Проект по теме: «Весенние праздники русского народа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Проект по теме
«Весенние праздники русского народа»
Шляхова Александра, Рудман Виктория, Лебедева Альбина-
учащиеся 6б класса
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Феклина Ю.Г.
Содержание работы:
1. Введение (история вопроса, постановка проблем и задач)
2. Описание эксперимента
* Масленица
* Сороки. Встреча птиц.
* Вербница
* Пасха
* Красная горка
3. Выводы. Практическое применение
4. Личное отношение авторов к освещенному вопросу
5. Информационное обеспечение проекта
1. Введение
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения.
Одной из сторон культуры является духовно — нравственное воспитание.
Задача взрослых – показать значимость православных праздников, прошедших из истории; закреплять знания об истории своей Родины; воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к Старой России.
1.1 Актуальность рассматриваемой темы состоит в том , что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:
— мира в семье,
— любви к ближнему,
— сплочённости,
— нравственного добра,
— скромности, красоты, истины,
— патриотизма.
Национальная культура – это всеобъемлющая память народа, то, что отличает данный народ от остальных, то, что хранит человека от обезличивания, соединяет его между прошедшим и будущим поколением, позволяет получить духовную поддержку и жизненно важную опору.
Взаимоотношение с прошлым формирует современный национальный облик. Каждый человек — носитель прошлого и носитель национального настоящего, он связующее звено в истории развития общества. И если не сохранить в себе память о прошлом, то тогда губится часть его личности. Культурное развитие – это путь основного развития каждой личности и целого общества.
1.2. Целеполагание
Цели и задачи:
1. Узнать новое о праздниках русского народа, его обычаях и культуре.
2. Создать серию рисунков о русских праздниках
3.Создать опросник об одном из праздников.
4. Научиться вести исследовательскую работу используя ПК и ресурсы Интернета.
1.3.Обоснование выбора темы
Все дети нашей школы живут в России. Поэтому мы и хотим, как можно больше узнать о прошлом своей страны, о её истории. И начать свою работу решили с изучения «народных истоков».
Мы решили в свободное время найти сведения о жизни своих предков, об их культуре, быте и праздниках, для начала связанных с весной.
1.4.Участники проекта:
Учащиеся 6 класса;
Учитель русского языка и литературы;
1.5.Решение проблем:
— Для чего нужны людям праздники и обычаи?
— Чему нас учат народные обычаи?
— Какие качества ценились на Руси?
— Можно ли считать нас «частичкой» русского народа?
1.6.Характеристика проекта:
Типологический признак – практико-ориентированный, творческо-поисковый
Предметно-содержательная область – метапредметный
Характер контактов – групповой
Продолжительность проекта – краткосрочный (март)
1.7.План реализации проекта
1. Обсуждение содержания проекта, выделение проблемы, планирование работы.
2. Сбор информации: посещение поселкового краеведческого музея;
прослушивание музыкальных произведений, чтение пословиц и поговорок, закличек о весне;
чтение и анализ русских народных сказок;
беседа с родителями, поиск информации в интернете;
участие в празднике “ Масленица”.
3. Оформление презентации, выставка детских рисунков, подготовка опросника по теме проекта.
4. Презентация проекта «Весенние праздники русского народа».
1.8.Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут:
— привести примеры русских народных праздников и обычаев.
— использовать знания по теме для создания творческих работ на уроках изобразительного искусства;
— осуществлять поиск информации в различных источниках, выбирать из них необходимые данные, анализировать, обрабатывать, данные, на их основе создавать информацию;
— по данным, полученным в результате поиска, создавать собственные творческие работы;
— ощутить себя «частичкой» русского народа.
2.Описание эксперимента.
Государственные праздники есть в любой стране. Но также у каждого народа имеются собственные праздничные дни, пришедшие из глубины веков, запомнившиеся своими традициями. Народные праздники имеют огромное значение как для всего государства, так и для каждой семьи. В старину люди говорили: «Мы усердно трудимся целый год, чтобы в праздники хорошо отдохнуть и повеселиться». Один из самых известных и почитаемых народных праздников России – это, конечно же, весенняя Масленица, знаменующая приход теплых дней.
Масленица .
В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
1. Первый день Масленицы
«ВСТРЕЧА»
К первому дню Масленицы сооружались качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Люди устраивали снежные горки, катались до- упаду и приговаривали: «Чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай». А ещё в этот день девушки и парни брали соломенное чучело Масленицы, ходили по деревне и распевали песни.
2. Второй день Масленицы
«ЗАИГРЫШ»
В этот день начинались разные игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки. Особой забавой было катание на санном поезде. Сцепят ребята верёвками десяток саней вереницей или зацепятся руками друг за друга и — вперёд по ледяной катушке. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями. В народе говорили: « Кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться». Вот ребята и старались.
Подвижные народные игры на улице
«Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»
Изготовление чучела Масленицы вместе с детьми.
Мужчины и молодые парни с азартом включались в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. В настоящее время горелки считаются исключительно детской игрой.
Для игры выбирается открытое место лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий горельщик (горелка).
Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик, не оборачиваясь, старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Условия:
Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт «гореть» либо наоборот.
3. Третий день Масленицы
«ЛАКОМКА»
В этот день все хозяйки поступали по поговорке: «Что есть в печи — всё на стол мечи! »
Блины являются самым главным угощением и символом Масленицы.
У каждой хозяйки есть свой рецепт блинов, поэтому они все отличаются по вкусу. Блины бывают пшеничные, ячневые, гречневые, из пресного и кислого теста. И о блинах в народе сложено множество пословиц и поговорок.
4. Четвертый день Масленицы
«Разгуляй»
Ещё этот день называли «широкий четверг» или «разгуляй — четверг». Именно на этот день приходилась середина масленой гульбы. В этот день гуляют с утра до вечера, пляшут, водят хороводы, поют частушки. Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Выходили в этот день и на «кулачки» — на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. В любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову.
— Мужчины и молодые парни с азартом включались в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
5. Пятый день Масленицы
«Тещины вечерки».
На пятый («тёщины вечерки») и шестой («золовкины посиделки») дни масленой недели люди ходили друг к другу в гости. С собой они приносили блины и другие угощения, пели весёлые песни, плясали от души, да костры жгли. Такой костёр называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и приговаривают: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»
6. Шестой день Масленицы
«Золовкины посиделки».
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг – девиц. Новобрачная невестка обязяна была одарить своих золовок подарками. Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали. Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму. Встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий Пост.
7. Седьмой день Масленицы
«Проводы Масленицы, прощеное воскресенье»
В этот день с утра у детей забота — снеговую бабу слепить, в санки посадить да с обледенелой горки скатить. А называется последний день масленичной недели — «прощёный день».
Седьмой день, воскресенье –– прощеный день, самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворительности.
Традиции празднования на Руси дня весеннего равноденствия . Сороки («День Жаворонка»)
22 марта в православной России отмечает праздник «День жаворонка», или «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая их них — жаворонок. В этот день хозяйки пекли из теста «жаворонков». Жаворонок — одна из чистых божьих птичек. Есть легенда о происхождении жаворонка. Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил ее в серую, как земля, птичку-жаворонка.
Дети читают стихи:
В.Жуковский На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Е.Баратынский
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне.
По прилету жаворонков определяли, когда можно будет пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полёт жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет»,- говорят в народе.
На Жаворонков в деревне, а иногда в городах, рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнёзда, складывали в них колобки и ставили в птичник — считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростёртыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек на крышу, при этом распевали песни, привлекающие жаворонков, а с ними — весну.
Веснянки:
Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму прогоните!
Тёплу вёсну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
2) Жаворонки — наши тонки!
Прилетите к нам, принесите нам!
Конфетки на ветке!
Весну-красну!
Лето красное!
В круглые пряники, а кое-где и в жаворонков, прятали разные маленькие вещицы, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется — тот женится или замуж выйдет, кому копейка — тот в этом год хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, у того родиться ребенок.
Вербница
Это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.
Пасха
Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно «играет». Символ Пасхи крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых способствовать возрождению и расцвету природы.
Красная горка
С Пасхальной недели повсюду начинались первые весенние гулянья с качелями, играми, хороводами. Совокупность этих гуляний называлась Красной горкой. Любимая весенняя игра «В горелки». В давние времена эта игра посвящалась весеннему солнцу. Ее разыгрывали между кострами ранним утром на высоких холмах.
ВЕСЕННИЕ ПОТЕШКИ
Потешки про приход весны и тепла, о прилете птиц и распускающихся листиках, о ручейках и первых цветах
есна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
есна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
есна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
есна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку.
одица, водица,
Студёная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Во лесу, во лесочке
Росла трава-мурава,
До пояса доросла,
Берёзку обвила.
Мы веночки плели,
Берёзыньку завивали,
Весну встречали,
Кукушечку выкликали:
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
от пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
аворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
аворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
аворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
аворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички — жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
аворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
ив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
— асточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!
етел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
— Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
— й, весна-красна,
Что ж ты нам принесла?
— Принесла я вам, детушки,
Зелёного зельюшка,
Зелёного зельюшка
И тёплого летушка!
олно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
рилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!
ы замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
у, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!
3.Выводы. Практическое применение.
Работая над проектом мы узнали, что
— Праздники бывают сезонные, обрядовые.
— Праздники «передают душу» народа в своих песнях, танцах, обрядах.
— Каждый народ должен знать и изучать культуру своего народа — иначе у него нет будущего!
— Особо на Руси ценились праведность, мужество, верность долгу и слову, любовь к родной земле. В отношениях между людьми всегда приветствовались верность в дружбе, отзывчивость к чужому горю, готовность прийти на помощь, почтение к старшим, прежде всего к родителям.
— Мы все «частички» нашей Родины. Мы тоже — Русский народ.
4.Личное отношение авторов к освещенному вопросу
Мы думаем, что данный проект и его итоговый продукт может быть использован в рамках предметов: история, изобразительное искусство, литература, а также на различных конференциях и праздниках.
Мы планируем изучить также зимние, осенние и летние праздники русского народа. Сравнить эти русские праздники с национальными праздниками других народов, населяющих нашу страну.
5.Информационное обеспечение проекта:
— интернет-ресурсы и ПК
— библиотека, рассказы учителей и родителей
— материалы поселкового краеведческого музея
Источник статьи: http://mega-talant.com/biblioteka/proekt-po-teme-vesennie-prazdniki-russkogo-naroda-87148.html