Межпоселенческий проект « Народные праздники»
Муниципальное учреждение культуры
« Троицко — Печорский районный дом культуры»
Название проекта – Народные праздники
Проектная линия — Сохранение и развитие народных праздников
Исполнители проекта — МУК Троицко — Печорский РДК, структурные подразделения
Срок выполнения проекта – 2014-2015гг
География проекта — муниципальный район «Троицко-Печорский»
Введение. Актуальность проекта ………………………стр 2 Цели и задачи проекта ……………………………………стр 3 План реализации проекта ………………………………. стр 3 Прогноз результатов ……………………………………..стр 6
В богатейшем наследии народов мира особое место занимают народные праздники, отражающие стройную систему народных верований, мифологические представления, выражающие незримые связи между человеком и природой.
Праздники, обряды, обычаи, танцы, музыка и другие аспекты национальных культур помогают людям постигать не только собственную историю, но и секреты человеческого мышления, многовековые сокровенные чаяния народов. Они играют огромную роль в становлении духовного развития человека.
Культура народного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя их, праздник раскрывает истинные, идеальные устремления людей. Здесь каждый человек — исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.
1. Актуальность проекта.
Народные сельские праздники были освещены вековыми традициями. В силу объективных и субъективных причин большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейших пластов народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.
Без прошлого – нет будущего. И мы, работники культуры, обязаны сохранять, приумножать традиции, обряды своего народа. И доносить в доступной форме людям разных национальностей и возрастов на доступных населению ресурсах.
Сегодня для нас становится очевидным, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах огромный гуманистический потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания молодежи, привития ей устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть проведение народных, обрядовых праздников, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения, передаче духовных ценностей от одного поколения к другому
Необходимо также информационное сопровождение этого вида деятельности через размещение информационных материалов и статей в печатных и электронных средствах массовой информации. Развитие современных технологий в практике работы учреждений культуры позволит создать электронные каталоги и фонды информационных материалов о культурных процессах, происходящих на территории района.
2. Цели задачи проекта
* Изучение, сохранение и развитие культурного наследия посредством проведение работы по исследованию основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры. Популяризация ее при проведении народных праздников.
* Приобщение населения к сохранению нематериального культурного наследия, повышение интереса к народным праздникам, возрождению традиций и обычаев.
* Расширение знаний о традиции празднования традиционных народных праздников;
* Развитие элементов русского национального характера, основ национального самосознания, духовности, пробуждение чувства национального достоинства;
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/453/94794.php
Проект «Народные праздники и традиции»
проект (старшая группа)
Проект «Народные праздники и традиции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_prazdniki_i_traditsii.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народные праздники и традиции»
в старшей группе
( «Рождество» , Святки», «Масленица» ).
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой .
Продолжительность : 7 месяцев
Участники : дети старшей группы , воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа .
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию — залог их психического здоровья. Традиции — хранители народной культуры заветов народа .
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа , так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционны х на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, Масленице петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуры.
— Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
— Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.
— Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
— Воспитывать нравственные качества личности (доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе), уважительное отношение к старшим.
— Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
— Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
— Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
Появился устойчивый интерес к культуре русского народа.
Получены знания у детей о устном народном творчестве.
Дети используют в активной речи потешки, считалки, скороговорки, загадки, стихи.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой» .
Рассказ воспитателя «Рождество — какой это праздник » , «По одёжке встречают» , «Рождество и Святки» , «Наши предки – славяне» , «Умей в гости звать и умей угощать» .
Д. И «Подари семье радость» , «Вспомни пословицу о семье» .
Викторина «А знаем ли мы?» .
Рассматривание «Детская библия» .
Беседа «Лучшие часы и минуты семейного досуга» , «Что Вы знаете о народных праздниках » ,
«Бабушкин сундук» , «Широкая Масленица» .
Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя» .
Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
Постановка театрализованных представлений «Рождественские встречи» , «Петрушкины посиделки» , «Двенадцать месяцев» .
Рассматривание картин Б. И. Кустодиев «Масленица» , А. А. Соловьёва «Тройка» .
С/р игра «Маленькие помощники» , «Семья — У нас праздник » , «Родной дом» .
Создание альбома «Русский народный праздник » .
Д. И. «Кувшин доброты» .
Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко» .
Рисование «Зимние забавы» , «Открытка к празднику » .
Коллективный труд — создание чучела из соломы.
Ручной труд «Рождественская звезда» , изготовление рождественских подарков.
Аппликация «Библейские животные» .
Беседа «Правила поведения во время проведения праздника » .
П. И «Гуси – лебеди» , «Филип и пташка» , «Палочка – выручалочка» , «Заря» , «Горелки» , «Пчёлка и ласточка» , «Молчанка» , «Кто быстрее соберёт игрушки» , «Карусель» , «Гори, гори ясно» , «Жмурки» , «Ручеёк» .
Игровые упражнения «Санный поезд» , «Перетягивание каната» , «Попади в цель» .
Русские народные игры : «Тень, тень, потетень» , «Ворон» , «Пугало» , «Весёлый бубен» .
Беседа «Как не заболеть во время праздника !» «Осторожно — Конфеты, шоколад и другие сладости» .
Чтение художественной литературы.
К. Лукашевич «Рождественский праздник » , И. Токмакова «Самая красивая звезда» , О. Гурина
«Святой вечер, добрый вечер!» , Л. Пальмин «Рождественская звезда» , А. Фет «Стихи о Рождестве» , Д. Кузнецова «Блины» .
Разучивание потешек, пословиц, скороговорок, закличек.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Книги и открытки по теме « Народные праздники и традиции » ,
Центр продуктивных видов деятельности : подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани и т. д.
Центр строительно — конструктивных игр : природный материал, пластилин, бросовый материал.
Взаимодействие с родителями .
Консультация «Приобщаем детей е народным традициям » , наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках , выставка детских работ «Масленица пришла» ,
Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу» , Консультация «Как мы встречаем Рождество» , фотовыставка «Семейные увлечения» , изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества» .
Предполагаемые итоги реализации проекта .
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи : потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Приобщили родителей к использованию традиций русской , народной культуры в семейном воспитание детей.
Итоговое мероприятие «Широкая Масленица» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
31августа 2012 года в МДОУ ЦРР-детском саду №28 прошел праздник «Дружная семья», посвященный возрождению семейных ценностей и традиций.
В консультации раскрываются понятия о семейных праздниках и традициях.
«Социализация»Д.И.: «Найди лишнее»Цель: развивать логическое мышление, развивать умение классифицировать игрушки – новогодние и другие (мягкие, резиновые…)Д.И.: «Назови слово»Цель: развивать умение оп.
Свое выступление я хочу начать со слов С.Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриото.
Обрядово-театральная деятельность в детском саду.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколения.
Два мира есть у человека:Один – который нас творил,Другой – который мы от векаТворим по мере наших сил.Н Заболоцкий.Цель: Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родител.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/05/28/proekt-narodnye-prazdniki-i-traditsii
Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklornye_prazdniki.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» комбинированного вида
Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
Выполнила: музыкальный руководитель
Новосадова Галина Николаевна,
первая квалификационная категория
г. Дзержинск, 2011 год
Тип проекта — творческий
По характеру контактов- коллективный
По продолжительности-1 год
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
В результате реализации проекта:
Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;
- дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Родители станут активными участниками.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми .
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности;
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/04/proekt-kalendarno-obryadovye-prazdniki-v-detskom-sadu