Проект народные обрядовые праздники

Межпоселенческий проект « Народные праздники»

Муниципальное учреждение культуры

« Троицко — Печорский районный дом культуры»

Название проекта – Народные праздники

Проектная линия — Сохранение и развитие народных праздников

Исполнители проекта — МУК Троицко — Печорский РДК, структурные подразделения

Срок выполнения проекта – 2014-2015гг

География проекта — муниципальный район «Троицко-Печорский»

Введение. Актуальность проекта ………………………стр 2 Цели и задачи проекта ……………………………………стр 3 План реализации проекта ………………………………. стр 3 Прогноз результатов ……………………………………..стр 6

В богатейшем наследии народов мира особое место занимают народные праздники, отражающие стройную систему народных верований, мифологические представления, выражающие незримые связи между человеком и природой.

Праздники, обряды, обычаи, танцы, музыка и другие аспекты национальных культур помогают людям постигать не только собственную историю, но и секреты человеческого мышления, многовековые сокровенные чаяния народов. Они играют огромную роль в становлении духовного развития человека.

Культура народного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя их, праздник раскрывает истинные, идеальные устремления людей. Здесь каждый человек — исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.

1. Актуальность проекта.

Народные сельские праздники были освещены вековыми традициями. В силу объективных и субъективных причин большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейших пластов народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.

Без прошлого – нет будущего. И мы, работники культуры, обязаны сохранять, приумножать традиции, обряды своего народа. И доносить в доступной форме людям разных национальностей и возрастов на доступных населению ресурсах.

Сегодня для нас становится очевидным, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах огромный гуманистический потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания молодежи, привития ей устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть проведение народных, обрядовых праздников, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения, передаче духовных ценностей от одного поколения к другому

Необходимо также информационное сопровождение этого вида деятельности через размещение информационных материалов и статей в печатных и электронных средствах массовой информации. Развитие современных технологий в практике работы учреждений культуры позволит создать электронные каталоги и фонды информационных материалов о культурных процессах, происходящих на территории района.

2. Цели задачи проекта

* Изучение, сохранение и развитие культурного наследия посредством проведение работы по исследованию основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры. Популяризация ее при проведении народных праздников.

* Приобщение населения к сохранению нематериального культурного наследия, повышение интереса к народным праздникам, возрождению традиций и обычаев.

* Расширение знаний о традиции празднования традиционных народных праздников;

* Развитие элементов русского национального характера, основ национального самосознания, духовности, пробуждение чувства национального достоинства;

Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/453/94794.php

Проект «Народные праздники и традиции»
проект (старшая группа)

Проект «Народные праздники и традиции»

Читайте также:  Костюм дерева для праздника

Скачать:

Вложение Размер
proekt_narodnye_prazdniki_i_traditsii.docx 22.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные праздники и традиции»

в старшей группе

( «Рождество» , Святки», «Масленица» ).

Вид проекта : познавательно – творческий, групповой .

Продолжительность : 7 месяцев

Участники : дети старшей группы , воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа .

Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию — залог их психического здоровья. Традиции — хранители народной культуры заветов народа .

К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа , так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционны х на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, Масленице петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.

Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуры.

— Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.

— Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.

— Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.

— Воспитывать нравственные качества личности (доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе), уважительное отношение к старшим.

— Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.

— Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.

— Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.

Появился устойчивый интерес к культуре русского народа.

Получены знания у детей о устном народном творчестве.

Дети используют в активной речи потешки, считалки, скороговорки, загадки, стихи.

Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой» .

Рассказ воспитателя «Рождество — какой это праздник » , «По одёжке встречают» , «Рождество и Святки» , «Наши предки – славяне» , «Умей в гости звать и умей угощать» .

Д. И «Подари семье радость» , «Вспомни пословицу о семье» .

Викторина «А знаем ли мы?» .

Рассматривание «Детская библия» .

Беседа «Лучшие часы и минуты семейного досуга» , «Что Вы знаете о народных праздниках » ,

«Бабушкин сундук» , «Широкая Масленица» .

Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя» .

Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.

Постановка театрализованных представлений «Рождественские встречи» , «Петрушкины посиделки» , «Двенадцать месяцев» .

Рассматривание картин Б. И. Кустодиев «Масленица» , А. А. Соловьёва «Тройка» .

С/р игра «Маленькие помощники» , «Семья — У нас праздник » , «Родной дом» .

Создание альбома «Русский народный праздник » .

Д. И. «Кувшин доброты» .

Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко» .

Рисование «Зимние забавы» , «Открытка к празднику » .

Коллективный труд — создание чучела из соломы.

Ручной труд «Рождественская звезда» , изготовление рождественских подарков.

Аппликация «Библейские животные» .

Беседа «Правила поведения во время проведения праздника » .

П. И «Гуси – лебеди» , «Филип и пташка» , «Палочка – выручалочка» , «Заря» , «Горелки» , «Пчёлка и ласточка» , «Молчанка» , «Кто быстрее соберёт игрушки» , «Карусель» , «Гори, гори ясно» , «Жмурки» , «Ручеёк» .

Игровые упражнения «Санный поезд» , «Перетягивание каната» , «Попади в цель» .

Русские народные игры : «Тень, тень, потетень» , «Ворон» , «Пугало» , «Весёлый бубен» .

Беседа «Как не заболеть во время праздника !» «Осторожно — Конфеты, шоколад и другие сладости» .

Чтение художественной литературы.

К. Лукашевич «Рождественский праздник » , И. Токмакова «Самая красивая звезда» , О. Гурина

«Святой вечер, добрый вечер!» , Л. Пальмин «Рождественская звезда» , А. Фет «Стихи о Рождестве» , Д. Кузнецова «Блины» .

Разучивание потешек, пословиц, скороговорок, закличек.

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Книги и открытки по теме « Народные праздники и традиции » ,

Центр продуктивных видов деятельности : подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани и т. д.

Центр строительно — конструктивных игр : природный материал, пластилин, бросовый материал.

Взаимодействие с родителями .

Консультация «Приобщаем детей е народным традициям » , наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках , выставка детских работ «Масленица пришла» ,

Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу» , Консультация «Как мы встречаем Рождество» , фотовыставка «Семейные увлечения» , изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества» .

Предполагаемые итоги реализации проекта .

Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.

Дети стали чаще использовать в активной речи : потешки, считалки, скороговорки, загадки.

Приобщили родителей к использованию традиций русской , народной культуры в семейном воспитание детей.

Итоговое мероприятие «Широкая Масленица» .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

31августа 2012 года в МДОУ ЦРР-детском саду №28 прошел праздник «Дружная семья», посвященный возрождению семейных ценностей и традиций.

В консультации раскрываются понятия о семейных праздниках и традициях.

«Социализация»Д.И.: «Найди лишнее»Цель: развивать логическое мышление, развивать умение классифицировать игрушки – новогодние и другие (мягкие, резиновые…)Д.И.: «Назови слово»Цель: развивать умение оп.

Свое выступление я хочу начать со слов С.Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриото.

Обрядово-театральная деятельность в детском саду.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколения.

Два мира есть у человека:Один – который нас творил,Другой – который мы от векаТворим по мере наших сил.Н Заболоцкий.Цель: Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родител.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/05/28/proekt-narodnye-prazdniki-i-traditsii

Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
проект на тему

Скачать:

Вложение Размер
proekt_folklornye_prazdniki.docx 26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» комбинированного вида

Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»

Выполнила: музыкальный руководитель

Новосадова Галина Николаевна,

первая квалификационная категория

г. Дзержинск, 2011 год

Тип проекта — творческий

По характеру контактов- коллективный

По продолжительности-1 год

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

В результате реализации проекта:

Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Родители станут активными участниками.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми .
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности;

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/04/proekt-kalendarno-obryadovye-prazdniki-v-detskom-sadu

Оцените статью
Adblock
detector