Дарите друг другу подарки
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Подарки усилят любовь между вами, а посему старайтесь это делать, дабы любить друг друга и укреплять между собою связь».
Подарки всегда очень приятно получать, но куда приятнее их дарить! Этому нас учит наш любимый пророк (мир ему и благословение Аллаха), он принимал подарки и всегда старался тем же ответить людям.
Подарки сближают сердца, вселяют в них радость, вызывают расположенность к тому, кто преподносит их. Всегда считалось, что умение создать настроение есть проявление хорошего тона. Само дарение наполняет человека любовью и добротой, оно делает человека душевно богатым. Ислам побуждает делать своим родным и близким то, что вы сами пожелали бы для себя, естественно и правильно дарить людям что-то приятное, чему вы сами обрадовались бы.
В наше время у людей сложилось ошибочное мнение, что у мусульман нет праздников, нет радости, одни только запреты, что нет даже поводов делать подарки… Но мы, мусульмане, никогда не должны забывать о том факте, что ислам – это совершенный образ жизни, который охватывает все стороны нашего бытия. И важнее всего показать миру, что ислам приносит в нашу жизнь огромную радость.
Проявление должного внимания и уважения к своим праздникам во многом определяет нас как мусульман. Поэтому необходимо показать красоту ислама через проведение религиозных праздников и других обрядов наиболее красочно и в атмосфере духовного торжества. Такая форма выражения радости является призывом к исламу. И от того, как будет представлена модель исламских празднеств, в частности, зависит формирование нового отношения к мусульманам и искоренение в общественном сознании неверных стереотипов об исламе.
Всемогущий Аллах повелел: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28:77). Это значит, что к праздникам так же, как и ко всем другим делам, следует относиться ответственно. И тогда праздник будет выглядеть великолепно даже в глазах немусульман.
Ислам предлагает верующим два повода для веселья, два праздника: праздник Разговения (Орозо-айт) и праздник Жертвоприношения (Курман-айт). Оба мусульманских праздника – повод для общей радости, это дни духовного подъема и полной покорности воле Всемогущего. Есть также еженедельный праздник мусульман – Пятница (Джума), которому следует уделять больше внимания, делать подарки и готовить сладости для своей семьи. Но вовсе не обязательно ждать наступления этих праздников, если у вас есть желание и возможность, то вы можете в любой день радовать родных и близких вам людей подарками.
Чтобы сделать правильный подарок, нужно хорошенько подумать, кому вы его собираетесь сделать и с какой целью, то есть первым делом, конечно, надо понять, насколько правильное у нас намерение. Все начинается с намерения, ведь именно оно определяет, будет ли для нас благо в дарении или же оно может обернуться для нас чем-то дурным. Дарить нужно что-то полезное, приятное, что не обидит человека.
Правильными целями мусульманина, который желает преподнести кому-либо подарок, должны быть следующие: достичь довольства Всевышнего, порадовав своего брата или сестру по религии, помочь кому-то в трудную минуту, поздравить с праздником. Подарки сближают людей, они помогают зародить в наших сердцах тепло и любовь.
Всем нам известно выражение: «Дорог не подарок, дорого внимание». Давайте не будем об этом забывать, постараемся сделать свои помыслы чистыми, тогда любой, даже самый маленький подарок принесет большую радость и баракат.
Источник статьи: http://ummamag.kg/ru/articles/interesting/270_darite_drug_drugu_podarki
Отказ от подарка
Наша религия – религия мира, любви и милосердия. Распространение любви является неотъемлемой ее частью, а подарки – одним из её средств.
Дарение подарков является желательным действием (сунной) нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который заповедовал дарить подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего Аллаха за доброе дело.
В хадисе, переданном от имама аль-Бухари, сказано:
«Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу»
[Имам аль-Бухари №954].
Так же передается хадис от имама Ахмада в «Муснаде» о нежелательности отказываться от подарков.
« من بلغه معروف عن أخيه من غير مسألة، ولا إشراف نفس فليقبله ولا يرده ؛
فإنما هو رزق ساقه الله إليه »
«Если кому-то будет сделано что-либо благое со стороны единоверца не по его просьбе и инициативе, то пусть примет и не отказывается от него: ведь это удел, которым наделил его Всевышний Аллах»
[«Муснад» имама Ахмада №17936].
قال الإمام النووي في كتابه شرح صحيح مسلم
В своей книге «Шарх Сахих аль-Муслим» имам ан-Навави пишет:
واختلف العلماء فيمن جاءه مال هل يجب قبوله أم يندب ؟ والصحيح المشهور الذي عليه الجمهور أنه يستحب
«Относительно того, обязан ли человек отказаться от подарка, или желательно ли ему принять его, если человек вручил что-либо из своего имущества в качестве подарка, среди ученых в шафиитском мазхабе есть разногласие.
Согласно более известному и достоверному слову, принимать подарки желательно (мустахаб)».
Далее имам ан-Навави пишет:
أنه يستحب لمن امتنع من قبول هدية و نحوها لعذر أن يعتذر بذلك إلى المهدي تطييبا لقلبه
Также желательно тому, кто отказался от подарка или подобного ему по уважительной причине, объяснить дарителю причину отказа, проявляя к нему уважение»
[См. «Шарх Сахих аль-Муслим» том 8, стр. 107].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Принимать подарки, будь они дорогими или скромными, желательно, как и отвечать на них взаимным подношением или искренним дуа.
• Нежелательно возвращать подарок без уважительных причин. А если ясно, что даритель желает получить взамен и т.д., тогда нет нежелательности вернуть.
• Если есть веская причина не принимать подарок, то он должен красиво отказаться, объяснив причину, чтоб не обидеть дарителя.
Отдел фетв, Муфтият РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник статьи: http://islamdag.ru/fatawa/49060
Хадисы о достойном поведении (продолжение)
2.90. Когда пророка Мухаммеда спрашивали, как наладить отношения с людьми, он давал очень простой совет:
– Дарите друг другу подарки, и тогда меж вами будет расти приязнь и любовь друг к другу.
2.91. Призывая мусульман дарить друг другу подарки, посланник Аллаха учил их проявлять благодарность за то, что им дарят, даже если им досталось что-то малоценное и ненужное, потому что подарок дорог сам по себе, как выражение приязни того, кто его делает. Однажды, наставляя женщин, он сказал:
– О женщины, всегда помните, что мусульманка не должна гнушаться даром своей соседки, даже если это всего лишь баранье копыто. Дарите подарки друг другу, но не забывайте, что жена не имеет права делать подарки без разрешения мужа.
2.92. Когда пророку Мухаммеду дарили подарок, он тут же отдаривался, отдавая дарителю что-нибудь взамен. Как-то раз некто подарил ему верблюдицу. Очень обрадованный таким подарком, посланник Аллаха сделал тому человеку ответный подарок, а затем спросил:
Но подаривший верблюдицу неожиданно сказал:
Тогда посланник Аллаха сделал ему еще один подарок и вновь спросил:
И вновь тот человек ответил ему:
Посланник Аллаха сделал ему третий подарок и вновь спросил:
– Ну, а теперь ты доволен?
– Да, – последовал долгожданный ответ.
2.93. Посланник Аллаха настаивал на том, чтобы мусульмане хорошо относились к своим рабам, поскольку они – их братья. Долг хозяев – кормить и одевать своих рабов, не перегружать их работой, ибо она должна быть посильной.
– Обращайтесь с ними хорошо. Просите у них помощи в том, что слишком трудно для вас, и помогайте им в том, что слишком трудно для них.
2.94. Посланник Аллаха учил, что если в доме есть слуга и этот слуга подает еду хозяевам, его нужно усадить за трапезу рядом с собой или хотя бы угостить его, так как это поможет ему восстановить силы, потраченные на приготовление пищи хозяевам.
2.95. Пророк Мухаммед учил: – Когда раб подает тебе еду, усади его поесть вместе с тобой.
Если это тебе претит, ты должен отдать ему эту еду.
2.96. Требуя доброго, человечного отношения к рабам, пророк Мухаммед в то же время проповедовал беспрекословное повиновение рабов хозяевам. Однако старательные рабы заслуживали благодарности за свое рвение.
– Подчиняясь хозяину, раб подчиняется Всемогущему Аллаху. Если он бунтует против своего хозяина, то он бунтует против Всемогущего Аллаха, – говорил посланник Аллаха. – Но если раб дает хозяину добрый совет и неукоснительно поклоняется Всемогущему Аллаху, то он заслуживает двойную награду.
О любви, милосердии и сострадании
2.97. Пророк Мухаммед постоянно призывал своих последователей к милосердию. Однажды он сказал:
– Проявляйте милосердие, и к вам будет проявлено милосердие. Прощайте, и Аллах вас простит. Горе тем, кто упорствуют и сознательно продолжают творить то, что творят.
2.98. Всемогущий Аллах не проявит милосердия к человеку, который не проявляет милосердия к другим людям.
2.99. Однажды посланник Аллаха сказал:
– Всемогущий Аллах разделил милосердие на сто частей и одну из них ниспослал на землю. Благодаря этой малой толике милосердия все творения Аллаха милосердны по отношению друг к другу, ибо даже кобылица поднимает копыта над жеребенком, чтобы не затоптать его.
2.100. Один из уроков пророка Мухаммеда заключался в том, что люди должны поддерживать друг друга, радоваться за тех, кто счастлив, и сочувствовать тем, кто страдает. Поощряя мусульман к сочувственному отношению друг к другу, он говорил:
– Тот, кто не сторонится людей и с готовностью разделяет с ними их невзгоды, будет вознагражден Всевышним Аллахом более щедро, чем тот, кто сторонится людей и не разделяет с ними обрушившиеся на них беды.
2.101. Одним из важнейших положений учения пророка Мухаммеда был призыв к милосердию. Побуждая людей к сочувствию и помощи тем, кто оказался в трудном положении, он напоминал им, что Аллах никогда не помилует того, кто в земной жизни не проявлял милосердия к другим.
2.102. Посланнику Аллаха достались два молодых раба, два брата, совсем еще мальчики, и он велел их продать. Тот, кому было дано это поручение, выполнил его в первый же день и явился к пророку с отчетом. Когда пророк узнал, что рабы проданы, он обрадовался, но когда ему сказали, что они достались разным хозяевам, он огорчился тому, что братья оказались разлучены.
– Закон не позволяет человеку разлучать двоих людей иначе, чем по их обоюдному согласию, – сказал пророк Мухаммед и, обращаясь к тому, кто выполнял его поручение, велел: – Найди их и отмени сделки, и не продавай их по одному.
2.103. В понятие милосердия, которое посланник Аллаха неустанно внедрял в сознание своих последователей, входило и бережное отношение к тем, кто слабее, в том числе и к женщинам. Сам пророк неукоснительно придерживался этого принципа.
Как-то раз, отправившись в путешествие, пророк Мухаммед повстречал небольшой караван. Он состоял всего из нескольких верблюдов, на которых ехали женщины. Веселый караванщик распевал песни и заставлял верблюдов идти слишком быстро, не думая о том, что такая езда причиняет женщинам большие неудобства.
Поравнявшись с караванщиком, посланник Аллаха поприветствовал его и мягко напомнил:
– Ты везешь хрустальные сосуды, так что будь с ними поосторожнее!
Караванщик смущенно улыбнулся и пустил верблюдов более спокойным шагом.
2.104. Как-то в присутствии пророка Мухаммеда мусульмане заговорили о любви и задумались, одинаково люди любят друг друга или по-разному и чья любовь более угодна Аллаху.
– Когда двое любят друг друга, – сказал им посланник Аллаха, – лучшим из них является тот, кто любит сильнее.
2.105. Пророк Мухаммед, сам человек исключительно мягкий и сострадательный, стремился развивать эти качества и в людях его уммы.
– Аллах исполнен сострадания и любит, когда проявляют сострадание, – говорил он. – Если человек проявляет мягкость, Он дарует ему то, что никогда не дарует за суровость.
2.106. Облегчайте жизнь, а не усложняйте ее. Успокаивайте людей и не возбуждайте в них гнев.
2.107. Проходя мимо одного из дворов, пророк Мухаммед услышал, как один из его последователей укорял своего младшего брата в нескромности и уговаривал его быть стыдливым, ссылаясь на слова пророка о том, что стыдливость не ведет ни к чему, кроме блага.
Тогда посланник Аллаха вмешался в их разговор и сказал: – Оставь его, ибо он не поймет этого, пока не уверует, потому что стыдливость порождается верой и является одним из лучших ее проявлений.
2.108. Пророк Мухаммед резко осуждал тех, кто обсуждал с другими подробности своей интимной жизни. Однажды он сказал:
– Муж, который проводит ночь с женой, а потом начинает рассказывать другим о том, что между ними произошло, пожалеет об этом, потому что, представ перед Аллахом в Судный День, окажется в незавидном положении.
2.109. Скромность всегда украшает того, кто ее проявляет. А проявленная дерзость и грубость всегда унижают.
2.110. Пророк Мухаммед сказал: – Скромность – часть веры. Скромность не приносит человеку ничего, кроме хорошего.
2.111. Однажды пророк Мухаммед лежал в комнате Аиши, и, так как было жарко, его бедро было непокрытым. Как раз в это время к нему пришел отец Аиши, Абу Бакр, и попросил разрешения войти. Пророк разрешил ему войти, оставшись в таком виде, в каком он был. Затем к нему пришел его верный сподвижник Умар, и он также разрешил ему войти, оставшись в таком виде, в каком он был. Затем к нему пришел Усман и тоже попросил разрешения войти. Тогда пророк сел, привел в порядок одежду и пригласил Усмана войти в комнату.
Когда гости ушли, Аиша спросила:
– О посланник Аллаха, к тебе приходил Абу Бакр, и тебя не волновало и не беспокоило, в каком виде ты находился при нем. Затем пришел Умар, и тебя не волновало и не беспокоило, в каком виде ты находился при нем. Затем пришел Усман, и ты сел и привел в порядок свою одежду. Скажи мне, почему?
– Я не мог не проявить скромность перед ним, ибо перед ним проявляют скромность ангелы.
2.112. Посланник Аллаха стал свидетелем того, как старший брат бранил младшего за скромность и дошел до того, что пустил в ход кулаки.
Пророк потребовал, чтобы он немедленно оставил своего брата в покое.
– Оставь его. Скромность – часть веры.
2.113. Однажды пророк похвалил одного мусульманина, сказав, что тот обладает двумя качествами, которые угодны Аллаху. Мусульманин, естественно, поинтересовался, что же это за качества.
– Терпение и скромность, – ответил посланник Аллаха.
Тогда этот достойный человек спросил:
– Скажи мне, о посланник Аллаха, я давно обладаю этими качествами или же приобрел их недавно?
– Они у тебя давно, – сказал ему пророк.
Обрадованный мусульманин радостно воскликнул:
– Хвала Аллаху, который послал мне два угодных Ему качества!
2.114. Пророк Мухаммед говорил, что дома мусульман должны быть просторными. Однако они не должны быть ни чересчур высокими, ни чересчур разукрашенными.
– Судный день не настанет, пока люди не начнут возводить дома, подобные цветастым одеяниям.
В скромном жилище самого посланника Аллаха стены были сложены из покрытых волокнами стволов пальм. Небольшие одностворчатые двери были сделаны из тикового дерева или кипариса.
Но этот скромный дом и его хозяин внушали всем такое благоговение, что никто не решался громко постучаться в его дверь, и люди деликатно стучали по ней лишь кончиками пальцев.
2.115. Однажды в Медине пророк Мухаммед и его сподвижник Умар проходили по рыночной площади. Чего только не предлагали горожанам торговцы! Были здесь и спелые финики, и добротные ковры, и украшенные чеканкой изящные кувшины, но более всего радовали глаз пестрые ткани, доставленные караванщиками из далеких земель. И среди всего этого богатства Умар увидел прекрасный шелковый халат. Он был такой яркий и нарядный, что Умар, не выдержав, предложил своему спутнику:
– О посланник Аллаха, не купить ли тебе этот халат? Ты мог бы надевать его к пятничной молитве или встречать в нем приходящих к тебе людей.
Пророк посмотрел на изумительный халат, но взор его остался совершенно равнодушным.
– Такую одежду может носить только тот, кому ничего не будет дано в Следующем Мире, – сказал он.
Прошло несколько месяцев, и приверженцы Мухаммеда подарили ему шелковые одежды, среди которых оказался и халат, не менее красивый, чем тот, который они с Умаром видели на базаре. Пророк тотчас же отослал этот подарок своему другу.
Получив халат, Умар сразу пришел к пророку и вскричал:
– О Мухаммед! Как же мне носить такой халат после того, что ты сказал на рыночной площади?
И пророк ответил ему:
– А тебе и не нужно носить его. Его можно продать или подарить тому, кому он понравится.
В тот же день Умар отослал халат одному из своих братьев, который жил в Мекке и еще не стал мусульманином.
2.116. В походах посланник Аллаха обычно носил джуббу (меховой или шерстяной кафтан; от этого арабского слова происходит русское «шуба») с узкими рукавами, но его любимой одеждой была рубаха с длинными, доходящими до запястий рукавами. Впрочем, он осуждал тех, кто носил слишком длиннополую одежду, края которой волочились по земле.
– В день Воскресения, – говорил он, – Аллах даже не взглянет на того, кто из желания похвастаться своим благополучием волочил за собой свою одежду.
Когда же эти его слова услышал Абу Бакр, он смутился и воскликнул: – О посланник Аллаха, что же мне делать? Ведь иногда я ловлю себя на том, что мой изар (кусок ткани, который прикрывает тело от пояса до щиколоток) развязывается и волочится за мной по земле.
– Воистину, ты не из тех, кто делает это из чванства! Но все же одежда не должна опускаться ниже щиколоток.
2.117. Узнав, что посланник Аллаха предупреждал мужчин о том, что в День Воскресения Повелитель Миров даже не взглянет на тех, кто, кичась, носил одежду, доходившую до самой земли, к нему обратились обеспокоенные женщины и спросили:
– О посланник Аллаха! Мы слышали, как ты осуждал мужчин за то, что их одежды слишком длинны, но что же делать нам, женщинам, с подолами наших одежд?
– Опустите их на пядь, чтобы были прикрыты щиколотки. – Но тогда неприкрытыми останутся ступни, – продолжали волноваться мусульманки.
– Тогда опустите их на локоть, но не более того, – твердо заявил пророк.
2.118. Пророк Мухаммед говорил, что если те, кто, имея возможность носить дорогую шелковую одежду в земной жизни, откажутся от нее, то в День Воскресения Всемогущий Аллах предложит ему выбрать для себя любую из одежд веры.
2.119. Пророк Мухаммед осуждал за нескромность не только тех, кто носил волочащиеся по земле одежды, но и тех мужчин, кто отпускали слишком длинные волосы. Рассказывают, что однажды он прилюдно сказал об одном человеке, что его можно было бы назвать прекрасным, если бы он не носил такие длинные волосы и подбирал повыше края своей одежды.
Когда же эти слова пророка передали тому, кого они касались, этот человек немедленно состриг себе волосы до уровня ушей и укоротил одежду до середины голеней, как того требовал посланник Аллаха.
О терпении и стойкости
2.120. Легче проявить терпение, воздержавшись от грехов, чем терпеть долгие и страшные муки в Аду. Проявив терпение и послушание, вы обретете долгий отдых и спокойствие, то есть вечное счастье.
2.121. Призывая мусульман к терпению, посланник Аллаха говорил:
– Терпите и будьте смиренными, и Аллах вас возвысит. Будьте благодарными Аллаху, и Он даст вам больше. Просите у Аллаха прощение. Если вы будете взывать к Нему, Он обязательно ответит. Бережливость – самый лучший достаток, воздержание от запретного – лучшая набожность, уважение – высшая ступень любви, а покаяние – лучший заступник. Нет поклонения лучше, чем знание, нет молитвы лучше, чем богобоязненность, нет успеха лучше, чем терпение, нет большего счастья, чем помощь Аллаха.
2.122. Только тот обладает терпением, кто сам совершал ошибку. Только тот бывает мудрым, кто сам прошел через испытание.
2.123. Жизнь каждого человека полна испытаний, и легко представить, что жизнь во времена пророка Мухаммеда была намного сложнее, чем современная. Желая ободрить своих последователей и укрепить их стойкость, пророк говорил:
– Когда Всевышний Аллах возлюбит кого-нибудь, Он непременно подвергает его испытаниям. И тот из людей, кто с честью проходит через них, может быть уверен в том, что Аллах им доволен.
2.124. Однажды, призывая мусульман к терпению и стойкости, пророк сказал:
– Помни о Всевышнем Аллахе– и ты узришь Его. Поминай Господа в дни твоего благоденствия, – и он не забудет о тебе в дни твоих тягот. И знай, что преодолеть несчастье можно только благодаря терпению и стойкости духа. Тогда обязательно настанет день, когда печаль сменится радостью, а беды – счастьем.
2.125. Однажды группа ребятишек играла на улице недалеко от дома пророка. Они мгновенно притихли, когда увидели, что к ним приближается сам посланник Аллаха. А он, подойдя к мальчикам, попросил их выполнить одно его поручение, но ничего никому не рассказывать об этом.
Мальчику пришлось идти на другой конец города, поэтому он вернулся домой довольно поздно.
– Где ты был? – напустилась на него мать. – Я так волновалась, что не знала, что и подумать!
Мальчик объяснил ей, что выполнял поручение посланника Аллаха. В матери мальчика проснулось любопытство, и она захотела узнать, в чем именно состояло поручение пророка. Но ребенок ответил:
– Мама, я не могу рассказывать об этом, потому что это тайна. Женщина не стала больше допытываться, погладила сына по голове и сказала:
– Раз так, то ни в коем случае не выдавай ее!
2.126. Однажды, когда пророк Мухаммед сидел дома в обществе своих жен, к нему пришла его Фатима, его любимая дочь от Хадиджи. Он обрадовался и тотчас же усадил ее рядом с собой, а потом шепнул ей на ухо несколько слов, услышав которые, она горько заплакала.
Видя, как она огорчена, отец снова склонился к ней и опять сказал ей на ухо какие-то слова. И тогда она перестала плакать и засмеялась.
Аиша, слегка задетая тем, что пророк обратился только к Фатиме, не выдержала и заметила:
– Как ты можешь плакать, если посланник Аллаха в присутствии всех своих жен беседует только с тобой?
А когда пророк вышел, Аиша принялась расспрашивать Фатиму о том, что он ей сказал. Но Фатима отказалась выдать ей тайну своего великого отца. И только после смерти посланника Аллаха Фатима удовлетворила ее любопытство:
– Когда отец обратился ко мне в первый раз, он сказал, что раньше Джабраил сличал с ним Коран раз в год, а в этом году он сделал это дважды, что отец истолковал как предвестие своей скорой смерти. Услышав об этом, я не могла удержаться от слез.
– Но почему же ты потом принялась смеяться? – удивилась Аиша.
– Потому что он утешил меня, сказав, что я стану госпожой женщин нашей уммы.
2.127. Однажды, когда сподвижники пришли навестить пророка Мухаммеда, он угостил их финиками, разделив их между ними поровну так, что каждому досталось по семь ягод. Но одному из гостей, Абу Хурайре, досталось шесть спелых и сочных фиников и один твердый и неспелый, однако он больше всего обрадовался этому последнему, потому что его было трудно жевать.
2.128. Пророк Мухаммед учил, что истинно верующий не должен бояться трудностей жизни, хотя человек естественным образом стремится к спокойной, обеспеченной жизни. В этой связи пророк изрек:
– Как хорошо, когда кормят грудью, и как плохо, когда от нее отнимают!
О спокойствии и неторопливости
2.129. Посланник Аллаха считал умение сохранять спокойствие и невозмутимость в любой ситуации одной из главных человеческих добродетелей.
– Сохраняйте спокойствие, – призывал он мусульман, – ибо подлинное благочестие не проявляется в спешке.
2.130. Как-то раз к посланнику Аллаха пришел человек, известный своей вспыльчивостью, и попросил дать ему совет, который пророк считает особо важным. И тогда пророк Мухаммед сказал:
– Никогда и ни при каких обстоятельствах не поддавайся порыву гнева.
Гость еще несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз пророк отвечал:
– Никогда и ни при каких обстоятельствах не поддавайся порыву гнева. Ибо сильный не тот, кто выставляет напоказ свою силу, пугая людей. По-настоящему сильным является тот, кто владеет собой во гневе. Если ты гневаешься, то должен молчать.
2.131. Пророк Мухаммед советовал своим последователям хорошенько подумать, прежде чем приступить к какому-либо делу.
– Тот, кто хочет начать какое-то дело, – учил он, – должен сначала посоветоваться с кем-то из мусульман, и тогда Аллах направит дела его по самому верному пути и сделает его успешным.
О верности и честности
2.132. Пророк Мухаммед говорил: – Кто будет следовать мне, тот будет следовать воле Аллаха. Но тот, кто отвернется от меня, отвернется и восстанет против Аллаха.
2.133. Пророк учил, что начатое дело необходимо доводить до конца.
– Если Судный День наступит тогда, когда ты будешь сажать пальмы и у тебя в руках будет саженец, и у тебя будет возможность успеть посадить его до того, как пробьет час Суда, ты должен посадить его.
2.134. Заботясь о будущем своей уммы, посланник Аллаха говорил о неизбежности изменений во власти. На примере истории израильтян он рассказывал о том, что прежде народом правили пророки, сменявшие друг друга. Но так как Мухаммед был Печатью пророков, то сменить его после его смерти должны халифы.
– Будьте верны тем, кому вы поклянетесь в верности, и подчиняйтесь им, ибо Аллах спросит с них за все, что Он подчинил им.
2.135. Однажды юный мусульманин пообещал помочь соседу-старику собрать финики, когда придет время снимать урожай. Старик очень обрадовался и долго благодарил доброго юношу. Но до сбора урожая было еще далеко, и по прошествии некоторого времени юноша забыл о своем обещании.
Пришлось старику напомнить ему об этом. Юноша очень смутился, ему было очень стыдно, что он чуть было не обманул своего доброго соседа. На следующий день, едва взошло солнце, он пошел на пальмовую плантацию, снял все финики и принес их соседу.
В знак благодарности старик рассказал юноше, как много лет назад он слышал замечательные слова посланника Аллаха:
– Чтобы стать достойным мусульманином, нужно, чтобы твои слова не расходились с чувствами, а слова – с делами.
2.136. Говорите правду, даже если она горькая.
2.137. Обменивайте один вес золота только на такой же вес золота и не обменивайте меньший вес на больший. Обменивайте один вес серебра только на такой же вес серебра и не обменивайте меньший вес на больший. И не обменивайте отсутствующий товар на тот, который имеется в наличии.
2.138. Пророк Мухаммед требовал, чтобы труд наемного работника оплачивался до того, как успеет высохнуть его пот.
2.139. Аллах примет из твоих благих деяний только то, что было сделано искренне. Поистине, большая радость искренним и честным!
2.140. Пророк Мухаммед предупреждал, что берущий в долг должен строго соблюдать свои обязательства и бережно относиться к тому, что взято в долг:
– Если человек берет в долг чужое с твердым намерением вовремя вернуть его, – говорил он, – Аллах расплатится за него. Но если он берет чужое, имея намерение погубить его, то его самого ждет погибель.
2.141. Если мусульманин уезжал далеко и просил кого-либо из соседей взять к себе на хранение то ценное, что у него было и что он боялся оставлять без присмотра, то сосед брал на себя обязательство вернуть ему вещи в целости и сохранности. Ибо пророк Мухаммед сказал:
– Возвращайте доверенное вам на хранение тем, кто доверил его вам.
2.142. Один человек нашел кошелек, туго набитый динарами. Он принес его посланнику Аллаха и спросил у него, как поступить с такой находкой.
– Объявляй о своей находке в течение года, – велел ему пророк.
Так тот и сделал, но за целый год не нашлось никого, кто сказал бы, что это его кошелек.
Тогда нашедший кошелек вновь пришел к пророку и спросил, что ему делать дальше.
– Объявляй о своей находке в течение еще одного года, – велел ему пророк.
И он объявлял о ней еще целый год, но никто так и не пришел за кошельком.
Тогда он в третий раз пришел к посланнику Аллаха, сказал ему, что хозяин кошелька так и не нашелся, и попросил у него новый совет.
– Ты должен сохранить кошелек и шнур, которым он был завязан, а деньги пересчитай. Можешь пользоваться ими до того времени, как объявится хозяин, но если он придет, отдай ему все в целости и сохранности. А если он так и не объявится, знай, что любое добро все равно принадлежит Аллаху, который одаряет им, кого пожелает.
2.143. Требуя от мусульман повиновения властям, пророк Мухаммед в равной степени требовал честности и добропорядочности от правителей.
– Аллах не позволит войти в Рай тому правителю, который будет править мусульманами и умрет, обманывая их, – предупреждал он.
2.144. – Видишь ли ты солнце? – спросил пророк одного из своих сподвижников.
– Конечно, вижу, о посланник Аллаха, – ответил тот.
– Тогда запомни, – сказал пророк, – что свидетельствовать можно только тогда, когда ты видишь истину так же, как видишь это солнце. В противном случае, не свидетельствуй вообще.
О достойном ведении дел
2.145. Борясь за честность в торговле, пророк Мухаммед говорил: – Только грешник придерживает товар до подорожания. Только грешник не торопится продавать виноград во время сбора урожая, чтобы потом продать его виноделам. Оба они мостят себе прямую дорогу в Ад.
2.146. Посланник Аллаха наставлял мусульман, чтобы они никогда не совершали торговые сделки за глаза, не удостоверившись в наличии и качестве товара.
– Это равносильно тому, что покупать еще не пойманную морскую рыбу, – говорил он.
2.147. – Аллах простит прегрешения тому, кто примет обратно товар, проданный мусульманину, – говорил пророк Мухаммед, настаивая на обратимости сделки.
2.148. Посланника Аллаха как-то спросили о том, какой заработок является наиболее достойным.
– Тот, который человек заработал своими руками или в результате заключения добропорядочной сделки.
2.149. Неподалеку от пророка Мухаммеда проживал расторопный мусульманин, который умел торговаться на базаре, как никто другой, и всегда совершал хорошие покупки по хорошей цене. Как-то раз посланник Аллаха дал ему динар и поручил ему купить для него козу.
Урва аль-Барики, как звали этого расторопного человека, отправился на базар и за один динар умудрился сторговать две козы. Но этого ему показалось мало, и он тут же продал одну из коз за динар. После этого он вернулся к пророку и, радостно улыбаясь, передал ему купленную козу и вернул динар.
2.150. Однажды на базаре встретились два мусульманина. Один хотел продать свой товар, а другой – купить его. Однако они никак не могли договориться о цене. Продавец не хотел уступать, а покупатель утверждал, что тот просит слишком много. Так они и проспорили между собой большую часть дня. Солнце уже начинало склоняться к закату, но покупатель и продавец продолжали стоять на своем.
Продавец заметно волновался, потому что очень хотел продать свой товар, но других покупателей, кроме этого упрямца, у него не было.
Наконец, люди, которым надоело слушать, как они торгуются, велели им идти к посланнику Аллаха, чтобы он рассудил их спор.
Выслушав доводы и продавца, и покупателя, пророк сказал: – Если продавец и покупатель не могут прийти к согласию, и ни один из них не может убедить другого в своей правоте, то окончательное слово принадлежит хозяину товара. Ему решать, продавать или не продавать на таких условиях.
2.151. Самый благородный поступок верующего – молитва.
2.152. Никогда не пресыщайтесь молитвами к Аллаху, ибо не был погублен никто из тех, кто были с молитвой.
2.153. Уча мусульман молиться, пророк Мухаммед подчеркивал важность истовости молитвы.
– Становясь на молитву, молитесь так, как будто это ваша последняя молитва. Не произносите в ней ни одного слова, за которое завтра вам придется вымаливать прощение, и не обманывайтесь относительно того, что доступно людям, а что нет.
2.154. К пророку Мухаммеду пришел человек и попросил научить его лучшему из молитвенных обращений.
– Наилучшим молитвенным обращением к Аллаху является просьба о прощении и благополучии в этом мире и в последующем, – сказал посланник Аллаха.
На следующий день этот человек вновь пришел к пророку и вновь спросил:
– О посланник Аллаха, какое молитвенное обращение является наилучшим?
– Просьба Аллаха о прощении и благополучии в этом мире и в последующем, – повторил свои вчерашние слова пророк Мухаммед. – Если тебе ниспошлется благополучие в этом мире и в следующем, то ты добился успеха.
2.155. Мусульмане были бы счастливы получать ежедневные наставления от своего пророка. Но посланник Аллаха делал это лишь время от времени из опасения, что постоянные наставления могут наскучить людям из его уммы. Пространным проповедям он предпочитал продолжительные молитвы.
2.156. Однажды в Медине конь, на котором ехал пророк Мухаммед, испугался, взвился на дыбы и сбросил с себя своего седока. К счастью, удар при падении был смягчен пальмой, рядом с которой это случилось, и посланник Аллаха лишь вывихнул ногу.
Пострадавшего бережно перенесли домой и уложили в комнате Аиши. Мусульмане часто навещали пострадавшего.
Однажды люди пришли проведать его, они застали его за молитвой. Пророк творил молитву сидя, а его друзья начали молиться вместе с ним, стоя за его спиной. Тогда он сделал им знак сесть, а по окончании молитвы сказал:
– Когда имам молится сидя, молитесь сидя. Когда он молится стоя, молитесь стоя. Не стойте, когда имам сидит, ибо вы – не персы, которые стоят в присутствии своих великих людей.
2.157. Пророк Мухаммед учил, что во время молитвы нужно полностью сосредоточиваться на молитве, ибо молитва – это только прославление и возвеличивание Аллаха, и чтение Священного Корана.
2.158. Пророк Мухаммед говорил, что обращающийся к Аллаху с молитвенным обращением должен быть тверд в своей просьбе и не должен говорить: «О Аллах, если такова твоя воля, то ниспошли мне то-то и то-то».
– Аллаха нельзя принудить вопреки Его воле, – объяснял он.
2.159. Пророк Мухаммед одобрял тех, кто, помимо обязательных молитв, творит молитвы в ночное время. Поощряя набожных мусульман, однажды он сказал:
– Передайте благую весть тем, кто ходят в мечеть в темное время суток, – в Судный День они обретут совершенный свет.
2.160. Однажды пророка Мухаммеда спросили, какая из мечетей была построена первой.
– Первой была построена Запретная мечеть в Мекке, – ответил он.
– А потом? – спросили его. – Потом была построена Отдаленнейшая мечеть в Кудсе (Иерусалиме), – ответил он, но вопросы не кончались.
– Сколько же лет прошло между их постройкой? – продолжались расспросы.
– Сорок лет, – терпеливо ответил пророк, – но помните, что, где бы вы ни оказались во время, отведенное для молитвы, творите ее неукоснительно.
2.161. Во времена, предшествующие ниспосланию ислама, жители Аравийского полуострова были многобожниками. Они не понимали, что все в земной жизни совершается по воле Аллаха, и поэтому у них были в чести различные предсказатели и маги. Пророку Мухаммеду пришлось приложить немало усилий, чтобы искоренить старые привычки. Поэтому он говорил:
– Если кто из мусульман идет к предсказателю, чтобы спросить его о чем-либо, и принимает на веру все, что тот ему наговорит, то молитвы, творимые таким человеком, не будут приниматься в течение сорока дней.
О чтении Корана
2.162. Пророк Мухаммед придавал первостепенное значение чтению Корана и говорил, что тот, кто цитирует Коран и с любовью заучивает его суры, разрешает то, что разрешено, и запрещает то, что запрещено, будет допущен в Рай, и Аллах примет его заступничество за десятерых его родственников, которые были обречены на муки в Огне.
– Тот, y кого в сердце нет и части из Корана, – говорил посланник Аллаха, подобен покинутому безлюдному дому.
2.163. Пророк Мухаммед призывал мусульман обращаться с покаянием к Аллаху и сам делал это по сто раз ежедневно.
2.164. Известный своей праведной жизнью, пророк Мухаммед однажды признался:
– Я каждый день обращаюсь к Всевышнему Аллаху с просьбой простить мне мои грехи и каюсь перед Ним больше, чем семьдесят раз.
И с улыбкой добавил:
– Истинно верующий представляет свои грехи так, словно они – гора, готовая обрушиться на него в любую минуту. Нечестивец же относится к своим грехам как к мухам, отмахиваясь от них, когда они пролетают рядом с его лицом.
2.165. Утверждая, что покаяние угодно Аллаху, пророк Мухаммед говорил, что, видя кающегося мусульманина, Всевышний радуется больше, чем человек, у которого внезапно нашелся пропавший в пустыне верблюд.
О священности пятницы
2.166. Пророк Мухаммед учил своих последователей чтить пятницу как священный день для всех мусульман. Он утверждал, что те, кто умирают в пятницу или в пятничную ночь, будут избавлены от наказания в могиле. А еще люди слышали, как он сказал:
– Знайте, о правоверные, что по пятницам ангелы собираются у дверей мечетей и записывают, кто из верующих пришел первым, a кто позже. Но когда выходит имам, ангелы сворачивают свои свитки и слушают хутбу.
О поминании Аллаха
2.167. В представлениях пророка сон был сродни смерти. Поэтому, ложась вечером спать, пророк говорил:
– С именем Твоим, о Аллах, я умираю и оживаю.
А когда он пробуждался от сна, то говорил такие слова: – Хвала Аллаху, который оживил меня после того, как умертвил, и к Нему я возвращаюсь.
2.168. Пророк Мухаммед учил, что при входе в свой дом и во время еды должны поминать Всемогущего Аллаха. Тем самым он избавляется от многих несчастий.
– Услышав, что в доме поминают Аллаха, шайтаны говорят друг другу: «Здесь нам делать нечего, не будет нам ни ночлега, ни пищи». Если же, входя в дом, человек не помянет Аллаха, то шайтаны обрадуются и скажут друг другу: «Здесь мы можем переночевать». А когда люди забывают поминать Аллаха во время еды, шайтаны веселятся и говорят друг другу: «Здесь мы можем не только переночевать, но и поужинать!»
2.169. Когда пророка Мухаммеда спросили, для чего нужен пост, он ответил:
– Пост соблюдается только во имя Аллаха, и только Он отмеривает награду за него. Пост подобен щиту. Постящемуся ниспосылаются наслаждения двух видов: первое – когда он прерывает пост, и второе – когда в Судный День он предстает перед Всемогущим Аллахом.
2.170. Люди спросили посланника Аллаха, что делать в том случае, если, забыв о том, что он соблюдает пост, человек поел или попил.
– Если это было сделано по забывчивости, – сказал посланник Аллаха, – пусть продолжает поститься, потому что Всемогущему Аллаху было угодно даровать ему еду и питье.
2.171. Однажды в месяц Рамадан к пророку Мухаммеду подошел мужчина в бедной одежде и скорбно воскликнул:
– О посланник Аллаха! Я погубил себя, и меня ждет Огонь!
– Что же ты натворил? – спросил его пророк.
– Ох, я не выдержал и вошел к своей жене во время поста!
Пророк ненадолго задумался, а потом спросил:
– Можешь ли ты выкупить человека из рабства?
– Нет, о посланник Аллаха, – отвечал ему согрешивший, – я бы рад, но у меня нет таких денег.
– Ладно, – сказал пророк, – а сможешь ли ты держать пост два месяца кряду?
– Нет, о посланник Аллаха, – отвечал ему согрешивший, почти потеряв всякую надежду на спасение, – боюсь, что у меня не хватит сил.
– В состоянии ли ты накормить шестьдесят бедняков?
– Нет, – еле слышно прошептал тот.
Тогда пророк велел принести ему большую корзину с финиками, а когда ее принесли, он обратился к бедняге и сказал:
– Возьми эти финики и раздай в качестве садаки.
Согрешивший встрепенулся и спросил:
– Кому же мне их раздать, о посланник Аллаха?
– Тем, кто беднее тебя, – сказал пророк.
– Но во всей Медине не найдется семьи, которая была бы беднее моей! – воскликнул тот.
Услышав этот ответ, пророк Мухаммед рассмеялся и сказал:
– Тогда поспеши домой и накорми свою семью.
2.172. Женщина не имеет права поститься без разрешения мужа, если только он не находится в длительной отлучке.
О том, как отвечать добром на зло
2.173. Пророк Мухаммед неустанно повторял, что нельзя причинять людям зло, равно как нельзя отвечать злом на зло.
– Прощайте тех, кто злодействуют против вас. Идите к тем, кто обижен на вас, и делайте добро тем, кто причиняет вам зло. Всегда говорите правду, даже если она обернется против вас.
Источник статьи: http://quotesbook.info/parables/writing/KHadisy-o-dostojjnom-povedenii-(prodolzhenie)