Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы «Дружба»
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для 2 младшей группы «Дружба»
Образовательная область: «Коммуникация + творчество» Интегрированное
Подобласть: Художественная литература + рисование
Тема : «Здравствуй, праздник Наурыз!» (Выразительное чтение Т. Муратов «Праздник Наурыз» + рисование «Праздничный салют»)
Цель: Воспитывать интерес к литературным произведениям писателей Казахстана, к их содержанию, как источнику новой информации о празднике Наурыз. Учить слушать стихотворение, следить за развитием действий, понимать смысл произведения, оценивать простые взаимоотношения героев, рассказывать о них. Познакомить с творчеством А. Кастеева. Рассмотреть репродукцию картины «Наурыз». Учить передавать настроение автора, изобразившего на полотне народный праздник. Учить детей передавать свое праздничное настроение брызгами яркой краски (кляксография). Познакомить с новым методом ТРИЗ – кляксография. Воспитывать творческое отношение к работе.
Словарная работа (билингвальный компонент): красный – қызыл, синий – көк, зеленый – жасыл, желтый – сары, көктем – весна, март – наурыз.
Оборудование: иллюстрации о празднике Наурыз, о весне, репродукция А. Кастеева «Наурыз», цветная гуашь, иллюстрации праздничного салюта, разноцветные ленты для шанырака, баурсаки для угощения, цветной платочек.
Сюрприз: в руках у воспиталент, закреплённых на шаныраке.
-Возьмитесь за концы ленточек, повернитесь друг за другом. Вот какая замечательная юрта у нас получилась:
Вот и весна спешит навстречу,
Зима скатилась с горки вниз.
Пришел к нам радостный и светлый
Веселый праздник Наурыз!
— Поприветствуйте друг друга теплыми пожеланиями в этот весенний день:
— «Наурыз қүтты болсын!»
— «С праздником Наурыз!»
Заинтересовываются, выражают желание поиграть с лентами.
Берутся за концы лент, идут друг за другом, имитируют юрту.
Поворачиваются друг к другу и приветствуют словами несколько раз.
-Наурыз – это древний и любимый праздник казахского народа. Он приходит весной, когда начинается обновление всего живого в природе. Люди приводят в порядок свои дома, кто был в ссоре – мирятся. Все с радостью встречают гостей и ходят в гости. При встрече люди обнимаются и желают здоровья, счастья. В Наурыз накрывают дастархан.
Предлагаю послушать стихотворение казахского поэта Т. Муратова «Праздник Наурыз!»
Мы здесь сегодня собрались,
Чтоб встретить праздник – Наурыз!
Улыбки, шутки, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех!
Возьмемся за руки, друзья,
Ведь мы – единая семья:
Чтобы мечты у всех сбылись — Здравствуй, праздник Наурыз!
— Когда приходит праздник Наурыз?
-Как люди выражают свою радость?
-Как понять, что у нас в стране единая семья?
Заучивание стихотворения, с опорой на иллюстрации, в игровой форме.
П/и «Орамал тастау» «Брось платочек»
Предложить рассмотреть репродукцию картины А. Кастеева «Наурыз». –Эту картину нарисовал казахский художник Кастеев. Какой праздник он изобразил?
Предложить рассказать стихотворение Муратова «Наурыз»
— Заканчивается праздник Наурыз праздничным салютом – в небе вспыхивают разноцветные огоньки.
-Мы сегодня нарисуем «Праздничный салют».
Показ этапов рисования разным материалом – поролоном, пальцем, печатание трафаретом, кляксографией. Закрепление способов рисования салюта. Предложить приступить к работе. Помощь затрудняющимся детям. Следить за осанкой детей.
-Какая замечательные работы у вас получились!
Слушают рассказ воспитателя, повторяют пожелания.
Рассматривают иллюстрации, рассказывают, что на них изображено.
Слушают стихотворение, выражают своё праздничное настроение.
-Праздник Наурыз приходит весной.
-Улыбаются, веселятся, смеются. Ходят в гости друг к другу.
-Люди живут дружно, не ругаются, как в семье.
Прослушав стихотворение ещё раз, договаривают последние слова, затем – первые слова, после этого – по строчкам.
Считалкой выбирают водящего, перебрасывают платочек, а водящий должен его поймать. Внимательно рассматривают картину, делятся впечатлениями
— Кастеев нарисовал праздник Наурыз. Рассказывают 3-4детей.
Рассматривают иллюстрации с изображением праздничного салюта. Называют, какого цвета салютики (на гос. языке: красный – қызыл, синий – көк, зеленый – жасыл, желтый – сары).
Внимательно наблюдают, повторяют слова, имитируют в воздухе.
Выполняют работу самостоятельно, выбирают цвета гуаши, средства изобразительной деятельности.
Любуются работами, повторяют стихотворение.
Предлагаю встать в круг, улыбнуться друг другу и сказать прекрасные слова.
Наурыз – это праздник веселья!
Наурыз – это праздник весны!
Наурыз – это праздник цветенья!
Наурыз – это праздник любви!
Стоя в кругу, произносят строки о празднике.
Воспроизводят: умение рассматривать иллюстрации и рассказывать о празднике Наурыз;
Понимают: смысловое содержание стихотворения, картины Кастеева «Наурыз», участвуют в беседе;
Применяют: творческую фантазию в дорисовывании кистью волнистых линии, штрихов, мазков, точек.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/267/58296.php
Произведение муратова праздник наурыз
Наурыз — это самый главный праздник в году как у казахов, так и у многих народов Азии, который отмечается уже более пяти тысяч лет. Наурыз — это праздник весны, обновления природы, начала нового года и новой жизни. И в преддверии этого праздника мне хотелось бы рассказать об истории прекрасной песни «Наурыз — думан», без которой мы никак не можем представить себе проведение этого праздника.
Автор этого стихотворения известный всем поэт Мукагали Макатаев. Знал ли на то время поэт, что именно это стихотворение станет чуть ли не гимном весеннего праздника. И автор сумел включить в одно произведение все происшествия Наурыза.
Наурыз отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. В этот день небесные светила: созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь — круг.
Оживил это стихотворение и превратил его в прекрасную песню – Талгат Сарыбаев. Исполнителем этой песни является Роза Рымбаева. Впервые эту песню она исполнила в 1988 году в своем концерте, который был проведен в филармонии. В этом году песне «Наурыз-думан» исполнилось 29 лет.
Хотелось бы рассказать не только о гимне этого праздника, но и о самом празднике Наурыз, о его происхождений и традициях, которые проводятся во время этого праздника. Иначе Наурыз у казахов называют «Ұлыстың ұлы күні», что в переводе на русский означает «Великий день народа». Название праздника «Наурыз» состоит из двух древнеиранских слов «ноу» (новый) и «роуз» (день).
Наурыз — это день возрождения природы, пробуждения ее ото сна. Это очень символичный праздник и соответственно с Наурызом связано множество традиций и обычаев. Наурызом у казахов называется не только сам праздник, но и весь месяц март. Детей рожденных в этот месяц принято было называть именами, производными от слова «Наурыз», например мальчиков — Наурызбай или Наурызбек, а девочек — Наурыз или Наурызгуль и т.д.
По мифологическим представлениям казахов накануне дня праздника Наурыз по земле ходит счастье, поэтому ночь, накануне праздника называли ночью счастья, то есть Наурыз это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, степь покрывается сочной зеленой травой, начинают течь ручьи, на Землю спускается Новый год. Наурыз — это день, когда на земле устанавливается добро.
Поэтому и к встрече Нового года казахи относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище, одевали чистую нарядную одежду, готовили богатый стол, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам , как встретишь год, так его и проведешь. Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В день празднования Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.
В дни празднования Наурыза готовилось много еды, символизирующей достаток и изобилие. В полдень на установленном месте резали быка и готовили особое мясное блюдо «бель котерер», что в переводе означает «выпрямляющий стан». Согласно представлениям казахов, бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Праздничный дастархан накрывался в каждом жилище. До и после трапезы мулла читал молитвы в честь предков. Затем старший по возрасту давал благословение (бата) на то, чтобы год был благополучным.
Главным угощением на праздничном дастархане было блюдо «Наурыз коже». Наурыз коже — это ритуальное блюдо, похлебка, включающая в себя семь компонентов: воду, мясо, соль жир, муку, злаки и молоко. Цифра семь сама по себе имеет сакральный характер у казахов. Семь компонентов наурыз коже означали семь элементов жизни. Огромный котел для наурыз коже символизировал единство.
Праздник Наурыз всегда сопровождался массовым весельем. Молодежь собиралась у качелей — алтыбақан. Все пели, танцевали, играли в разные национальные игры. На Наурыз часто устраивались соревнования между юношами в борьбе, или скачках. Иногда юноши соревновались в умении держаться в седле с девушками. Также на Наурыз устраивались айтысы, где в своем мастерстве соревновались акыны — поэты-певцы-импровизаторы.
Наурыз — праздник единства всех людей на Земле и природы,праздник гармонии, света и добра!
adebiportal.kz
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 13 (вн — 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.
Источник статьи: http://adebiportal.kz/ru/news/view/3017
Технологическая карта по художественной литературе «Наурыз»
Технологическая карта по художественной литературе для 2 младшей группы.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по художественной литературе «Наурыз»»
ББОҚ технологиялық картасы
Технологическая карта ОУД
Білім беру саласы:Образовательная область: Коммуникация
Бөлімі: Раздел: Художественная литература
Тақырыбы: Тема: Чтение Т.Муратов «Праздник Наурыз»
Мақсаты: Цель: Помочь понять содержание произведения, развивать коммуникативные навыки за счёт расширения лексического значения новых слов: праздник, Наурыз и других. Воспитывать уважение к народным традициям своей и других национальностей.
Қос тілдік компоненті: Билингвальный компонент:
Тәрбиешінің іс- әрекеті
Балалардың іс- әрекеті
Сюрприз: в руках у воспитателя 10 лент, закреплённых на шаныраке.
-Возьмитесь за концы ленточек, повернитесь друг за другом. Вот какая замечательная юрта у нас получилась:
Вот и весна спешит навстречу,
Зима скатилась с горки вниз.
Пришел к нам радостный и светлый
Веселый праздник Наурыз!
— Поприветствуйте друг друга теплыми пожеланиями в этот весенний день:
— «Наурыз қүтты болсын!»
— «С праздником Наурыз!»
Заинтересовываются, выражают желание поиграть с лентами.
Берутся за концы лент, идут друг за другом, имитируют юрту.
-Наурыз – это древний и любимый праздник казахского народа. Он приходит весной, когда начинается обновление всего живого в природе. Люди приводят в порядок свои дома, кто был в ссоре – мирятся. Все с радостью встречают гостей и ходят в гости. При встрече люди обнимаются и желают здоровья, счастья. В Наурыз накрывают дастархан.
Предлагаю послушать стихотворение казахского поэта Т.Муратова «Праздник Наурыз!»
Мы здесь сегодня собрались,
Чтоб встретить праздник – Наурыз!
Улыбки, шутки, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех!
Возьмемся за руки, друзья,
Ведь мы – единая семья:
Чтобы мечты у всех сбылись- Здравствуй, праздник Наурыз!
-Когда приходит праздник Наурыз?
-Как люди выражают свою радость?
-Как понять, что у нас в стране единая семья?
Заучивание стихотворения, с опорой на иллюстрации, в игровой форме.
П/и «Орамал тастау» «Брось платочек»
Предложить рассмотреть репродукцию картины А. Кастеева «Наурыз». –Эту картину нарисовал казахский художник Кастеев. Какой праздник он изобразил?
Предложить рассказать стихотворение Муратова «Наурыз»
— Заканчивается праздник Наурыз праздничным салютом – в небе вспыхивают разноцветные огоньки.
Показ этапов рисования разным материалом – поролоном, пальцем, печатание трафаретом, кляксографией. Закрепление способов рисования салюта. Предложить приступить к работе. Помощь затрудняющимся детям. Следить за осанкой детей.
-Какая замечательные работы у вас получились!
Слушают рассказ воспитателя, повторяют пожелания.
Рассматривают иллюстрации, рассказывают, что на них изображено.
Слушают стихотворение , выражают своё праздничное настроение.
-Праздник Наурыз приходит весной.
-Улыбаются, веселятся, смеются. Ходят в гости друг к другу.
-Люди живут дружно, не ругаются, как в семье.
Прослушав стихотворение ещё раз, договаривают последние слова, затем – первые слова, после этого – по строчкам.
Считалкой выбирают водящего, перебрасывают платочек, а водящий должен его поймать. Внимательно рассматривают картину, делятся впечатлениями
-Кастеев нарисовал праздник Наурыз.
Рассматривают иллюстрации с изображением праздничного салюта.
Предлагаю встать в круг, улыбнуться друг другу и сказать прекрасные слова.
Наурыз – это праздник веселья!
Наурыз – это праздник весны!
Наурыз – это праздник цветенья!
Наурыз – это праздник любви!
Стоя в кругу, произносят строки о празднике.
Күтілетін нәтиже: Ожидаемый результат:
Білуге тиіс:Воспроизводят: понять содержание произведения.
Талапты болу:Панимают: коммуникативные навыки за счёт расширения лексического значения новых слов: праздник, Наурыз и других.
Қолынан келуі тиіс:Применяют: уважение к народным традициям своей и других национальностей.
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-po-khudozhiestviennoi.html