Распределите праздники по временам года

СЛАВЯНЕ

Праздники времен года

К языческому культу относится и ряд празднеств и обрядов, исполнявшихся в различные времена года. Отчасти эти празднества были связаны с культом умерших предков, и в основе их лежало почитание предков, но большей частью это были празднества космологические, посвященные окончанию зимы и приходу весны, зимнему и летнему солнцестоянию, окончанию полевых работ, и возникали они, как правило, в связи с обстоятельствами хозяйственного порядка. Шла ли речь о наступлении весны, о солнцестоянии или о начале зимы — всюду за этим скрывались причины хозяйственного порядка, побуждавшие народ к тому, чтобы определенными обрядами и молитвами обращаться к тем духам и богам, которых именно в этот момент приходилось принимать во внимание.

Прежде всего это было солнце, оказывавшее решающее значение на жизнь и хозяйство древних славян. Отсюда и возникло ведущее значение солнечных богов и годовых празднеств, связанных с определенными временами года, особенно началом весны, когда солнце оживляет природу, затем периодом летней и осенней уборки урожая, которым солнце, по представлению славян-язычников, завершало свои хозяйственные функции. А обряды, сопровождавшие эти празднества, являлись не чем иным, как актами колдовства или магии, цель которых заключалась в том, чтобы оказать влияние на космические силы и получить богатый урожай. Вместе с тем необходимо отметить, что древние источники об этих культах говорят очень мало, и мы можем судить о них главным образом по тому, как они отложились в историческом и современном славянском фольклоре. Однако этот вопрос не разработан еще настолько, чтобы мы могли сказать, что в современные обряды и празднества перешло из языческих верований славянства, что уже в древнее время перешло из чужеземных культов и что, наконец, привнесено в эти празднества уже позднее в историческое время.
К группе зимних празднеств относится прежде всего коляда (koleda), то есть хождение от дома к дому с наряженной фигурой. Хождение сопровождается соответствующими песнями и поговорками. Коляда упоминается у славян уже в языческий период, но по своему происхождению этот обряд не славянский, а является заимствованным из Рима новогодним празднеством colendae, из названия которого и образовалось славянское коляда. Празднества эти проникли к славянам еще до принятия христианства, но пережитки их сохранились и по сегодняшний день, причем определенные римские календы, о чем свидетельствуют различные обряды, в частности в России, например обряд, называемый усень, овсень, слились с остатками каких-то славянских празднеств в честь зимнего солнцестояния. Другой древний обычай и праздник, известный под названием крачун и широко распространенный среди славян, засвидетельствован на Руси уже в XII веке. Но и он, по всей вероятности, такого же происхождения, как и коляда, а название его образовалось, по-видимому, от латинского creatio — рождение Пана Бога Крачуна, Коляды или Усена в славянской мифологии не было; все это лишь наименования празднеств.
К весенним празднествам относится главным образом «вынесение смерти», которое у западных и восточных славян называлось Марена (чешск. Маржена, наряду с Морена, польск. Саржана, укр. Марена) До сих пор у всех славян, но главным образом у западных и восточных, в первые дни весны делают фигуру из соломы (местами используют небольшое деревце), которую с песнями проносят по селению и бросают в воду. Этот обряд, хотя непосредственно он нигде не засвидетельствован, несомненно, был известен уже в языческий период и распространен почти у всех славян, а чешские и польские источники XIV и XV веков упоминают о нем как об очень древнем языческом обряде. Обряд вынесения Марены — смерти, — бесспорно, связан с уходом зимы и приходом весны и скорее всего является пережитком жертвоприношений, приносившихся весенней воде, освободившейся от льда. Жертва, приносившаяся воде и называвшаяся Марена, первоначально была настоящей и лишь позднее заменена чучелом. Никакой богини Марены в том смысле, в каком это истолковывает Длугош, не было.
Более богатой является группа летних празднеств, так как на летний период падало наибольшее количество сельскохозяйственных работ и летнее солнцестояние в условиях теплой погоды давало больший простор для различных игр и развлечений на лоне природы, чем холодное зимнее солнцестояние. Празднества, связанные с солнцестоянием, действительно заметно выделяются среди других. Они полны шумного веселья и танцев, и главным действием в них являются прыжки через огонь (очевидно, с целью очищения), а затем различные гадания, а кое-где и какие-то драматические сцены, аналогичные утоплению Марены, то есть вторичное умерщвление или захоронение символической фигуры, носившей различные названия. Подобные известные под различными названиями празднества в период солнцестояния, чаще всего накануне праздника Иоанна Крестителя (23-24 июня), издавна отмечаются у всех славян; на Руси мы знаем праздник купало (либо во множ. числе купалы), в Польше — соботка, в Чехии — купадло, в Словакии — купадло, вайануо (vajanuo), у словинцев — крес, у сербов — Ивандан или крес, у болгар — Иван-ден и т.д. Празднества, которые сопровождались не только плясками и весельем, но и драматическими представлениями захоронения чучела, имели место в России в день Купалы. В отдельных местностях вместо Купала фигурируют Ярила, Кострома, Кострубонка, у болгар — Калоян, Скалоян (и Герман). Однако подобное драматическое действие, по всей вероятности, не относилось к собственно купальскому празднеству, которое поэтому значительно различается как хронологически, так и по своей форме. В нем также явственно различимы влияния греческих и восточных культов.
В остальном же эти празднества носят древний характер и косвенно засвидетельствованы уже в XI—XII веках, о чем можно судить по тому, что летописец Козьма Пражский и биограф епископа Оттона Бамберского упоминают о больших языческих празднествах у чехов и поморян, происходивших в июне (Троицын день). Названия купало и соботка впервые появляются только в XIII веке, но уже с этого времени мы можем проследить их вплоть до сегодняшнего дня.
Значение этих празднеств не вполне ясно, однако в основе их, видимо, лежало чествование природы в момент ее наибольшего рас цвета, накануне сбора урожая, а с этим, по всей вероятности, были связаны и сильные эротические эмоции, которыми эти празднества сопровождались и которые накладывали на них отпечаток древнего гетеризма. К купальским празднествам как по времени их празднования, так и по характеру относятся и празднества русальные (празднества роз).
Как под влиянием римских росалий (rosalia, pasha rosarum) возникли у славян эти празднества, в основе которых лежало олицетворение предков, я уже упоминал выше. У южных славян из росалий возник праздник, называвшийся ружичало (дружичало). Подобно этому и русская радуница возникла от греческого; затем возникли представления о русалках и, наконец, и летние праздники, распространенные среди всех славян и называвшиеся русалие, рисале, русадла, которые, несомненно, являются не чем иным, как римскими росалиями. Римско-эллинистическое влияние здесь в принципе бесспорно. Нельзя лишь сказать пока, что в нынешних формах русалий является по своему происхождению заимствованным, а что — частью какой-то собственной обрядности, с которой праздник росалий слился.

Читайте также:  Праздник для ребенка 3 года что делать

Основным мотивом празднества повсюду является вождение наряженной девушки (живой или чучела) и маскарад со звериными масками, сопровождающийся разговорами, песнями, плясками и символическим сражением. Такие русальные игрища известны на Руси уже в ХІ-ХІІ веках. Они представляли собою эксцентричные народные игры, против которых ожесточенно, но, разумеется, безуспешно выступала церковь. Известны они и на Балканском полуострове, где большое исследование о русальных игрищах опубликовал в 1920 г. М. Арнаудов, а также в Чехии, Моравии в Словакии, где они упоминаются еще в конце XVI века.
Последней большой группой летних и осенних обрядов были в языческий период все обряды и празднества, связанные с уборкой урожая и вообще с окончанием всех сельскохозяйственных работ. Таких обрядов у славян и по нынешний день много, а что они существовали уже и в языческий период, мы видим по празднику Святовита в Арконе, описанному Саксоном Грамматиком. Праздновался он один раз в год, по окончании жатвы, и жрец Святовита после многих жертвоприношений предсказывал по количеству вина в чаше, находившейся в руках бога Святовита, урожай на будущий год. Этими праздниками, очевидно, заканчивался сельскохозяйственный сезон и серия просительных и магических актов, с которыми древний славянин обращался к богам, дарившим хороший урожай. Частично эти акты удержались и по нынешний день.

Источник статьи: http://www.ruistor.ru/slavyane_yazychestvo_013.html

Конспект занятия «Календарь народных праздников»

Цель данного мероприятия — ознакомить обучающихся с календарными народными праздниками, познакомить с видами календарей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Календарь народных праздников»»

Методическая разработка открытого занятия

по предмету «Народный календарь»,

педагога дополнительного образования Губаревой Е.А.

Тема «Календарь народных праздников», 1 г.о.

Цель занятия: познакомить обучающихся с календарными народными праздниками

Обучающие:
формировать знания о народных праздниках, познакомить с видами календарей.
Развивающие:
развить творческие, познавательные способности;
развить фантазию;

Воспитательные:
воспитать уважение к народным традициям;
воспитать нравственно – эстетическое отношение к истории культуры.

Планируемые результаты:
•иметь представление об истории праздников;
•знать важные даты народного календаря;
•развивать навыки индивидуальной, групповой работы;
• учиться творчески воспринимать задания, развивать воображение.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма организации работы: групповая, индивидуальная

Возраст:8-10 лет (1 год обучения)

Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал, записи русских народных песен, календари, толковый словарь С.И.Ожегова.

1. Организационный этап.

-Здравствуйте, дорогие ребята. Рада вас видеть.

Все собрались на занятие и можно начинать.
2. Подготовительный этап.

Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня к нам в гости пришел необычный мальчик. Вы, его, наверное, узнаете.
Жили в городе Цветочном
Малыши-коротыши.
Пулька верный был охотник,
Тюбик лето рисовал,
Цветик – тот еще работник!
Он стишата сочинял.
Ну а этот – самый умный,
В черном-черном пиджаке.
Он придумал шар воздушный
И на нем же улетел. (Знайка) Слайд№2.

Работа с презентацией.

Знайка нам будет помогать сегодня на занятии. Но и спрашивает он строго! А вот его первое задание:

Слайд№3.
Отгадайте загадку:
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
А что это за 4 синицы в каждом гнезде? (недели)
О каких 12 гнездах идет речь? (о месяцах)
Где все это хранится? (Календарь).

-Знаете ли вы откуда произошло слово «календарь»? и что оно означает в словаре?

Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

(Поисковая работа в группах)

Группируемся по 3-4 человека, ищем, что означает слово «Календарь».(зачитывают)

Слово «календарь» происходит от латинского слова «calendarium» (календарь). То есть слово появилось в Римской республике (ещё до нашей эры). В римском календаре не было привычных нам чисел месяца. Но были фиксированные точки — календы, иды, ноны. Календа — первое число месяца. Происходит от слова «calo» — объявлять, созывать, провозглашать. В Древнем Риме понтифик, ответственный за слежение за ходом времени, оглашал начало нового месяца.

По первым числам месяцев платились проценты по долгам и возвращались сами долги.

Первоначально словом «calendarium» или «calendarii liber» называлась «долговая книга». А позднее им стали называть сам календарь (месяцеслов).

Обратимся к Знайке, посмотрим, что скажет он.

Слайд №4.
В Древнем Риме первый день каждого месяца назывался «календа». Отсюда произошло слово «календарь».
Спасибо, Знайка. Наши ответы совпадают.
Бывают разные календари: обычные гражданские календарики; календари, отражающие государственные, профессиональные, православные праздники.

И по форме бывают разные.

Подскажите, какие? (перекидные, листовые, отрывные, в форме книжки)

гражданскому календарю живут все люди на нашей планете. Он точно указывает даты.

По религиозному календарю узнают про церковные праздники.

А раньше был один календарь, народный.

В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.

Читайте также:  Сценарий для праздника миньоны

Народный календарь складывался веками. Сначала люди передавали знания устно. Но позже стали появляться деревянные календари – «знатники». На них делали зарубки, которые указывали, «когда сеять, когда жать, когда праздники встречать».

3. Основной этап

Изучение нового материала.
Праздников было много.

-Хотите узнать о них?

(Цель) Сегодня мы с вами познакомимся с календарными народными праздниками, которые празднуют и сейчас.

Многие народные праздники посвящались божествам. Потому что главное отличие народного праздника – вера в магию, в чудо. Нужно было обязательно совершить определенные обряды, чтобы божество помогало. А сами праздники называли «днями силы».

Словарная работа. Работа в группах. (группы уже созданы)

Что такое обряд? Как вы можете объяснить значение этого слова?

Ищут в толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «обряд»

Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции.

Ищут в толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «традиция»

Традиция — Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту

Традиция То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

Праздники делились по временам года:

Все они богаты обрядами, традициями

Работа с презентацией.

1 группа праздников. Зимние праздники
Слайды №5. Новый год. 1 января. Неизменный атрибут праздника – елка. По сложившейся традиции, елочку украшают яркими игрушками. Еще одна замечательная традиция праздника – пышный и богатый стол. Всем дарят подарки. Фейерверки и бенгальские огни – тоже замечательный обычай встречи Нового года.
Слайд №6. Рождество. 7 января. Верующие в этот день приходят в церковь на молитвы в честь рождения Иисуса Христа. В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают деньги или конфеты .
Слайд №7. Крещение. 19 января один из главных христианских праздников. Главным символом праздника Крещения является вода. Накануне праздника мужчины вырезают на льду прорубь в виде креста. Над речкой возле креста происходит обряд водоосвящения. Считается, что в этот день, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, смывать накопившийся негатив.
Слайд №8. Сретение Господня. 15 февраля. Считалось, что в этот день весна встречалась с зимой. Как говорится «Какова погода на Сретение, такова будет весна»; «На Сретение снежок — весной дожжок», «На Сретение капель – урожай пшеницы». Приход весны связывали с прилетом птиц, так как верили, что именно они приносят весну с собой.


2 группа праздников. Весенние праздники
Слайд №9. Масленица. Самый шумный, самый веселый народный праздник. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Нужно было разбудить природу от долгой зимней спячки. Поэтому на масленицу было принято устраивать шумные гуляния.
Главный обряд на Масленицу – сжигание чучела. Чучело плели из соломы, оно изображало зиму. В начале масленичной недели чучело встречали, а в последний день Масленицы его сжигали. Это был символ того, что зима закончилась.
Гуляния устраивали пышные, шумные. Все выходили на улицу, пели, танцевали, девушки водили хороводы, а парни устраивали кулачные бои, соревнуясь в силе и ловкости.
Главное блюдо на Масленицу – блины. Блины на Масленицу – главное и обязательное угощение. Как вы думаете, почему?
(Блин похож на солнце)
Праздновали Масленицу целую неделю. И каждый день имел свое название.
Слайд №10. Благовещение. 7 апреля. Говорили, что «на Благовещение весна зиму поборола». В этот праздник существовал обычай выпускать на волю пойманных в сети птиц — так отмечали приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу. На праздник Благовещения считалось большим грехом заниматься делами, говорили, что «на Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет».
Слайд №11.Вербное воскресение. Отмечалось за неделю до пасхи. В этот день, как и теперь, срезают распустившиеся к этому времени ветки вербы и освящают их в церкви. Считалось, что ветка вербы укрепляет здоровье и помогает расти детям. Вербой хлестали детей и приговаривали: «Верба красна! Бей до слез, будь здоров! Как верба растет, так и ты расти!»
Слайд №12. Пасха. Главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.
Еще на пасху встречали Солнце. мало кто не слышал, что на Пасху солнышко играет.
По убеждению крестьян, если солнышко появляется на чистом небе и ‘трепещется’, то это хороший знак – к удачному году, урожаю, достатку, здоровью и счастью, радостным и многочисленным свадьбам; если же солнышко не показывается (прячется в тучах) или не ‘играет’ – год будет плохой, неурожайный, несчастный.
На Пасху в России красят яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни.
На Пасху пекут вкусные куличи и пасхи. А потом их относят вместе с крашеными яйцами в церковь и угощают ими друг друга.
Слайд №13. Красная горка. После пасхальной недели начинались весенние праздники. Весну и красное солнышко было принято встречать в первое воскресение после пасхи на горе. Горы и холмы издревле почитались как священные, а красный цвет воспринимался как цвет солнца и радости, поэтому праздник воскресшей весны получил название «Красная горка». На Красную горку выбирали ближайший к селу пригорок, на котором уже сошел снег, и появилась первая зелень. На этом пригорке устраивали гуляния, а детишки в качестве развлечения катали с него крашеные яйца. Да и взрослые частенько участвовали в этой потехе, наделяя ее сакральным смыслом. Считалось, что тот, чье яйцо скатится с горки ровно и останется при этом целым и невредимым, весь год будет счастлив, у него все будет спориться, ему не грозит неурожай, болезни и другие неприятности. А для совсем малых ребятишек, которым еще рано было участвовать в гуляниях, своеобразные горки строили прямо дома или во дворе – ставили небольшой чурбачок и к нему прислоняли либо доску, либо выдолбленный из толстого сука желобок.

Читайте также:  Национальный праздник французы отмечают тест ответы

3 группа праздников Летние — осенние праздники
Слайд №14. День святой Троицы. Через 50 дней после Пасхи. Троицкая неделя называлась зеленою, и в это время дома и улицы украшали березками и цветами. В народе праздник считается началом лета и связывается с окончанием посевной. Его называют «Велик день».
Слайды №15. Иван Купала. 7 июля. Этим днем открывались массовые купания в реках и озерах. Принято в этот день обливать всех водой. И никто не сердился. А самое интересное начиналось ночью. Эта ночь – самая короткая в году. И наши предки верили, что в эту ночь оживает вся нечистая сила: бесы и черти, ведьмы и оборотни. Поэтому спать было нельзя. Все отправлялись в лес или поле и начиналась славная купальская ночь. Старики разводили костер. И не просто зажигали его от свечи, а добывали огонь трением деревяшек. Такой огонь считался священным и отпугивал нечистую силу. А молодежь потом устраивала игры возле огня. Обязательными считались две игры: прыжки через огонь и горелки. Девушки в эту ночь гадали на суженого. Они плели венки и пускали их по реке. Считалось, что если венок поймает юноша, быть ему женихом.
Слайд №16. Ильин день. 2 августа. С Ильиным днем связывали уход лета. Начиная с 2 августа день становился все короче, а ночи длиннее, темнее и холоднее. С этого дня, согласно народным приметам, перестают кусаться комары. Также с этого дня начинают желтеть листья на деревьях. По традиции, Ильин праздник является последним днем, когда можно купаться в водоемах. Считалось, что с этого дня вода становится холоднее.
Слайд №17. Покров Пресвятой Богородицы. 14 октября. Обычно в день Покрова на земле выступал первый иней и в народе день Покрова считается днем встречи осени и зимы. Интересно, что именно с Покрова, звери, например медведи, впадают в спячку.

Мы познакомились с календарными народными праздниками.


Физкультурная минутка. «Погодные явления»

Осенью часто меняется погода. Бывает, что за день погодные явления поменяются не один раз: то солнце, то дождь, то гроза, ветер, то снова солнце.

Если я скажу: «дождь» — хлопаем в ладоши,

«солнце» — руки вверх,

«гроза» — топаем ногами,

«ветер» — руки вверх, машем руками.

4. Проверочный этап.

– А теперь давайте посмотрим “ Календарь народных праздников и дней рождений обучающихся нашего объединения”, который подготовила я вам.

Этот календарь не совсем оформлен. Ваша задача – дооформить его, т.е. нужно отметить на нем народные праздники по временам года: зима, весна, лето, осень, с какими мы сегодня познакомились и свои дни рождения.

Календарь мы будем делать в виде ели. Елку мы «украсим» народными праздниками. Ведь скоро новый год!

Для изготовления календаря нам понадобится: разноцветные круги из бумаги, диаметром 10 см, клей ПВА, степлер, фломастеры, ручки.

Делимся на 3 группы в соответствии с делением народных праздников. 1-я группа-3 человека – зимние праздники,

2-я группа – 3 человека – весенние праздники,

3-я группа – все остальные – летние — осенние праздники.

Вспомним ТБ при работе с ножницами, клеем.

Педагог раздает подготовленный материал.

Дети вместе с педагогом просматривают и обсуждают «страницы» календаря, оформляют, звучит спокойная народная музыка.

Поэтапность выполнения практической работы:

Вырезаем круги из цветной бумаги, склеиваем (крепим степлером) в виде конуса

Прикрепляем конусы к ели-календарю ( зимние праздники – голубой цвет, весенние праздники – зеленый цвет, летние праздники – красный цвет, осенние праздники – желтый цвет)

Помещаем в кармашки-конусы листочки с названиями народных праздников в календарной последовательности.

1-я группа заполняет первый ряд – зимние праздники

2-я группа заполняет второй ряд – весенние праздники

3-я группа заполняет третий и четвертый ряды – летние – осенние праздники

Индивидуальная работа (после выполнения задания в группах):

На листочках написать свой день рождения и вложить в соответствующий кармашек времени года.

(подведение итогов практической работы)

— У нас получился “ Календарь народных праздников и дней рождений обучающихся нашего объединения”

5. Подведение итогов.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Что было вам интересно?
Что мы сегодня сделали?

6.Рефлексия «Дерево успеха».

Дополнительное украшение календаря:

Обучающиеся берут 1 кружочек из трех предложенных и крепят на календаре народных праздников и дней рождений обучающихся.

Зеленый кружочек означает, что всё было понятно. Работа получилась, всё удалось.

Жёлтый кружочек – не всё понятно из новой темы, работа не совсем получилась.

Красный кружочек – занятие не понравилось, было не интересно, работа не получилась.

(подведение итогов по рефлексии)

– Сделать свой “Народный календарь”. Это может быть, например, календарь примет, профессиональных праздников. Можно опираться на помощь родителей, дедушек, бабушек.

– Спасибо за работу.

В дальнейшем мы подробно познакомимся с каждым народным праздником.

Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост. Вступ.ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой; Ил.Е.М.Белоусовой.-М.: Правда. 991.-496с., ил.

Толковый словарь С.И.Ожегова, 1997.- 489с.

Панкеев И.А. Русские праздники. М.: Яуза, 1998. – 256с.

Шпикалова Т.Я. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.метод.пособие:В 2 ч. М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2001. с.272.

Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М.:Просвещение, 2003. – 176с., ил.

Русский быт. Для среднего школьного возраста. Серия « история России» Изд. «Белый город» М. 2012.

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-kaliendar-narodnykh-prazdnikov.html

Оцените статью
Adblock
detector