Проект татарский национальный праздник

Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана

У многих людей Россия ассоциируется с православием. Когда речь заходит о праздниках, на ум сразу же приходит Пасха, Рождество и прочие. Тем не менее Россия — это многонациональная страна, где дружно уживается и органично сочетается сразу несколько культур и религий. Особый интерес представляют татарские праздники. Они отражают нерушимую веру в единство Аллаха, а также любовь и уважение к самой Республике.

Специфика татарских праздников

Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам. Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений.

Раньше каждый религиозный праздник отмечался на протяжении нескольких дней, а потому с поздравлениями люди отправлялись к своим родственникам и просто соседям, а главное — к родителям (если последние жили отдельно). На протяжении 2-3 суток столы ломились от яств, а потому каждый, кто входил в дом имел право угоститься. Также раздавали еду беднякам и бездомным. В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется.

Маулид Ан-Наби — рождение Пророка Мухаммеда

Мухаммед — это один из самых почитаемых пророков в Исламе. Тем не менее отмечать праздник стали только через 300 лет после прихода данной религии. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. Это 12 число третьего месяца Исламского календаря.

Казалось бы, тот факт, что праздник приурочен ко дню смерти пророка, должен задать некий траурный тон. Тем не менее это не совсем так. В Исламе дни рождения не принято отмечать громко. Такие торжества, обычно, проходят тихо и скромно. А вот смерть воспринимается, как переход в вечную жизнь. Таким образом, эта дата отмечается в более торжественной атмосфере.

Праздник весны — Навруз Байрам

Рассматривая татарские праздники, нельзя обойти стороной Навруз Байрам. Мусульмане отмечают его с глубокой древности. Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта). Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года.

На сегодняшний день культура Татарстана значительно преобразилась, а праздники приобрели новое значение. Так, Навруз Байрам символизирует дружбу и согласие между народами. В этот день принято ходить друг к другу в гости с самыми разными угощениями. Главным блюдом праздничного стола являются круглые лепешки из разных видов злаков и бобов, а также сумаляк (блюдо из пророщенной пшеницы). Остальные блюда также приготовлены, преимущественно, из растительных продуктов, чтобы является символом плодородия земель.

Современное значение праздника — это все-таки встреча Нового года, преимущественно в кругу семьи. Дети ходят по домам, читая стихи, за что получают конфеты и прочие угощения (прослеживается аналогия с празднованием Старого Нового года у славян).

Рамадан — начало поста

Период с 27 мая по 25 июня приходится на священный месяц Рамадан по мусульманскому календарю. На протяжении указанного периода верующие держат пост, который символизирует душевное очищение и поклонение Всевышнему. Кроме того, считается, что во время Рамадана значительно улучшается здоровье, придавая организму силы и жизненную энергию на весь последующий год.

Пост — это не просто отказ от скоромной пищи. Это воздержание от многих условий и привычных благ окружающего мира. Курение, интимная близость и многие развлечения недоступны человеку с рассвета и до самого захода солнца. И даже дурные помыслы находятся под строгим запретом.

Все взрослые мусульмане обязаны придерживаться поста в Рамадан, если они физически и душевно здоровы. Некоторые послабления есть для женщин в период беременности и кормления, а также во время менструации. Они могут не поститься во время Рамадана, но обязаны восполнить это упущение в любое другое время. Также, чтобы «компенсировать» каждый пропущенный день, можно кормить нищих и нуждающихся.

Читайте также:  Сценарий праздника день села с номинациями

Ляйлятуль-кадр — ночь Могущества и Предопределения

Все татарские праздники имеют глубокий смысл. Так, на 21 июня приходится ночь Могущества и Предопределения (Ляйлятуль-кадр) — это наиболее значимый момент во время Рамадана. Именно в эту ночь пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры Корана. Стоит отметить, что дата определена весьма приблизительно, так как у историков и ученых нет единого мнения по данному вопросу.

Ночь Могущества и просветления имеет свои неповторимые особенности. мусульмане утверждают, что эта ночь особенно тихая, безмятежная, безветренная и безоблачная. А утром солнце похоже на полную луну. При этом его лучи особенно нежные и не слепят глаза. Это самое лучшее время, чтобы покаяться в своих грехах, а также совершить пропущенные намазы. Также верующие могут подумать о планах на будущее.

Праздник разговения — Ураза-байрам

Татарский праздник Байрам, пожалуй, наиболее известный. Ураза отмечается в первый день месяца Шавваля, который символизирует окончание поста. Его еще называют малым праздником. В этот день мусульмане разговляются, дарят близким подарки, носят угощение соседям.

В религиозные праздники принято собирать в одном доме всех родственников. Считается, что в праздник разговения жилище посещают души умерших. После того как закончится праздничный намаз, принято отправляться на кладбища и в усыпальницы. А в тех семьях, где кто-то умер за последний год, устраивают поминки, на которые приглашаются все близкие и родственники, а также мулла.

Ураза-байрам — это радостный и светлый праздник. С окончанием поста у людей появляется надежда на то, что Всевышний отблагодарит их за терпение. 26 июня на улицах устраивают красочные представления и богатые ярмарки.

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам

Рассматривая религиозные праздники мусульман, первое, что приходит на ум — это Курбан-байрам. Это самое главное торжество, в ходе которого осуществляется жертвоприношение во имя Всевышнего. Обычно, праздник символизирует окончание Хаджа (паломничества в Мекку). Главный обряд — это заклание животного. Эту традицию связывают с именем Пророка Ибрахима.

Коран повествует о том, что Всевышний ниспослал испытание Ибрахиму. Во имя своей веры, он должен был принести в жертву любимого сына. Пророк был непоколебим в своей вере, а потому без каких-либо промедлений принял волю Аллаха. В награду за веру и покорность, Всевышний разрешил Ибрахиму отвести на заклание животное вместо ребенка. С тех пор все верующие последовали примеру Пророка, принося в жертву овец.

Мясо животного нужно разделить на 3 равные части. Первой мусульманин обязан накормить бедняков. Вторую готовят в качестве угощения для соседей и родственников. А четвертую часть можно оставить на собственные нужды.

Ат-Ташрик — продолжение Курбан Байрама

Татарские народные праздники тесно взаимосвязаны между собой. Так, в качестве продолжения Курбан-байрама выступает Ат-Ташрик. Это 11-13 дни месяца Зульхиджа по мусульманскому календарю. В это время верующие осуществляют паломничество к долине Мина, где нужно бросать камни в 3 столба, которые символизируют дьявола. На следующее утро проводится коллективная молитва.

Татарский праздник Сабантуй

Помимо религиозных, стоит отметить ряд народных праздников, которые занимают важное место в татарской Культуре. Сабантуй — это главный из них. Ранее дату праздника определяли аксакалы. Незадолго до назначенного дня дети начинали ходить по домам, собирая крупы, яйца, масло и другие продукты. Из них ребята варили кашу в огромном котле. Также накануне праздника собирали подарки, которые предназначены для победителей состязаний, которые должны были проводиться на следующий день.

Татарский праздник Сабантуй начинается с того, что ранним утром дети начинают собирать крашеные яйца. за ними следуют юноши, которые разъезжают на украшенных повозках и поют праздничные песни. Все добытые яйца складывают в одну корзину и относят торговцу, а на вырученные деньги покупают угощения, которые едят прямо в поле или у кого-то дома. Также в каждом доме пекутся особые шарики из теста. К сожалению, на сегодняшний день эта традиция практически нигде не поддерживается.

Читайте также:  Какими могут быть праздники под водой

Неотъемлемая часть праздника — это борьба на кушаках. Для начала в них принимают участие дети и старики, а потом, в бой вступают молодые мужчины. Далее проводятся скачки. А ближе к вечеру начинаются гуляния для молодежи.

Сегодня Сабантуй — это национальный праздник. Он проводится и в маленьких селах, и в больших городах. Развлекательная программа значительно обогатилась. Так, если раньше женщины могли быть лишь зрителями, то сегодня они могут принимать участие в представлениях и конкурсах. Имеют место выступление артистов и коллективов художественной самодеятельности.

Встреча весны

Кякук сяйе — это татарский и башкирский праздник, который символизирует встречу весны. Это торжество берет свое начало еще в тот период, когда имели место доисламские верования. Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля. Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек.

Организатором торжества должна выступать пожилая и мудрая женщина, которая досконально знает традиции. Он надевает яркое платье, а также красный кафтан, который украшен звенящими монетками. На голову женщина надевает платок и специальную высокую шапочку. Остальные женщины и дети также должны были одеться ярко и празднично. Все собирались на горе, на лужайке или у водоема для чаепития с беляшами, блинами, чак-чаком и прочими угощениями.

Праздник начинается с особого обряда, который призван умилостивить кукушек. Под корни деревьев дети выливают молоко и кладут яйца, а на ветки повязывают яркие ленты. Пожилые женщины в это время читают особые молитвы, прося у кукушек изобилия и благополучия. Следующим этапом является сбор хвороста и разведение костра для приготовления чая. Молодежь в это время устраивает игры и развлечения.

Во время чаепития все внимательно слушают пожилых женщин, которые рассказывают легенды и поучительные истории. После этого все занимаются гаданием и загадывают желания. Остатки еды раскладывают по земле и по веткам, чтобы задобрить кукушку.

Нардуган

Нардуган — это крупный праздник, который отмечают 21-22 декабря после дня зимнего солнцестояния. Считается, что именно в это время рождается главное светило, а значит, дни будут становиться все более длинными. В этот день принято готовить угощения для родных и соседей. Также проводятся веселые гуляния с театрализованными постановками. Пожалуй, самая интригующая часть праздника — это гадания на судьбу.

День образования Республики

Татарские национальные праздники не менее важны, чем религиозные и обрядовые. Так, 30 августа 1990 года Верховным Советом Татарской ССР был провозглашен суверенитет Республики. Эта дата и считается днем основания. Несмотря на то что после распада Советского Союза Татарстан продолжает существовать, как субъект Российской Федерации, праздник остается важным и значимым для жителей.

День образования Республики Татарстан является выходным. Кроме того, эта дата также считается днем рождения Казани. Все города и села в этот день украшают, а жители выходят на гуляния и участвуют в многочисленных массовых мероприятиях, и концертах. Ночью жителей Республики радуют праздничными салютами.

Заключение

Праздники татарского народа представляют огромный интерес для историков и для простых людей, которые интересуются культурой и обычаями данной местности. Все этапы истории народа нашли свое отражение в торжествах. И Казанское ханство, и Московское государство, и Русское государство, и СССР — все эти периоды наложили свой неповторимый отпечаток на местные обычаи. Здесь есть место как традиционным мусульманским праздникам, так и языческим обрядам. Каждый из них таит в себе глубокий смысл.

Источник статьи: http://www.syl.ru/article/299991/tatarskie-prazdniki-natsionalnyie-religioznyie-kultura-tatarstana

Проект «Национальные татарские праздники»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Национальные татарские праздники»»

Звучит татарская песня «Туган тел» (музыкальный центр)

И туган тел, и матур тел, әткәм — әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Родной язык – святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твом богатстве я постиг!

Ведущая 1: Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в татарской деревне Кушлавыч. Отец его был в мулла, мать занималась воспитанием сына. Мальчику было четыре года, когда потерял своих родителей. И началась горькая сиротская жизнь будущего поэта.

Читайте также:  Когда будет праздник евдокия приметы

Ведущий 2: Как перекати-поле носила его судьба с места на место, из семьи в семью. Девятилетний Тукай попадает в Уральск, где поступает в уральское медресе. В 19 лет Тукай начинает писать первые свои стихи. А в 21 год он написал поэму “Шурале”.

Ведущая 1: Габдулла Тукай прожил всего 27 лет, но успел сделать многое. На сегодняшний день его литературные произведения собраны в пяти томах, изданы 150 раз, переведены на многие языки народов мира.

Ведущий 2: Ну, а теперь сказка-поэма “Шурале”

Звучит татарская мелодия.

Есть деревня прямо за Казанью – Кырлаем называют.

Хоть и не там рожден был Тукай, но немного жил он там.

Со всех сторон той деревни лес стоял,

Велик этот лес – края не видать.

Беспределен и могуч, словно Чингиза грозная рать.

Там луга и зелень трав, словно из бархата.

В лесу красным-красны – земляника да малина.

Величественно, словно воинов могучих строй, сосны и ели там стоят.

Под березами, дубами вместе с щавелем, грибами

Переливаются многоцветьем нежных лепестков

Белые, алые, красные, желтые, синие цветы.

Прилетая, улетая, то снова садясь на цветы,

Будто целуют их нежно яркокрылые мотыльки.

Танец бабочек и цветов.

А велика ли та деревня? Нет, та деревня очень мала.

Прекрасные люди здесь жили всегда.

А сколько здесь алощеких, чернобровых и черноглазых красавиц живет.

И как весело в праздники, сабантуи веселиться народ.

Выход под музыку девушек и джигита.

Но не будет рассказывать больше про деревню Кырлай,

А то мысли мои уведут меня в даль.

Расскажу вам историю одну,

По обыкновению своему, стихами запою.

В ночь лунную, тихую из той деревни джигит

Запряг коня и за дровами отправился в лес один.

Быстро доехал джигит. За работу взялся тотчас,

Рубить деревья начал он топором.

Вдруг! Жуткий крик раздается в тишине вдруг.

Вздрогнув, застыл на месте наш джигит,

Смотрит — перед ним чудище стоит!

Джигит: Кто это? Беглый или джин? Или сам дух лесной?

Жуть берет – безобразен, какой-то немыслимый урод!

Нос кривой изогнут наподобие крючка,

Сверкают исподлобья глубоко запавшие глаза,

Весь голый, очень тонкий, но с человеком схож,

На лбу рог – с палец наш средний длиной.

И не кривы пальцы, напротив очень даже прямы,

Но уродливы – с поларшина будут они.

Чего тебе нужно от меня?

Не пугайся, джигит, я не грабитель и не вор,

И не выхожу на разбой.

Обычай мой: щекоткой убиваю я людей

Вот и сейчас, увидев тебя, я от радости заревел.

Давай, в щекотки поиграем немного с тобой.

Ладно, ладно, какой разговор, поиграю с тобой,

Но у меня есть условие одно.

Вот этот чурбан расколем – ка с тобой.

И на телегу положим то самое бревно.

Берись-ка своими пальцами за эту щель.

Не противясь, согласился с условием Шурале,

И быстро к месту указанному пошел,

Вложил пальцы он свои в широкий зев бревна.

По клинцу, забитому в щель, ударил джигит топором

Потихоньку в исполнение он приводит замысел свой.

Ах, понял я замысел твой.

Сжалься надо мною, спаси же ,

Отныне не трону ни тебя, ни сына, ни весь твой народ.

Очень болят пальцы, отпусти же меня, отпусти!

Между тем джигит наш собирается домой.

На жалобы Шурале даже ухом не ведет.

Скажи же, бессердечный, кто ты? Как тебя зовут?

Если до завтра, до прихода братьев моих, останусь жив.

На вопрос «кто обидел?», имя назвал бы твое.

Так и быть, скажу, а ты запомни: Имя мое – Прошлый год.

Прищемил, погубил меня злодей Прошлый год,

Ах, умираю, из беды меня не кто не спасет.

Выход под музыку братьев Шурале.

Кто тебе прищемил?

Прошлый год прищемил.

Не ори, прекрати!

Прищемленный прошлым годом, разве нынешним орет !

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/proekt-natsionalnye-tatarskie-prazdniki.html

Оцените статью
Adblock
detector