Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Юлия Вартанова
Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Соц. педагоги ГБУ СО «ВРЦ»
В число основных психофизических отклонений в становлении личности детей с ограниченными возможностями входит нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящее к нарушению общения, снижению психоэмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. Недостаток общения является одной из серьезных причин, сдерживающих эмоциональное развитие и нормальную социализацию, а также вызывающей серьёзные искажения в формировании личностных черт характера детей с ограниченными возможностями. Острота проблемы заключается в том, что дети с ограниченными возможностями не имеют постоянного общения в среде сверстников в силу закрытого образа жизни.
Дети приезжают к нам всего на 21 день получить курс медицинской, психолого-педагогической, творческой, социально-бытовой и социокультурной реабилитации.
Во время пребывания в Центре дети должны получить незабываемые впечатления, заряд бодрости, положительные эмоции. А если нам, социальным педагогам, удастся «подобрать ключик» к ребенку, тогда он сможет раскрыться и творчески.
Цель данного доклада: поделиться опытом организации культурно-массовых мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В нашем Центре уделяется особое внимание организации праздничных мероприятий для таких детей, что является одной из важных составляющих социокультурной реабилитации. На этих праздниках присутствуют не только дети, проходящие курс реабилитации, а также их родители и сотрудники Центра. Наряду с воспитательными и развлекательными целями, праздник предполагает снятие эмоциональной напряженности, развитие творческих и коммуникативных способностей детей, преодоление комплекса неполноценности и интеграцию детей с ограниченными возможностями в общество нормально развивающихся сверстников.
Социокультурная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями – это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь каждому ребенку достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счёт расширения рамок его независимости.
Главная задача этого реабилитационного направления – приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. Это – средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения.
Одним из направлений социокультурной реабилитации является — досуговое.
Разнообразные культурно-досуговые мероприятия могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации, на структуру общения, формы и способы организации образа жизни, быта и досуга детей с ограниченными возможностями и их семей.
Именно приобщение к искусству, занятия творчеством играют здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции детей-инвалидов в общество.
Из опыта работы можно отметить, что детский праздник – явление очень сложное, где нередко соседствуют весёлое и грустное, минуты шумного оживления и молчаливой душевной сосредоточенности, ясное видение прошлого и, может быть, первый в жизни серьёзный взгляд на собственное будущее.
В своей работе используем такие формы социокультурных мероприятий, как игровые, конкурсные, развлекательно-познавательные программы; фестивали; творческие мастерские; театрализованные представления.
Праздник помогает время от времени реализовывать накопленный багаж не только умственных, но и физических возможностей. Игры, соревнования с равными себе позволяют оценить себя, участие в команде даёт возможность ребёнку с ограниченными возможностями испытать чувство локтя и ответственности друг за друга. Праздник – это ещё и открытие, узнавание нового. Его назначение – вызвать определённый ассоциативный ряд, развить воображение, фантазию, эмоциональный отклик, раскованность и свободу.
Непременные театрализованные представления и концерты – это встреча с искусством, творчеством, а ещё – новые знакомства. А участие в них детей – это чудесное переживание, прекрасное воспоминание, которое остаётся на всю жизнь.
Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию у детей чувства прекрасного.
Особое значение всё выше сказанное приобретает в отношении детей, лишённых многих радостей в жизни по причине своего заболевания. С целью приобщения детей-инвалидов к творчеству, преодоления комплекса неполноценности, интеграции их в общество нормально развивающихся детей на базе учреждения в конце каждого заезда проводится праздничное мероприятие. Так, в 2014г. проведено 17 праздников, на которых присутствовало 590 детей-инвалидов.
Подготовка к очередному празднику начинается ещё до заезда детей на курс реабилитации. Сначала нужно составить рабочий план праздника.Цели такого планирования: чётко сформулировать главные задачи задуманного мероприятия, продумать интересный сюжет, сюрпризные моменты, предусмотреть всё необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку. Затем необходимо подобрать разнообразные варианты номеров детской художественной самодеятельности, продумать и изготовить костюмы персонажам, декорации и атрибуты к играм. На подготовительном этапе идёт совместная работа социальных педагогов, воспитателей, концертмейстера, инструкторов по творческой и бытовой реабилитации. Ко дню заезда детей продумана сюжетная линия праздника, готов рабочий сценарий всего мероприятия, полным ходом идёт изготовление костюмов, атрибутов, декораций.
На первой встрече с детьми, заехавшими на курс реабилитации, сообщается тема предстоящего социокультурного мероприятия, выясняются интересы, пожелания и возможности детей, предлагаются различные варианты участия в празднике.Это может быть сольный или групповой номер художественной самодеятельности: пение, танец, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах и т. д.Широко применяются задания творческого характера: разыгрывание отрывка из сказки, музыкальный клип, сочинение рекламы, представление костюма. И дети становятся полноправными участниками творческой мастерской по подготовке праздника. Одни участвуют в изготовлении атрибутов и костюмов, другие готовят сольные номера, третьи придумывают инсценировки. Со всеми детьми разучиваются общие песни и хороводы.
Необходимо так построить работу по подготовке к празднику, чтобы она объединяла детей, наполняла их жизнь радостью общения и творчества. А сам праздник следует рассматривать и как форму социокультурной реабилитации и как результат работы в данном направлении.
От занятия к занятию, от заезда к заезду прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, повышении самооценки, уверенности в себе, развитии творческих способностей детей с ов.
При подготовке социокультурного мероприятия следует помнить, что успех массового праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Организация детского праздникатребует продуманных слов и поступков: они показатели педагогической культуры, душевного такта, терпения и сложившихся отношений между организаторами праздника и детьми.Воздействие слова усиливают средства наглядности: декорации, оформление зала, атрибуты и т. д. Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют игры, соревнования и музыка.
Музыкальное оформление играет огромную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у ребёнка ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы. Музыкальная партитура праздника очень важна. Это музыкальные сигналы вначале, фоновая музыка, различные шумовые эффекты.
В работе социального педагога большую помощь оказывает техническое оснащение при подготовке в праздничном мероприятии.На базе учреждения имеются: музыкальные центр, динамические микрофоны, телевизор,мультимедийное оборудование: проектор с экраном на штативе, ноутбук с колонками с выходом в сеть Интернет. Это позволяет педагогу самостоятельно создавать презентации в Microsoft Office PowerPoint, делать нарезку музыкальных произведений, создавать аудиофайлы, используя программу Nero 8 и ее приложение Nero Wave Editor.
Полноправным слагаемым праздника также является игра. Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Особо следует отметить, что игры нельзя делить механически на обычные для здоровых детей и игры для детей с ограниченными возможностями. Любая игра может быть адаптирована к возможностям ребёнка-инвалида с учётом степени и вида его ограничений. Достаточно внести корректировку, облегчить или видоизменить условия игры, и ребёнок получает новые стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций. Участие детей с ограниченными возможностями в играх вселяет в них уверенность в своих силах, поднимает самооценку, способствует активизации личности, обогащает опыт межличностного общения и взаимодействия.
Оформление зала имеет большое значение в эстетическом воспитании детей. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом,необходимо знать некоторые секреты: соблюдать меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга, проявлять фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег.
Также следует отметить, что успех праздника зависит от учёта возрастных особенностей детей. Наибольший воспитательный результат чаще всего достигается, когда праздник рассчитан на одну возрастную группу. Но условия работы нашего учреждения обуславливают проведение праздничных мероприятий именно для разновозрастных коллективов.
В нашем Центре праздничное мероприятие – это всегда яркое красочное представление с подарками и сюрпризами. Непременным условием которого, является участие всех детей, независимо от физических и интеллектуальных возможностей. На таких мероприятиях дети с ДЦП участвуют в спортивных состязаниях, слабослышащие поют и играют на музыкальных инструментах, дети с умственной отсталостью читают стихи, участвуют в театрализованных представлениях.
Подготовка к празднику и участие в нем детей является важнейшим методом социокультурной реабилитации, который позволяет объединить ребят и наполнить их жизнь радостными минутами общения и творчества.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья У каждого ребенка есть творческие способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того,.
Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.
Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома ГКУ Детский дом-интернат «Южное Бутово», г. Москва В данной статье рассматривается актуальный вопрос социально-трудовой реабилитации воспитанников.
Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.
Кукольный спектакль для детей с ограниченными возможностями В период проведения ежегодной Международной декады инвалидов дети и сотрудники нашего детского сада № 1 «Лучик» приняли активное участие.
Развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями «Радуга цветов» Цель: познакомить детей с понятием цвет и научить детей различать предметы по цвету. Задачи: — развитие сообразительности, наблюдательности,.
Сценарий праздника 8 Марта для детей с ограниченными возможностями здоровья «Весенний праздник на лесной полянке» Сценарий праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья»Весенний праздник на лесной полянке»Цель — развлечь детей, создать атмосферу.
Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 «Сказка», г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.
Викторина «В стране сказок» для детей с ограниченными возможностями здоровья Цель мероприятия: активизация знаний детей по сказкам, воспитание культуры речи, формирование навыков общения, создание положительного эмоционального.
Занятие для детей с ограниченными возможностями 6–7 лет Ход занятия Здравствуйте девочки и мальчики. Я рада вас всех сегодня видеть. У меня хорошее настроение и надеюсь, что у вас оно тоже хорошее.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-prazdnika-v-sociokulturnoi-reabilitaci-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami.html
Социальный проект «День рождения» (работа с детьми с инвалидностью)
Мы решили поздравить с Днём рождения ребят с инвалидностью, с которыми уже давно дружим и описать всё это в нашем проекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» пгт. Усогорск
(работа с детьми с инвалидностью)
Республика Коми, Удорский район,
гпУсогорск, ул. Ленина, дом 18.
телефон/факс (8-821-35) 51-189
Фадеева Влада Владимировна, 14 лет,
Фёдорова Владислава Сергеевна, 15 лет, обучающиеся объединения по интересам «Путь к успеху»,
Руководитель проекта Фадеева Татьяна Викторовна, руководитель объединения по интересам «Путь к успеху»
Глава 1. Введение
- Актуальность реализованного проекта.
Глава 2. Описание социального проекта
2.1. Сроки и участники проекта
2.2. План подготовки и реализации проекта.
2.3. Ресурсы, задействованные при реализации проекта
2.4. Реализация проекта
Глава 3. Заключение
Глава 4. Библиографический список
Глава 5. Приложения
День рождения — это день года, в который родился тот или иной человек. Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить виновнику торжества подарки. Интересная версия истории возникновения праздника заключается в том, что последователи чёрной магии считали душу человека наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания в этот день считались заклинаниями . Отсюда и зарождение традиции весь день встречаться с друзьями и принимать поздравления. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии — интернет). Мы решили поздравить с Днём рождения ребят с инвалидностью, с которыми уже давно дружим и описать всё это в нашем проекте.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем [7] В медико-социальном заключении на ребёнка-инвалида содержатся рекомендации для ребёнка-инвалида одна из которых — обучение на дому или в специальном учреждении (Материал из Википедии — свободной энциклопедии- интернет). То есть дети такие ограничены в общении со своими сверстниками.
1.1. Актуальность реализованного проекта.
1.1. 1.Актуальность для объединения
В Доме детского творчества действует множество объединений, работающих в различных направленностях. Есть объединение «Бабочки на снегу», в котором занимаются дети с инвалидностью, руководит им Нина Ивановна Христова. Уже не первый год ребята нашего объединения «Путь к успеху» сотрудничают с этим объединением и педагогом: ходят с новогодними поздравлениями и подарками в гости к детям; летом, в лагерную смену, ежедневно навещают и общаются друг с другом.
Ребята нашего объединения уже имеют опыт коллективной проектной деятельности – в прошлом 2012 учебном году был разработан проект совместно с Активом обучающихся «Волшебники добра», в котором мы непосредственно приняли участие: разносили листовки, приняли участие в театрализованном празднике, посещали детское отделение больницы. Проект так же был направлен на работу с детьми с инвалидностью.
1.1.2. Актуальность для родителей и педагога, занимающегося с детьми с инвалидностью
Родители: «Любое участие сверстников в жизни наших детей – это праздник; время, проведённое вместе, запоминается надолго и положительно сказывается на самочувствии и настроение родителя и ребёнка».
Руководитель объединения «Бабочки на снегу»: «Подобные проекты необходимы, особенно в условиях обучения на дому. Наши ребята не должны чувствовать себя «ненужными в обществе», общение со сверстниками повышает их самооценку, эффективность социализации в обществе».
1.1.3. Актуальность для общества
Наш проект позволяет протянуть руку дружбы тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, разнообразить наш досуг конкретными важными делами, которые сами подготовили.
1.2. Цели и задачи проекта
1.2.1. Цель проекта – организация социально-значимой проектной деятельности силами объединения по интересам «Путь к успеху», направленной на поддержку детей с инвалидностью, занимающихся в объединении по интересам «Бабочки на снегу».
1.2.2. Задачи проекта:
- организация поздравлений на дому с Днём рождения детей с инвалидностью объединения «Бабочки на снегу»
- возрождение традиций милосердия — моральная поддержка членов нашего общества, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;
- отработка модели действующего социального проекта, который может стать традицией, объединяя и воспитывая детей двух объединений.
Описание социального проекта
2.1. Сроки и участники проекта
Проект рассчитан на 2012-2013 учебный год.
Участники — обучающиеся объединений по интересам «Путь к успеху», «Бабочки на снегу»
2.2. План подготовки и реализации проекта.
Название и содержание деятельности
1. Проектировочный этап.
- Определение темы и актуальности
- Определение круга детей с инвалидностью и получение согласия их родителей, на проведение поздравительных мероприятий, совместно с руководителем объединения по интересам Н.И.Христовой
- Определение ресурсного потенциала
2. Основной этап: основная деятельность – социальное участие
Акция «День рождения»
2.1. Встреча с руководителем объединения по интересам Н.И.Христовой, составление графика праздничных дат, обсуждение плана мероприятий для каждого ребёнка с инвалидностью.
2.2. Распределение мероприятий по группам, определение обязанности каждого участника.
2.3. Подготовка поздравительной программы для каждого ребёнка.
2.4. Составление и обсуждение бюджета.
2.5. Участие в поздравительных мероприятиях.
2.6. Подведение итогов Акции (рефлексия) – беседа с педагогами Н.И.Христовой, Т.В.Фадеевой, родителями детей с инвалидностью.
3. Итоговый этап
3.1. Подготовка презентации о реализации проекта.
3.2. Участие в IV учрежденческой учебно-практической конференции
2.3. Ресурсы, задействованные при реализации проекта
Нормативно-правовая база, ресурсная база ДДТ, взаимодействие с партнерами уровня администрации
Управление взаимодействием детей и родителей, организация Акции
Гостеприимство родителей, партнерство детей, педагогов, организационные вопросы
Литература по организации и проведению праздника дома (методическая литература воспитательного отдела), небольшие подарки для детей с инвалидностью; расходные материалы (канцтовары для проведения игр, сладости к чаепитию)
Опыт проектной деятельности автора проекта и обучающихся, творческие возможности детей
2.4. Реализация проекта
Для того, чтобы воплотить наш проект в жизнь мы встретились с Ниной Ивановной Христовой, руководителем объединения «Бабочки на снегу, в котором занимаются ребята с инвалидностью. Обсудили график дней рождений и ребят, которых мы пойдём поздравлять. Не все родители с охотой соглашаются принять гостей, поэтому были предложены Артур Василискин и Кристина Пиуто. Во-первых, их родители всегда очень рады нашему приходу, во – вторых, они наши ровесники, поэтому у нас всегда есть темы для беседы. Сразу с Ниной Ивановной мы обсудили, какие игры можем провести, о чём поговорить.
Затем мы сразу разделились на две группы – одна (мальчишки) готовилась ко Дню рождения Артура, вторя (девчонки) — ко Дню рождения Кристины (Приложение №1). Обсудили, какие подарки можем подарить (Приложение №2). Это не первый год, когда мы ходим поздравлять ребят, поэтому наши родители с пониманием относятся к покупке подарков. Разработали приблизительный план поздравительной программы (Приложение №3). Здесь нужно было учесть, что ребята не передвигаются свободно, поэтому были подготовлены игры, в которых можно участвовать с места.
Наступили долгожданные Дни рождения, которых с нетерпением ждали не только именинники, но и мы сами. К Артуру ребята пошли точно в намеченную дату вместе с Ниной Ивановной – у него в доме собрались друзья за большим праздничным столом и нашему приходу все были рады. Прозвучало много поздравлений, пожеланий, подарено множество подарков от друзей и родителей. Праздник удался.
К Кристине мы пошли на второй день, после её Дня рождения, так договорились с мамой Кристины. Нашего визита она очень ждала, об этом нам потом рассказали Нина Ивановна и мама Кристины Мария Фёдоровна. Мы поздравляли, дарили подарки, делали фигурки из шаров, это было очень занимательно и увлекательно. Кристина сказала, что такое она только по телевизору видела. И, конечно же, мы очень долго беседовали: какие подарки ей подарили, кто приходил ещё к ней в гости. Вспоминали Детский оздоровительный лагерь «Мир мечты», когда мы почти ежедневно заходили к ней в гости. Много хороших слов мы услышали от мамы Кристины, которая приглашала в гости в любое время: «Кристина целый день одна, поэтому она будет очень рада каждой встрече с вами».
Оба праздника мы обсудили с педагогами Ниной Ивановной и Татьяной Викторовной, поделились своими впечатлениями и положительными эмоциями, после чего решили, что эта Акция должна быть ежегодной и расширить свои границы – навещать ребят можно, предварительно договорившись с Ниной Ивановной.
- организация поздравлений на дому с Днём рождения детей с инвалидностью объединения «Бабочки на снегу»
Организованно 2 поздравительных мероприятия на дому: у Василискина Артура и Пиуто Кристины, в которых приняли участие 8 ребят объединения «Путь к успеху»
- возрождение традиций милосердия — моральная поддержка членов нашего общества, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;
Получены только положительные отзывы от детей, родителей, педагога объединения «Бабочки на снегу»
- отработка модели действующего социального проекта, который может стать традицией, объединяя и воспитывая детей двух объединений
По решению собрания объединения Проект как социальная коллективная проба должен стать ежегодным, то есть традицией объединения.
Замечательный праздник День рождения – подарки, сладкий стол…, но главное — общение с друзьями. Наша идея заняла не так и много времени – мы организовались и поздравили своих сверстников. Она дала нам гораздо большее — оставила массу впечатлений от общения и какую-то теплоту на душе, от того, что один из скучных дней ребят с инвалидностью нам удалось сделать светлым, приятным и запоминающимся.
1.1. Информант Христова Нина Ивановна, руководитель объединения по интересам «Бабочки на снегу»
1.2 Информант Худякова Мария Фёдоровна, мама Кристины Пиуто
2.1. Подарки на все случаи жизни. – М.: АСТ- Пресс книга, 2001. – 336с. – (1000 советов).
2.2. Пиглицина Е.Ю.Энциклопедия детских праздников. – М.: «Рипол классик», 2001.- 320 с.
2.3. Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Фадеева Татьяна Викторовна
- Фадеева Влада
- Фёдорова Владислава
- Фадеева Татьяна Викторовна
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/09/sotsialnyy-proekt-den-rozhdeniya-rabota-s-detmi-s-invalidnostyu
Adblockdetector