресение Проведение русских народных игр «Верба — вербочка», «Заря – зареница» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки вербы, народные костюмы
Пасха Праздник Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы, музыкальные инструменты,
Стоит Алена в русском сарафане
(Троица) Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Демонстрационный материал
Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.
Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект » Золотая осень» Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-folklornye-prazdniki-v-detskom-sadu.html