- Служебные части речи презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Служебные части речи презентация к уроку по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Служебные части речи
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Данная презентация для урока — обощения по теме «Служебные части речи» в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhebnye_chasti_rechi_1.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 7 классе. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 1795 «Лосиноостровская» Кривенкова Диана Валерьевна
ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким частям речи посвящается урок?
Цели урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме “ Служебные части речи” Задачи : Образовательная Обобщить знания учащихся о служебных частях речи, их функциях, значении, строении, правописании и употреблении. Развивающая Развивать умение учащихся работать индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас. Воспитывающая Воспитывать коммуникативность учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе. Цели урока:
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет Найдите самостоятельные и служебные части речи
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
Правы ли вы? Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния Все они: — являются членами предложения; — имеют морфологические признаки; — отвечают на вопросы.
Предлоги, союзы, частицы- Все встали в один хоровод, Служебные важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значение свое привнесут, Здесь свяжут, а рядом разделят Укажут и силу дадут! Какова их роль в предложении? Найдите в тексте служебные части речи
Проверим, правы ли вы В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это ? предлог
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Это ? союз
Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт. Это ? частица
1 вариант 2 вариант Отредактируйте предложения Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. ( К.Паустовский) Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь . (Ч.Айтматов)
Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Выполните синтаксический разбор предложения Найдите служебные части речи.
Все ли части речи вы подчеркнули? Почему? Не подчеркнули союзы, потому что они не указывает на грамматическую роль, а: Союз не станет членом предложения: Всегда свободен, хоть стоит в строю. И в сочинении, и в подчинении Незаменим и помнит роль свою.
1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны. 2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными. 3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные. 4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны. 5.Служебные части речи не бывают членами предложения 6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос. 7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой. 8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно. Найди правильные ответы!
Служебные части речи Не изменяются Не являются членами предложения Не употребляются без самостоятельных частей речи Имеют грамматическое значение
Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает, Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног. Слова для справок: У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как Восстанови текст (по произведению Ершова «Конёк-Горбунок»)
Имя существительное глагол частица предлог союз Имя прилагательное Имя числительное наречие причастие деепричастие Категория состояния Междометие и звукоподражание королевство морфология
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО служебные части речи находятся в первой десятке по частоте употребления: предлог занимает четвёртое место, союз – седьмое, роль частиц тоже велика.
Подумай! В конце какого предлога стоит сотня? Какой предлог является нотой? Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?
Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя Союзы: и, но, потому что, если, тоже. Предлоги: для, без, от, при. Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СОСТАВИТЬ СКАЗКУ(5 – 7 ПРЕДЛОЖЕНИЙ) О РОЛИ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов.
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине «Русский язык» Тема «Служебные части речи. Предлог как часть речи». С применением техно.
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.
Урок русского языка в 7 классе.
Исследование особенностей перехода частей речи.
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна.
Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе по теме «Служебные части речи. Предлог как часть речи».
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/02/sluzhebnye-chasti-rechi
Служебные части речи
презентация к уроку по русскому языку по теме
Презентация «Служебные части речи» посвящена основным моментам данной темы, легко воспринимается учащимися благодаря схемам и таблицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cluzhebnye_chasti_rechi.pptx | 151.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Служебные части речи предлоги союзы частицы
Предлоги непроизводные производные от чего? Подобрать синонимы к предлогам. 1. Работы можно выполнить в одну неделю. 2. Из-за помощи друзей я не отстал в учебе.
? ? 1. Всмотреться (во что?) в течени е реки. 1. Идти (как долго?) в течени е часа. 2. Вступить (во что?) в холодное течени е горной реки. 2. (как долго?) В течени е всего лета я отдыхал на море. 3. Заглянуть (во что?) в продолжени е повести. 3. Ждать (как долго?) в продолжени е недели. 4. В следстви е по этому делу вмешались журналисты. 4. Вследстви е обильных снегопадов на дорогах образовались большие пробки.
Предлоги непроизводные производные от наречия существ. деепричастия в к с о у на за от через вдоль (реки) напротив (здания) впереди (класса) согласно (приказу) вокруг (стола) вследствие (болезни) наподобие (цветка) в продолжение (дня) вблизи (озера) в течение (года) в отношении (других) в отличие от (нас) по направлению к (дому) ввиду (ненастья) в заключение (доклада) сверх (меры) в связи с (отпуском) в силу (обстоятельств) благодаря (товарищам) спустя (неделю) несмотря на (грипп) невзирая на (обстоятельства) исходя из (выводов)
Слитное написание производных предлогов Раздельное написание производных предлогов ввиду (болезни) вместо (себя) впереди (отряда) вроде (помощника) вслед (уходящим) вследствие (ошибок) навстречу (друзьям) наподобие (шляпы) напротив (гостиницы) насчет (отпуска) посреди (поля) несмотря (на дождь) в виде (варенья) в качестве (сувенира) в продолжение (отпуска) в связи с (болезнью) в течение (месяца) в целях (самообороны) за счет (перегрузки) по мере (приближения)
в предлогах на конце е в течени е (урока) в продолжени е (года) вследстви е (снегопада) в заключени е (доклада) в сущ.в П.п. – и , в В.п. – е — в чем ? в течени и реки (П.п.) — во что ? в течени е реки (В.п.) — в чем ? в продолжени и романа (П.п.) — во что ? в продолжени е ( В.п ) — в чем ? ошибка в следстви и ( П.п ) — во что ? в следстви е (В.п.) — в чем ? находиться в заключени и ( П.п ) ЗАПОМНИ Е-И на конце предлогов
ЗАПОМНИ Предлоги слитно Предлоги раздельно вследствие насчет вроде наподобие несмотря на (непогоду) ввиду (ненастья) в течение в продолжение в заключение в связи НО. Иметь в виду, имей в виду
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в простом предложении, или простые предложения в составе сложного. Союзы сочинительные подчинительные соединительные и да=и ни-ни тоже также противительные а но да=но зато раздели тельные или(иль) либо то-то не то-не то
Правописание союзов тоже, также, зато и др. Союзы тоже, также, зато Указательные местоимения и наречия с частицей и предлогом 1. Мой брат работает на заводе. Я тоже ( =и ) хочу быть рабочим. 2. Старшеклассники ходили в поход, наш класс также ( =и ) пойдет. 3. Незнакомец был невысок, зато ( =но ) плечист. 1. Сегодня мы выполняли то же (самое) задание, что и вчера. 2. Мы работали сегодня так же хорошо, как и вчера. 3. Мальчик получил медаль за то , что спас ребенка на пожаре.
Подчинительные союзы Вопросительные местоимения с частицей, указательные местоимения с предлогом 1. Все должны заниматься физкультурой, чтобы укрепить свой здоровье. 2. В нашей школе много хороших спортсменов, потому что с ними работает опытный тренер. 1. Что бы ты посоветовал мне для укрепления здоровья? 2. По тому берегу проложена трасса для проведения зимних соревнований.
Подчинительные союзы Подчинительные союзы присоединяют придаточное к главному. Подчинительные союзы по значению делятся на разряды : 1) Временные (указывают на время): когда , пока , едва , лишь . 2) Причинные (указывают на причину): потому что , так как , оттого что , ибо .
3) Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб) , для того чтобы . 4) Условные (указывают на условие): если . Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. 5) Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя ; несмотря на то, что ; пускай . Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми. Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток.
6) Сравнительные (указывают на сравнение): как , как будто , словно . Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. 7) Следственные (указывают на следствие): так что . В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. 8) Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что , чтобы . Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГ» 1. Укажите производный предлог: 1) несмотря на то что 2) не смотря 3) благодаря тому что 4) невзирая на 2. Укажите непроизводный предлог: 1) вследствие 2) через 3) вроде 4) наподобие 3. Какой предлог не является производным? 1) перед 2) насчёт 3) мимо 4) благодаря
4. Укажите производный предлог: 1) вследствие того что 2) впоследствии 3) в течение 4) в продолжении 5. Укажите непроизводный предлог: 1) оттого что 2) пред 3) сзади 4) согласно 6. Укажите производный предлог: 1) для 2) над 3) без 4) ввиду
7. Какое слово не может быть производным предлогом? 1) напротив 2) наперекор 3) навзничь 4) навстречу 8. В каком предложении выделенное слово является производным предлогом? 1) Полоса леса серовато чернела ВДАЛИ. (И.Бунин) 2) НАВСТРЕЧУ летели, покачиваясь, белые космы тумана. (А.Иванов) 3) Остроухов, прижавшись в угол, следил машинально за всем, что происходило ВОКРУГ него.(В.Некрасов) 4) От орудийной стрельбы гудело все ВОКРУГ, вздрагивала земля от взрывов.(А.Толстой)
9. В каком предложении выделенное слово является производным предлогом? 1) Петр быстро шагал знакомой тропой, Шарик бежал ВПЕРЕДИ. (В.Шишков) 2) Директор с профессором Дубровским стояли ПОСРЕДИ поляны.(Ю.Домбровский) 3) Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился.(Л.Толстой) 4) Анна даже не заметила этого и с трудом поняла, о чем заговорили ВОКРУГ.(Л.Толстой) 10. В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом? 1) (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская) 2) Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков) 3) Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков) 4) К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СОЮЗЫ» 1. Укажите сочинительный союз: 1) когда 2) хотя 3) зато 4) так как 2. Укажите сочинительный союз: 1) также 2) так что 3) потому что 4) оттого что 3. Укажите подчинительный союз: 1) же 2) или 3) ни. ни 4) чтобы
4. Укажите подчинительный союз: 1) не то . не то 2) и 3) пока 4) как …, так и … 5. Укажите подчинительный союз: 1) будто 2) затем 3) куда 4) поэтому
6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки препинания не расставлены): 1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.(А.Алексин) 2) Телюкову отлично был знаком этот приморский городок и он взял на себя роль экскурсовода. (И.Гребенюк) 3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.(М.Пришвин) 4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.(В.Шустов)
7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения: 1) Либо кто-то из летчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И.Гребенюк) 2) Ребята поужинали, но все еще сидели у костра. (В.Рыбаков) 3) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки . (В.Шишков) 4) Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В.Беляев)
8. Укажите предложение с сочинительным союзом: 1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушитm волнение.(М.Алексеев) 2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. (А.Рыбаков) 3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. (В.Астафьев) 4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.(И.Гребенюк)
9. Укажите предложение с подчинительным союзом: 1) Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах. ( Д.Гранин ) 2) Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар. (В.Шукшин) 3) Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки. (К.Воробьёв) 4) Единственный, кто мог помочь Мише достать у художника лодку, был Жердяй . (А.Рыбаков)
10. В каком предложении есть подчинительный союз? 1) Идти было легко, приятно — под ногами лежала не то пыль, не то труха.(В.Беляев) 2) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.(В.Беляев) 3) Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки. (И.Чесноков) 4) На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки. (В.Дудинцев)
Правописание частиц раздельное через «-» Частицы будто, бы (б) , же (ж) , ли (ль) , даже пишутся раздельно: прочитал бы, если б, здесь же, какой же, однако ж, навряд ли, едва ль, даже он. Через дефис пишутся частицы: -то , -либо , — нибудь , кое (кой)- , — ка , -таки : нате-ка, кое-кто, кой-что , кто-либо, чей-нибудь, где-то, все-таки.
Самостоятельная работа ТЕОРИЯ I вариант Расскажите о формообразующих частицах. II вариант Расскажите о модальных частицах.
Самостоятельная работа. ПРАКТИКА. I 1)Главное удовольствие все (таки) впереди. 2)Кое (где) вдали желтеет поспевающая рожь. 3)Мы вернемся (во) что (бы) (то) (ни) стало. 4)Будете в городе, купите что ( нибудь ) из сувениров. 5) Вам следует кое (с) кем встретиться. 6) И я опять (таки) скажу: нечестный вы человек. 7) Отойди ( ка ), сердечный! 8)Давно я (не)был в родных местах! 9)Кузнец Вакула вошел, (н…)говоря (н…)слова. II 1)Дети пришли (таки). 2) То (ли) пишешь, то (ль) читаешь, то (ли) думаешь. 3)Ведь были (ж) схватки боевые, да говорят, еще какие! 4)Подобру (ли) поздорову приятно жить. 5)Город расположен а берегу (не)замерзающего залива. 6)На пороге стоял (не)знакомый мне юноша. 7)Пирог оказался очень (не)вкусный. 8) Ты проснешься (ль), исполненный сил. 9) Выходи ( ка ), сосед, на подмогу.
1.Что(ж) замолкли песни звонкие? 2. Что(бы) такое случиться могло? 3. Как(будто) тихий звон ручья мне слышен был. 4. Хорошо(ли) в лесу весной? 5. Он все(таки) пришел, что(бы) помочь. 6. Я то(же) очень люблю природу. 7. Брат так(же) любит читать книги, как и я. 8. Возьми( ка ) и мне билет в кино. 9. Нашел(таки) выход из положения. 10. Эту редкую ящерицу яко(бы) встречали в ( с,з ) дешних пустынных местах. 11. Известно(ли) тебе что(либо) об этом путешествии?
1. Что ж замолкли песни звонкие? 2. Чтобы такое случиться могло? 3. Как будто тихий звон ручья мне слышен был. 4. Хорошо ли в лесу весной? 5. Он все-таки пришел, чтобы помочь. 6. Я тоже очень люблю природу. 7. Брат также любит читать книги, как и я. 8. Возьми -ка и мне билет в кино. 9. Нашел -таки выход из положения. 10. Эту редкую ящерицу якобы встречали в з дешних пустынных местах. 11. Известно ли тебе что-либо об этом путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов.
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине «Русский язык» Тема «Служебные части речи. Предлог как часть речи». С применением техно.
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.
Урок русского языка в 7 классе.
Исследование особенностей перехода частей речи.
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна.
Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе по теме «Служебные части речи. Предлог как часть речи».
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/13/sluzhebnye-chasti-rechi