Развитие речи мои любимые праздники

Речевое развитие (Развитие речи) «Народные праздники на Руси: Масленица»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Речевое развитие(Развитие речи) «Народные праздники на Руси: Масленица»

Скачать:

Вложение Размер
nodnarodnye_prazdniki_na_rusi_maslenitsa.docx 16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Народные праздники на Руси: Масленица»

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Цели: познакомить с историей народного праздника «Масленица»; развивать мышление, умение объяснить смысл пословиц, расширять словарный запас, воспитывать умение дружить, милосердие.

Планируемые результаты: умеет связно, последовательно и выразительно высказывать свою точку зрения, выражает свои эмоции, рассуждает и дает необходимые пояснения,, с интересом разгадывает загадки.

Материалы и оборудование: ширма, кукла – бабушка, блины, сундучок, сова, кукла пряничная, канат, музыкальные инструменты.

Содержание организованной деятельности детей

Ведущий: в чистом поле, в широком раздолье стоит деревенька ни мала, ни велика. Там живет бабушка — Забавушка. Много она всего знает: и сказок, и песен, да и праздников народных. Заглянем –ка и мы к ней в гости да спросим как в старину праздники справляли.

( из-за ширмы появляется бабушка – Забавушка)

2. Основная часть

Забавушка: Ой, здравствуйте, милые мои. Про старину говорите? Что же, слушайте! Отгадайте –ка загадку:

— Я – символ солнца румяный

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, ктоя такой,

Оладушек мой брат родной. ( Блин)

Забавушка: Верно, дети! А кто из вас знает, на какой праздник пеклось много блинов?

Забавушка: Да. Этот праздник называется Масленица. Этот исконно русский праздник. Семь дней люди веселятся: поют песни, пляшут, играют. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.

Нашу землю согрей.

Поскорей, не робей.

Нас, ребят обогрей,

Холод – зиму прогони!

Ведущий: На праздник Масленицы ни одно застолье не обходилось без блинов. Блины ели с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами ,икрой – всего и не перечислишь. Ребята, а вы знаете, что блин – это символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

Забавушка: Что же мы все говорим про веселье? Пора веселье начинать. Знаете, как говорится в народе: делу – время, а потехе – час. Есть у меня сундучок заветный, в который я собираю волшебные предметы. Они мне подсказывают во что играть будем. (открывает сундучок, достает пряничную куклу).

Ведущий: Что это за кукла,бабушка – Забавушка?

Забавушка: Это моя любимая кукла, Маняша, я её сама сделала из тряпочек. Если я её достаю, значит играть мы сейчас будем в тихие игры.

Ведущий: А разве можно играть и не кричать?

Забавушка: конечно, можно! Когда я была маленькой,то любила игру «Цапки». Сейчас мы в неё и поиграем. ( ведущий вытягивает руку ладонью вниз , каждый играющий ставит указательный палец)

Под горячие блины.

( при слове «Цапа» все быстро убирают пальцы, а ведущий сжимает ладонь. Чей палец схвачен – выбывает из игры. И так до последнего игрока).

Забавушка: Понравилась вам моя игра? Заглянем – кА в мой сундучок (достает сову). Ага, встаем в круг и повторяем все движения и слова за мной:

Летела сова (машут руками).

Веселая голова (повернули головы вправо, потом влево, улыбнулись)

Она летела, летела ( машут руками)

И на дубок с ела ( присели)

Хвостиком повертела ( помахали воображаемым хвостиком)

По сторонам поглядела (посмотрели по сторонам)

И опять полетела (махая руками, пошли по кругу в одну сторону).

Ведущий : Понравились нам твои игры Забавушка. Умели веселиться на Руси во время Масленицы. А ещё все очень любили покататься на санях с горы, покружиться на гигантских каруселях. Дети, покружимся на карусели.

Забавушка: В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело – символ зимы. Так провожали зиму до следующего года. А ещё добры молодцы и красны девицы любили силушкой помериться. Перетягивали канат, гири поднимали. А вы померяетесь силушкой?

Ведущий: Конечно! Мы тоже любим такие игры.

Игра «Перетяни канат»

Забавушка: Спасибо вам, дети, давно я так не потешалась. Вспомнила свое детство, на вас поглядела, вашей дружбе да веселью поучилась.

Ведущий: Дети, а вы знаете, что последний день Масленицы называется «прощеное воскресенье». Все просят друг у друга прощения. Кляняются в ноги. А в ответ слышат «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.

Забавушка: А на Масленицу напекла я вам блинов,

Аж на сорок пять столов.

Ешьте ,не стесняйтесь,

Блин тебе, блие ему

И гостям по одному!

3. Продуктивная деятельность

Ведущий: Спасибо. Забавушка! А мы тебе песню про блины споем.

Мы блины давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои. (2 раза 2 последние строчки)

Как на Масляной неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой блиночки мои. ( 2 раза)

Забавушка: Веселая песня, мне понравилась . но пора домой собираться. Пойду ещё искать волшебные вещи в свой сундучок, чтобы вас навестить, в новые игры поиграть. До свидания, дети!

Ведущий: Спасибо тебе, Забавушка, за угощение, игры веселые. Будем ждать тебя ещё в гости! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей для ширмы-передвижки — праздники на Руси, Масленица.

Цель: знакомство детей с русскими народными праздникамиЗадачи:1.Познакомить детей с историей праздника2.Сформировать представления о русских традициях и обычаях3.Развивать интерес детей к празднику и .

Занятие по развитию речи «Народные промыслы».

Конспект НОД по развитию речи (народной культуре) «Сошью Дуне сарафан» для детей 3-4 лет.

Познакомить детей с народным праздником волжских татар — Сабантуй. Обогащать словарь детей,вызвать интерес к этому празднику, формировать партиотические чувства через художественное слово,музыку, любо.

материал содержит подборку бесед, народных подвижных игр, сюжетных игр, дидактических игр занятий.

Консультация для родителей. «Праздник на Руси, Масленица&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/09/28/rechevoe-razvitie-razvitie-rechi-narodnye-prazdniki-na-rusi

Тема: «Любимый праздник Новый год»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Любимый праздник Новый год»

Цель: упражнять детей в умении вести диалог, отрабатывать правильное и отчетливое произношение слов; пополнять словарный запас, развивать связную речь, звукопроизношение; учить детей составлять описательный и сюжетный рассказ о зимнем времени года, новогоднем празднике; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, под, около.

Материал : Магнитная доска, картинки (новогодняя тема), мягкие кубики.

Ход занятия: организационный момент

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю! Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля!

Воспитатель: наши язычки тоже проснулись и готовы поиграть, делая гимнастику. Артикуляционная гимнастика: «Дудочка» (дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой, упражнение вырабатывает движение губ вперед);«Зайчик» (зубы сомкнуты, верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы, упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз); «Откусим пирожок» (улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка).

Воспитатель: Дети вы помните к какому празднику мы готовимся в садике и дома?

Дети: Да, к Новому Году!

Воспитатель: А давайте мы с вами сегодня расскажем какие вы помощники у нас. И чтобы вам было легко рассказать мы рассмотрим с вами картинки, на которых мы увидим….Воспитатель выставляет на мольберт первуюкартинку «Мальчик украшает с родителями елку», дает возможность рассмотреть ее. Затем спрашивает:
– Кто изображен на картине? Что делает мальчик?

Дети: На картинке изображен мальчик с папой …….(ребенок составляет сюжетный рассказ по картинкам, употребляя в своем рассказе предлоги: в, на, под, около)

Воспитатель: А теперь давайте встанем и друг за другом пройдем к нашей елочке(дети вместе с воспитателем подходят к елке, на ней ,под ней ,около нее, находятся новогодние игрушки различных форм, и разного цвета).Воспитатель задает разные вопросы употребляя пространственные предлоги , дети должны определить расположения данных игрушек с помощью пространственных предлогов.

Дети: дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Давайте теперь внимательно рассмотрим мальчика. И прежде чем мы начнем нам нужно придумать для него имя. А поможет нам наш веселый кубик. Игра « придумай имя» (воспитатель с детьми походит к столу ,на котором находится мягкие кубики с изображением букв, дети бросают их по очереди , ребенок должен придумать имя на ту букву которая ему выпала, каких имен будет больше ,то и выбираем). Далее вместе с детьми продолжаем рассматривать картину, воспитатель задает наводящие вопросы.

Физминутка под музыку: (дети становятся в круг с воспитателем)

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах ,отбивает каждый такт! Наклоны влево — вправо.

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. Дети садятся в глубокий присед.

Прокукует птичка время, снова прячется за дверью. Приседания.

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. Вращение туловищем вправо.

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. Вращение туловищем влево

А часы идут, идут, иногда вдруг отстают. Ходьба на месте.

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! Замедление темпа ходьбы.

Если их не заведут, то они совсем встают. Бег на месте. Дети останавливаются.

Воспитатель: Молодцы ребята. Ну, а теперь давайте вспомним : что мы сегодня делали? с каким мальчиком познакомились? что вам понравилось? что вам запомнилось ?

Дети : отвечают по очереди на вопросы!

Воспитатель: Дети наше занятие закончилось. До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Название проекта. «Наш любимый праздник Новый год».Актуальность: Все знают, что Новый год один из самых любимых и волшебных праздников, который ждут, готовят и отмечают как дети, так и взрослые. Новый.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАС ранних лет любой человек знает, что такое праздники и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению.Праздники это важны.

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рожден.

Итог проекта «Любимый праздник Новый год».

Конспект по развитию речи — составление творческого рассказа.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/12/16/tema-lyubimyy-prazdnik-novyy-god

Праздники как средство развития речи детей

Оксана Легкодымова
Праздники как средство развития речи детей

Мы знаем, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Проявление у ребенка внимания, интереса, стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений.

Особого внимания к себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь которого лишена радости, чахнет и физически и психически. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразно, уныло текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физические, так и психические; радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает.

В этом смысле надо отметить громадное положительное значение праздников. Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи. Недаром Пирогов в своей статье «Быть и казаться», написанной по вопросу о детский праздничных выступлениях, отмечает значение таковых для развития речи детей.

В подготовке к празднику должны соответственно возрасту и возможности участвовать сами дети. Под подготовкой к празднику мы подразумеваем обсуждение его содержания, организацию праздничной среды и систематизацию репертуарного материала. Совершенно недопустимы спешное разучивание материала, натаскивание детей, многочисленные репетиции. Материал для праздника накапливается постепенно в процессе годовой педагогической работы. Из имеющегося запаса перед праздником отбирается необходимое.

И подготовка к празднику во всех ее проявления, и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления детской самодеятельности и языка; но нас интересует главным образом центральный момент каждого праздника – предлагаемое детям зрелище, представление. При этом роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. В интересах их речевого развития значительно и то и другое. Организуя праздники, мы должны и тому и другому уделять время и внимание.

Что же мы можем предоставить детям-зрителям? Театральные сказки, концерты, литературные чтения с волшебным фонарем, сказочных героев.

Бывают случаи, когда материал, предлагаемый детям в виде куплетов, частушек, может только опошлить вкус детей.

Не менее значителен вопрос об участии самих детей в праздничных выступлениях. В интересах социального и речевого развития детей такие выступления имеют огромное значение.

Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Есть люди с богатым духовным содержанием, прекрасно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим надо бороться, развивать в детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.

Поэтому-то так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в общей беседе, что их словами все заинтересованы, что они рассказывают товарищам нечто, что может и должно их всех заинтересовать.

Но недостаточно выступить только перед своими товарищами. К ним дети привыкают и перестают их стесняться, нисколько не утрачивая в то же время робости в присутствии новой посторонней аудитории. Поэтому необходимо приучать детей читать и говорить перед публикой. С этой целью следует изредка организовывать чтение детей на детских праздниках, на которые приглашаются родители и знакомые.

Такие выступления детей уже практикуются и в детских садах и в школах, но организация их не всегда соответствует тем принципам, которыми при этом следует руководствоваться. Им придается характер излишней торжественности, исключительности, дети дифференцируются, выдвигаются избранники, развивается пустое тщеславие, с одной стороны, зависть-с другой. Эта внешняя отрицательная сторона дела убивает его внутреннюю сторону — развить во всех детях умение и потребность путем живого слова воздействовать на слушателя.

Всякий парад, всякая внешняя показная сторона, способствующая проявлению тщеславия, не должны иметь места. Выступать и читать должны все дети, без различия из свойств и способностей. Детей робких, застенчивых следует выдвигать в первую очередь. Необходимо соблюдать осторожность в расточении похвал, в манере порицания, чтобы не разжигать тщеславия и не задевать самолюбия.

Дети могут разыгрывать маленькие сценки, сказки, читать стихи, рассказывать, давать пояснения к картинам.

При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества. Составлять небольшие инсценировки по сказкам, рассказам, басням, по данным детской жизни не так уж трудно;требования к таким вещицам не слишком велики: были бы они понятны и интересны по содержанию и грамотны по изложению. Но мы никогда не должны забывать, что детский спектакль не театральное представление, в котором участвуют актеры, а методический прием, имеющий в виду детей. Участвовать в этих спектаклях должны все дети.

Первая категория праздников – сезонные: праздник весны, лета, осени, зимы. Оформления их может быть очень разнообразно и интересно, с привлечением различных видов детской деятельности и живого слова.

Вторая категория — праздники литературные, музыкальные, посвященные памяти и творчеству знакомых детям писателей, поэтов, композиторов; из нашей дошкольной практике мы можем назвать праздник Пушкина, повторяющийся каждый год, Некрасова, Глинки, Моцарта, Бетховена. На них выступают обычно и дети и взрослые.

Третья категория — праздники труда: посадка деревьев, цветов, сбор овощей, фруктов.

Четвертая категория – бытовые праздники: дни рождения детей, летом пикники – походы на природу.

Сюда же следует отнести случайные, мимолетные маленькие праздники.Детям накануне объявляется: завтра у нас будет праздник. Более тщательно наводится порядок, организуется «сладкий стол», снимаются обычные плановые занятия, и устраивается «театр»— час детской самодеятельности: чтение стихов, пение, пляски, игры. Старшие дети могут сами придумывать маленькие сценки.

Темы для таких инсценировок дети выбирают сами или их предлагает педагог: встреча двух друзей, в лесу (сбор грибов, ягод, отдых под дубом, у костра (дети разжигают костер, располагаются вокруг него, кто-нибудь рассказывает сказку) и т. п. Декорации никаких не требуется. Все воображаемое.

Сколько же праздников разного типа можно представить детям в году? Ответить на этот вопрос определенным числом нельзя. Сколько нужно. Это должен подсказать педагогический такт и чувство меры.

Праздники и праздничные выступления детей неизменно включают музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей, несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка.

Мы коснемся только одной стороны этого большого вопроса, а именно пения как фактора развития речи детей. Детям предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту должны быть предъявлены те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей, — абсолютной грамотности, по возможности художественности. Дети должны понимать смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица. Литературный текст песни должен быть разучен с детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество педагога и музыкального руководителя.

Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.

Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т. е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания.

Пением пользуются как методом борьбы с видами заикания, не являющимися неисправными. Но такая работа должна вестись специалистом.

«Эмоциональный комфорт детей в семье» • Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации. • Эмоции ребенка — это послание.

Конкурс «Шляпа, шляпка, шляпочка…» Основные задачи конкурса: — развитие эстетического вкуса; — преобразование объектов и материалов полученных в результате взаимодействия.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/prazdniki-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei.html

Читайте также:  Проект по теме государственные праздники
Оцените статью
Adblock
detector